ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-639/2014 от 29.08.2014 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

 Дело № 12-639/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 по жалобе на постановление

 по делу об административном правонарушении

 г. Киров                            29 августа 2014 года

 Судья Ленинского районного суда г. Кирова Бронникова О.П.,

 с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности Петсриковой Т.В.,

 представителей ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области ФИО1, ФИО2

 при секретаре Пономаревой О.С.,

 рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Кирова жалобу ФИО3 на постановление заместителя руководителя ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области ФИО2 №08-10/72 от Дата изъята по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ в отношении  ...   ...  по Кировской области ФИО3,

 У С Т А Н О В И Л:

 Постановлением заместителя руководителя ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области ФИО2 № 08-10/72 от Дата изъята  ...  по Кировской области

 ФИО3,  ... 

 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1. ст. 15.14 КоАП РФ, и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.

 ФИО3 обратился в Ленинский районный суд г. Кирова с жалобой на указанное постановление. В обоснование жалобы указал, основание для предоставления указанных средств должно быть правовым, а именно должно содержаться в документе, порождающем определенные права и обязанности, который мог бы расцениваться как юридический факт: правоустанавливающий, право изменяющий либо право прекращающий, который, в свою очередь, соответственно служит основанием возникновения, изменения либо прекращения правоотношения. Денежный чек, содержащий указание на КБК, со статьи которого получатель бюджетных средств их испрашивает, не принадлежит к правовому основанию получения бюджетных средств, является финансовым документом, подтверждающим совершение расчетно-кассовой операции, поэтому не может рассматриваться как юридический факт, порождающий возникновение правоотношений и, как следствие, возникновение юридической ответственности. Не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих обстоятельства совершения правонарушения такие документы, как Отчет кассира, который, является финансовыми документами, подтверждающими совершение расчетно-кассовой операции в определенные даты, а Справки по движению наличных денежных средств в кассе  ...  это документ внутренний, служащий для удобства организации работы кассира, при этом, необходимость ведения такого документа не закреплена в руководящих документах. Приходные и расходные кассовые ордера являются только лишь первичными учетными финансовыми документами, но не могут рассматриваться в качестве правового основания использования бюджетных средств. Доказательств того, что бюджетные средства были израсходованы на цели, не соответствующие условиям их получения, определенными утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, системой расходов и доходов - нет. Напротив, установлено и материалами дела подтверждено, что денежные средства израсходованы учреждением в пределах лимитов бюджетных ассигнований с учетом предметных статей и видов расходов. При оформлении платежно-расчетной операции по расходованию бюджетных средств учреждением правильно указан КОСГУ в расходных ордерах, соответствующий бюджетной целевой, предметной статье. Данное правонарушение по нецелевому использованию денежных средств считается оконченным в момент списания бюджетных средств на основании правового документа. Следовательно, являются правомерными самостоятельное перераспределение и расходование учреждением средств федерального бюджета в пределах сумм, предусмотренных утвержденными сметами доходов и расходов с учетом лимита остатка наличных денег, тем более, что отвлеченные средства восстановлены учреждением по кодам бюджетной классификации. Согласно ежеквартальному отчету об исполнении бюджета по состоянию на Дата изъята получателем средств федерального бюджета -  ...  по Кировской области их расходование осуществлялось в соответствии с лимитами бюджетных обязательств и выделенным финансированием, а также на основании соответствующих документов, задолженности по всем статьям КОСГУ не имелось. Таким образом, данное использование средств не является нецелевым, то есть правонарушением, влекущим применение мер административной ответственности к лицу, его совершившему, в действиях отсутствовало событие административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП. Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение. В данном случае, присутствовало в результате распределения по соответствующим статьям КОСГУ, проведение взаимозачетных процедур, но не реальное уменьшение наличных денежных средств кассы, поэтому, если отсутствует реальное уменьшение наличных денежных средств в кассе, и в результате такого деяния не принесен вред общественным отношениям, а также отсутствуют и вредные последствия, следовательно, данное деяние следует рассматривать, как малозначительное. Считает, что в его действиях отсутствовало событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ. Следовательно, на основании ст.28.9 КоАП РФ производство по административному делу должно быть прекращено при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст.24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием события административного правонарушения. Кроме того, за то же самое нарушение,  ...   ...  Г.П., как должностное лицо совершившее данное административное правонарушение, освобождена от административной ответственности в связи с признанием данного нарушения малозначительным. Проведена ревизия финансового-хозяйственной деятельности ТУ Росфиннадзором в Кировской области в период с Дата изъята по Дата изъята. Тем не менее, протокол об административном правонарушении составлен Дата изъята, в нарушение ст.28.5. КоАП РФ. Просит постановление Территориального управления в Кировской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 07 мая 2014 года о назначении административного наказания по делу № 08-10/78 отменить и прекратить производство по делу за недоказанностью обстоятельств, на основании ст.24.5 КоАП РФ; Постановление Территориального управления в Кировской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 07 мая 2014 года о назначении административного наказания по делу № 08-10/78 отменить и освободить от административной ответственности в связи с наличием малозначительности согласно ст.2.9 КоАП РФ.

 ФИО3 представил письменные дополнения к жалобе, согласно которым при совершении расчетно-платежных операций соответствующие целям получения коды бюджетной квалификации и статьи КОСГУ указывались в приходных и расходных кассовых ордерах правильно изначально, поэтому не возникало необходимости последующего самостоятельного их уточнения. Ни БК РФ, ни КоАП РФ не содержит положений, свидетельствующих о наличии объективной стороны административного правонарушения в результате совершения конкретной платежно-расчетной операции на основании денежных чеков, потому что данные документы являются первичными финансовыми документами, подтверждающими совершение расчетно-кассовой операции. Они не могут быть рассмотрены в качестве правовых оснований списания денежных средств, т.е. не могут быть отнесены к юридическим фактам, порождающим юридическую (административную) ответственность. Нарушения, допущенные  ...  не могут свидетельствовать о нецелевом характере использования денежных средств, в этих случаях должностные лица организации могут быть привлечены к ответственности только за нарушения Федерального закона «О бухгалтерском учете». В акте ревизии финансово-хозяйственной деятельности ТУ Росфиннадзором в Кировской области было указано об имеющихся нарушениях со стороны  ...  и должностных лиц  ...  в разделе «Проверка кассовых операций», в то время как в разделе «Анализ исполнения бюджета и финансового результата текущей деятельности учреждения. Целевое использование бюджетных средств» отмечено, что нарушений нет. Кроме того, контролирующим органом за исполнением бюджета учреждения является Управление Федерального казначейства по Кировской области, которое заверяет по итогам каждого квартала отчет  ...  России по Кировской области об исполнении бюджета – во всех ежеквартальных отчетах имеются штампы проверки, свидетельствующие об отсутствии нарушений.

 ФИО3 в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело с участием защитника Пестриковой Т.В..

 Защитник ФИО3 – Петсрикова Т.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, пояснила, что существует три источника доходов  ... : федеральный бюджет, внебюджетные средства и дополнительное финансирование. Нигде не указано, что денежные средства израсходованы не по целевому назначению. Доказательством того, что нецелевое использование денежных средств не имело место, служит отчет. С момента зачисления денежных средств, они становятся целевыми денежными средствами, а до того они в кассе находятся как внебюджетные денежные средства. В тот день такие денежные средства имелись. В течение дня их там было около 30 000 руб.

 Представители ТУ Росфиннадзора в Кировской области ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании пояснили, что под признаки правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КОАП РФ подпадает и так называемое « временное заимствование средств», а направление средств на цели, не соответствующие условиям их получения. БК РФ и КОАП РФ не содержит положений, позволяющих рассматривать наличие либо отсутствие состава правонарушений по итогам финансового года, каждая расчетно-кассовая операция, совершенная с нарушением КОСГУ, является отдельным фактом нецелевого использования бюджетных средств.  ...  России по Кировской области своевременно и в полном объеме доводил лимиты бюджетных обязательств по всем кодам классификации операций сектора государственного управления. В ходе проведенной ревизии установлены факты систематического нецелевого использования средств федерального бюджета по кассовым операциям, в связи с чем были составлены протоколы об административном правонарушении. Считают, что отсутствуют основания для освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью, т.к. в 2012 году выявлен 71 случай, в 2013году-41 случай. Все денежные средства в кассе носят свой целевой характер. Вменять то, что расходование средств производилось за счет других средств нельзя, т.к. права на расходование других денежных средств у ФКУ нет. Внебюджетные средства на момент совершения административного правонарушения имелись в кассе.

 Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

 Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст.2.1 КоАП РФ).

 Из протокола об административном правонарушении от Дата изъята следует, что согласно данным отчета кассира и справки по движению наличных денежных средств за 02 августа 2013 года в кассе  ...

 1) на начало дня числились остатки средств федерального бюджета по главе 320 «Федеральная служба исполнения наказаний», разделу 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», подразделу 0305 «Система исполнения наказаний» в общей сумме 185 933,86 руб., в том числе:

 - целевой статье 202 00 00 «Воинские формирования (органы, подразделения)» программе 67 00 «Функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований» в общей сумме 78 876,93 руб.: виду расходов 111 «Фонд оплаты труда и страховые взносы» подстатье 211 «Заработная плата» в сумме «минус» 2 251,28 руб.; виду расходов 112 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда» подстатьям 212 «Прочие выплаты» в сумме 250,00 руб., 222 «Транспортные услуги» в сумме 2 314,20 руб., 226 «Прочие работы, услуги» в сумме 5 865 руб.; виду расходов 131 «Денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц» подстатье 211 «Заработная плата» в сумме 0,68 руб.; виду расходов 221 «Обеспечение специальным топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа», статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в сумме 7 852,71 руб., виду расходов 223 «Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа» статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в сумме 395,47 руб., виду расходов 225 «Вещевое обеспечение в рамках государственного оборонного заказа» статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в сумме 156,75 руб., виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммунальных технологий» подстатье 221 «Услуги связи» «минус» 400 руб., виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества» статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в сумме 23 576,10 руб., виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» подстатье 221 «Услуги связи» в сумме 4 689,94 руб., подстатье 222 «Транспортные услуги» в сумме 1 000 руб., подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» в сумме 3 601 руб., 226 «Прочие работы, услуги» в сумме 3 695,31 руб., статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме 25 659 руб., статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в сумме 2 472,05 руб.;

 - 202 72 00 «Возмещение расходов, связанных с перевозкой сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных со службы из этих органов и учреждений, членов их семей, а также их личного имущества и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также членов их семей» виду расходов 134 «Иные выплаты персоналу, за исключением денежного довольствия» подстатье 212 «Прочие выплаты» в сумме 20 080,36 руб.;

 - целевой статье 216 00 00 «Содержание спецконтингента» программе 67 00 «Функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований» в общей сумме 24 163,62 руб., в том числе: виду расходов 223 «Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа» статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в сумме 5 362,94 руб., виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» подстатье 226 «Прочие работы, услуги» в сумме 2 140 руб., статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в сумме 393,19 руб. виду расходов 360 «Иные выплаты населению», подстатье 222 «Транспортные услуги» в сумме 1 877,49 руб., подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» в сумме 12 490 руб., виду расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей» статье 290 «Прочие расходы» в сумме 1 900 руб.;

 - целевой статье 247 00 00 «Реализация других функций, связанных с обеспечением национальной безопасности и правоохранительной деятельности» программе 65 00 «Специальные мероприятия» виду расходов 880 «Специальные расходы» статье 290 «Прочие расходы» в сумме 9 480 руб.

 - средства дополнительного финансирования учреждения в сумме 53 332,95 руб.

 2) Поступило в кассу средств по бюджету средства дополнительного финансирования учреждения 11 274,20 руб.

 3) Выдано из кассы по бюджету по целевой статье 216 00 00 «Содержание спецконтингента» программе 67 00 «Функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований» в общей сумме 9 346 руб. в том числе: виду расходов 223 «Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа» статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в сумме 2 500 руб., виду расходов 360 «Иные выплаты населению» подстатье 222 «Транспортные услуги» в сумме 5 146 руб., подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» в сумме 1 700 руб.

 При наличии остатка средств в кассе  ...  по целевой статье 216 00 000 «Содержание спецконтингента» программе 67 00 «Функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований» виду расходов 360 «Иные выплаты населению» подстатье 222 «Транспортные услуги» в сумме 1 003,49 руб. по расходному кассовому ордеру от Дата изъята № 662, подписанному  ...  России по Кировской области ФИО3, выдано на проезд при освобождении в сумме 4 272 руб., то есть допущено нецелевое использование средств федерального бюджета на сумму 3 268,51 руб.

 В соответствии с Уставом Федеральное казенное учреждение «  ...  является участником бюджетного процесса- получателем бюджетных средств.

 На основании ч. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ ФКУ«  ... » является бюджетным учреждением, осуществляющим операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой.

 Получатель бюджетных средств в силу ст. 162 Бюджетного кодекса РФ обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

 В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

 Исходя из анализа указанных норм, следует, что организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств.

 Статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

 В соответствии с пунктом 4.6. Устава федерального казенного учреждения « ... » начальник Учреждения в установленном порядке распоряжается финансовыми ресурсами, выделенными Учреждению из федерального бюджета, и несет ответственность за их целевое использование.

 В соответствии с пунктом 36 раздела III «Должностные обязанности начальника учреждения» Должностной инструкции  ...  «в установленном порядке распоряжается финансовыми ресурсами, выделенными Учреждению из федерального бюджета.. . и несет ответственность за их целевое использование».

 Согласно п. 5 Должностной инструкции  ...  ФИО3 определено, что в отсутствие начальника учреждения может исполнять его обязанности.

 Из приложения к приказу от 21.12.2012 г. № 523 «Об учетной политике федерального казенного учреждения « ... » следует, что ФИО3 входит в число лиц, имеющих полномочия подписывать денежные и расчетные документы, визировать финансовые обязательства.

 Согласно ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 В соответствии со статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

 Согласно ч.1 ст. 15.14 КОАП РФ состав правонарушения составляют действия по использованию бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

 Согласно ежеквартальному отчету об исполнении бюджета по состоянию на 01.10.2013 г. получателем средств федерального бюджета –  ...  их расходование осуществлялось в соответствии с лимитами бюджетных обязательств и выделенным финансированием, а также на основании соответствующих документов, задолженности по всем статьям КОСГУ не имелось.

 Расходный кассовый ордер от 02.08.2013 г. № 662 выписан верно.

 Как установлено в судебном заседании в кассе учреждения имелись как бюджетные так и внебюджетные денежные средства. Определить за счет каких денежных средств: бюджетных или внебюджетных были выданы денежные средства по расходно- кассовому ордеру № 662 невозможно, т.к. денежные средства, находящиеся в кассе обезличены. Следовательно, вывод административного органа об использовании именно бюджетных средств не подтвержден.

 Доводы о том, что по целевой статье 216 00 000 «Содержание спецконтингента» программе 67 00 «Функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований» виду расходов 360 «Иные выплаты населению» подстатье 222 «Транспортные услуги»имелись денежные средства в сумме 1 003,49 руб., а по расходному кассовому ордеру от 02.08.2013 г. № 662, подписанному  ...  ФИО3, выдано на проезд при освобождении в сумме 4 272 руб., не свидетельствуют об использовании средств федерального бюджета.

 Поскольку состав правонарушения по ст.15.14 ч.1 КОАП РФ составляют действия по использованию бюджетных средств, действия ФИО3 не могут быть признаны противоправными, суд приходит к выводу об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое установленач.1 ст. 15.14 КоАП РФ.

 Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

 Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что жалоба ФИО3 о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления подлежит удовлетворению.

 Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд

 Р Е Ш И Л:

 Постановление заместителя руководителя ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области ФИО2 № 08-10/72 от Дата изъята по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ в отношении  ...  ФИО3 - отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения.

 Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

 Судья                            О.П. Бронникова