Дело №12-62/2018
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
05 апреля 2018 года <...>
Судья Азовского городского суда Ростовской области Кравченко И.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя МП « Азовводоканал» по жалобе Росприроднадзора на постановление мирового судьи судебного участка №5 Азовского судебного района Ростовской области от 15.02.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении юридического лица МП «Азовводоканал»,
УСТАНОВИЛ:
15.02.2018г. постановлением Мирового судьи судебного участка №5 Азовского судебного района Ростовской области было прекращено производство по делу по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении юридического лица МП «Азовводоканал» в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Росприроднадзор обратился с жалобой на данное постановление и просил его отменить, дело направить на новое рассмотрение, указывая на то, что выводы мирового судьи противоречат материалам дела и действующему законодательству.
Представитель МП « Азовводоканал» в судебное заседание явился, возражал против доводов представителя Росприроднадзора, поддержал доводы письменного отзыва, просил постановление мирового судьи оставить без изменения, а жалобу Росприродназора без удовлетворения.
Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав представителя МП « Азовводоканал», исследовав представленные доказательства, имеющиеся в деле об административном правонарушении, принимая во внимание, что срок на подачу жалобы на оспариваемое постановление не пропущен, выяснив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, прихожу к следующему выводу:
Часть 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.
Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора в период времени с 7 июля 2017 года по 20 июля 2017 года была проведена внеплановая документальная проверка исполнения МП «Азовводоканал» ранее выданного предписания от 16.12.2016г. № 0064/02/0389/2016-3 – «внести изменения в проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в соответствии с изменениями в технологическом процессе».
В ходе проведения проверки предприятием предоставлен отчет о выполнении предписания (от 05.07.2017г. № 50/17-2/1336) согласно которому, предприятие считало, что оснований для внесения изменений в ранее утвержденные НДС не имеется.
По итогам проверки предприятию было выдано предписание от 20.07.2017г. № 0063/02/0173/ПР/2017 – внести изменения в проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в соответствии с изменениями в технологическом процессе. Срок исполнения- 20.11.2017г.
В период с 04.12.2017г. по 15.12.2017г. Управлением проводилась внеплановая документальная проверка исполнения МП «Азовводоканал» ранее выданного предписания от 20.07.2017г. № 0063/02/0173/ПР/2017.
В ходе проверки было установлено, что изменения в проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в соответствии с изменениями в технологическом процессе МП «Азовводоканал» внесены не были.
Согласно Разрешению на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) №С-15/04 от 24.03.2014г. МП «Азовводоканал» разрешается осуществлять сброс в р. Дон по двум выпускам в период с 24.03.2014г. по 27.02.2019г.:
- по выпуску №1 – от очистных сооружений канализации г. Азова:
- по выпуску №2 – от шламонакопителя, предназначенного для отстаивания и обезвоживания шлама, поступающего с водопроводных очистных сооружений.
Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов утверждены МП «Азовводоканал» в 2013г. для двух выпусков сточных вод при условии отсутствия изменений параметров водопользования и водохозяйственной обстановки, а также при отсутствии изменений технологии производства, методов очистки сточных вод и параметров сброса.
Предприятием представлены изменения к технологическому регламенту по эксплуатации очистных сооружений водопровода, утв. 25.08.2016г. директором МП «Азовводоканал», согласно которому в насосной станции повторного использования воды установлено 2 шламовых насоса для подачи шламовых вод на очистные сооружения канализации и далее на выпуск №1.
Согласно акту МП «Азовводоканал» от 09.08.2016г. сброс шламовых вод с очистных сооружений водопровода в шламонакопитель прекращен.
12.08.2016г. МП «Азовводоканал» выполнены работы по монтажу стальной заглушки D=400мм на выпуске из шламонакопителя.
Соответственно, сброс загрязняющих веществ в р.Дон по выпуску №2 (от шламонакопителя) с 12.08.2016г. не осуществляется.
При этом, изменения в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов допустимого сброса, решение о предоставлении водного объекта в пользование, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) МП «Азовводоканал» не внесены.
В соответствии с п.14 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользования (утв. Приказом Минприроды №333 от 14.07.2007г.) разработка и утверждение новых НДС до истечения срока действия утвержденных в установленном порядке НДС осуществляется в следующих случаях:
- при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров осуществляющих сбросов сточных, в том числе дренажных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.);
- при изменении технологии производства, методов очистки сточных, в том числе дренажных вод, параметров сброса.
В процессе рассмотрения дела, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования предписания не соответствуют законодательству, а соответственно, не исполнение незаконных требований не может рассматриваться, как действие, подпадающее под диспозицию нормы ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно п. 1 ст. 9 ВК РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 11 ВК РФ основанием к праву пользования поверхностными водными объектами являются договоры водопользования или на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В соответствии с п. 3 ст. 22 ВК РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать:
1) указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод;
2) объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод;
3) требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Исходя из вышеуказанных норм закона следует, что соответствующее решение является основанием, дающим право определенному лицу на использование водного объекта определенным способом с учетом соответствующих ограничений.
Как следует из Решения принятого в отношении МП «Азовводоканал», предприятию в установленном законом порядке предоставлено право на сброс сточных вод в реку Дон через 2 выпуска (два места сброса). Для каждого из мест сброса в соответствии с п. 3 ст. 22 ВК РФ установлены соответствующие параметры сточных вод. В связи с чем, МП «Азовводоканал» имеет право осуществлять сброс сточных вод в реку Дон по 2 выпускам, при соблюдении соответствующих параметров в отношении каждого выпуска.
Решение устанавливает именно право, но не устанавливает обязанность для предприятия осуществлять сброс сточных вод. При этом указанное право устанавливается именно в отношении отдельных выпусков. Указанным Решением не установлена обязанность предприятия осуществлять сброс сточных вод одновременно из двух выпусков. Из чего следует, что предприятие имеет право, но не обязанность осуществлять сброс сточных вод либо по одному из выпусков, либо по двум выпускам, либо не осуществлять сброс сточных вод вообще, что не будет являться нарушением действующего законодательства. Нарушением Разрешения будет являться только не исполнение требований указанных в п. 3 ст. 22 ВК РФ.
В соответствии с пп. 9 пункта 2.3 Решения (условия использования водного объекта) объем сброса сточных вод не должен превышать 6882 тыс. м3/год, 18,854 тыс. м3/сут., 0,785 тыс. м3/час, из них по выпуску № 1 - 6512 тыс. м3/год, 17,841 тыс. м3/сут., 0,743 тыс. м3/час, 0,2 м3/сек.
В ходе проведения проверки допущенных предприятием нарушений установленных нормативов по выпуску № 1 установлено не было.
В связи с чем МП «Азовводоканал» не нарушены условия пользования водным объектом, а требования административного органа относительно оформления дополнительных документов незаконны и не учитывают следующего.
Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов утверждены МП «Азовводоканал» в 2013г. для каждого из выпусков установлены соответствующие НДС.
Фактов, подтверждающих превышения указанных НДС для выпуска № 1 административным органом не выявлено.
Внесение изменений в ранее согласованные НДС могло иметь место только в случаях, установленных нормативными правовыми актами РФ.
Разработка, утверждение и изменение НДС осуществляется в порядке, установленном Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 17.12.2007 № 333 (далее также Методика № 333).
В соответствии с п. 14.1 Методики № 333 разработка и утверждение новых НДС до истечения срока действия утвержденных в установленном порядке НДС осуществляется в следующих случаях:
- при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных, в том числе дренажных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.);
- при изменении технологии производства, методов очистки сточных, в том числе дренажных вод, параметров сброса.
Таким образом, административный орган, налагая на предприятие совершение указанного действия, обязан был представить доказательства, подтверждающие наличие превышения НДС по выпуску № 1 и то, что это явилось следствием не осуществления сбросов по выпуску № 2. Однако таких доказательств представлено не было, что исключало возможность вынесения предписания.
В качестве доводов к отмене оспариваемого постановлению административный орган указывает, что предприятием были представлены изменения к технологическому регламенту по эксплуатации очистных сооружений водопровода (ОСВ), утвержденные 25 августа 2016 года директором (далее – изменения к техрегламенту), согласно которым шламовые воды поступают на очистные сооружения канализации. Согласно акту муниципального предприятия «Азовводоканал» от 09 августа 2016 года сброс шламовых вод с очистных сооружений водопровода через шламонакопитель прекращен. Сброс очищенных сточных вод фактически осуществляется через выпуск № 1.
Представитель МП « Азовводоканал» пояснил, что фактически шламовые насосы функционировали и до 09 августа 2016 года, и предназначены они для перекачки шламовых вод по напорному шламопроводу. МП «Азовводоканал» произвел лишь переключение шламопровода к главному канализационному коллектору, в результате чего шламовые воды теперь смешиваются в коллекторе с городскими стоками и поступают на очистные сооружения канализации (ОСК), где проходят очистку по существующей технологии.
Административный орган ссылается на п. 14 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом Минприроды № 333 от 17 декабря 2007 года (далее - Методика), в соответствии с которым разработка и утверждение новых НДС до истечения срока действия утвержденных в установленном порядке НДС осуществляется в следующих случаях:
-при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных, в том числе дренажных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.);
-при изменении технологии производства, методов очистки сточных, в том числе дренажных вод, параметров сброса;
-при утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
По мнению административного органа изменения, внесенные МП «Азовводоканал» в технологический регламент по эксплуатации очистных сооружений водопровода, утвержденные 25 августа 2016г., а именно прекращение сброса сточных вод через выпуск №2, переключение шламопровода очистных сооружений водопровода (ОСВ) к главному канализационному коллектору и перевод шламовых вод на очистные сооружения канализации (ОСК) с последующим сбросом в водный объект через выпуск №1, указывают на изменения технологии производства, методов очистки сточных, в том числе дренажных вод, параметров сброса, фигурирующие в названном пункте Методики.
Суд приходит к выводу о том, что изменился технологический регламент по эксплуатации очистных сооружений водопровода, а не канализации. Данные изменения коснулись лишь того, что шламовые воды в настоящее время направляются на очистные сооружения канализации (ОСК), а не в шламонакопитель.
Административный орган указал, что МП «Азовводоканал» изменены параметры сброса сточных вод, в частности методы их очистки - теперь сточные воды (ранее сбрасываемые по выпуску №2) до сброса через выпуск №1 проходят очистные сооружения канализации; наименование выпусков сточных вод - выпуск №2 исключен и сброс по нему не осуществляется; расход сточных вод - изменен в связи с прекращением сброса по выпуску №2; загрязняющие вещества в сточных водах выпуска - отсутствуют в связи с прекращением сброса по выпуску №2; расстояние от выпуска до расчетного створа - отсутствует в связи с прекращением сброса по выпуску №2.
Однако, суд приходит к выводу о том, что факт того, что шламовые воды в настоящее время поступают на очистные сооружения канализации и проходят теперь очистку по существующему ранее методу, не свидетельствует об изменении методов очистки сточных вод, а свидетельствует лишь о том, что метод отстаивания, применяемый ранее при использовании шламонакопителя, в настоящее время не используется. При этом выпуск № 2 существует, не исключен. Через него лишь в настоящее время прекращен сброс. При этом, условия разрешительной документации МП «Азовводоканал» не нарушаются.
Доказательства обратного административный орган не представил.
Методика в целом регламентирует лишь порядок разработки и утверждения новых НДС, при этом сами нормативы устанавливаются на основании разработанного Проекта. Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено внесение изменений в Проект в соответствии с изменениями в технологическом процессе до истечения срока действия утвержденных в установленном порядке НДС.
На основании вышеизложенного и принимая во внимание, что каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении не установлено, прихожу к выводу о том, что принятое по делу об административном правонарушении мировым судьей судебного участка №5 Азовского судебного района Ростовской области постановление от 12.02.2018г. является законным, обоснованным и отмене, либо изменению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление Мирового судьи судебного участка №5 Азовского судебного района Ростовской области от 15.02.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении юридического лица- МП « Азовводоканал», оставить без изменения, а жалобу Росприроднадзора - без удовлетворения.
Судья Кравченко И.Г.