ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-630/17 от 11.10.2017 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

дело №12-630/2017

РЕШЕНИЕ

г.Киров 14 декабря 2017 года

Судья Первомайского районного суда г.Кирова Автамонов А.Р.,

при секретаре Поповой Т.А.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 – Золотаревой Е.В., предоставившей доверенность {Номер}

представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области ФИО12 предоставившей доверенность {Номер} от 11.10.2017,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – Золотаревой Е.В. на постановление руководителя УФАС по Кировской области ФИО5{Номер} от 12.10.2017, по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении главного управляющего директора АО «(Данные деперсонифицированы)» (далее АО «ККС») ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя УФАС по Кировской области ФИО5{Номер} от 12.10.2017 главный управляющий директор АО «(Данные деперсонифицированы)» ФИО1 как должностное лицо привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Из обстоятельств совершения административного правонарушения, изложенных в постановлении по делу об административном правонарушении, следует, что АО «(Данные деперсонифицированы)» (далее АО «КССК») {Дата} обратилось в АО «ККС» с заявлением {Номер} о заключении договора о подключении к системам центрального водоснабжения и водоотведения объекта «Группа многоквартирных жилых зданий микрорайона «Чистые пруды» на земельном участке с кадастровым номером 43:40:000515:169 в районе {Адрес} г.Кирова (1 этап строительства). Данное заявление получено АО «ККС» 15.02.2017, зарегистрировано за {Номер}.

АО «ККС» в течение 10 рабочих дней после получения заявления не направило в АО «КССК» отказ от принятия заявления к рассмотрению документов, не возвратило документы заявителю, т.е. приняло заявление и предоставленные с ним документы к рассмотрению.

Письмом от 10.03.2017 {Номер} АО «ККС» сообщило АО «КССК» о том, что в настоящий момент на территории муниципального образования «Город Киров» отсутствует инвестиционная программа для подключения к сетям новых объектов, как и тариф на подключение, в связи с чем рассмотрение заявления отложено до момента утверждения новой инвестиционной программы АО «ККС» на развитие систем холодного водоснабжения и водоотведения г.Кирова и утверждения на ее основе тарифов на подключение.

Действующим законодательством не предусмотрено отложение рассмотрения заявления о подключении объекта к системам централизованного водоснабжения и водоотведения в случае отсутствия на территории муниципального образования инвестиционной программы для подключения к сетям новых объектов и тарифов на подключение, утверждаемых на ее основе, в связи с чем АО «ККС» обязано было направить АО «КССК» в 30-днейвный срок, установленный пунктом 94 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644 (далее Правила №644), подписанный проект договора о подключении.

При наличии технической возможности технологического присоединения к центральной системе холодного водоснабжения и водоотведения и при наличии свободной мощности в соответствующей точке подключения, наличие утвержденной инвестиционной программы для установления органом регулирования платы за подключение не требуется, соответственно, АО «ККС» могло обратиться в Региональную службу по тарифам Кировской области (далее РСТ, РСТ Кировской области) с заявлением об утверждении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.

При отсутствии технической возможности технологического присоединения к центральной системе холодного водоснабжения и водоотведения и отсутствии инвестиционной программы для подключения к сетям новых объектов и тарифов на подключение, утверждаемых на ее основе АО «ККС» вправе было предоставить в РСТ Кировской области проект инвестиционной программы.

Защитник ФИО1 – Золотарева Е.В. обратился в Первомайский районный суд г.Кирова с жалобой на данное постановление. Ссылаясь на действующее законодательство и нормативно-правовые акты, считает, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, просит оспариваемое постановление признать незаконным и отменить.

В судебном заседании защитник Золотарева Е.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме, представитель Кировского УФАС России ФИО13. считает, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела об административно правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» рынок услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Из положений статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон №416-ФЗ) следует, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644 (далее Правила №644).

Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие технологическое присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Договор о подключении к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение и указанная организация при наличии технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, не вправе отказать заявителю в заключении договора о технологическом присоединении.

В соответствии с пунктом 91 Правил №644 организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 3 рабочих дней рассматривает полученные документы и проверяет их на соответствие перечню, указанному в пункте 90 указанных Правил, и соответствие представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений, а также определяет, к какому объекту (участку сети) централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения должно осуществляться подключение и оценивает техническую возможность подключения и наличие мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность, в инвестиционной программе организации.

Согласно пункту 94 Правил №644 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 №1498), действовавшему на момент совершения инкриминируемого административного правонарушения, в случае принятия документов заявителя к рассмотрению и наличия технической возможности подключения, а также при условии наличия в инвестиционных программах организаций водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 30 календарных дней направляет заявителю подписанный договор о подключении с приложением условий подключения и расчета платы за подключение.

Из пункта 5 статьи 18 Федерального закона №416-ФЗ следует, что при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении. Сроки подключения такого объекта устанавливаются с учетом плановых сроков реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы.

Пунктом 7 статьи 18 Федерального закона №416-ФЗ предусмотрено, что при отсутствии технической возможности подключения вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением, при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.

По мнению Федеральной службы по тарифам, изложенному в информационном письме от 04.08.2014 №СЗ-8458/5, отсутствие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы не является основанием для неустановления органом регулирования организациям водопроводно-канализационного хозяйства индивидуальной платы за подключение. При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения и при наличии свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) наличие утвержденной инвестиционной программы для установления органом регулирования платы за подключение не требуется.

В соответствии с пунктом 85 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406, в отношении заявителей величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

При этом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен более низкий уровень нагрузки (по сравнению с указанным предельным уровнем нагрузки (площади поперечного сечения трубопровода), при котором плата за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально.

Определением Верховного Суда РФ от 02.02.2017 №10-АПГ16-10 решение Кировской городской думы от 14.10.2009 №33/2 «Об утверждении инвестиционной программы «Развитие систем водоснабжения и водоотведения города Кирова на 2009 - 2018 годы» признано недействующим.

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №641 (далее Правила №641) проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации, которое разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения.

13.02.2017 (исх.08-216) АО «ККС» в лице ФИО1 обратилось к Главе администрации муниципального образования «город Киров» с просьбой в связи с отменой Верховным судом Российской Федерации инвестиционной программы подготовить техническое задание для подготовки нового проекта инвестиционной программы.

03.03.2017 заместителем главы администрации города Кирова АО «ККС» направлено техническое задание для разработки Обществом инвестиционной программы «Развитие систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Киров».

Проект инвестиционной программы «Развитие систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Киров» был разработан АО «ККС» и 28.04.2017 передан на согласование в администрацию муниципального образования «Город Киров».

Из пунктов 12, 13 Правил №641 (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.05.2014 №503) следует, что в случае если утверждение инвестиционных программ осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, регулируемая организация направляет проект разработанной инвестиционной программы на согласование в орган местного самоуправления поселения, на территории которого осуществляются мероприятия инвестиционной программы, в части мероприятий, обеспечивающих водоснабжение и (или) водоотведение абонентов на территории муниципального образования. Орган местного самоуправления поселения (городского округа) обязан рассмотреть проект инвестиционной программы и уведомить о согласовании или об отказе в согласовании регулируемую организацию в течение 30 дней со дня представления проекта инвестиционной программы на согласование.

Согласованная инвестиционная программа «Развитие систем водоснабжения и водоотведения АО «Кировские коммунальные системы» на 2017-2019 годы» была направлена АО «ККС» в РСТ Кировской области.

В принятии к рассмотрению инвестиционной программы АО «ККС» РСТ Кировской области 20.07.2017 было отказано в связи с нарушениями заявителем сроков подачи заявления (до 1 мая года, предшествующего году начала реализации инвестиционной программы), установленных п.3.3.1 Административного регламента предоставления региональной службой по тарифам Кировской области государственной услуги по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 05.12.2014 №14/180.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что одновременно с принятием мер по разработке и утверждению инвестиционной программы, АО «ККС» в лице ФИО1 16.02.2017 с заявлениями обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (исх.№04-267) и в РСТ Кировской области (исх.№04-265) о снижении предельной величины подключаемой нагрузки.

Ссылаясь на определение Верховного Суда РФ от 02.02.2017 №10-АПГ16-10, АО «ККС» просило на период до утверждения инвестиционной программы (на протяжении 5-6 месяцев 2017 года) рассмотреть возможность снижения предельной величины подключаемой нагрузки, при которой плата за подключение устанавливается в индивидуальном порядке до 0,1 куб. метров в сутки.

Заявление АО «ККС» Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области для рассмотрения было направлено в РСТ Кировской области.

Письмом от 15.03.2017 РСТ Кировской области сообщило АО «ККС», что оснований для снижения предельного уровня нагрузки не имеется, разъяснив, что АО «ККС» по предоставлению в РСТ Кировской области расчетных материалов об установлении ставок тарифов за протяженность, дифференцированных по диаметрам сетей, и ставок тарифов за мощность за подключение к централизованным систем водоснабжения и (или) водоотведения, тарифы будут установлены в предусмотренные законодательством сроки.

Принимая во внимание, что подключаемая нагрузка водоснабжения и водоотведения подключаемого объекта строительства (1 этап) в заявлении о подключении {Номер} АО «КССК» была определена в размере 42,5 куб.м., (менее 250 куб.м.) АО «ККС» не могло обратиться в РСТ Кировской области для установления органом регулирования тарифов индивидуального размера платы за подключение.

Согласно доводам АО «ККС», изложенным в жалобе, на момент принятии решения о заключении с АО «КССК» договора технического присоединения отсутствовала техническая возможность подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения, т.к. в связи с необходимостью для обеспечения гарантированного бесперебойного водоснабжения и требований пожарной безопасности при аварийном отключении участка водопровода необходимо было создание кольцевой сети. Также отсутствовала техническая возможность подключения объекта к сетям водоотведения, т.к. необходимо было построить сеть водоотведения от границы земельного участка протяженностью 56 метров. При этом, выполнение комплекса необходимых работ обусловлено выполнением АО «ККС» работ для последующего технологического присоединения всей группы домов, а не только 1 этапа строительства.

Ссылаясь на письмо АО «ККС» от 22.09.2017 {Номер} в РСТ Кировской области должностное лицо УФАС пришло к выводу, что у АО «ККС» имелась техническая возможность подключения объекта капитального строительства -группы многоквартирных жилых зданий в микрорайоне «(Данные деперсонифицированы)» на земельном участке в районе {Адрес} г.Кирова к сетям водоснабжения и водоотведения без мероприятий по строительству ВНС и КНС.

Вместе с тем, действующее законодательство не предусматривает условием отсутствия технической возможности технологического присоединения объекта строительства к сетям, только необходимость строительства насосных станций для водоснабжения и водоотведения.

О необходимости выполнения определенных работ для технического присоединения группы строящихся домов также указано в технических условиях {Номер} от 08.10.2015 выданных АО «КССК» - необходимость перекладки участков водоводов {Номер}, {Номер}, длиной ориентировочно 1,5 км., необходимость реконструкции КНС-6, необходимость перекладки канализационного коллектора длиной ориентировочно 206, 5 м.

Каких-либо данных о том, что у АО «ККС» имелась техническая возможность технологического присоединения объекта (1 этап строительства) к сетям материалы дела об административном правонарушении не содержат.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу,, что на момент подачи АО «КССК» заявления {Номер} о заключении договора о подключении к системам центрального водоснабжения и водоотведения объекта «Группа многоквартирных жилых зданий микрорайона «Чистые пруды» на земельном участке в районе {Адрес} г.Кирова (1 этап строительства)» отсутствовала техническая возможность технологического присоединения объекта к сетям, эксплуатируемых АО «ККС».

Кроме этого в указанный период времени отсутствовала инвестиционная программа мероприятий, обеспечивающих техническую возможность технологического присоединения, наличие которой в соответствии Правилами {Номер} является обязательным условием для установления платы за подключение при отсутствии технической возможности технологического присоединения, о чем также прямо указано в письме ФАС России от 03.07.2017 №{Номер} по запросу УФАС Кировской области.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно ч.1 и ч.4 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Между тем, направление АО «ККС» запроса Главе администрации муниципального образования «город Киров» с просьбой в связи с отменой Верховным судом Российской Федерации инвестиционной программы подготовить техническое задание для подготовки нового проекта инвестиционной программы, изготовление проекта, его согласование в администрации муниципального образования «Город Киров» и направление в РСТ Кировской области свидетельствуют, что со стороны ФИО1 были своевременно приняты все меры для подготовки и утверждения новой инвестиционной программы.

При этом, в связи с признанием Определением Верховного Суда РФ №10-АПГ16-10 недействующим инвестиционной программы «Развитие систем водоснабжения и водоотведения города Кирова на 2009 - 2018 годы» 02.02.2017 ФИО1, как должностное лицо АО «ККС», не мог обратиться в РСТ Кировской области для утверждения инвестиционной программы на 2017-2019 годы в сроки, установленные п.3.3.1 Административного регламента {Номер}, а именно до 01.05.2016.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что в действиях главного управляющего АО «ККС» ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, в связи с чем постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, производство по делу прекращению

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу защитника ФИО1 – Золотаревой Е.В. удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Кировского УФАС России ФИО14{Номер} от 12.10.2017 о привлечении главного управляющего директора АО «(Данные деперсонифицированы)» ФИО8 к административной ответственности по ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья А.Р. Автамонов