ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-634/20 от 14.08.2020 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

23RS0036-01-2020-005802-62 к делу №12-634/2020

РЕШЕНИЕ

Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего - судья Прибылов А.А.,

при секретаре Дзюба К.О.,

с участием заявителя ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление ИДПС ОБ ДПС УМВД России по г. Краснодару ФИО2 от 23.07.2020 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ, и материалы дела об АП,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением ИДПС ОБ ДПС УМВД России по г. Краснодару ФИО2 от 23.07.2020 признан ФИО1 виновным в том, что в нарушение п. 35 Условий и переходных положений согласно Приложению 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, управлял автомобилем «Тойота Эстима», регистрационный знак зарегистрированным в Республике Армения, не имея при себе документов, подтверждающих таможенное оформление данного автомобиля. Его действия квалифицированы по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 500 рублей. На основании протокола 23БГ № 097682 от 23.07.2020 в соответствии со ст. 27.12 КоАП РФ ФИО1 был отстранен от управления транспортным средством, на основании протокола ТС 23ТЯ № 019213 об административном правонарушении от 23.07.2020 г. в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ указанное транспортное средство задержано.

ФИО1, не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит признать постановление инспектора ДПС незаконным и отменить, в обоснование указав, что в его действиях отсутствует состав указанного административного правонарушения, поскольку им инспектору были предоставлены документы, подтверждающие его право собственности на автомобиль «Тойота Эстима», а также регистрационные документы - свидетельство о постановке транспортного средства на учет в Республике Армения, при этом он постоянно проживает на территории Республика Армения, в связи с этим имеет право временно ввозить на территорию РФ без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, без таможенного декларирования принадлежащий ему автомобиль «Тойота Эстима», зарегистрированный в государстве - члене ЕАЭС.

В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержал, просил суд удовлетворить.

Инспектор ДПС ОБ ДПС УМВД России по г. Краснодару ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен судебной повесткой, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Выслушав заявителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении, представленные документы, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В силу ч. 3 ст. 30 КоАП РФ рассматривая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие), физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 1 статьи 12.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 23.07.2020 ИДПС ОБ ДПС УМВД России по г. Краснодару ФИО2 составлен протокол 23АП 313659 по делу об административном правонарушении, а также вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которыми ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ, а именно: ФИО1 в нарушение п. 35 Условий и переходных положений согласно Приложению 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 управлял автомобилем «Тойота Эстима», регистрационный знак , зарегистрированным в Республике Армения, не имя при себе документов, подтверждающих таможенное оформление данного автомобиля.

На основании протокола 23БГ № 097682 от 23.07.2020 в соответствии со ст. 27.12 КоАП РФ он отстранен от управления транспортным средством, а протоколом ТС 23ТЯ № 019213 об административном правонарушении от 23.07.2020 в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ указанное транспортное средство задержано.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В судебном заседании установлено, что согласно паспортным данным ФИО1 не зарегистрирован на территории Российской Федерации и имеет регистрацию на территории Республики Армения по адресу: <адрес> а также постоянно проживает по указанному адресу, что подтверждается документально.

Согласно свидетельству транспортное средство «Тойота Эстима», регистрационный знак состоит на учете в Республике Армения.

В соответствии с п. 35 Приложения № 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, на нарушение условий которого ссылается инспектор ДПС ФИО2, автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 настоящего приложения.

Исходя из буквального толкования закона, рассматривается именно место постоянного жительства, а не гражданство физического лица, что подтверждается письмом Федеральной Таможенной службы России от 20.07.2020 г. № 04-40/Д-6560. Из этого же письма следует, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в государствах - членах ЕАЭС, при перемещении через таможенную границу ЕАЭС любым способом не подлежат таможенному декларированию.

Таким образом, ФИО1 как лицо, постоянно проживающее в Республике Армения, имеет право временно ввозить на территорию РФ без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, без таможенного декларирования принадлежащий ему автомобиль «Тойота Эстима», зарегистрированный в государстве - члене ЕАЭС.

Пункты же 30 и 31 определяют условия оплаты таможенных пошлин и налогов в отношении автомобилей, ввезенных на территорию Республики Армения. Вместе с тем, определение необходимости уплаты таможенных пошлин и налогов не входит в компетенцию сотрудников полиции.

Как следует из Договора о присоединении Республики Армения к Договору о евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в Республике Беларусь, г. Минск, 10 октября 2014 года), приложение № 3: п. 31 - автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к соглашению, а также автомобили, указанные в пункте 30 настоящего приложения, в других государствах - членах евразийского экономического союза признаются иностранными товарами.

Однако Приложение № 5 к Соглашению отменено в связи с изданием Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11.04.2017 г. «О порядке и условиях перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования» (см. Главу 37 Таможенного Кодекса ЕАЭС, Решение Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107 и Решение Коллегии ЕЭК от 30.06.2017 № 74).

В соответствии с Главой 37 (п. 5 ст. 260) Таможенного Кодекса ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в государствах-членах, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, не подлежат декларированию.

Согласно п. 2 ст. 266 ТК ЕАЭС Единые ставки таможенных пошлин, налогов в зависимости от категорий товаров для личного пользования, стоимостных, весовых и (или) количественных норм и способа ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определяются Комиссией.

В соответствии с п. 8 ст. 266 ТК ЕАЭС Комиссия в зависимости от категорий товаров для личного пользования, лиц, ввозящих такие товары на таможенную территорию Союза, и (или) способов ввоза таких товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза вправе определять случаи и условия ввоза на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также ограничения по пользованию и (или) распоряжению такими товарами для личного пользования.

Согласно пункту «к» Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107 (ред. от 28.05.2019) "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС и указанных в пунктах 1, 3 и 4 таблицы 2 приложения N 2 к настоящему Решению, до начала применения Республикой Армения и Кыргызской Республикой ставок, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, не применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, установленные пунктами 1, 3 и 4 таблицы 2 приложения N 2 к настоящему Решению.

Из вышеуказанного следует, что устанавливать ставки по таможенным пошлинам, в т.ч. по иностранным товарам, может исключительно Совет Комиссии ЕАЭС на основании норм Таможенного Кодекса ЕАЭС.

На основании Решения Комиссии не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств для личного пользования до начала применения Республикой Армения и Кыргызской Республикой ставок, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.

В соответствии со ст. 6 Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11.04.2017 настоящий Договор является международным договором, заключенным в рамках Евразийского экономического союза, и входит в право Евразийского экономического союза. Настоящий Договор имеет преимущественную силу над иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право Евразийского экономического союза, за исключением Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

В соответствии со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе ЕВРАЗЭС, ТК ЕВРАЗЭС, принятия пункта «к» Решения КТС №107, и статьей 444 ТК ЕВРАЗЭС, Приложение № 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года, являющееся неотъемлемой частью Договора о присоединении, утратило силу.

На основании изложенного, а также с учетом последнего абзаца пункта 30 Договора о присоединении, для транспортных средств, ввезенных на территорию Союза в целом или выпущенных в свободное обращение на территорию РФ, до 01.01.2020, ЕТТ ЕВРАЗЭС таможенный тариф не применятся.

Вопреки положениям пункта 4 статьи 1 ТК ЕВРАЗЭС положения статьи 35 Договора о присоединении (регулируют временный ввоз иностранными гражданами транспортных средств до принятия ТК ЕВРАЗЭС и Решения КТС 74 и 107 и применяются до момента вступления перечисленных НПА в силу) противопоставляются пункту 10 статьи 266 ТК ЕВРАЗЭС, подпункту 5 пункта 1 статьи 260 ТК ЕВРАЗЭС, 1 пункта 1 статьи 262 ТК ЕВРАЗЭС, пункту 5 статьи 262 ТК ЕВРАЗЭС, подпункту 6 пункта 1 статьи 2 ТК ТС, пункту 9 статьи 262 ТК ЕВРАЗЭС, главе 37 ТК ЕВРАЗЭС и выпуску в свободное обращение в частности, потому не подлежит применению.

Как видно из вышеуказанных норм, в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории стран членов ЕАЭС, в данном случае в Республике Армения, таможенным законодательством ЕАЭС отсутствует обязанность по их декларированию, оформлению временного ввоза, не регламентирован срок временного ввоза на такие транспортные средства. Более того, согласно разъяснениям консультационного центра ФТС РФ перемещение товаров для личного пользования между территориями государств - членов осуществляется свободно, без таможенного декларирования и таможенного контроля.

В связи с изложенным таможенные операции временного ввоза в отношении транспортных средств, зарегистрированных на территории Республики Армения, не совершаются с 15 января 2018 года.

Кроме того, инспектором ОБ ДПС ГИБДД не учтено то обстоятельство, что указанная диспозиция, а именно – отсутствие таможенного декларирования и неоплата таможенных пошлин, образует состав правонарушения, предусмотренного гл. 16 КоАП РФ, в частности ст. 16.2 КоАП РФ.

В данном случае, заинтересованным органом, имеющим полномочия возбуждения административного производства, является Федеральная таможенная служба РФ. Инициирование административного производства со стороны сотрудника ГИБДД по признакам не декларирования транспортного средства и не уплаты за него таможенных пошлин, толкование и применение норм права, регулирующие таможенные правоотношения, в том числе Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, не входят в компетенцию органов ГИБДД УМВД РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в действиях ФИО1 отсутствует событие правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ, поскольку последним представлены свидетельство о постановке транспортного на учет в Республике Армения, а порядок, условия и сроки, а также обязанность оформления временного ввоза на транспортные средства, зарегистрированные в Республике Армения, таможенным законодательством ЕАЭС не предусмотрены.

В соответствии с абз. 4 п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.

При таких вышеизложенных установленных в судебном заседании обстоятельствах постановление инспектора ДПС ОБ ДПС УМВД России по г. Краснодару ФИО2 от 23.07.2020 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях события указанного административного правонарушения, в связи с чем, меры обеспечения производства по делу в виде отстранения от управления и задержания транспортного средства подлежат отмене.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное 23.07.2020 ИДПС ОБ ДПС УМВД России по г. Краснодару ФИО2 – удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное 23.07.2020 ИДПС ОБ ДПС УМВД России по г. Краснодару ФИО2 в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события указанного административного правонарушения.

Отменить меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и вернуть ФИО1 автомобиль «Тойота Эстима», регистрационный знак 35XZ176, зарегистрированный в Республике Армения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение 10 суток.

Председательствующий