Дело №12-62/2019
Р Е Ш Е Н И Е
29 мая 2019 года город Заинск
Судья Заинского городского суда Республики Татарстан Трошин С.А., при секретаре Алдошиной Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан от 21.03.2019 года о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан от 21.03.2019 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей в связи с тем, что филиал АО «Татэнерго» «Заинская ГРЭС» журналы учета водопотребления (водоотведения) по формам №1.5, 1.6 ведет на бумажном и электронном носителе, но не по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2009 года №205.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в Заинский городской суд Республики Татарстан с жалобой, указав в ней, что учет водопотребления и водоотведения ведется по форме, согласованной с государственными органами, регулирующими отношения в области водопользования. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Защитник ФИО1 К.С.В. в судебном заседании дал пояснения, в целом аналогичные доводам, изложенным в тексте жалобы, просил постановление отменить. Добавил, что рассмотрение дела об административном правонарушении фактически не проводилось. Должностное лицо, назначившее административное наказание, не предоставило К.С.В. возможности дать объяснения по существу дела, было предоставлено постановление, в котором старший государственный инспектор предложил К.С.В. расписаться за разъяснение прав, а также в строках об ознакомлении с постановлением и за получение его копии. Само дело об административном правонарушении должностным лицом в присутствии К.С.В. не исследовалось. В связи с этим, К.С.В., как защитник ФИО1, был лишен возможности дать свои пояснения по существу дела.
Защитник ФИО1 З.О.В. в судебном заседании дала пояснения, в целом аналогичные доводам, изложенным в тексте жалобы, просила постановление отменить. Добавила, что должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление не учтено, что в должностные обязанности ФИО1 не входит контроль за соблюдением форм журналов учета водоотведения и водопотребления. При этом схема систем водопотребления и водоотведения филиала АО «Татэнерго» Заинская ГРЭС», в том числе и формы журналов, в которых фиксируется объем воды, согласован отделом водных ресурсов по РТ Нижне-Волжского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов.
Старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан К.М.В. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Судья, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Статьей 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях регламентирован порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. При рассмотрении дела об административном правонарушении кроме прочего объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства; выносится определение об отложении рассмотрения дела, в том числе и в случае: необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.
При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 было назначено на 15 часов 20 минут 14.03.2019 года. Данный вывод возможно сделать только из копии протокола об административном правонарушении, в котором имеется подпись ФИО1 о необходимости явки к указанному времени для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Вместе с тем, дело об административном правонарушении 14.03.2019 года рассмотрено не было, сведений об отложении рассмотрения дела на иные дату и время в деле не имеется, также как и сведений о направлении ФИО1 извещений о необходимости явки для рассмотрения дела 21.03.2019 года.
В дальнейшем, должностным лицом административного органа дело в отношении ФИО1 было рассмотрено 21.03.2019 года, без участия ФИО1 и при отсутствии сведений о надлежащем его извещении о дне, времени и месте рассмотрения дела.
Исходя из императивных требований ч.2 ст.25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностное лицо вправе рассмотреть дело в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности только в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях не предусматривают каких-либо исключений из этих требований, в том числе и в случаях, если при рассмотрении дела принимал участие защитник лица, привлекаемого к административной ответственности.
Рассмотрение дела в отношении ФИО1, не извещенного о дне, времени и месте рассмотрения дела с участием его защитника в отсутствие ФИО1, является существенным процессуальным нарушением, свидетельствующим о нарушении процедуры привлечения ФИО1 к административной ответственности.
Кроме этого, исходя из смысла ч.2 ст. 26.2, а также ч. ч. 2, 4, 6 ст.28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, приложенные к протоколу об административном правонарушении в качестве доказательств материалы, должны быть представлены в дело только в подлиннике, также как и сам протокол об административном правонарушении. В связи с этим, не могут считаться доказанными обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подтверждаемые только копией процессуального документа или иного письменного доказательства, упомянутого в ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случае отсутствия в деле их оригиналов, в том числе в случае их утраты, так как отсутствие оригинала документа препятствует установлению достоверности представленной в дело его копии.
После поступления в суд жалобы ФИО1, судьей в адрес административного органа был направлен запрос о предоставлении дела об административном правонарушении (л.д.47). На указанный запрос временно исполняющим обязанности руководителем Управления Росприроднадзора по РТ в адрес суда направлен оригинал дела об административном правонарушении № в отношении ФИО1 В сопроводительном письме врио руководителем Управления высказана просьба по окончании рассмотрения дела оригиналы документов вернуть в Управление (л.д.48).
Вместе с тем, в подлиннике дела об административном правонарушении имеется лишь подлинник обжалуемого постановления о назначении административного наказания. Протокол об административном правонарушении, представлен в виде незаверенной копии, подлинник данного процессуального документа в деле отсутствует.
Исходя из имеющихся в деле материалов следует сделать вывод, что должностное лицо рассмотрело дело в отношении ФИО1 по копии протокола об административном правонарушении, не приняв во внимание, что законом возможность замены в деле подлинных процессуальных документов их копиями не предусмотрено, также как и то, что протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения и подтверждающие его доказательства. Соответственно, протокол об административном правонарушении представляет собой основное доказательство по делу об административном правонарушении. Требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения продиктованы необходимостью не только фиксации факта правонарушения, но и обеспечения соблюдения гарантий защиты лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Кроме того, в копии протокола об административном правонарушении, а также в описи материалов дела указано, что к протоколу прилагаются, в том числе, копия журнала учета водопотребления другими методами филиала АО «Татэнерго» «Заинская ГРЭС» на трех листах, тогда как в деле копия указанного журнала отсутствует.
Кроме того, обжалуемым постановлением не опровергается довод защитника К.С.В. о том, что должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, в нарушение ч.2 ст.29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела не заслушивало объяснение защитника ФИО1 и не предоставило возможности защитнику дать эти объяснения. Данный вывод подтверждается самим постановлением, в котором отсутствуют сведения о данных защитником объяснениях, а также отсутствует отметка о том, что при рассмотрении дела защитник отказался от дачи объяснений.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что выводы должностного лица о совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях и его вины в совершении данного правонарушения основаны на недостоверных и на неполно исследованных доказательствах с нарушением предусмотренной законом процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении.
Указанные нарушения требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, установленные судом, являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, влекущими безусловную отмену постановления по делу.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По смыслу ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях не может быть вынесено по истечении года со дня совершения административного правонарушения.
На момент рассмотрения жалобы, срок привлечения к административной ответственности по инкриминируемому ФИО1 административному правонарушению, не истек.
С учетом этого, дело об административном правонарушении надлежит направить на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан.
При новом рассмотрении дела должностному лицу следует учесть изложенное, установить все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, при необходимости истребовать дополнительные сведения, и с учетом доводов жалобы и вновь представленных доказательств, принять по делу законное и обоснованное постановление в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан от 21.03.2019 года о назначении административного наказания ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить.
Возвратить на новое рассмотрение дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Заинский городской суд Республики Татарстан
Судья С.А. Трошин