Дело №12-63/2017
РЕШЕНИЕ
г. Данилов Ярославской области 18 декабря 2017 года
Судья Даниловского районного суда Ярославской области Бисерова О.И.
при секретаре Мараказовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Даниловского районного потребительского общества на постановление начальника отдела административно-технического надзора №4 инспекции административно-технического надзора Ярославской области инспектора административно-технического надзора Ярославской области ФИО7 об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Постановлением начальника отдела административно-технического надзора №4 инспекции административно-технического надзора Ярославской области инспектора административно-технического надзора Ярославской области ФИО7 об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ Даниловское районное потребительское общество (Даниловское РАЙПО) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 25.2 Закона Ярославской области от 03.12.2007 №100-з «Об административных правонарушениях», с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
На указанное постановление Даниловским РАЙПО подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении. В жалобе указывается, что 04.10.2017 ведущим специалистом отдела административно-технического надзора №4 инспекции административно-технического надзора Ярославской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 25.2 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях». ДД.ММ.ГГГГ в отношении Даниловского РАЙПО вынесено постановление № в соответствии с которым заявитель признан виновным в совершении указанного административного правонарушения. Как следует из постановления, Даниловским РАЙПО не выполнены следующие действия относительно здания по адресу: <адрес> послужившие основанием для привлечения к административной ответственности: не поддержание в чистоте бокового фасада здания и его элементов; не обеспечено своевременное производство работ по реставрации, ремонту и покраске бокового фасада здания и его элементов (дверного проема). Данное постановление считает незаконным, поскольку нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно: административно-технический надзор в отношении Даниловского РАЙПО должен осуществляться на основании плановых или внеплановых проверок, плановые проверки должны быть согласованы с прокуратурой на предмет их законности и обоснованности и внесены в реестр проверок на текущий год; однако в план проверок на ДД.ММ.ГГГГ год данная проверка включена не была. Данная проверка должна проводиться в строгом соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере благоустройства на территории Ярославской области (далее Регламент), утвержденным приказом инспекции административно-технического надзора Ярославской области от 05.04.2017 №3, следовательно, хозяйствующий субъект должен быть уведомлен о предстоящей проверке не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала проверки и имел право присутствовать при ее проведении, давать пояснения. Даниловское РАЙПО не было уведомлено о предстоящей проверке. Кроме того, в соответствии со ст. 26.1 Федеральным законом от 13.07.2015 №246 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 01.01.2016 отменены плановые неналоговые проверки малого бизнеса.
Помимо указанных доводов Даниловское РАЙПО ссылается также на то, что не должно нести ответственность за допущенное несоблюдение правил благоустройства, поскольку все помещения в здании по адресу: <адрес> принадлежащим на праве собственности Даниловскому РАЙПО, по договорам аренды переданы во временное владение и пользование ИП ФИО1 (договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ) и ИП ФИО2 (договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ). Исходя из положений ст. 616 ГК РФ работы по благоустройству территории, поддержанию фасада здания в надлежащем виде должны выполняться арендатором. Кроме того, после получения протокола об административном правонарушении Даниловснким РАЙПО устранены нарушения, проведен косметический ремонт фасада здания, двери покрашены, установлены урны, сорная трава вокруг здания окошена. Размер наложенного штрафа 50000 руб. является несоразмерным выявленным нарушениям, немногочисленные надписи были нанесены на боковом фасаде здания, к лицевой части фасада, где расположены входы в магазины, замечаний не было. Считает, что в данном случае при вынесении решения необходимо было руководствоваться ст. 2.9 КоАП РФ, т.к. данное нарушение является малозначительным. Также просит принять во внимание, что Даниловское РАЙПО осуществляет социально значимую деятельность по организации обеспечения населения Даниловского района товарами первой необходимости в более чем 60 отдаленных населенных пунктах, не имеющих стационарной торговой сети, в сложившихся экономических условиях сумма штрафа 50000 руб. является значительной.
В судебном заседании председатель Даниловского РАЙПО ФИО8, защитник по устному ходатайству ФИО3 доводы жалобы поддержали. Дополнительно защитник Даниловского РАЙПО ФИО3 пояснил, что ответственность за данное нарушение должны нести арендаторы помещений, расположенный по адресу: <адрес>; Регламентом предусмотрено проведение плановых и внеплановых проверок, рейдовые осмотры; в данном случае, проводился мониторинг, проведение которого регламентом не предусмотрено; имеются основания для прекращения производства по делу на основании ст.2.9 КоАП РФ.
Представитель инспекции административно-технического надзора Ярославской области ФИО4 против удовлетворения жалобы возражал. Пояснил, что ссылка заявителя на положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не состоятельна. В данном случае, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушения, достаточных данных, указывающих на наличие достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (ст.28.1 КоАП РФ). В соответствии с Положением об инспекции административно-технического надзора Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 19.03.2012 №205-п Инспекция является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в сфере благоустройства; инспекция ведет производство по делам об административных правонарушениях. ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным должностным лицом в ходе ежедневного мониторинга благоустройства территории, состояния чистоты и внешнего вида осуществлен осмотр фасада нежилого здания по адресу: г<адрес> принадлежащего Даниловскому РАЙПО, в ходе осмотра обнаружено, что на фасаде здания частично отсутствует облицовочное покрытие и разрушены элементы дверного проема, часть фасада имеет следы отслоения штукатурного слоя, т.е. не произведен своевременный ремонт и покраска элементов фасада здания; на фасаде имеются граффити. Указанное свидетельствует о нарушении п.39, 138, 139 Правил благоустройства территории городского поселения Данилов. Ссылка заявителя на договоры аренды и положения ст. 616 ГК РФ несостоятельна; договоры аренды не предусматривают обязанность арендаторов производить работы по текущему ремонту здания; ст. 616 ГК РФ регулирует отношения между арендатором и арендодателем, в данном случае, подлежит применению ст. 210 ГК РФ, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.
Выслушав лиц участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, считаю, что обжалуемое постановление подлежит изменению.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст.25.2 Закона Ярославской области от 03.12.2007 №100-з «Об административных правонарушениях» нарушение установленных законодательством Ярославской области требований к содержанию зданий (за исключением жилых домов), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, требований к внешнему виду фасадов и ограждений зданий (за исключением жилых домов) и сооружений лицами, ответственными за их содержание, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; наложение административного штрафа на должностных лиц - в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 2 ст. 25.2 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за то же деяние, совершенное лицом, которое в течение года подвергалось административному наказанию за правонарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно п.2 ст. 6 Закона Ярославской области от 13.12.2016 №95-з «О благоустройстве в Ярославской области» содержание, ремонт, а также проведение работ, связанных с изменением внешних поверхностей зданий, строений, сооружений (в том числе крыш, фасадов, архитектурно-декоративных деталей (элементов) фасадов, входных групп, цоколей, террас) и размещаемых на них конструкций и оборудования, осуществляются собственниками или владельцами зданий, строений, сооружений (помещений в них) в соответствии с правилами благоустройства.
Решением Муниципального Совета городского поселения Данилов от 27.03.2013 №134 утверждены Правила благоустройства территории городского поселения Данилов.
Пунктом 38 указанных Правил установлено, что физические и юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели должны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для сохранения объектов благоустройства на всей территории города Данилова, в том числе и на территориях жилых домов индивидуальной застройки.
Согласно п.39.3 Правил благоустройства территории городского поселения Данилов благоустройство территории города Данилова заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих поддержание в чистоте и исправном состоянии зданий, строений, сооружений и их элементов.
В пунктах 138, 139 Правил благоустройства территории городского поселения Данилов указано, что содержание, ремонт и реставрация фасадов зданий и сооружений физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями осуществляются в соответствии с Правилами содержания, ремонта и реставрации фасадов зданий и сооружений на территории города Данилова и обеспечивают сохранение его архитектурного облика. Указанные лица обеспечивают своевременное производство работ по реставрации, ремонту и покраске фасадов зданий и их отдельных элементов (балконов, лоджий, водосточных труб и др.), а также поддерживают в чистоте и исправном состоянии расположенные на фасадах адресные таблицы, памятные доски и т.п.
При сдаче объекта в эксплуатацию оформляется паспорт фасада для последующего производства работ по ремонту и покраске в процессе эксплуатации.
Витрины магазинов и офисов, выходящих фасадами на улицы города, должны иметь световое оформление. Режим работы освещения витрин должен соответствовать режиму работы наружного освещения.
Запрещается самовольное переоборудование фасадов зданий и их конструктивных элементов.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 10 мин. ведущим специалистом отдела административно-технического надзора №4 инспекции административно-технического надзора Ярославской области – инспектором административно-технического надзора ФИО5 проведен осмотр территории (объекта) по адресу: <адрес>, которым установлено не поддержание в чистоте бокового фасада здания и его элементов; не обеспечено своевременное производство работ по реставрации, ремонту и покраске бокового фасада здания и его элементов, тем самым нарушены п. 39.3, 138, 139 Решения муниципального совета городского поселения Данилов от ДД.ММ.ГГГГ№ «О правилах благоустройства территории городского поселения Данилов». Выявленные нарушения зафиксированы в акте осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ№ и прилагаемых к нему фотоснимках.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание по указанному адресу принадлежит на праве собственности Даниловскому потребительскому обществу. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право аренды ФИО6 в соответствии с договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 – по договору от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1. – по договору от ДД.ММ.ГГГГ№.
Постановлением начальника отдела административно-технического надзора №4 инспекции административно-технического надзора Ярославской области инспектора административно-технического надзора Ярославской области ФИО7 об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ Даниловское районное потребительское общество (Даниловское РАЙПО) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 25.2 Закона Ярославской области от 03.12.2007 №100-з «Об административных правонарушениях», с назначением наказания в виде предупреждения.
В связи с допущенными нарушениями законодательства о благоустройстве в отношении Даниловского РАЙПО, выявленных в ходе осмотра 15.09.2017, специалистом отдала административно-технического надзора №4 инспекции административно-технического надзора Ярославской области – инспектором административно-технического надзора ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 25.2 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях».
ДД.ММ.ГГГГ в результате рассмотрения дела об административном правонарушении начальником отдела административно-технического надзора №4 инспекции административно-технического надзора Ярославской области – инспектором административно-технического надзора Ярославской области ФИО7 вынесено постановление об административном правонарушении № согласно которому Даниловское РАЙПО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 25.2 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа 50000 руб.
В данном случае факт нарушения выявлен должностным лицом на открытой к доступу неограниченного круга лиц территории. Непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, что согласуется с требованиями пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.1 ч.3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля положения данного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. На момент выявления административного правонарушения взаимодействия административного органа и общества не требовалось.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о нарушении требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля в сфере благоустройства на территории Ярославской области, несостоятельны. Положения названного Закона и соответственно административного регламента, в рассматриваемом случае применению не подлежали.
Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений должностным лицом не допущено. То обстоятельство, что о предстоящем осмотре здания Даниловское РАЙПО не было уведомлено, в связи с чем в момент производства осмотра не присутствовал предствитель общества, вопреки доводам жалобы, не повлекло нарушений прав заявителя. Как следует из представленных материалов, в ходе производства по делу об административном правонарушении председателем Даниловского РАЙПО давались объяснения, предоставлялись доказательства.
Доводы Даниловского РАЙПО со ссылками на положения ст. 616 ГК РФ о том, что ответственными за нарушение требований к содержанию здания, являются арендаторы нежилых помещений ФИО1. и ФИО2 поскольку работы по поддержанию фасада здания в надлежащем виде не относятся к работам по капитальному ремонту, судом отклоняются.
Согласно п. 3 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Указанная норма, на которую ссылается заявитель, регулирует отношения между арендатором и арендодателем. В то же время, обязанность собственника нести бремя содержания имущества прямо предусмотрена законом (ст. 210 ГК РФ) и не может быть обусловлена наличием или отсутствием договорных отношений. Кроме того, из содержания представленных суду договоров аренды следует, что в аренду ФИО1., ФИО2 передаются конкретные нежилые помещения в здании по адресу: г<адрес>, при этом в обязанности арендаторов не входит проведение работ по текущему и капитальному ремонту здания.
Таким образом, собранными по делу доказательствами, в том числе актом осмотра территории (объекта), фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении подтверждается нарушение п. 39.3, 138, 139 Правил благоустройства территории городского поселения Данилов, утвержденных решением Муниципального Совета городского поселения Данилов от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно: не поддержание в чистоте бокового фасада здания по адресу: <адрес> и его элементов; не обеспечено своевременное производство работ по реставрации, ремонту и покраске бокового фасада здания и его элементов. Ответственным за данное нарушение является собственник здания – Даниловское РАЙПО.
Вместе с тем, считаю, что действия Даниловского РАЙПО неверно квалифицированы по ч.2 ст. 25.2 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях».
Указанная норма устанавливает административную ответственность за нарушение установленных законодательством Ярославской области требований к содержанию зданий (за исключением жилых домов), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, требований к внешнему виду фасадов и ограждений зданий (за исключением жилых домов) и сооружений для лиц, которые в течение года подвергались административному наказанию за правонарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи.
Из представленных материалов дела следует, что действительно ДД.ММ.ГГГГ года начальником отдела административно-технического надзора №4 инспекции административно-технического надзора Ярославской области вынесено постановление об административном правонарушении №, согласно которому Даниловское РАЙПО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.25.2 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
В рассматриваемом случае факт нарушения Даниловским РАЙПО установленных нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования Ярославской области требований к внешнему фасаду здания по адресу: <адрес>, установлен ДД.ММ.ГГГГ т.е. до вынесения должностным лицом постановления от 20.09.2017 и вступления его в законную силу.
При таких обстоятельствах действия Даниловского РАЙПО надлежит квалифицировать по ч.1 ст. 25.2 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях».
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 25.2 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» подтверждается актом осмотра территории (объекта) от 15.09.2017 с фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении, в котором описано событие правонарушения, подпадающее под действие указанной нормы.
В силу ч.1 пп.2 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений - об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Переквалификация действий заявителя не усиливает наказание и не ухудшает положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Санкция ч.1 ст. 25.2 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» в качестве административного наказания для юридических лиц предусматривает административный штраф в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено. С учетом характера совершенного правонарушения, признания вины считаю справедливым назначить Даниловскому РАЙПО административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. Применение иного вида наказания не позволит обеспечить реализацию задач административной ответственности, цель наказания, связанную с предупреждением совершения новых правонарушений.
При этом довод заявителя о том, что совершенное правонарушение является малозначительным, является несостоятельным. Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. С учетом конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется.
Материальное положение Даниловского РАЙПО, устранение в настоящее время выявленных в ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ требований законодательства в сфере благоустройства, на что ссылается автор жалобы, значения не имеет и не может служить основанием для признания административного правонарушения малозначительным.
При указанных обстоятельствах постановление должностного лица подлежит изменению, действия Даниловского РАЙПО следует квалифицировать по ч.1 ст. 25.2 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» с применением меры административного наказания в виде штрафа в размере 10000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление начальника отдела административно-технического надзора №4 инспекции административно-технического надзора Ярославской области инспектора административно-технического надзора Ярославской области ФИО7 об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Даниловского районного потребительского общества, изменить.
Переквалифицировать действия Даниловского районного потребительского общества с ч.2 ст. 25.2 Закона Ярославской области от 03.12.2007 №100-з «Об административных правонарушениях» на ч.1 ст.25.2 Закона Ярославской области от 03.12.2007 №100-з «Об административных правонарушениях» и назначить Даниловскому районному потребительскому обществу наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.И. Бисерова