ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-631/2022 от 07.04.2022 Московского областного суда (Московская область)

Судья Буколова Н.А. Дело № 12-631/2022

РЕШЕНИЕ

г. Красногорск,

Московская область 07 апреля 2022 года

Судья Московского областного суда Мертехин М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о.Генерального директора ООО «Старый город» ФИО1 на постановление судьи Коломенского городского суда Московской области от 24 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ООО «Старый город»,

при секретаре Нестеровой А.А.,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением судьи Коломенского городского суда Московской области от 24 января 2022 года ООО «Старый город», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.7.13 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением суда, и.о.Генерального директора ООО «Старый город» ФИО1 его обжаловал, считая его незаконным, просил отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя ООО «Старый город» по доверенности ФИО2, поддержавшей доводы жалобы в полном объеме, опросив должностное лицо ФИО3, допросив свидетеля ФИО4, суд второй инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного постановления.

Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Частью 3 предусмотрено, что действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, которые регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Предметом правонарушения являются объекты культурного наследия, их территории и зоны охраны.

Объективной стороной правонарушения являются противоправные действия (бездействие) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, в том числе, выявленных объектов культурного наследия, их территорий, т.е. в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия, в том числе, выявленных объектов культурного наследия.

Согласно Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Закон), в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 40 указанного Закона, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В соответствии с ч. 5 ст. 16.1 Закона, выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

Согласно ст. 18 Закона, на выявленные объекты культурного наследия распространяется режим объектов культурного наследия.

Требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия определены пунктами 1 - 3 статьи 47.3 названного закона, в том числе:

- осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

- не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

- не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

- обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

- соблюдать установленные статьей 5.1 Закона № 73-ФЗ требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования;

- не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло): под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения; под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования; под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;

- незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

- не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

В соответствии со ст.45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-Ф3, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (п.2. ч.2 ст.45 ФЗ от 25.06.2002 №73-Ф3).

Согласно п.3 ч.1 ст.47.3 вышеназванного Закона при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающий обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (п.2 ст.47.3 ФЗ №73).

Как следует из материалов дела, 04.08.2021 года в 11 часов 00 минут на основании задания начальника Главного управления культурного наследия Московской области (далее - Главное управление) от 30.07.2021 № 177-21 проведено внеплановое мероприятие по контролю за состоянием (далее - Мероприятие) выявленного объекта культурного наследия «Здание, кон. XIX - нач. XX вв.», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Коломна, город Коломна, площадь Восстания, дом 10 (далее - Объект), который согласно Единому государственному реестру недвижимости принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО4 и ООО «Старый город», при этом, на основании решения Арбитражного суда Московской области по делу №А41-58395/19 от 04.06.2020 года, вступившего в законную силу 07.10.2020 года, между двумя собственниками произведен раздел Объекта: ООО «Старый город» выделен весь второй этаж Объекта (помещение № 5) и вход на второй этаж (лестничная клетка).

В ходе осмотра Объекта установлено, что в нарушение ч.1 ст.45 и п.3 ч.1 ст.47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 на 2-м этаже Объекта ООО «Старый город» проводятся строительные или иные работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, без разрешения Главного управления, в том числе демонтирована часть внутренних перегородок Объекта, покрытие потолка, элементы интерьера (историческая дранка с нанесенным на ней слоем штукатурки), отбиты элементы кирпичной кладки, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.7.13 КоАП РФ.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, заданием, актом осмотра с фототаблицей, выпиской из ЕГРН, копией решения арбитражного суда Московской области от 04.06.2020 года, выпиской из ЕГРЮЛ, распоряжением №35РВ-1 от 10.01.2019 года об осуществлении государственного учета выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Московской области и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В суде второй инстанции было допрошено должностное лицо, заведующий отделом проведения контрольных мероприятий Управления государственного контроля за сохранением и использованием объектов культурного наследия, ФИО3, который пояснил, что проводил внеплановое мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия «Здание, кон. XIX - нач. XX вв.», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Коломна, город Коломна, площадь Восстания, дом 10 (далее - Объект), который согласно ЕГРН принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО4 и ООО «Старый город». В нарушение ч.1 ст.45 и п.3 ч.1 ст.47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 на 2-м этаже Объекта ООО «Старый город» проводились строительные работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, без разрешения Главного управления. С 2019 г. от ООО «Старый город» поступали письма в которых Общество признавало, что данное здание является объектом культурного наследия и просило разъяснить, как им теперь поступать с данным зданием, касаемо ремонтных работ. На табличку на доме « ул.Вокзальная,д.10» при проведении обследования он не обратил внимания, поскольку по географическим координатам данное здание расположено по адресу: Московская область, городской округ Коломна, город Коломна, площадь Восстания, дом 10.

Допрошенный в ходе рассмотрения дела судом второй инстанции свидетель ФИО4 пояснил, что ему по адресу: Московская область, городской округ Коломна, город Коломна, площадь Восстания в дом № 10 принадлежит помещение № 1, подвал, 1 этаж и отдельный вход в здание с дверью на второй этаж. Проверку в его помещениях должностное лицо не проводило.

Вывод городского суда о наличии в деянии ООО «Старый город» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.

Действия ООО «Старый город» квалифицированы по части 3 статьи 7.13 названного Кодекса в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Оснований для признания результатов мероприятий по контролю и надзору недопустимым доказательством по делу не установлено.

Доводы, изложенные в жалобе, не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы суда, в связи с чем, подлежат отклонению, как несостоятельные.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 и ч. 3 ст.30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Коломенского городского суда Московской области от 24 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ООО «Старый город», оставить без изменения, жалобу ООО «Старый город»– без удовлетворения.

Судья М.В. Мертехин