РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
11 декабря 2017 года город Балтийск
Судья Балтийского городского суда Калининградской области Дуденков В.В., осуществляющий свою деятельность по адресу: <...>,
при секретаре Макаренко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" на постановление мирового судьи 1-го судебного участка Балтийского района Калининградской области от <...> вынесенное в отношении администрации муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи 1-го судебного участка Балтийского района Калининградской области от <...> администрация муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" (далее по тексту – "администрация города Балтийска") подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <...> рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – "КоАП РФ"), а именно: за выявленные <...> нарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, заключающиеся в: неосуществлении контроля за правильностью определения показателей риска чрезвычайных ситуаций и мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте в течение всего периода его эксплуатации; отсутствии документов прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также утверждённого и согласованного в установленном порядке паспорта безопасности муниципального образования; отсутствии плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В жалобе, поданной в Балтийский городской суд Калининградской области, законный представитель администрации города Балтийска ФИО1 ставит вопрос об отмене вышеуказанного постановления ввиду его незаконности и прекращении производства по делу. В обоснование своей жалобы ссылается на то, что мировой судья не дал надлежащую оценку тому обстоятельству, что администрация города Балтийска в установленном порядке передала свои полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера администрации Балтийского муниципального района, на которую возлагались обязанности по контролю хода реконструкции потенциально опасного объекта – склада хлора ВНС-2 и обеспечению мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Администрация города Балтийска не являлась организацией, эксплуатирующей склад хлора ВНС-2 как потенциально опасный объект. В результате проводимой реконструкции ВНС-2 склад хлора изменил своё назначение и стал гидролизной, где не используется в технологическом производственном процессе жидкий хлор. В паспорте безопасности МО "Балтийский муниципальный район" и в плане действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в МО "Балтийский муниципальный район" содержатся сведения и мероприятия в отношении муниципального образования городское поселение "Город Балтийск".
В судебном заседании защитник администрации города Балтийска ФИО2 настаивала на удовлетворении жалобы и полностью поддержала изложенные в ней доводы, дополнительно пояснив, что виновность администрации города Балтийска в совершении инкриминируемого правонарушения надлежащим образом не доказана.
Заслушав объяснения защитника администрации города Балтийска, тщательно проверив приведённые им доводы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, в том числе дополнительно представленные документы, судья не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения постановления мирового судьи по делу об административном правонарушении от <...>.
Частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ в числе прочего установлена административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из пунктов 8, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту – "Федеральный закон № 68-ФЗ") предусмотрены конкретные полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляемые ими самостоятельно.
В силу статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно части первой статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ органы управления, силы и средства органов местного самоуправления, обладающих полномочиями по решению вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, входят в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (часть вторая статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ).
В соответствии с частью третьей статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в числе прочего являются: разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Частью первой статьи 7 Федерального закона № 68-ФЗ предусмотрено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, проводятся заблаговременно.
В силу части второй статьи 7 Федерального закона № 68-ФЗ планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учётом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Согласно пунктам 6, 14 части 1 статьи 44 Устава муниципального образования городское поселение "Город Балтийск", принятого решением Балтийского городского Совета депутатов от 21.04.2009 № <...>, к полномочиям администрации города Балтийска относятся: организация и проведение мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования в соответствии с действующим законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования.
Как следует из абзаца четвёртого пункта 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № <...> (далее по тексту – "Положение от 30.12.2003"), координационным органом единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций системы на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.
В соответствии с абзацем пятым пункта 10 Положения от 20.12.2003 постоянно действующими органами управления единой системы на муниципальном уровне являются создаваемые при органах местного самоуправления органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Абзацем вторым пункта 16 Положения от 30.12.2003 предусмотрено, что привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях.
В силу абзаца первого пункта 23 Положения от 30.12.2003 проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы в числе прочего осуществляется на основе планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципальных образований.
Согласно пункту 1 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утверждённых приказом МЧС России от 28.02.2003 № <...> (далее по тексту – "Требования от 28.02.2003"), они предусматривают осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных объектах, на которых хранятся пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества и соблюдаются при: определении опасности чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий, организации работы по созданию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; организации работы по определению показателей степени риска на объектах экономики и территориях; управлении мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий от их опасных воздействий.
Требования предназначаются для применения органами, специально уполномоченными решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органах местного самоуправления (абзац пятый пункта 3 Требований от 28.02.2003).
Из абзаца второго пункта 6 Требований от 28.02.2003 следует, что при прогнозировании чрезвычайных ситуаций определяются показатели степени риска для населения в связи с возможными авариями на потенциально опасных объектах (потенциальный риск, коллективный риск, индивидуальный риск, риск нанесения материального ущерба).
В соответствии с пунктом 16 Требований от 28.02.2003 организация прогнозирования чрезвычайных ситуаций на объектовом уровне осуществляется органами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и комиссиями по чрезвычайным ситуациям объектов.
Пунктом 45 Требований от 28.02.2003 предусмотрено, что к основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения относятся разработка распорядительных и организационных документов по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также прогнозирование чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, определение и периодическое уточнение показателей риска чрезвычайных ситуаций для производственного персонала и населения на прилегающей территории.
В силу пункта 46 Требований от 28.02.2003 на потенциально опасном объекте разрабатывается план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 52 Требований от 28.02.2003 органы местного самоуправления осуществляют контроль за правильностью определения показателей риска чрезвычайных ситуаций и мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте в течение всего периода его эксплуатации.
Как следует из пункта 68 Требований от 28.02.2003, план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций относится к материалам, необходимым для оценки готовности потенциально опасного объекта к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 3 типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утверждённого приказом МЧС России от 25.10.2004 № <...> (далее по тексту – "Типовой паспорт безопасности муниципального образования"), паспорт безопасности территории муниципального образования разрабатывается для определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций и оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций.
Разработка паспорта безопасности территории муниципального образования организуется органом местного самоуправления (пункт 4 Типового паспорта безопасности муниципального образования).
Пунктом 7 Типового паспорта безопасности муниципального образования предусмотрено, что паспорт безопасности территории муниципального образования разрабатывается в двух экземплярах, один из которых остаётся в исполнительном органе власти муниципального образования.
При рассмотрении жалобы судьёй установлено, что на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области от 06.07.2017 № <...> должностные лица отдела регионального государственного надзора в области защиты населения от ЧС Департамента эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области: начальник ФИО5 и ведущий консультант ФИО6 в период с 12 июля 2017 года по 07 августа 2017 года провели внеплановую выездную проверку, по результатам которой составили акт проверки № <...> от 07.08.2017, содержащий следующие сведения: на территории муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" хранились ненадлежащим образом <...> баллона с химически опасным веществом "хлор", из которых <...> баллона были полностью заправлены, что указывает на наличие потенциально опасного объекта; администрация города Балтийска как орган местного самоуправления не осуществляла контроль за правильностью определения показателей риска чрезвычайных ситуаций и мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте в течение всего периода его эксплуатации; у администрации города Балтийска отсутствовали документы прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённый и согласованный в установленном порядке паспорт безопасности муниципального образования, а также план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д. 20–23, 28–32).
Предписание от 07.08.2017 № <...> содержит аналогичные сведения о нарушениях, допущенных администрацией города Балтийска в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и обязывает администрацию города Балтийска в срок не позднее 30 сентября 2017 года осуществлять контроль за правильностью определения показателей риска чрезвычайных ситуаций и мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте ВНС-2 "Склад хлора" в течение всего периода его эксплуатации, также в срок не позднее 10 октября 2017 года обеспечить наличие документов прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого и согласованного в установленном порядке паспорта безопасности муниципального образования, а также плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д. 33–37).
Из протокола об административном правонарушении № <...> от 29.08.2017, составленного начальником отдела регионального государственного надзора в области защиты населения от ЧС Департамента эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области ФИО5 (л.д. 7–11), следует, что администрация города Балтийска допустила следующие нарушения законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
- неосуществление контроля за правильностью определения показателей риска чрезвычайных ситуаций и мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте – ВНС-2 "Склад хлора" в течение всего периода его эксплуатации, что не соответствует пункту 52 Требований от 28.02.2003;
- отсутствие документов прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также утверждённого и согласованного в установленном порядке паспорта безопасности муниципального образования, что не соответствует статье 4 Федерального закона № 68-ФЗ, пункту 10 Положения от 30.12.2003, пунктам 1, 6, 16, 45 Требований от 28.02.2003;
- отсутствие плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что не соответствует пунктам 16, 23 Положения от 30.12.2003, пунктам 46, 68 Требований от 28.02.2003.
По сведениям, содержащимся в письменном сообщении Центрального управления Ростехнадзора от 05.06.2017 № <...> (л.д. 18–19), в муниципальной казне муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" имелся опасный производственный объект "Склад хлора водонасосной станции № 2", расположенный по адресу: <адрес>, и использующий баллоны с жидким хлором.
Письмо директора МУП "Балтвода" от 28.04.2017 № <...> (л.д. 154) свидетельствует о том, что на территории водонасосной станции № 2 в городе Балтийске находились <...> баллона из-под жидкого хлора, в том числе <...> баллона с хлором, которые создавали угрозу возникноваения опасности причинения вреда здоровью и жизни персонала ВНС-2 и жителям близлежащих домов.
Как видно из письма администрации города Балтийска от 10.07.2017 № <...> (л.д. 157–158), администрация города Балтийска предпринимала меры по организации утилизации баллонов из-под хлора, находившихся в городе Балтийске.
Согласно показаниям свидетеля ФИО5, содержащимся в протоколе судебного заседания от 16.10.2017 (л.д. 145–148), он как должностное лицо на основании информации, поступившей из Ростехнадзора, с предварительного согласия прокуратуры Калининградской области проводил внеплановую выездную проверку в отношении администрации города Балтийска, в ходе которой выявил факт ненадлежащего хранения на потенциально опасном объекте "ВНС-2", расположенном по адресу: <адрес>, баллонов с хлором, которые создавали угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. Администрация города Балтийска как орган местного самоуправления не выполнила обязанности в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в связи с наличием на территории муниципального образования потенциально опасного объекта, в том числе не осуществляла контроль в отношении потенциально опасного объекта, не обеспечила наличие утверждённого плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте, не имела документов прогнозирования чрезвычайных ситуаций, утверждённого и согласованного в установленном порядке паспорта безопасности муниципального образования. По результатам проведённой проверки администрации города Балтийска было выдано предписание об устранении всех выявленных нарушений, которое ею выполнено.
По показаниям свидетеля ФИО7, содержащимся в протоколе судебного заседания от 01.11.2017 (л.д. 199–201), с октября 2010 года он занимает должность начальника отдела по мобилизационной работе и гражданской защите администрации Балтийского муниципального района, к компетенции которого в числе прочего отнесено предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Балтийского муниципального района. На администрацию Балтийского муниципального района не возлагалось выполнение каких-либо мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в связи нахождением в городе Балтийске потенциально опасного объекта "ВНС-2" с хранившимся там баллонами хлора, а также контроль за правильностью определения показателей риска чрезвычайных ситуаций и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в отношении указанного объекта. В распоряжении администрации города Балтийска должен был находиться паспорт безопасности муниципального образования городское поселение "Город Балтийск".
Оценивая вышеуказанные доказательства в их совокупности, судья считает их достоверными, допустимыми и достаточными для обоснования выводов о наличии события административного правонарушения и виновности в его совершении администрации города Балтийска.
Приведённые выше показания свидетелей ФИО5 и ФИО7 последовательны и непротиворечивы, не содержат в себе предположений и догадок, включают сведения о конкретных юридически значимых фактах и событиях.
Изученные в судебном заседании документы являются хронологически последовательными, обстоятельными по содержанию и получены с соблюдением соответствующих требований законодательства об административных правонарушениях, а потому правомерно положены мировым судьёй в основу постановления о назначении административного наказания.
Как следует из части 2 статьи 26.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении, показания свидетелей и документы являются доказательствами по делу об административном правонарушении.
Все доказательства, на которых основано обжалованное постановление, согласуются между собой, дополняют друг друга и правильно оценены мировым судьёй как допустимые и достоверные.
Администрация города Балтийска не предприняла всех необходимых мер к соблюдению в 2015–2017 годах требований законодательства и надлежащему выполнению обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, несмотря на наличие для этого реальной возможности.
Таким образом, по итогам рассмотрения жалобы у судьи не возникло никаких сомнений в совершении администрацией города Балтийска административного правонарушения, заключающегося в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций техногенного характера в связи с ненадлежащим хранением на территории муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" множества баллонов с химически опасным веществом "хлор".
Доводы жалобы администрации города Балтийска опровергаются совокупностью исследованных доказательств и установленными обстоятельствами дела, а потому не могут ставить под сомнение законность и обоснованность обжалованного постановления.
Предписание от 07.08.2017 № <...> не признавалось в судебном порядке незаконным и, более того, было выполнено администрацией города Балтийска.
Устранение нарушений, указанных в акте проверки, предписании и протоколе об административном правонарушении, на момент рассмотрения жалобы не может повлечь отмену обжалованного постановления. Напротив, это обстоятельство свидетельствует о том, что на момент выявления правонарушения у администрации города Балтийска отсутствовали препятствия к надлежащему выполнению обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Ни в ходе проведения проверки, ни при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьёй администрация города Балтийска не представила паспорт безопасности муниципального образования "Балтийский муниципальный район", утверждённый 21 января 2011 года, и план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в муниципальном образовании "Балтийский городской округ" (Балтийский муниципальный район), утверждённый 03 января 2008 года (л.д. 219–229).
Соглашения об исполнении части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования "Город Балтийск" муниципальным образованием "Балтийский муниципальный район", заключённые начиная с 2013 года, не содержат конкретных полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, которые были переданы от администрации города Балтийска администрации Балтийского муниципального района. Указание в этих соглашениях лишь вопросов местного значения, по которым передаются полномочия, не даёт оснований считать, что администрация города Балтийска была освобождена от выполнения тех обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, которые предусмотрены Федеральным законом № 68-ФЗ, Положением от 30.12.2003, Требованиями от 28.02.2003.
Следовательно, в рассматриваемой правовой ситуации именно администрация города Балтийска как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления является надлежащим субъектом административной ответственности.
Противоправное бездействие администрации города Балтийска правильно квалифицировано мировым судьёй, рассмотревшим дело, по части 1 статьи 20.6 КоАП РФ. Законных оснований для переквалификации содеянного не усматривается.
Постановление о назначении административного наказания от 01.11.2017 вынесено мировым судьёй с соблюдением трёхмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
По своему содержанию обжалованное постановление мирового судьи в полной мере отвечает требованиям части 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
Административное наказание в виде штрафа назначено администрации города Балтийска с учётом характера совершённого административного правонарушения и других обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ, а его размер определён в полном соответствии с положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и санкцией части 1 статьи 20.6 КоАП РФ.
Проведённая проверка материалов дела об административном правонарушении показала, что мировым судьёй не было допущено существенных нарушений процессуальных требований, установленных законодательством об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении жалобы судьёй не установлено.
Каких-либо фактических данных, позволяющих признать совершённое административное правонарушение малозначительным и освободить администрацию города Балтийска от административной ответственности, из материалов дела не усматривается.
Оценивая совокупность исследованных доказательств, судья приходит к выводу о том, что обжалованное администрацией города Балтийска постановление мирового судьи от 01.11.2017 законно и обоснованно, а потому оно не подлежит отмене или изменению.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьёй 30.1, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
оставить постановление мирового судьи 1-го судебного участка Балтийского района Калининградской области от 01.11.2017, вынесенное в отношении администрации муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без изменения, а жалобу администрации муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Балтийского городского суда
Калининградской области В.В. Дуденков