ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-62/18 от 15.05.2018 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

№12-62/2018

РЕШЕНИЕ

г. Тарко-Сале 15 мая 2018 года

Судья Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Сидельник Н.А., с участием защитника ООО «РН-Пурнефтегаз» Пищальникова А.О.,

рассмотрев жалобу защитника ООО «РН-Пурнефтегаз» Сухарева М.Ю. на постановление начальника отдела-лесничего отдела Таркосалинское лесничество управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО Селезнева В.А. от ДД.ММ.ГГГГ и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» (далее – ООО «РН-Пурнефтегаз» либо Общество) , юридический адрес: <адрес>, по ч. 1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением полномочного должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ ООО «РН-Пурнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.31 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Представлением от ДД.ММ.ГГГГ юридическому лицу предложено принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, обеспечить надлежащее исполнение требований законодательства Российской Федерации в области лесных отношений.

Не согласившись с постановлением и представлением, защитник юридического лица Сухарев М.Ю., действующий на основании доверенности, обратился с жалобой, в которой просит признать постановление и представление, вынесенные в отношении ООО «РН-Пурнефтегаз», незаконными и отменить их.

В обосновании своей жалобы защитник ссылается на то, что отсутствует наличие события административного правонарушения. Инцидент произошел на территории кустовой площадки Губкинского месторождения. Это обстоятельство подтверждается актом расследования и паспортом на трубопровод. Согласно Инструкции по безопасности одновременного производства буровых работ, освоения и эксплуатацию скважин на кусте, утвержденной постановлением Госгортехнадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ, кустовая площадка - ограниченная территория месторождения, на которой подготовлена специальная площадка для размещения группы скважин, нефтегазодобывающего оборудования, служебных и бытовых помещений и т.п. Таким образом, загрязнение лесов не допущено, поскольку на территории кустовой площадки отсутствует зелень, деревья или иная растительность, которой мог быть причине вред в результате инцидента. Кроме того, территория кустовой площадки расположена на землях промышленности.

В судебном заседании защитник юридического лица Пищальников А.О., поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, своевременно извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив дополнительные документы, истребованные судом.

Неявка должностного лица не является препятствием для рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении по существу.

В соответствии со п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав мнение защитника юридического лица, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления. Постановление должностного лица является законным и обоснованным, основано на верном толковании норм права.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ за нарушение правил санитарной безопасности в лесах предусмотрена административная ответственность и влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из материалов административного дела следует, что основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужило нарушение правил санитарной безопасности в лесах, а именно разлив нефтесодержащей жидкости на Губкинском месторождении на земли лесного фонда в квартале выдел <адрес>.

Из акта технического расследования причин инцидента на трубопроводе от ДД.ММ.ГГГГ и других материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на Губкинском месторождении (куст 32 2 м от скважины в сторону АГЗУ), принадлежащем ООО «РН-Пурнефтегаз» произошел разлив нефтесодержащей жидкости на земли лесного фонда в квартале выдел <адрес>, в результате которого площадь загрязнения составила 1м2, объем разлитой нефти 0,001тн.

В соответствии с п. 1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.

В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», закреплено, что загрязнением окружающей среды признается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Как следует из п. 25 вышеуказанных правил, не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

В соответствии с ч. 1 ст. 60.14 Лесного кодекса Российской Федерации в целях охраны лесов, включая лесные насаждения, лесные почвы, среду обитания объектов животного мира и другие природные объекты в лесах, от нефтяного загрязнения осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Таким образом, законодателем предусмотрена безусловная охрана санитарной безопасности лесов от нефтяного загрязнения.

Оценивая довод жалобы о том, что юридическим лицом не допущено загрязнения лесов путем разлива нефти, так как на кустовой площадке отсутствует зелень, деревья или иная растительность, и кустовая площадка оборудована в соответствии с Инструкцией по безопасности одновременного производства буровых работ, освоения и эксплуатации скважин на кусте, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.03.2002 №14, это – ограниченная территория месторождения, на которой подготовлена специальная площадка для размещения группы скважин, нефтегазодобывающего оборудования, служебных и бытовых помещений и.т.п., суд приходит к следующему убеждению.

Согласно ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Таким образом, отсутствие растительности на кустовой площадке не означает признания данного земельного участка не относимому к лесному участку. Более того, на кустовых площадках растительность отсутствует вообще, как таковая, в силу правил обустройства таких сооружений.

Судом также проверен довод юридического лица о том, что кустовая площадка №32 Губкинского месторождения находится на землях промышленности и иного специального назначения.

В подтверждение Обществом представлена ксерокопия договора аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом имущественных и земельных отношений <адрес> и открытым акционерным обществом «Нефтяная компания «Роснефть» на аренду земельных участков для разрешенного использования – под объекты обустройства Губкинского месторождения (категория земель – земли промышленности и иного специального назначения).

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

На основании ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Следовательно, Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает возможность расположения лесных участков и на землях иных категорий, кроме земель лесного фонда.

При таких обстоятельствах договор аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, не противоречит представленными должностным лицом, вынесшим постановление, сведениям о том, что кустовая площадка Губкинского месторождения расположена на землях лесного фонда.

Это подтверждено таксационным описанием Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества кварталы № и Абрисом места разлива нефти и нефтепродуктов в квартале 2520, выделе , на котором размещена кустовая площадка 32 Губкинского месторождения.

Лесные участки лесничеств определены согласно требованиям закона и сомнений по этому поводу у суда не возникает.

Между тем, у органа местного самоуправления исходя из заключенного договора аренды земельных участков, легитимность которого не оспаривается, имелись полномочия для передачи на основании п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорного земельного участка, как земель промышленности и иного специального назначения, но с расположенным на них лесным участком Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества, с таксиционным описанием квартала 2520.

Факт разлива нефтепродуктов именно на землях лесного фонда также был подтвержден и самим юридическим лицом в сведениях, сообщаемых в Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.

Поэтому доводы юридического лица об отсутствии нарушений правил санитарной безопасности в лесах, то есть загрязнения земель лесного фонда в результате инцидента на нефтепроводе (кустовой площадке Губкинского месторождения) суд находит несостоятельными.

Нефтепровод представляет собой комплекс сооружений для транспортировки нефти и продуктов её переработки, в соответствии с действующим законодательством относящийся к категории опасных производственных объектов, на которых хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды.

Следовательно, утверждение того, что разлив нефти в пределах кустовой площадки не создал угрозы для природных объектов, не нарушил правила санитарной безопасности лесного участка, суд находит нелогичными, так как нефть является опасной жидкостью, природным жидким токсичным продуктом, относящимся к 3-му классу опасности. Содержит легкоиспаряющиеся вещества опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды.

Данные понятия нефти и требования безопасности установлены в пунктах 6.1, 6.2 «ГОСТ Р 51858-2002. Государственный стандарт Российской Федерации. Нефть. Общие технические условия» (введен в действие постановлением Госстандарта России от 08.01.2002 N 2-ст).

Кроме того, Лесной кодекс Российской Федерации прямо предусмотрел охрану лесов, лесных почв, среду обитания объектов животного мира и другие природные объекты в лесах от нефтяного загрязнения.

Таким образом, поступление в естественную экологическую систему земель лесного фонда не характерных и опасных для нее загрязняющих веществ, нефтепродуктов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую природную среду, приводит к порче земли, и как следствие нарушает взаимосвязи естественной экологической системы.

Кроме того, исходя из системного законодательного понимания охраны лесных участков и санитарной безопасности в лесах размер площади загрязненного участка и объема излившейся нефтесодержащей жидкости не имеет правового значения для привлечения Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ.

Для состава данного административного правонарушения достаточно самого факта разлива нефти на землях лесного фонда, и для установления вины не имеет юридического значения, был ли причинен вред или ущерб лесному участку.

Учитывая изложенное, состав и событие вменяемого Обществу административного правонарушения административным органом доказаны, и судом установлены.

Доводов, свидетельствующих о том, что Общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений действующего законодательства, в жалобе не содержится.

Общество, являясь владельцем источника повышенной опасности - опасного производственного объекта (нефтепровода), представляющего опасность для окружающей среды, должно осуществлять деятельность в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды и не допускать нарушения требований природоохранного законодательства, в т.ч. Правил санитарной безопасности в лесах.

То, что именно Общество является субъектом правонарушения подтверждено Договором на оказание операторских услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «РН-Пурнефтегаз» и ПАО «НК «Роснефть», на основании которого Общество оказывает услуги по разработке и эксплуатации нефтяных, газовых, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных и газоконденсатных месторождений и. т. п. в интересах ПАО «НК «Роснефть».

Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что правом собственности на объект скважина куст Губкинского месторождения, находящееся в <адрес>, обладает открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть».

В материалах дела отсутствуют и в жалобе не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о принятии юридическим лицом достаточных и должных мер по соблюдению требований лесного законодательства.

Оценка всех обстоятельств дела и представленных доказательств приводит суд к убеждению о виновности ООО «РН-Пурнефтегаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом также установлено, что разлив нефтесодержащей жидкости, произошел на Губкинском месторождении, в квартале Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества на эксплуатируемом ООО «РН-Пурнефтегаз» лесном участке из-за несоответствия характеристики материала трубопровода заявленным, свищ ниже линейной задвижки происходил в течение 6 часов (акт технического расследования причин инцидента от ДД.ММ.ГГГГ).

Следовательно, при должной заботливости и осмотрительности у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд приходит к выводу, что доводы жалобы в части вынесения должностным лицом представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения следует признать необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Указанное представление вынесено должностным лицом в рамках своих полномочий на основании ст. 29.13 КоАП РФ и основания к этому у должностного лица, безусловно, имелись. Требования для выполнения представления разумны и выполнимы.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу общества с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» на постановление начальника отдела-лесничего отдела Таркосалинское лесничество управления лесных отношений Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО Селезнева В.А. от ДД.ММ.ГГГГ и представление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» по ч.1 ст. 8.31 КоАП РФ - оставить без удовлетворения.

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» по ч. 1 ст. 8.31 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях и представление от ДД.ММ.ГГГГ- оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Н.А. Сидельник