ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-62/2015 от 04.08.2015 Вятскополянского районного суда (Кировская область)

Дело № 12-62/2015 г.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

04 августа 2015 года г. Вятские Поляны

Судья Вятскополянского районного суда Кировской области Минина В.А.,

с участием представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление, Сухих Е.Г. на основании доверенности,

представителя Отдела надзорной деятельности Вятскополянского района Кировской области Главного управления МЧС России по Кировской области Георгиева И.Г.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя товарищества собственников жилья «Ленина 114» на постановление главного государственного инспектора Вятскополянского района и г. Вятские Поляны по пожарному надзору № от *** г.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора Вятскополянского района и г. Вятские Поляны по пожарному надзору № от *** юридическое лицо товарищество собственников жилья (ТСЖ) «Ленина 114» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, за нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ; за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, требований пожарной безопасности об обеспечении зданий первичными средствами пожаротушения; нарушение требований пожарной безопасности к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере *** рублей.

От представителя юридического лица ТСЖ «Ленина 114» поступила жалоба, в которой просит признать незаконным и отменить постановление главного государственного инспектора Вятскополянского района и г. Вятские Поляны по пожарному надзору № от *** В обосновании жалобы указали, что при производстве по делу об административном правонарушении от имени ТСЖ «Ленина 114» участвовала только председатель правления ТСЖ «Ленина 114», тогда как согласно раздела 12 Устава ТСЖ органами управления товарищества являются общее собрание членов товарищества и правление товарищества, согласно п. 14.1 Устава ТСЖ «Ленина 114» руководство текущей деятельностью товарищества осуществляется правлением товарищества, которое вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества, является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества. Согласно п. 6 ст. 148 ЖК РФ заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме входит в компетенцию правления ТСЖ. Согласно ч. 2 ст. 149 ЖК РФ председатель правления ТСЖ вправе самостоятельно заключать только те сделки, которые не требуют одобрения правлением товарищества. Таким образом, председатель правления ТСЖ не уполномочен на самостоятельное решение вопросов, связанных с ремонтом и содержанием общего имущества, а, следовательно, и решением вопросов, связанных с выполнением мероприятий по обеспечению противопожарной безопасности общего имущества многоквартирного дома. Следовательно о составлении протокола и постановления о назначении административного наказания должны были быть уведомлены все члены правления.

Указанные в постановлении нарушения требований пожарной безопасности были выявлены еще в 2006 г. при проведении проверки МУП «МПО ЖКХ», которое в то время было управляющей организацией МКД Ленина 114, однако не приняло надлежащих мер к устранению этих нарушений, о чем свидетельствует тождественность выявленных в 2006 и 2014 годах нарушений. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности за данные правонарушения составляет 1 год, так как эти нарушения по своему характеру являются длящимися, то течение срока давности привлечения к административной ответственности начинается с даты обнаружения административных правонарушений, то есть с 2006 г. Таким образом, считают, что об имеющихся на многоквартирном доме нарушениях органам надзора было известно еще с 2006 г. и следовательно, привлечение «Ленина 114» к административной ответственности за нарушения, совершенные МУП «МПО ЖКХ» является незаконным, так как ТСЖ «Ленин 114» не является правопреемником МУП «МПО ЖКХ».

В судебном заседании представитель юридического лица ТСЖ «Ленина 114» Сухих Е.Г. на основании доверенности поддержала жалобу по указанным в ней основаниям. Дополнительно пояснила, что наличие нарушений требований пожарной безопасности, отраженных в акте проверки и в постановлении о привлечении ТСЖ к административной ответственности не оспаривают. Просит учесть, что спринклерные оросители, а также подводящий водопровод к оросителям в 12-ти этажной жилой блок-секции на данный момент действительно полностью отсутствуют. Поскольку отсутствует сам объект инженерного оборудования, то необходимо выполнить работы по его восстановлению, что является капитальным ремонтом согласно подп. 1 п. 3.8. МДС. Уплотнения люков мусоропроводов полностью отсутствуют в трех подъездах, необходимо выполнить их восстановление, что является капитальным ремонтом. То обстоятельство, что двери лифтовых шахт выполнены не противопожарными без доводчиков и без уплотнителей в притворах в 12-этажной блок-секции, не является нарушением, так как срок службы лифтов истекает в 2021 году, оборудование лифтов нужно будет менять минимум на 45 %. Замена дверей во всех лифтах обойдется почти в 1,5 миллиона рублей. Сети внутреннего противопожарного водопровода в 12-ти этажной блок-секции полностью вышли из строя, не работает автоматика, на работают насосы, срок службы АУПТ истек (имеется акт осмотра). Необходимо полное восстановление системы противопожарного водопровода, что является капитальным ремонтом. В пожарных шкафах на этажах отсутствуют пожарные рукава и стволы. Исправность и надежность срабатывания кнопок пуска пожарных насосов, установленных в этих шкафах, вызывает сомнение, требуются выполнение работ по их восстановлению, что является капитальным ремонтом. Инженерное оборудование, установленное в жилых помещениях (квартирах), не является общим имуществом МКД, соответственно, ТСЖ не несет ответственность за его содержание. Все инженерное оборудование автоматической установки пожаротушения и дымоудаления пришло в негодность, включая пожарную сигнализацию и шкаф управления автоматикой от работы которых впрямую зависит работа всей системы пожаротушения, дымоудаления и оповещения людей о пожаре. Восстановить в первоначальном виде всю систему не предоставляется возможным, так как инженерное оборудование, приборы, аппаратура, трубопроводы и электропроводка - пришли в негодность или сильно устарели, т.е. исчерпали свой срок годности и не отвечают современным требованиям по пожарной безопасности. Необходимо провести реконструкцию и капитальный ремонт системы автоматической установки пожаротушения, дымоудаления, пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре. Исходя из действующего законодательства, ТСЖ не имеет право самостоятельно выполнять какие-либо работы по ремонту общего имущества дома без решения общего собрания членов ТСЖ. Кроме того, порядок проведения капитального ремонта регламентируется разделом 9 ЖК РФ, который вступил в действие с 2014 г. и, соответственно, собственники помещений в МКД не финансировали проведение работ капитального характера до 2014 г., т.к. действовавшим на тот момент жилищным законодательством не было предусматривалось взимание платы за капитальный ремонт. Ввиду того, что ТСЖ «Ленина 114» не имело источника финансирования капитального ремонта, а соответственно, не имело право выполнять работы по реконструкции и капитальному ремонту системы автоматической установки пожаротушения, дымоудаления, пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, системы противопожарного водопровода и спринклерной воздушной системы в мусорокамере, то вина в действиях юридического лица отсутствует, а следовательно отсутствует и состав административного правонарушения.

Представитель юридического лица ТСЖ «Ленина 114» Сухих Е.Г. также пояснила, что ТСЖ создано и действует с 2009 года и по настоящее время. За весь период времени ТСЖ ни разу не организовывало общих собраний членов ТСЖ по поводу организации и проведения мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности в жилом доме. Какие-либо решения по данному вопросу не принимались ни собственниками жилых помещений, ни правлением товарищества, ни его председателем, какие-либо мероприятия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности, не проводились. В настоящее время ТСЖ организован осмотр состояния противопожарного оборудования и устройств в жилом доме с составлением соответствующих актов и смет. Таким образом, предприняты меры по устранению имеющихся нарушений требований пожарной безопасности. Планируется организация проведения общего собрания по данным вопросам.

Представитель отдела надзорной деятельности Вятскополянского района и города Вятские Поляны Кировской области Главного управления МЧС России по Кировской области Георгиев И.Г. на основании доверенности в судебном заседании пояснил, что с жалобой не согласен. Постановление считает законным и обоснованным. Считает, что все требования закона при составлении протоколов об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Ленина 114» были соблюдены. Постановление о привлечении ТСЖ «Ленина 114» к административной ответственности считает законным и обоснованным. Производство по делу об административных правонарушениях велось с участием председателя правления ТСЖ «Ленина 114» Пироговой В.В. Она была под роспись уведомлена о дате рассмотрения административного дела, однако, на рассмотрение *** не явилась, ходатайство об отложение рассмотрения дела от нее не поступало, в связи с чем, административное дело было рассмотрено в ее отсутствие и вынесено постановление о признании ГСЖ «Ленина 114» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением минимально возможного наказания. Копия постановления была направлена председателю правления ТСЖ «Ленина 114» Пироговой В.В., которая его получила *** В соответствии со статьей 149 Жилищного кодекса РФ законным представителем юридического лица является председатель правления товарищества собственников жилья. В соответствии с Уставом ТСЖ «Ленина 114» одной из целей создания ТСЖ является оказание содействия собственникам жилых и нежилых помещений в обеспечении надлежащего противопожарного состояния общего имущества. Товарищество обязано обеспечивать выполнение требований законодательных и иных нормативных правовых актов, обеспечивать надлежащее техническое состояние общего имущества. Указанные в постановлении о назначении административного наказания правонарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, угрозу возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера. Также данные правонарушения посягают на общественную безопасность, создавая существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. Непринятие ТСЖ всех зависящих от него мер, необходимых для надлежащего выполнения им своих обязанностей в соответствии со ст.2.1 КоАП РФ свидетельствует о виновном характере совершения административного правонарушения. В силу пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», товарищество собственников жилья обеспечивает надлежащее содержание общего имущества и несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом содержание общего имущества включает меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п. е п. 11 указанных Правил). Отсутствие финансовых средств и долги перед обслуживающими организациями у юридического лица не исключает вины товарищества собственников жилья «Ленина 114». Требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации. При проведении проверки и производства по делу об административном правонарушении со стороны ТСЖ «Ленина 114»» не было представлено доказательств, свидетельствующих о принятии мер, направленных на устранение имеющихся нарушений требований пожарной безопасности, к числу которых можно было бы отнести своевременную организацию общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, на котором рассмотреть вопрос устранения имеющихся нарушений требований пожарной безопасности. Также с момента организации ТСЖ «Ленина 114» не проводился осмотр состояния противопожарного оборудования и устройств в жилом доме с составлением соответствующих актов наличия и исправности данного оборудования. Пунктами 4, 5, 6, 8, 9, 10 Постановления № установлены нарушения требований Правил противопожарного режима, устранение которых не имеет отношения к вопросам капитального характера в соответствии с ФЗ от 21.07.2007 г. №185-ФЗ (статья 15 ч. 3.). У юридического лица ТСЖ «Ленина 114» имелась возможность устранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности до проверки, но юридическим лицом на протяжении нескольких лет (с момента регистрации в 2009 году) не были предприняты меры к исправлению ситуации с устранением нарушений требований пожарной безопасности. Данный вопрос даже не поднимался на общих собраниях собственников жилья. Такие имеющиеся в жилом доме нарушения требований пожарной безопасности как отсутствие уплотнений люков мусоропровода, неисправность внутреннего противопожарного водопровода, проверка работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопровода, отсутствие в пожарных шкафах рукавов и стволов в коридорах 12-ти этажной жилой блок-секции (11 шкафов) не требуют больших финансовых вложений. Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 прекратить производство по ст. 2.9 КоАП РФ не представляется возможным по следующим основаниям: указанное правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при возникновении чрезвычайной ситуации техногенного характера. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения. не являются обстоятельствами. характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Таким образом, оснований для прекращения административного дела ввиду малозначительности нет.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Юридическое лицо товарищество собственников жилья «Ленина 114» (ТСЖ «Ленина 114») действует на основании Устава, утвержденного общим собранием членов ТСЖ Протокол от *** года.

Распоряжением главного государственного инспектора Вятскополянского района и города Вятские Поляны Кировской области по пожарному надзору от *** принято решение о проведении проверки в отношении ТСЖ «Ленина 114» в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений согласно плана проверок на 2014 год.

ОНД Вятскополянского района и города Вятские Поляны Главного управления МЧС России по Кировской области составлен Акт о результатах проверки в ТСЖ «Ленина 114» от *** с указанием на выявленные нарушения требований пожарной безопасности.

По факту выявленных нарушений требований пожарной безопасности ТСЖ «Ленина 114» государственным инспектором Вятскополянского района и города Вятские Поляны Кировской области по пожарному надзору вынесено определение от *** о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч.1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ, и проведении административного расследования.

Согласно протоколу от *** об административном правонарушении *** в 16 час. по окончании проверки ТСЖ «Ленина 114» по адресу: ***, выявлены нарушения требований пожарной безопасности: Мусоросборная камера не защищена по всей площади спринклерными оросителями в 12-ти этажной жилой блок-секции (СНиП 2.04.01-85* п. 10.11 СНиП 31-01-2003 п. 7.3.11); Отсутствуют уплотнения люков мусоропровода в 3 подъездах (1.53.СниП 2.08.01-89*); Двери лифтовых шахт выполнены не противопожарными, без доводчиков и без уплотнений в притворах в 12-ти этажной жилой блок-секции (СНиП 21-01-97* п. 7.22* СниП 2.08.01-89* п. 1.20), таким образом ТСЖ «Ленина 114», имея обязанность обеспечить содержание в надлежащем противопожарном состоянии общего имущества многоквартирного жилого дома, допустило нарушение требований пожарной безопасности, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Согласно протоколу от *** об административном правонарушении *** в 16 час. по окончании проверки ТСЖ «Ленина 114» по адресу: ***, выявлены нарушения требований пожарной безопасности: в нарушение ППР в РФ п.55 не обеспечена исправность внутреннего противопожарного водопровода в 12-ти этажной жилой блок-секции; в нарушение ППР в РФ п.55 не проведена проверка работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопровода в 12-ти этажной жилой блок-секции; в нарушение ППР в РФ п. 57 пожарные шкафы не укомплектованы рукавами и стволами в коридорах 12-ти этажной жилой блок-секции (11 шкафов), таким образом ТСЖ «Ленина 114», имея обязанность обеспечить содержание в надлежащем противопожарном состоянии общего имущества многоквартирного жилого дома, допустило нарушение требований пожарной безопасности, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.

Согласно протоколу от *** об административном правонарушении *** в 16 час. по окончании проверки ТСЖ «Ленина 114» по адресу: ***, выявлены нарушения требований пожарной безопасности: в нарушение п. 3.21 СниП 2.08.01-89 помещения квартир в 12-ти этажной жилой блок-секции не оборудованы автономными оптико-электронными дымовыми пожарными извещателями, в нарушение ППР в РФ п.61. 63 не обеспечивается исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта, установок систем противодымной зашиты, противопожарных и дымовых клапанов; в нарушение ППP в РФ п.61. 63 не организуется не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности средств противопожарной зашиты объекта, установок систем противодымной зашиты, противопожарных и дымовых клапанов, систем с оформлением соответствующего акта проверки; в нарушение ППР в РФ п. 61 на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (внутреннее пожаротушение, вентиляция, противодымная защита здания; в нарушение НПБ 104-03 п. 5.1. таблица 2 п.19 отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в 12-ти этажной жилой блок-секции, таким образом, ТСЖ «Ленина 114», имея обязанность обеспечить содержание в надлежащем противопожарном состоянии общего имущества многоквартирного жилого дома, допустило нарушение требований пожарной безопасности, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Исходя из представленных материалов, *** в 16 часов по окончании проверки ТСЖ «Ленина 114» жилого многоквартирного дома по адресу: ***. 114 выявлены нарушения требований пожарной безопасности, допущенные данным юридическим лицом, за которые ТСЖ «Ленина 114» привлечено к административной ответственности по ч.ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ:

в нарушение п. 10.11 СНиП 2.04.01-85*, п. 7.3.11 СНиП 31-01-2003 мусоросборная камера не защищена по всей площади спринклерными оросителями в 12-ти этажной жилой блок-секции;

в нарушение п. 1.53. СниП 2.08.01-89* отсутствуют уплотнения люков мусоропровода в 3 подъездах;

в нарушение п. 7.22* СНиП 21-01-97*, п. 1.20 СниП 2.08.01-89* двери лифтовых шахт выполнены не противопожарными, без доводчиков и без уплотнений в притворах в 12-ти этажной жилой блок-секции;

в нарушение ППР в РФ п.55не обеспечена исправность внутреннего противопожарного водопровода в 12-ти этажной жилой блок-секции;

в нарушение ППР в РФ п.55 не проведена проверка работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопровода в 12-ти этажной жилой блок-секции;

в нарушение ППР в РФ п. 57 пожарные шкафы не укомплектованы рукавами и стволами в коридорах 12-ти этажной жилой блок-секции (11 шкафов);

в нарушение п. 3.21 СниП 2.08.01-89 помещения квартир в 12-ти этажной жилой блок-секции не оборудованы автономными оптико-электронными дымовыми пожарными извещателями,

в нарушение ППР в РФ п.61. 63 не обеспечивается исправное состояние систем и средств противопожарной зашиты объекта, установок систем противодымной зашиты, противопожарных и дымовых клапанов;

в нарушение ППP в РФ п.61. 63 не организуется не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности средств противопожарной зашиты объекта, установок систем противодымной зашиты, противопожарных и дымовых клапанов, систем с оформлением соответствующего акта проверки;

в нарушение ППР в РФ п. 61 на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (внутреннее пожаротушение, вентиляция, противодымная защита здания;

в нарушение НПБ 104-03 п. 5.1. таблица 2 п.19 отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в 12-ти этажной жилой блок-секции.

Выявленные нарушения требований пожарной безопасности зафиксированы в акте проверки от *** .

Представитель юридического лица не оспаривает наличие данных нарушений.

В то же время заслуживают внимания доводы представителя юридического лица об отсутствии нарушения со стороны ТСЖ «Ленина 114» в части нарушения п. 3.21 СниП 2.08.01-89 за то, что помещения квартир в 12-ти этажной жилой блок-секции не оборудованы автономными оптико-электронными дымовыми пожарными извещателями, поскольку такая обязанность может быть возложена только на самих собственников квартир, которые в соответствии с законодательством несут бремя их содержания.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о необходимости исключения из описания события правонарушения в постановлении – указание на нарушение.

В остальной части вина ТСЖ в совершении административного правонарушения нашла полное подтверждение следующими доказательствами: выпиской из ЕГРЮЛ, Уставом, распоряжением главного государственного инспектора Вятскополянского района и города Вятские Поляны по пожарному надзору о проведении проверки в отношении ТСЖ «Ленина 114», актом проверки от *** г., протоколом об административном правонарушении от *** г., протоколом об административном правонарушении от *** г., протоколом об административном правонарушении от *** г., предписанием от ***

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 491).

В силу подпункта "е" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя в том числе и меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).

Пунктом 12 этих Правил установлено, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

На основании пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья (ТСЖ), жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

В силу пункта 41 и пункта 42 Правил содержания общего имущества ответственность за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с законодательством Российской Федерации несут собственники помещений и управляющие организации. Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы (при непосредственном управлении домом собственниками помещений) несут также ответственность перед собственниками в соответствии с договором и, соответственно, гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 138 ЖК РФ - товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества, осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса, обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (в редакции от 14.05.2013), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, товариществом собственников жилья и включает в себя соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Согласно положениям с т. 155 ЖК РФ Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

Согласно ч. ч. 1, 1.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, которое заключается, в том числе, в соблюдении требований пожарной безопасности.

В соответствии с Уставом предметом деятельности ТСЖ «Ленина 114» является, в том числе, оказание содействия собственникам жилых и нежилых помещений в обеспечении надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества (п.2). Товарищество обязано обеспечивать выполнение требований законодательных и иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества (пп.1.1.п.9); обеспечивать выполнение всеми членами товарищества их обязанностей по содержанию и ремонту недвижимого имущества (пп.1.3.п.9); обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества (пп.1.5. п.9); выступать заказчиком на работы и услуги по содержанию и ремонту (включая капитальный) мест общего пользования в жилых домах, заключать договоры с организациями и индивидуальными предпринимателями, производить своевременную оплату их услуг (пп.1.6. п.9). Члены товарищества обязаны принимать участие в расходах и обеспечивать уплату взносов, необходимых для покрытия затрат, связанных со строительством, реконструкцией, содержанием, текущим и капитальным ремонтом общего имущества (пп.1.3. п.11 Устава).

Поскольку на товарищество собственников жилья «Ленина 114» действующим законодательством и Уставом возложена обязанность по соблюдению норм пожарной безопасности в управляемом им многоквартирном доме, постольку именно оно должно нести ответственность за нарушение этих норм.

Ссылка представителя ТСЖ на отсутствие у Товарищества возможности по устранению нарушений, указанных в предписании, в связи с отказом собственников жилых помещений от финансирования этих работ, не свидетельствует об отсутствии в действиях Товарищества состава административного правонарушения и не может являться основанием для невыполнения требований правил пожарной безопасности. В соответствии с Уставом ТСЖ «Ленина 114», на него возложена обязанность по обеспечению выполнения всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в доме.

Выявленные нарушения не относятся к конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию требовало бы их изменения. Они относятся именно к противопожарному режиму эксплуатации здания.

Не исключает административной ответственности ТСЖ «Ленина 114» за неустранение нарушений требований пожарной безопасности и то обстоятельство, что указанные в постановлении нарушения требований пожарной безопасности имели место ранее в 2006 г., когда МУП «МПО ЖКХ» было управляющей организацией МКД Ленина 114, и товариществу было передано имущество многоквартирного дома в состоянии, требующем капитального ремонта, поскольку на момент выявления указанных нарушений в 2014 году (Акт от *** г.) имущество дома находилось в собственности граждан, создавших Товарищество.

Доводы представителя юридического лица о том, что выявленные нарушения требуют реконструкции и относятся к капитальному ремонту, который ТСЖ не имело возможности произвести, так как является некоммерческой организацией, вводить дополнительные платежи не вправе, каких-либо источников финансирования проведения капитального ремонта не имело, также не влечет отмену постановления, поскольку в соответствии с деятельностью Товарищества, работой которой руководит председатель правления, ТСЖ обязано принимать исчерпывающие меры, направленные на соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе за счет иных, помимо платежей членов товарищества и собственников помещений в доме, источников доходов.

Доводы представителя ТСЖ об отсутствии в совершенном Товариществом собственников жилья «Ленина 114» деянии составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на ошибочном толковании норм материального права и сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ТСЖ «Ленина 114» зарегистрировано и действует с *** года.

Как пояснил в ходе судебного заседания представитель товарищества, общее собрание членов товарищества по поводу организации и проведения мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме ни разу не собиралось, какие-либо решения по данному вопросу не принимались ни собственниками жилых помещений, ни правлением товарищества, ни его председателем, какие-либо мероприятия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности, не проводились.

В ходе производства по данному делу главный государственный инспектор по пожарному надзору с соблюдением требований процессуального права пришло к обоснованному выводу о том, что Товариществом собственников жилья «Ленина 114» не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, если с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, и применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица и судьи, рассматривающих дело об административном правонарушении.

Исходя из объекта рассматриваемого правонарушения, конкретных обстоятельств дела, значительного объема допущенных нарушений, влекущих риск для безопасности жизни и здоровья людей, судья приходит к выводу об отсутствии оснований для признания вменяемого административного правонарушения малозначительным, и изложенные в жалобе и в пояснениях представителей доводы в этой части не свидетельствуют о возможности освобождения ТСЖ от административной ответственности за правонарушение, которое может повлечь за собой тяжкие последствия в многоквартирном жилом доме.

Таким образом, обоснованность привлечения ТСЖ к административной ответственности по ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ сомнений не вызывает.

Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно части 1 статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.

Положениями ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Таким образом, обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности на объектах юридического лица ТСЖ «Ленина 114», указанных в постановлении по делу об административном правонарушении, лежит на товариществе собственников жилья.

Вина ТСЖ «Ленина 114», не смотря на доводы жалобы, установлена и доказана пояснениями представителя ТСЖ «Ленина 114», пояснениями представителя Отдела надзорной деятельности Вятскополянского района Кировской области Главного управления МЧС России по Кировской области, документами, исследованными в судебном заседании.

Доказательств принятия ТСЖ всех зависящих от него мер по недопущению выявленных нарушений, вопреки доводам жалобы, не представлено. Сведений о принятии ТСЖ своевременных мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности в деле не имеется.

При рассмотрении дела государственным инспектором Вятскополянского района Кировской области по пожарному надзору все фактические обстоятельства дела были установлены полно и всесторонне, они подтверждаются представленными доказательствами, которые исследованы и оценены в совокупности.

Достоверность и допустимость указанных доказательств сомнений не вызывают. Оснований для признания какого-либо доказательства недопустимым, нет.

Вывод о наличии события правонарушения и виновности юридического лица ТСЖ «Ленина 114» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ является правильным и обоснованным.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения ТСЖ «Ленина 114» административного правонарушения.

Доводы жалобы не влекут отмену вынесенного государственным инспектором Вятскополянского района Кировской области по пожарному надзору постановления, так как не опровергают правильные выводы о наличии в действиях юридического лица ТСЖ «Ленина 114» состава вмененного административного правонарушения.

Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении составлен, постановление о назначении наказания в отношении ТСЖ «Ленина 114» вынесено уполномоченным должностным лицом.

Производство по делу об административном правонарушении осуществлялось с участием законного представителя юридического лица – председателем правления ТСЖ «Ленина 114» Пироговой В.В.

В соответствии с положениями ст. 149 ЖК РФ и п. 15.2 Устава ТСЖ «Ленина 114» председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества.

Указанные правомочия не предоставлены членам правления ТСЖ ни законом, ни Уставом ТСЖ «Ленина 114».

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Ленина 114» не допущено.

Постановление о привлечении ТСЖ «Ленин 114» к административной ответственности за совершение административный правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесено государственным инспектором *** с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Постановление главного государственного инспектора *** и *** по пожарному надзору соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ. В постановлении приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства вины, содержится мотивированное решение по делу. Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании ст. 24.5 КоАП РФ не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Вместе с тем, при назначении наказания юридическому лицу ТСЖ «Ленин 114» главным государственным инспектором по пожарному надзору были не в полной мере учтены требования ст. 4.1 КоАП РФ, наказание несоразмерно характеру правонарушения, степени его опасности, вынесено без учета смягчающих, а также иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Судья, принимая во внимание тяжелое финансовое положение юридического лица, то обстоятельство, что в настоящее время ТСЖ осуществляются мероприятия по подготовке к устранению выявленных нарушений (проводится осмотр, составляются соответствующие акты, сметы), считает необходимым изменить обжалуемое постановление в части размера назначенного наказания в виде административногоштрафа.

Сумма назначенного ТСЖ «Ленина 114» административного штрафа в размере 150 000 рублей является высоко обременительной для юридического лица, являющегося добровольным объединением собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, свидетельствует об избыточности административного принуждения, о подавлении экономической самостоятельности и инициативы юридического лица, чрезмерном ограничении права собственности.

Из правовых позиций, изложенных в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N 1-П и от 25 февраля 2014 года N 4-П, следует, что неадекватность установленных законодателем санкций за совершение административных правонарушений, может быть преодолена судьей при назначении административного наказания при наличии установленного фактора высокой обременительности для юридического лица суммы административного штрафа, предусмотренного санкцией за совершение вмененного ему административного правонарушения.

В соответствии с частью 3.1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.

По данному делу об административном правонарушении, с учетом изложенного, минимальный размер административного штрафа составляет *** рублей, половина от которого - *** рублей.

При изложенных обстоятельствах постановление главного государственного инспектора Вятскополянского района и г. Вятские Поляны по пожарному надзору от *** г., вынесенное в отношении ТСЖ «Ленина 114» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ, подлежит изменению в части назначенного административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление главного государственного инспектора Вятскополянского района и г. Вятские Поляны по пожарному надзору от *** г., которым юридическое лицо товарищество собственников жилья «Ленина 114» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере *** рублей изменить – из описательной части события административного правонарушения исключить указание на следующие нарушения: - в нарушение п. 3.21 СниП 2.08.01-89 помещения квартир в 12-ти этажной жилой блок-секции не оборудованы автономными оптико-электронными дымовыми пожарными извещателями;

- назначить юридическому лицу товарищество собственников жилья «Ленина 114» наказание в виде административного штрафа в размере 75000 (семьдесят пять тысяч) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья - В. А. Минина