Дело № 12-62/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
19 апреля 2018 года г. Новосибирск
Судья Дзержинского районного суда г. Новосибирска Дульзон Е.И., при секретаре Воронкиной Е.Е., рассмотрев жалобу директора МБУ г. Новосибирска «Спортивно-оздоровительный комплекс «...» ... на постановление мирового судьи 1 судебного участка Дзержинского судебного района г. Новосибирска от 14 февраля 2018 года, которым директор МБУ г. Новосибирска «Спортивно-оздоровительный комплекс «...» ... привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи 1 судебного участка Дзержинского судебного района г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ директор МБУ г. Новосибирска «Спортивно-оздоровительный комплекс «...» ... привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
С данным постановлением не согласился ...., в связи с чем обратился в суд с жалобой, просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы ... указал, что ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном задании МБУ «СОК «...» было определено оказание муниципальной услуги «Предоставление базы спортивных сооружений для занятий физической культурой и спортом». При этом категория получателей услуги была определена как «физические и юридические лица». Каких-либо ограничений относительно юридических лиц муниципальным заданием установлено не было. ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном задании МБУ «СОК «...» было определено выполнение муниципальной работы «Обеспечение доступа к объектам спорта». При этом категория получателя в соответствии с базовым перечнем государственных и муниципальных услуг определена «в интересах общества».
Условием предоставления субсидии Учреждению является использование субсидии в соответствии с ее целевым назначением, а именно в целях оказания муниципальной услуги, предусмотренной в муниципальном задании ДД.ММ.ГГГГ (предоставление базы спортивных сооружений для занятий физической культурой и спортом), и выполнение муниципальной работы, предусмотренной в муниципальном задании ДД.ММ.ГГГГ (обеспечение доступа к объектам спорта). Данное условие Учреждением не было нарушено. В рамках оказания муниципальной услуги и выполнения муниципальной работы, предусмотренных муниципальным заданием, МБУ «СОК «...» предоставляло свой спортивный объект (игровой зал) различным организациям, в том числе и Управлению МВД России по городу Новосибирску для проведения учебно-тренировочных занятий, в установленном порядке (с заключением договора безвозмездного пользования нежилыми помещениями, подписанием актов приема-передачи оказанных услуг, согласованием расписания учебно-тренировочных занятий).
В соответствии с условиями Соглашения ... и Соглашения ... Учреждение ежемесячно отчитывалось об использовании субсидии. Каких-либо нарушений при использовании субсидии Учредителем выявлено не было, уведомления о возврате субсидии в бюджет города в связи с нецелевым использованием, полным или частичным невыполнением (не достижением показателей) муниципального задания Учреждению не направлялись.
Относительного Управления МВД России по городу Новосибирску мировой судья указал, что оно является федеральным органом государственной власти и не является населением муниципального образования - города Новосибирска, для обеспечения жизнедеятельности которого создано МБУ «СОК «...» и профинансировано в целях выполнения муниципального задания в интересах населения. Это не основано на нормах права и не соответствует обстоятельствам дела. Ссылка суда в обосновании привлечения к административной ответственности директора МБУ «СОК «...» на ФЗ № 210 является неправомерной.
В судебном заседании директор МБУ СОК «...» ...., его защитник ... доводы жалобы поддержали.
Представители Управления контрольно-ревизионной работы мэрии г. Новосибирска в судебном заседании пояснили, что МБУ СОК «...» предоставляет помещение, исходя из документов, на основании перечня потребителей, которыми могут быть только население г. Новосибирска, а по факту помещение предоставляется органам государственной власти. Фактически потребители не знают о такой возможности.
Судья, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности МБУ «СОК «...» группой управления контрольно-ревизионной работы мэрии г. Новосибирска, проведенной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МБУ «СОК «...» за период ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что ... ответственным за финансово-хозяйственную деятельность в МБУ «СОК «...», совершено административное правонарушение, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, выразившееся в нарушении условий предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальной услуги «Предоставление базы спортивных сооружений для занятий физической культурой и спортом»: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без заключения договора, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ...-БП МБУ «СОК «...» предоставляло в безвозмездное временное пользование нежилые помещения (476,5 кв.м.) Управлению МВД России по городу Новосибирску. За ДД.ММ.ГГГГ Управлению МВД России по городу Новосибирску оказано услуг в количестве 123,00 часов, за первое полугодие ДД.ММ.ГГГГ в количестве 73,5 часов. Часы предоставления нежилых помещений были включены в отчеты об исполнении муниципального задания МБУ «СОК «...».
В соответствии с ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Федеральный закон от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно распорядительные полномочия.
Закон дает определение понятию заявителя - это физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий муниципальные услуги, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
В Письме Минфина России от 24.04.2015 года № 02-10-09/23856 разъяснено, что к бюджетным учреждениям применяется административная ответственность, предусмотренная КоАП РФ за нарушение условий предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, только в случае, если одним из условий, определенных порядком предоставления указанных субсидий из местных бюджетов, установленным муниципальным правовым актом местной администрации, является выполнение муниципального задания.
Согласно пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Закон о некоммерческих организациях) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
На основании статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями.
Исходя из положений абзаца 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и в соответствии с пунктом «б» статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными учреждениями осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок формирования государственного задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации (пункт 7 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
Порядок предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного задания из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (абзац 3 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 7 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях в целях формирования муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями города Новосибирска постановлением мэрии города Новосибирска от 31.12.2015 года № 7519 «О Порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями города Новосибирска и признании утратившими силу отдельных постановлений мэрии города Новосибирска» утвержден Порядок предоставления субсидий муниципальным бюджетным учреждениям города Новосибирска муниципальным автономным учреждениям города Новосибирска (далее - Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг № 7519); постановлением мэрии города Новосибирска от 16.12.2016 года № 5769 «Об утверждении порядка предоставления субсидий муниципальным бюджетным учреждениям города Новосибирска и муниципальным автономным учреждениям города Новосибирска» утвержден Порядок предоставления субсидий муниципальным бюджетным учреждениям города Новосибирска и муниципальным автономным учреждениям города Новосибирска (далее - Порядок предоставления субсидий № 5769).
Согласно пунктам 2.1, 2.3 Порядка № 7519 Муниципальное задание для муниципальных бюджетных учреждений города Новосибирска формируется структурным подразделением мэрии города Новосибирска, осуществляющим в отношении таких учреждений функции и полномочия учредителя, с учетом предложений муниципального учреждения города Новосибирска, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемые на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и возможностей учреждения по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения учреждением муниципального задания в отчетном финансовом году.
Пунктом 2.1 Порядка предоставления субсидий № 5769 закреплено, что основаниями для предоставления бюджетному или автономному учреждению субсидий в течение финансового года является наличие: утвержденного Учредителем муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на соответствующий финансовый год или на соответствующий финансовый год и плановый период (в случае утверждения бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период); заключенного между Учредителем и бюджетным или автономным учреждением соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) (далее - Соглашение).
Указанное соглашение определяет цели и условия предоставления субсидии, права, в том числе право Учредителя на проведение проверок соблюдения бюджетными учреждениями или автономными учреждениями условий соглашения, обязанности, ответственность сторон, объем и сроки перечисления субсидии, основания для приостановления предоставления, изменения объема и возврата субсидии в бюджет, периодичность представления и состав отчетности об использовании субсидии в течение финансового года, порядок и сроки возврата субсидии в бюджет (пункт 2.2).
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Как усматривается из материалов дела, МБУ «СОК «...» осуществляет свою деятельность на основании Устава. Согласно пункту 2.1 Устава МБУ «СОК «...» учреждение создано в целях выполнения работ (оказания услуг) для обеспечения полномочий органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта.
Учредителем МБУ «СОК «...» является муниципальное образование - город Новосибирск. Департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска осуществляет функции и полномочия учредителя Учреждения в соответствии с правовыми актами мэрии.
Между Департаментом культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска в лице начальника Департамента ... А.В. и МБУ «СОК «...» в лице директора ... заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ... о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание услуги (в том числе дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ...) (далее - Соглашение ...); соглашение от ДД.ММ.ГГГГ... о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание услуги (в том числе дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ...) (далее - Соглашение ...).
Муниципальное задание ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов доведено приказом Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ...-од в объеме муниципальной услуги на 2508 часов учебно-тренировочных занятий, проведенных да базе Учреждения и проведение 14 спортивных мероприятий на территории города Новосибирска.
Нормативные затраты на выполнение муниципального задания утверждены приказом департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ...-од.
Согласно Соглашению ... Учреждению предусматривалась субсидия на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания за счет средств бюджета г. Новосибирска в размере 10 487 000 рублей.
Одним из условий предоставления указанной субсидии являлось использование Учреждением субсидии в целях оказания муниципальной услуги в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания муниципальной услуги, определенными в муниципальном задании (пункт 2.3.1), при этом учреждение обязано своевременно информировать Учредителя об изменении условий оказания муниципальной услуги, которые могут повлиять на изменение размера субсидии.
Муниципальное задание на ДД.ММ.ГГГГ годов доведено приказом Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ...-од в объеме муниципальной услуги на 2508 часов учебно-тренировочных занятий, 13 спортивных мероприятий на территории города Новосибирска.
Согласно соглашению № 6 объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания составил 10 611 000 рублей.
Условием предоставления субсидии, предусмотренным пунктом 1.3 Соглашения № 6, является соответствие использования субсидии ее целевому назначению. При этом Учреждение обязано возвратить субсидию в объеме нецелевого использования в объеме, пропорциональном отношению размера фактически не достигнутых в отчетном финансовом году значений показателей муниципального задания, использованных при расчете объема субсидии, и размера значений соответствующих показателей, установленных в муниципальном задании в срок, установленный в уведомлении о возврате предоставленных субсидий (пункт 3.5).
Однако, в нарушение указанных выше условий Соглашений № 6 и № 20 МБУ «СОК «...» субсидия в ДД.ММ.ГГГГ на оказание муниципальной услуги «Предоставление базы спортивных сооружений для занятий физической культурой и спортом», в первом полугодии ДД.ММ.ГГГГ на выполнение муниципальной работы «Обеспечение доступа к объектам спорта» фактически использована вне ее целевого назначения.
Так, согласно отчетам об исполнении муниципальных заданий за ДД.ММ.ГГГГ МБУ «СОК «...» в показатель по выполнению муниципальной услуги (работы) включены часы предоставления в безвозмездное пользование нежилых помещений (игровой зал) Управлению МВД России по городу Новосибирску: в ДД.ММ.ГГГГ в объеме 123 часов, за первое полугодие ДД.ММ.ГГГГ в объеме 73,5 часов.
При этом Управление МВД России по городу Новосибирску является федеральным органом государственной власти и не является населением муниципального образования - города Новосибирска, для обеспечения жизнедеятельности которого создано муниципальное бюджетное учреждение «СОК «...» и профинансировано в целях выполнения муниципального задания в интересах населения.
Вместе с тем, МБУ «СОК ...» не выполнило условия предоставления субсидии, что выразилось в оказании муниципальной услуги (выполнении работы) ненадлежащему заявителю, при этом не произвело возврат субсидии в объеме нецелевого использования, а именно: в ДД.ММ.ГГГГ в размере 491399,76 руб. (123 часа х 3995,12 руб.), за первое полугодие ДД.ММ.ГГГГ размере 301866,70 руб. (73,5 часа х 4107,03 руб.).
Таким образом, вина директора МБУ г. Новосибирска «Спортивно-оздоровительный комплекс «...» ...Е. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, нашла свое подтверждение, а доводы последнего об обратном являются несостоятельными.
Административное наказание мировым судьей .... назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, назначенное наказание является справедливым.
Постановление мирового судьи мотивированно, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было. При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного постановления не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Постановление мирового судьи 1 судебного участка Дзержинского судебного района г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении директора МБУ г. Новосибирска «Спортивно-оздоровительный комплекс «...» ... - оставить без изменения, жалобу ... - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в соответствии со ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья ...