Дело № 12-62/2018
РЕШЕНИЕ
г. Тейково Ивановской области 13 ноября 2018 года
Судья Тейковского районного суда Ивановской области Кочетков С.С. с участием защитника ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица - Муниципального казённого предприятия «Тейковское предприятие по благоустройству и развитию города» (далее - МКП «ТПБРГ» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Тейковского судебного района Ивановской области от 8 октября 2018 года о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Тейковского судебного района Ивановской области от 8 октября 2018 года МУП «ТПБРГ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ за то, что в нарушение п. «ж» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п. 6, 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» не выполнило предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а именно на предприятии не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
За данное административное правонарушение МКП «ТПБРГ» назначено административное наказание в виде административного штрафа с применением положений ч.ч. 3.2, 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ в размере 50000 рублей.
Законный представитель МКП «ТПБРГ» ФИО1., не согласившись с вынесенным постановлением, обратился в Тейковский районный суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях МКП «ТПБРГ» состава административного правонарушения. В своей жалобе указал, что вывод мирового судьи о виновности МКП «ТПБРГ» является ошибочным; сослался на Постановление администрации г.о. Тейково от 11 ноября 2013 года № 690, которым утверждена муниципальная программа «Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, гражданская оборона», в которой предусмотрен резервный фонд администрации в бюджете города на 2018 год в размере 500000 рублей; в связи с этим полагал, что с учётом особенностей правового статуса МКП «ТПБРГ», как предприятия, созданного и действующего для обеспечения муниципальных нужд, формирование финансового резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций было произведено за счёт резервного фонда администрации г.о. Тейково, размер которого считал достаточным для оперативной ликвидации последствий чрезвычайной ситуации; кроме того ссылался на положения п. 4 Порядка расходования средств резервного фонда администрации г.о. Тейково Ивановской области, утв. Постановлением администрации г.о. Тейково Ивановской области от 6 апреля 2016 года № 165, где указано на возможность их расходования на непредвиденные обстоятельства, в том числе на обеспечение жизнедеятельности города и оказание услуг населению в рамках полномочий городского округа и носящих чрезвычайный характер; полагал, что проверка МКП «ТПБРГ» проведена незаконно, в связи с ошибочным включением предприятия в Перечень сил и средств постоянной готовности 2 эшелона городского звена ТП РССЧ г.о. Тейково, откуда предприятие было исключено; в связи с этим полагал, что предприятие не обязано было создавать финансовый резерв для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Законный представитель МКП «ТПБРГ» ФИО1, будучи извещённым надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Принимая во внимание, что законный представитель МКП «ТПБРГ» ФИО1 извещён в соответствии с положениями ст. 25.15 КоАП РФ, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, нахожу возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя МКП «ТПБРГ» ФИО1
Защитник Разумов А.Г. в судебном заседании поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил её удовлетворить. В дополнение к жалобе просил рассмотреть вопрос о признании совершённого административного правонарушения малозначительным. В обоснование указанных доводов сослался на то, что: а) в МКП «ТПБРГ» создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, позволявший оперативно их использовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; б) состав вменённого МКП «ТПБРГ» административного правонарушения фактически состоял в отсутствии на предприятии счёта в банке и денежных средств на нём, выделенных на случаи возникновения чрезвычайных ситуаций; в) в администрации г.о. Тейково Ивановской области создан резервный фонд, средства которого могут быть потрачены на нужды предприятия в случае возникновения чрезвычайной ситуации; г) отсутствие финансовых ресурсов на момент проверки с учётом указанных обстоятельств не влечёт никаких общественно опасных последствий; д) предписание о создании вышеуказанных резервов выдано со сроком исполнения до марта 2019 года, что фактически подтверждает его доводы об отсутствии в настоящее время угрозы наступления указанных негативных последствий.
Заслушав мнение защитника, исследовав материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу положений абз. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (абз. 2 ст. 4 данного Федерального закона). При этом в силу абз. 3 и 11 ст. 4 названного Федерального закона к числу основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относится создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. «ж» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в обязанности организаций, в числе прочих, предусмотренных данной статьей, входит обязанность создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу положений п. 6 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» на каждом уровне единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Согласно п. 20 названного Постановления Правительства РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.
Принимая решение по делу об административном правонарушении, мировой судья обоснованно исходил из того, что фактические обстоятельства дела, свидетельствуют о совершении МУП «ТПБРГ» административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ. Имеющиеся в деле доказательства подтверждают тот факт, что в нарушение п. «ж» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п. 6, 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» МКП «ТПБРГ» не выполнило предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а именно не создало резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Соответствующий вывод мировой судья сделал на основе анализа имеющихся по делу доказательств, а именно: протокола № № об административном правонарушении, составленном в отношении МКП «ТПБРГ»; приказа Административного Департамента Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ№ о назначении плановой проверки МКП «ТПБРГ»; акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в МКП «ТПБРГ» в нарушение названных положений нормативно-правовых актов не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; письма администрации г.о. Тейково Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому в резервном фонде администрации г.о. Тейково Ивановской области финансовые ресурсы для ликвидации чрезвычайного положения в МКП «ТПБРГ» не предусмотрены.
Вышеуказанные доказательства в своей совокупности получили всестороннюю, полную и объективную оценку, оснований не согласиться с которой у суда не имеется. Совокупность представленных доказательств явилась достаточной для правильного разрешения данного дела. Вопреки доводам жалобы, оснований для иной оценки исследованных доказательств не усматривается.
Наряду с этим, фактическое отсутствие в МКП «ТПБРГ» указанного финансового резерва не оспаривалось ни его законным представителем, ни защитником при рассмотрении дела, как у мирового судьи, так и в районном суде при рассмотрении поданной жалобы.
Вопреки доводам жалобы, создание в администрации г.о. Тейково Ивановской области резервного фонда в размере 500000 рублей не освобождает МКП «ТПБРГ», как субъекта, входящего в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционирующую на объектном уровне, от выполнения предусмотренной п. «ж» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» обязанности создавать резервы финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Доводы жалобы о незаконности организации и проведения плановой выездной проверки в связи с тем, что МКП «ТПБРГ» исключено из Перечня сил и средств постоянной готовности 2 эшелона городского звена ТП РССЧ г.о. Тейково, основаны на ошибочном толковании норм закона, поскольку в силу положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектном уровне входят и организации. При этом включение или исключение той или иной организации из определённого перечня организаций, связанного с реализаций функций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не освобождает данную организацию, как субъекта единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, от исполнения предусмотренных законом обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Вопреки доводам жалобы, внеплановая выездная проверка МКП «ТПБРГ» проведена Административным Департаментом Ивановской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ в соответствии с утверждённым планом проведения таких проверок, опубликованным на официальном сайте Департамента, на основании приказа и.о. руководителя Департамента о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ№, о чём МКП «ТПБРГ» было извещено. По результатам проведённой проверки 4 сентября 2018 года составлен акт №, с которым законный представитель МКП «ТПБРГ» был ознакомлен в день проверки - 4 сентября 2018 года.
Дело об административном правонарушении в отношении МКП «ТПБРГ» рассмотрено мировым судьей всесторонне, полно и объективно, в пределах установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, в соответствии со своей компетенцией, определенной ст. 23.1 КоАП РФ, по месту совершения административного правонарушения.
Наказание назначено МКП «ТПБРГ» с учётом положений ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ. При назначении наказания учтены требования ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение организации, подтвержденное представленными документами.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьёй обоснованно не установлено оснований для освобождения МКП «ТПБРГ» от административной ответственности в порядке, предусмотренном ст. 2.9 КоАП РФ, а также оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.
Вопреки доводам защитника, приведённым в судебном заседании оснований к признанию совершённого административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, с разъяснениями, содержащимися в абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Между тем, невыполнение МУП «ТПБРГ» требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, может повлечь за собой наступление негативных последствий в виде уничтожения или повреждения имущества, как самой организации, так и иных лиц, в связи с чем и подлежат обязательному исполнению. При этом, само по себе отсутствие общественно опасных последствий бездействия, совершённого МКП «ТПБРГ», не свидетельствует о его малозначительности, поскольку само правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, носит формальный характер и направлено на предотвращение наступления таких последствий.
По тем же причинам отсутствую и основания к применению к МКП «ТПБРГ» положений ст. 4.1.1. КоАП РФ, поскольку данное административное правонарушение, как указано выше, сопряжено с реальной угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Каких-либо нарушений, влекущих безусловную отмену вынесенного постановления, не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении вынесенное 8 октября 2018 года мировым судьёй судебного участка № 3 Тейковского судебного района Ивановской области, которым Муниципальное казённое предприятие «Тейковское предприятие по благоустройству и развитию города» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу законного представителя МКП «ТПБРГ» - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, но может быть обжаловано в Ивановский областной суд в соответствии со ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья: С.С. Кочетков