ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-632/18 от 04.04.2019 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 7-614/2019

(в районном суде № 12-632/2018) Судья Суворова Л.Г.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Широкова Е.А., при секретаре Труфановой Н.А., рассмотрев 4 апреля 2019 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на решение судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 3 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении

Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России), ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: Москва, ул.Спартаковская, д.2Б,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника Государственной административно-технической инспекции №... от 28 февраля 2018 года ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п.2 ст.23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Вина ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России установлена в следующем:

Административное дело возбуждено по факту выявления 05.02.2018 в 17.10 административного правонарушения, совершенного ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по адресу: СПб, Ушаковская наб., д.17/1, лит.А, выразившегося в нарушении порядка проведения работ на объекте благоустройства Санкт-Петербурга от снега и наледи, а именно: не произведены работы по очистке кровли здания от снега и наледи (на кровле здания зафиксированы сосульки, размер и количество которых создают угрозу падения снежно-ледяных образований, причинения вреда), предусмотренного п.2 ст. 23 Закона Санкт-Петербурга № 273-70.

05.02.2018 должностным лицом Инспекции выявлено, что не произведены работы по очистке кровли здания от снега и наледи (на кровле здания зафиксированы сосульки, размер и количество которых создают угрозу падения снежно-ледяных образований, причинения вреда). Карнизы здания находятся над тротуаром ул.Академика Крылова, что дополнительно создает угрозу причинения вреда.

09.02.2018 должностным лицом Инспекции с участием представителя <...>» и двух понятых выявлено, что не произведены работы по очистке кровли здания от снега и наледи (на кровле здания зафиксированы сосульки, размер и количество которых создают угрозу падения снежно-ледяных образований, причинения вреда). Карнизы здания находятся над тротуаром ул.Академика Крылова и непосредственно над входом, что дополнительно создает угрозу причинения вреда. Установлены сигнальное ограждение местами завалено, имеет проемы.

Согласно ст.28.2, 27.8. КоАП РФ, для соблюдения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, представитель учреждения был вызван на 14.02.2018 года к 10 часам 00 минутам для составления протокола осмотра и протокола об административном правонарушении, путем направления телеграммы №... от 12.02.2018.

14.02.2018 должностным лицом Инспекции с участием двух понятых выявлено, что не произведены работы по очистке кровли здания от снега и наледи (на кровле здания зафиксированы сосульки, размер и количество которых создают угрозу падения снежно-ледяных образований, причинения вреда. Часть конструктивно выступающих элементов здания, на которых зафиксировано образование наледи находится в т.ч. над пешеходным тротуаром. Установлены сигнальное ограждение, выставлен патруль, указывающий пути обхода опасной зоны.

В соответствии с п.п.1.1, 4.1, 4.13 Приложения №5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961, целью зимней уборки территорий общего пользования и иных объектов благоустройства является борьба с наледью, удаление снега и наледи, погрузка, вывоз и размещение в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи.

Для предотвращения падения сосулек и наледей с кровель и иных поверхностей объектов регулярно выполняется их очистка с обязательным применением мер предосторожности, обеспечивающих безопасность движения пешеходов и сохранность всех видов имущества, включая элементы благоустройства.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ №155 от 02.03.2017, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ создано с целью содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры в интересах вооруженных сил РФ.

На основании акта приема-передачи здания в эксплуатацию № №... здание по вышеуказанному адресу передано учреждению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушения вызваны чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, учреждением в материалы дела не представлено. Учреждение имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Правил по надлежащему содержанию объектов благоустройства, обеспечению их чистоты, надлежащего физического и технического состояния и безопасности.

Нарушив порядок проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга от снега и наледи, учреждение совершило правонарушение, предусмотренное п. 2 ст.23 Закона Санкт-Петербурга № 273-70.

Решением судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 3 сентября 2018 года жалоба представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России удовлетворена, постановление заместителя начальника Государственной административно-технической инспекции №... от 28 февраля 2018 года отменено, производство по делу прекращено.

Начальник Государственной административно-технической инспекции З. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене решения судьи районного суда, возвращении дела на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указал, что вопреки выводу судьи положения ст.28.2 КоАП РФ не закрепляют обязанность по указанию конкретных норм нарушенного постановления Правительства Санкт-Петербурга, должностным лицом данные нормы в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ были указаны в постановлении.

Кроме того, вывод о не извещении Учреждения о времени и месте составления протокола является необоснованным, поскольку филиал Учреждения был извещен о месте составления протокола осмотра и протокола об административном правонарушение 14.02.2019 телеграммами, отчет о которых поступил в ГАТИ 13.02.2018.

Также в решении судьи необоснованно указано на нарушение требований Федерального закона № 294-ФЗ, поскольку правонарушение было выявлено в рамках КоАП РФ.

Законный представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России начальник ФИО1, начальник Государственной административно-технической инспекции З. в Санкт-Петербургский городской суд не явились, согласно материалам дела, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы.

Главный специалист-юрисконсульт нормативно-правового отдела ГАТИ С., допрошенная в Санкт-Петербургском городском суде в качестве свидетеля, дала показания о том, что о составлении протокола об административном правонарушении Учреждение было извещено надлежащим образом, что подтверждается представленной на л.д.№... телеграммой. Также в протоколе об административном правонарушении указана статья, предусматривающая административную ответственность, а указание пункта Правил не является обязательным. Событие правонарушения было выявлено 5 февраля, вина Учреждения заключается в нарушении п.1.1 Правил благоустройства, поскольку оно является лицом, ответственным за содержание объекта.

Исследовав материалы дела, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей Приморского районного суда Санкт-Петербурга были проверены законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом суд обоснованно пришел к выводу о наличии существенных нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену постановления.

Так, в постановлении должностного лица в нарушение требований ст.ст.24.1, 26.11, 29.10 КоАП РФ отсутствует мотивированное решение по делу, исследование и оценка доказательств, надлежащим образом не установлена объективная сторона вмененного административного правонарушения, в том числе, время его совершения, что является существенным процессуальным нарушением.

Кроме того, диспозиция п.2 ст.23 Закона Санкт-Петербурга № 273-70 (приведена в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения) предусматривает нарушение установленных правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства, элементов благоустройства от снега и наледи, в том числе работ по очистке кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега и наледи, то есть данная норма является бланкетной и отсылает к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, в связи с чем, учитывая положения ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении должен был быть приведен пункт Правил благоустройства, нарушение положений которого инкриминировано Учреждению, для надлежащего установления события административного правонарушения.

Однако указанные требования при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом ГАТИ не соблюдены, что является существенным процессуальным нарушением.

Не мотивирован должностным лицом Инспекции и вывод о виновности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в совершении административного правонарушения ссылками на соответствующие нормы закона.

Таким образом, судьей Приморского районного суда Санкт-Петербурга сделан обоснованный вывод об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности, поскольку такой срок в соответствии с положениями ст.4.5 КоАП РФ на момент рассмотрения жалобы в районном суде истек, в связи с чем, дело не могло было быть возвращено на новое рассмотрение для установления названных обстоятельств и устранения выявленных нарушений.

Вместе с тем, из решения судьи подлежит исключению вывод о необходимости соблюдения при проведении рассматриваемой проверки требований Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», как не мотивированный ссылками на соответствующие нормы закона.

На основании изложенного и, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Решение судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 3 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном п.2 ст.23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России оставить без изменения, жалобу начальника Государственной административно-технической инспекции З. – без удовлетворения.

Судья Широкова Е.А.