Дело № 12-62/2024
УИД 86RS0001-01-2023-006476-17
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
01февраля 2024 года г. Ханты-Мансийск
Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Черкашин В.В.,
с участием:
защитника лица, привлекаемого к административной ответственности Коринь Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО2 от 01.12.2023г. по делу № 32/2023-МА, которым исполняющий обязанности директора Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания ввиде административного штрафа в размере штрафу в размере 10 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО2 от 01.12.2023г. по делу № 32/2023-МА, исполняющий обязанности директора Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере штрафу в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным административным постановлением,ФИО1 обратился в суд с жалобой о его отмене с прекращением производства по делу, мотивировав требования жалобы тем, что основанием для привлечения к административной ответственности является несоблюдение ФИО1 пункта 6 Порядка предоставление субвенций из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры бюджетам муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры наосуществление деятельности органами местного самоуправления по выполнению отдельных государственных полномочий, установленных статьей 12 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2009 года N 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», утвержденного Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 27.12.2021 № 596-П «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социальное и демографическое развитие». В обжалуемом постановлении дата совершения правонарушения указана как 21.12.2021г., тогда как Постановление Правительства ХМАО – Югры от 27.12.2021 № 596-П вступило в законную силу с 01 января 2022г.ю, о чем указано в пункте 4 указанного Постановления., в вязи с чем в действиях ФИО1 отсутствует состав инкриминируемого правонарушения.
В судебное заседания ФИО1 и представитель административного органа, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении дела не представили, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании защитник ФИО1 – Коринь Д.И. доводы жалобы поддержал в полном объеме, изложив обстоятельства, указанные в жалобе, просил обжалуемое постановление отменить, прекратить производство по делу.
Суд, выслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив доводы жалобы и письменные материалы дела, установил следующее.
Постановлением руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО3 от 01декабря 2023 года ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.15.15.3 КоАП РФ за то, что, являясь должностным лицом – исполняющим обязанности директора Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска допустил нарушение пункта 6 Порядка предоставление субвенций из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры бюджетам муниципальных районов игородских округов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на осуществление деятельности органами местного самоуправления по выполнению отдельных государственных полномочий, установленных статьей 12 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2009 года N 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителейв Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», утвержденного Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 27.12.2021 № 596-П «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социальное и демографическое развитие», а именно заявка на перечисление субвенции на январь 2022 года направлена Департаментом в Департамент социального развития автономного округа 30.12.2021 (письмо исх. От 30.12.2021 № 22-Исх-9517), тогда как пунктом 6 Порядка № 596-п срок ее направленияустановлен не позднее 20-го числа месяца, предшествующего месяцу перечисления субвенций. Субвенция на январь 2022 года перечислена платежным поручением от 20.01.2022 № 210 в размере 10 758 825,00 рублей.
Статьей 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхСудья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из обжалуемого постановления ФИО1 вменяется нарушение пункта 6 Порядка предоставление субвенций из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры бюджетам муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на осуществление деятельности органами местного самоуправления по выполнению отдельных государственных полномочий, установленных статьей 12 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2009 года N 86-оз «О дополнительных гарантияхи дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», утвержденного Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 27.12.2021 № 596-П «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социальное и демографическое развитие», а именно заявка на перечисление субвенции на январь 2022 года направлена Департаментом в Департамент социального развития автономного округа 30.12.2021 (письмо исх. От 30.12.2021 № 22-Исх-9517), тогда как пунктом 6 Порядка № 596-п срок ее направления установлен не позднее 20-го числа месяца, предшествующего месяцу перечисления субвенций. Субвенция на январь 2022 года перечислена платежным поручением от 20.01.2022 № 210 в размере 10 758 825,00 рублей.
Между тем, согласно пункта 4 Постановления Правительства ХМАО – Югры от 27.12.2021 № 596-П «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социальное и демографическое развитие», настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
Таким образомБаитовуИ.Е. вменено нарушение закона, не вступившего, на дату совершения административного правонарушения, в законную силу.
Кроме того, абзац 1 пункта6 Порядка предоставление субвенций из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры бюджетам муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на осуществление деятельности органами местного самоуправления по выполнению отдельных государственных полномочий, установленных статьей 12 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2009 года N 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», утвержденного Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 27.12.2021 № 596-П «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социальное и демографическое развитие», согласно которогоОрганы местного самоуправления муниципальных образованийформируют заявку на перечисление денежных средств бюджетам муниципальных образований и направляют ее в Департамент не позднее 20-го числа месяца, предшествующего месяцу перечисления субвенций, утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства ХМАО - Югры от 03.03.2023 N 70-п«О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
Таким образом приведенные выше нормы, устанавливающие требования, за неисполнение которых в отношении ФИО1 возбуждено производство по данному делу об административном правонарушении, утратили силу.
Как было указано выше, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Материалами дела исполнение постановления о назначении административного штрафа не подтверждается.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, постановление руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО2 от 01.12.2023г. по делу № 32/2023-МА, которым исполняющий обязанности директора Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь статей 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО2 от 01.12.2023г. по делу № 32/2023-МА, которым исполняющий обязанности директора Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере штрафу в размере 10 000 рублей – отменить, производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда В.В. Черкашин