ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-630/2015 от 22.09.2016 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Материал №12-630/2015 копия

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

22 сентября 2016 года город Тверь

Судья Московского районного суда города Твери Ипатов В.Е., при секретаре Соловьевой Н.С., с участием представителя Управления Росприроднадзора по Тверской области – ФИО1, рассмотрев жалобу Министра природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды по Тверской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Тверской области ФИО3 № 35-125-2016 от 17 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У с т а н о в и л:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО3 должностное лицо – Министр природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ (Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 (двадцати пяти тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным выше постановлением должностное лицо Министр природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2 обратился с жалобой 27 июня 2016 года в Заволжский районный суд г.Твери. Определением Заволжского районного суда г.Твери от 16 августа 2016 года жалоба Министра природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тверской области ФИО3 от 17 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министра природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2, передана для рассмотрения по подведомственности в Московский районный суд г.Твери. В жалобе должностное лицо ФИО2 просит отменить постановление от 17 июня 2016 года и прекратить производство по делу по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы заявителем указано, что в материалах административного дела не указан конкретный вид негативного воздействия на окружающую среду, которое осуществило Министерство. В 4 квартале 2015 года Министерство не осуществляло выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты либо хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). В Министерстве отсутствуют и материалами дела не установлены специализированные объекты, на которых осуществлялось складирование отходов сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, а также специальные хранилища для изоляции отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Следовательно Министерство не осуществляло хранение либо захоронение отходов в 4 квартале 2015 года. В тоже время Министерством осуществлялось накопление отходов в целях их дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. Согласно требований ст.16 Закона Плата НВОС за накопление отходов не предусмотрена. Должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление допущена подмена понятий, неверное толкование требований закона м умышленное искажение содержания текста Приказа №424-п от 26 августа 2014 года. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти – Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации до настоящего времени не утвердило порядок формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем, ни федеральный орган исполнительной власти, ни региональный орган исполнительной власти не могут осуществлять предусмотренную законом обязанность по постановке на учет объектов НВОС с присвоением категории объекту. Исходя из требований закона Министерство освобождено от обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, так как осуществляется свою деятельность исключительно на объекте IV категории. Таким образом, привлечение к администратвиной ответственности незаконно, необоснованно. В действиях отсутствует событие административного правонарушения, в связи с чем, дело подлежит прекращению. Также ФИО2 не вручалось определение о вызове для рассмотрения дела №35-125-2016 об административном правонарушении по ст.8.41 КоАП РФ и в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащим уведомлении, о рассмотрении дела. В материалах дела содержится дата совершения административного правонарушения – 2 марта 2016 года. Время совершения административного правонарушения не указано. Срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. Таким образом срок внесения платы НВОС за 4-ый квартал 2015 года – не позднее 20 января 2016 года, и следовательно дата совершения административного правонарушения 21 января 2016 года. Неверное указание даты и не указание времени совершения административного правонарушения являются существенными нарушениями требований КоАП РФ и влекут отмену принятого решения.

В судебное заседание заявитель должностное лицо - Министр природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2 не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом путем направления по адресам, имеющимся в материалах дела телеграмм, согласно которым адресат за телеграммой не явился. ФИО2 с ходатайством об отложении рассмотрения жалобы не обращалась, данных об уважительности своей неявки суду не представил, в связи с чем, дело рассмотрено в ее отсутствие.

В судебное заседание представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской имеющейся в материалах дела. В судебном заседании 08 сентября 2016 года принимал участие представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО4 действующий на основании доверенности требования, изложенные в жалобы поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в жалобе.

В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по Тверской области – ФИО1 возражал против удовлетворения жалобы, поддержав ранее предоставленные суду письменные возражения и пояснив, что должностное лицо привлечено к администратвиной ответственности законно и обоснованно.

В связи с изложенным, определено рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения жалобы.

Выслушав объяснения участника процесса, проверив административный материал и доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п.1 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в районный суд.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со ст.8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду, как в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в виде сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, так и в виде размещения отходов производства и потребления.

Из материалов дела следует, что в ходе поведения административного расследования отделом государственной экологической экспертизы и нормирования Управления Росприроднадзора по Тверской области 15 апреля 2016 года при осуществлении мониторинга внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и предоставления расчета платы за негативной воздействие на окружающую среду юридическим лицами, области за IV квартал 2015 <данные изъяты>

Согласно ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: в частности непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, ФИО3, старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области – начальником отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области 15 апреля 2016 года было установлено, что Министром природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2 не была организована и проконтролирована деятельность по внесению Министерством платы за негативное воздействие на окружающею среду за IV квартал 2015 года, подлежащий внесению не позднее 01 марта 2016 года. В связи с чем, 09 июня 2016 года в отношении ФИО2 – Министра природных ресурсов и экологии Тверской области, действующий на основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 года №90-пп «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области» и распоряжения Губернатора Тверской области от 11.03.2014 года №188-рг «О министре природных ресурсов и экологии Тверской области» по ст.8.41 Кодекса РФ об административных правонарушения за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушен п.1. ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» был составлен протокол об административном правонарушении .

В соответствии с ч.1 ст.28.8 КоАП РФ протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

09 июня 2016 года определением ФИО3, старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области – начальником отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области было назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении по адресу: <...>, каб.218 А, 17 июня 2016 года в 14 часов 00 минут. Данное определение получил ФИО5 – представитель по доверенность от 21.04.2016 года №59 начальника отдела государственного надзора в сфере охраны окружающей среды Управления государственного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области – начальником отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО3 №35-125-2016 от 17 июня 2016 года должностное лицо – Министр природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст.8.41 КоАП РФ (Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающею среду) и назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Постановление о назначении административного наказания от 17 июня 2016 года было вынесено в отсутствии должностного лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении Министра ФИО2. Как указано в постановлении о назначении административного наказания лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении был уведомлен надлежащим образом, а именно: определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 09 июня 2016 года.

В соответствии с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административный правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.

По смыслу закона извещение лица о месте и времени заседания может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено. В случае извещения лица путем направления заказной корреспонденции, надлежащим извещение лица о месте и времени заседания являются сведения о получении заказной корреспонденции адресатом, возвращения заказной корреспонденции за истечением срока хранения, поступления сообщения о том, что адресат фактически не проживает по указанному адресу.

Из материалов дела установлено, что определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 09 июня 2016 года получил 09 июня 2016 года ФИО5 – представитель по доверенность от 21.04.2016 года №59 начальника отдела государственного надзора в сфере охраны окружающей среды Управления государственного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области. Согласно доверенности №59 от 26 апреля 2016 года имеющейся в материалах дела Министр природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2 доверяет начальнику отдела государственного надзора в сфере охраны окружающей среды управления государственного надзора Министерства ФИО5 представлять свои интересы в Управлении Росприроднадзора по Тверской области по всем вопросам, связанным с рассмотрением дела об административном правонарушении в отношении представляемого лица.

Таким образом, на момент рассмотрения протокола об административном правонарушении года и материалов дела должностное лицо Управления Росприроднадзора по Тверской области не располагала информацией о надлежащим извещении лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, а именно должностного лица ФИО2. В нарушение указанных выше требований 17 июня 2016 года старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области – начальником отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО3 протокол об административном правонарушении был рассмотрен в отсутствие ФИО2 и его надлежащего извещения, что подтверждается данными материалов дела в которых отсутствует информация о извещении ФИО2 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении . То есть, решение о рассмотрении протокола об административном правонарушении в отсутствие должностного лица Министра ФИО2 было принято без предварительного выяснения вопросов о его извещении и причинах неявки на рассмотрение дела.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

На основании изложенного прихожу к выводу, что допущенные Управлением Росприроднадзора по Тверской области при рассмотрении дела об административном правонарушении существенные процессуальные нарушения не позволили административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения должностного лица - Министра природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2 к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, не истек, обжалуемые постановление подлежат отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, а дело - возвращению на новое рассмотрение Управлением Росприроднадзора по Тверской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.4.5, 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление о назначении административного наказания от 17 июня 2016 года, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области – начальником отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО3 в отношении должностного лица – Министра природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – Министра природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2 направить на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г.Твери в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья <данные изъяты> В.Е. Ипатов