Дело № 12-63
РЕШЕНИЕ
29 января 2016 года <...>
Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Ганбина С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – генерального директора ПАО «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
Постановлением начальника отдела государственного контроля и надзора в Мурманской области СЗМТУ Росстандарта генеральный директор ОАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Считая данное постановление незаконным, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в обоснование указав, что события вменяемого правонарушения не имеется по следующим основаниям. В паспортах качества указаны все показатели, при этом часть показателей указана с символом звездочка, что обозначает, что данные показатели были указаны из паспортов заводов-изготовителей и гарантированы ими. Контролирующий орган в период проверки отбирал пробы и поводил исследования взятых проб, результаты которого отражены в экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ: бензин автомобильный марки Регулятор-92 (АИ-92-К4) соответствует требованиям ТР ТС 013/2011 п. 4.1, приложение 2, ГОСТ Р 51105-97 п. 4.2 табл. 1 по показателям «массовая доля серы», «концентрация железа», «октановое число»; дизельное топливо марки ЕВРО сорт С вид Ш (ДТ-Л-К5) соответствует требованиям ТР ТС 013/2011 п. 4.4, приложение 3 по показателям «массовая доля серы», «температура вспышки в закрытом тигле». По иным показателям экспертиза не проводилась. Паспорта качества, представленные при проверке были выданы лабораториями АО «<данные изъяты>», ОАО «<данные изъяты>», которые не являются изготовителями реализуемого топлива, а приобретают нефтепродукты с нефтеперерабатывающих заводов – ОАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ЗАО «<данные изъяты>» для последующей перепродажи в розницу. Заводы-изготовители в соответствии с требованиями ТР ТС 013/2011 в обязательном порядке выдают паспорта качества на приобретаемое топливо: паспорта качества заводов-изготовителей № от ДД.ММ.ГГГГ (ЗАО «<данные изъяты>»), № от ДД.ММ.ГГГГ (ООО «<данные изъяты>»), № от ДД.ММ.ГГГГ (ОАО «<данные изъяты>»), № от ДД.ММ.ГГГГ (ЗАО «<данные изъяты>»), данные паспорта приходят вместе с ж/д цистернами с нефтепродуктом и товаросопроводительными документами на нефтебазы обществ. С нефтебаз Обществ топливо развозится на АЗС/АЗК для последующей реализации в розницу. АЗС № реализует топливо путем розничной продажи, ТР ТС 013/2011 не обязывает продавцов топлива проводить испытание всех содержащихся в паспортах показателей. Законодательство не запрещает указывать в паспортах качества нефтепродуктов числовые показатели, которые гарантированы заводами – изготовителями и которые содержатся в паспортах качества заводов-изготовителей.
Кроме того, в оспариваемом постановлении указано, что находящийся в обращении бензин марки Регулятор-92 экологического класса 4 (АИ-92-К4), полученный от <данные изъяты> не подтвержден декларацией о соответствии согласно требованиям п. 6.1 ТР ТС 013/2011. Однако ОАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт» не осуществляет изготовление (выпуск в оборот) бензина марки регулятор-92 экологического класса 4 (АИ-92-К4), соответственно, не обязано производить декларирование выпускаемой продукции. Приобретенное топливо находится на стадии оборота продукции в соответствии со статьей 3 ТР/ТС 013/2011. Реализуемое на АЗК № топливо было изготовлено на ОАО «<данные изъяты>», что подтверждено паспортом качества № от ДД.ММ.ГГГГ. Просит постановление о привлечении к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Защитник ФИО1 Лёвина М.А. в судебном заседании поддержала доводы жалобы по основаниям, изложенным в ней.
Представитель административного органа государственный инспектор отдела государственного контроля и надзора в Мурманской области СЗМТУ Росстандарта ФИО2 в судебном заседании возражала против доводов жалобы, указала, что постановление вынесено законно и обоснованно.
Помощник прокурора Тищенко Г.Н. в судебном заседании полагал, что доводы жалобы несостоятельны, указал, что вина должностного лица в совершении вменяемого правонарушения доказана и подтверждается материалами дела, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено законно и обоснованно.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, административный материал, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, в июне 2015 года прокуратурой <данные изъяты> с участием специалистов отдела государственного контроля и надзора в Мурманской области СЗМУ Росстандарта проведена проверка исполнения законодательства в сфере производства, хранения и реализации моторного топлива в деятельности ОАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт».
В ходе проверки установлено, что в период времени с 15.00 до 17.00 часов на ДД.ММ.ГГГГ, генеральный директор ОАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт» ФИО1 на АЗС №, расположенной по адресу: <адрес>, в деятельности юридического лица допустил нарушение требований п. 4.13 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза 013/2011«О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 826 (далее ТР ТС 013/2011), выразившееся в следующем.
Бензин неэтилированный марки Регулятор-92 (АИ-92-К4), хранился и отпускался из резервуара № АЗК № получен по ТТН № от ДД.ММ.ГГГГ, ТТН № от ДД.ММ.ГГГГ, ТТН№ от ДД.ММ.ГГГГ, ТТН 3861 от ДД.ММ.ГГГГ в сопровождении паспортов № и №, выданных испытательной лабораторией <данные изъяты> нефтебазы ОАО «НК «Роснефть-Мурманскнефтепродукт», паспорт качества №, выданный испытательной лабораторией ЗАО «<данные изъяты>».
В паспорте качества ГСМ № на бензин неэтилированный марки Регулятор-92 (АИ-92-К4), выданном испытательной лабораторией ЗАО «<данные изъяты>», не указаны фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки по показателям: октановое число по моторному методу, массовая доля серы, объемная доля бензола, массовая доля кислорода, объемная доля углеводородов: ароматических, олефиновых, концентрация марганца, объемная доля монометиланилина, объемная доля оксигенатов: метанола, этанола, изопропанола, третбутанола, изобутанола, эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле, других оксигенатов, которые отражены с символом «*», как показатели гарантированные заводом-изготовителем топлива.
В паспортах качества №, № на бензин неэтилированный марки Регулятор-92 (АИ-92-К4), выданных лабораторией <данные изъяты> нефтебазы ОАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт» результаты испытаний, не подтверждены на соответствие требованиям Технического регламента ТС: октановое число по моторному методу, массовая доля серы, объемная доля бензола, массовая доля кислорода, объемная доля углеводородов: ароматических, олефиновых; октановое число, концентрация марганца, объемная доля монометиланилина, объемная доля оксигенатов: метанола, этанола, изопропанола, третбутанола, изобутанола, эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле, других оксигенатов, так как испытательная лаборатория ОАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтекпрдукт» на проведение лабораторных испытаний топлива по всем вышеуказанным показателям не аттестована.
Бензин марки Регулятор-92 экологического класса 4 (АИ-92-К4), полученный от <данные изъяты> НБ ОАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт не подтвержден декларацией о соответствии согласно требованиям п. 6.1 ТР ТС 013/2011.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки заместителем прокурора <данные изъяты> вынесено постановление о возбуждении в отношении генерального директора ОАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт» ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которое направлено для рассмотрения по подведомственности в отдел государственного контроля и надзора в Мурманской области СЗМТУ Росстандарта.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении начальником отдела государственного контроля и надзора в Мурманской области СЗМТУ Росстандарта вынесено постановление № о признании генерального директора ОАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Объективная сторона названного правонарушения состоит в нарушении требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований государственных стандартов в ходе реализации продукции.
В силу статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее Закон № 184-ФЗ) технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия продукции проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Требования к выпускаемым в оборот и находящимся в обороте автомобильному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту установлены Техническим регламентом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 118.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 826 утвержден Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (далее ТР ТС 013/2011).
Должностному лицу директору ОАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт» ФИО1 вменено нарушение п. 4.13 статьи 4 ТР ТС 013/2011.
В соответствии с пунктом 3 Технического регламента, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 118, под оборотом продукции, в том числе бензина, понимается нахождение продукции на стадиях транспортирования, хранения, оптовой и розничной торговли.
Статьей 2 ТР ТС 013/2011 определено, что обращение топлива на рынке – этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение.
Пунктом 4.13 статьи 4 ТР ТС 013/2011 каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом). Паспорт должен содержать, в том числе, нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС.
Из материалов дела следует, что ОАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт» в ходе проверки представлены паспорта на реализуемые через автозаправочную станцию № 33 партии топлива АИ-92-К4, которые содержат сведения, предусмотренные пунктом 4.13 статьи 4 ТР ТС 013/2011, в том числе нормативные значения и фактические результаты испытаний. Как следует из содержания паспортов, отдельные показатели определены по результатам испытаний (два показателя), а показатели, отмеченные знаком * - по паспортам предприятий-изготовителей. При этом ТР ТС 013/2011 не обязывает продавцов топлива проводить испытание всех, содержащихся в паспортах изготовителей либо поставщиков показателей.
Согласно пункту 6.1 статьи 6 ТР ТС 013/2011 перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия. Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель.
При этом в статье 2 ТР ТС 013/2011 под выпуском в обращение понимается первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю.
Из буквального понимания приведенного понятия следует, что выпуск в обращение – это по существу изготовление топлива и его первичная реализация для потребления, при этом последнее означает именно выпуск на рынок, который может состоять из нескольких этапов (перепродаж) пока достигнет конечного потребителя. Следовательно, обязанность по декларированию топлива также возложена на изготовителя как лица, осуществляющего выпуск в обращение.
В силу пункта 6.2 ТР ТС 013/2011 подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС осуществляется: для серийно выпускаемых топлив - по схемам 3д или 6д; для топлив, выпускаемых или ввозимых партиями, - по схеме 4д; для опытно-промышленных партий - по схеме 2д для автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, по схеме 4д для авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей. Донный перечень является закрытым.
Таким образом, ОАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт», приобретая паспортизированное топливо, выступает посредником, реализуя его потребителю, то есть требования ТР ТС 013/2011 не нарушены.
Довод СЗМТУ Росстандарта о том, что каждая партия топлива после проведения на нефтебазах и автозаправочных станциях технологических операций (слив, смешение партий одной марки) преобразуется в другую партию топлива, требующую подтверждения соответствия по правилам Технического регламента противоречит статье 6.2 ТР ТС 013/2011.
Реализация паспортизированного топлива потребителю не означает выпуск в обращение новой партии топлива, поэтому требование СЗМТУ Росстандарта о проведении испытаний по всем предусмотренным паспортом показателям, являются необоснованными.
В материалах дела находятся паспорта продукции, выданные ОАО «<данные изъяты>» и закрытым акционерным обществом «<данные изъяты>». Претензий к качеству данного топлива проверкой не выявлено.
Таким образом, в действиях должностного лица – генерального директора ОАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт» ФИО1, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление начальника отдела государственного контроля и надзора в Мурманской области СЗМТУ Росстандарта № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1, генерального директора ОАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт» к административной ответсвенности по части 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья С.В. Ганбина