РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Анадырь 8 июля 2019 года
Судья Анадырского городского суда Чукотского автономного округа в
Жуков А.Н.
при секретаре Хрол Н.И.,
с участием:
представителей общества с ограниченной ответственностью «Анадырская транспортная компания» ФИО1, действующей на основании доверенности 87 АА 0032800 от 04.04.2017 и ФИО2, действующей на основании доверенности 01-06/252 от 30.05.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Анадырская транспортная компания» ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу № 02-037/2019 от 17.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ? общества с ограниченной ответственностью «Анадырская транспортная компания»,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу (далее – Управление Росприроднадзора) № 02-037/2019 от 17.05.2019 юридическое лицо ? общество с ограниченной ответственностью «Анадырская транспортная компания» (далее – ООО «АТК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением генеральный директор общества с ООО «АТК» ФИО3, обратился в суд с жалобой, указав, что при проведении Управлением Росприроднадзора внеплановой выездной проверки в отношении ООО «АТК», не запрашивалась программа производственного контроля. Вместе с тем в ООО «АТК» имелся порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, утвержденный 15.06.2015, то есть с момента начала эксплуатации Санкционированной свалки (кадастровый номер земельного участка 87:05:00020:06), местонахождение объекта: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, установлено относительно ориентира (на горе Михаила). При этом полагает, что ссылка в постановлении на Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» не является правомерной, поскольку на указанном объекте с 28.02.2018 изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10% не было. Просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «АТК» состава вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании представители ООО «АТК» поддержали доводы, изложенные в жалобе, дополнительно пояснив, что при проведении проверки должностному лицу Управления Росприроднадзора был представлен порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, по объекту ? Санкционированная свалка (кадастровый номер земельного участка 87:05:00020:06), местонахождение объекта: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, установлено относительно ориентира (на горе Михаила), утвержденный 15.06.2015, но не был принят во внимание, поскольку не соответствовало его наименование (Порядок, а не Программа). 14.05.2019 ООО «АТК» были представлены возражения, в которых было указано, на то, что ранее федеральным законодательством не было требований к форме программы производственного контроля, необходимо было лишь соблюдение требований по содержанию этой программы, при этом, имеющийся в ООО «АТК» порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами отвечал данным требованиям. Просили суд отменить обжалуемое постановление старшего государственного инспектора в области окружающей среды Управления Росприроднадзора от 17.05.2019, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях ООО «АТК» состава вменяемого административного правонарушения.
Старший государственный инспектор РФ в области окружающей среды Управления Росприроднадзора, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился. Об отложении рассмотрения жалобы не просил.
Выслушав представителей ООО «АТК», изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В ч. 2 вышеназванной статьи установлено, что эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела 17.05.2019 старшим государственным инспектором РФ в области окружающей среды Управления Росприроднадзора юридическое лицо ? ООО «АТК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде предупреждения (л.д. 5-13).
Основанием для привлечения ООО «АТК» к административной ответственности явилось отсутствие у данного юридического лица, являющегося региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории городского округа Анадырь и осуществляющего деятельность в соответствии с Соглашением, заключенным с Департаментом промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа об организации деятельности по обращению с твердыми бытовыми коммунальными отходами № 303 от 30.11.2017, разработанной и утвержденной программы производственного экологического контроля для эксплуатации эксплуатируемого объекта II категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а именно Санкционированной свалки (кадастровый номер земельного участка 87:05:00020:06), местонахождение объекта: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, установлено относительно ориентира (на горе Михаила).
Данные обстоятельства подтверждены материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении № 02-048/2019 от 06.05.2019; приказом Управления Росприроднадзора от 11.04.2019 № 49 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица; актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 02-023(1)/2019-ВН от 17.04.2019; актом проверки Управлением Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу юридического лица, индивидуального предпринимателя № 02-023/2019-ВН от 23.04.2019 (л.д. 15-24, 28-34, 25-38, 54-59), а также материалами дела об административном правонарушении Управления Росприроднадзора, именно: копиями Устава ООО «АТК», Договора аренды № 5 земельного участка, находящегося в муниципальной собственности от 13.05.2015, кадастрового паспорта данного земельного участка, выписки из ЕГРЮЛ, Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми бытовыми коммунальными отходами № 303 от 30.11.2018.
В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.2 КоАП РФ, признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, составляют действия или бездействие, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, могут являться граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В пункте 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) закреплено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
В соответствии с абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами, это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статьей 11 названного Федерального закона установлено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 2 ст. 67 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
При этом, с 01.01.2015 Порядок производственного контроля в области обращения с отходами утверждается самим лицом, осуществляющим обращение с отходами, без согласования с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Требований о том, что программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами отдельно по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также указываемого негативного воздействия на окружающую среду федеральное законодательство не содержало.
Частью 4 ст. 67 указанного Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрено, что требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядку и срокам представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Требования).
В соответствии с Требованиями программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также указываемого негативного воздействия на окружающую среду.
В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
Как установлено при рассмотрении жалобы, ООО «АТК» ДД.ММ.ГГГГ, с начала осуществления деятельности был разработан и утвержден порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами в том числе и по объекту - санкционированная свалка (кадастровый номер земельного участка 87:05:00020:06), местонахождение объекта: 689000, Чукотский автономный округ, <адрес>, установлено относительно ориентира (на горе Михаила), который содержит требования, определенные в ст. 67 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (л.д. 66-91).
Как пояснила в судебном заседании представитель ООО «АТК» ФИО1 о наличии указанного порядка доводилось до сведения должностного лица Управления Росприроднадзора при проведении внеплановой выездной проверки, а также в возражениях, полученных Управлением Росприроднадзора 14.05.2019, то есть до вынесения обжалуемого постановления. Данное обстоятельство подтверждено возражениями на протокол об административном правонарушении № 02-048/2019 от 06.05.2019, представленными в судебном заседании представителем ООО «АТК» и приобщенными к материалам дела.
Сведений о том, что после начала действия приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 – 15.04.2018, ООО «АТК» при эксплуатации объекта -санкционированной свалки (кадастровый номер земельного участка 87:05:00020:06), местонахождение объекта: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, установлено относительно ориентира (на горе Михаила), произошли изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10% административным органом при проведении проверки материалы дела не содержат.
Вместе с тем, при вынесении обжалуемого постановления старшим государственным инспектором РФ в области окружающей среды Управления Росприроднадзора не принято во внимание данное обстоятельство и указано, что на предприятии отсутствует программа производственного экологического контроля, утвержденная для указанного выше объекта негативного воздействия на окружающую среду.
Наряду с этим следует обратить внимание, что требования, утвержденные Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 предписывают обязательные условия, предъявляемые к содержанию программы производственного экологического контроля, порядку и срокам представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, но не содержат правил оформления программы.
При этом, как следует из обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении ООО «АТК» вменялось отсутствие программы производственного экологического контроля для объекта с учетом его категории, а не ее ненадлежащее оформление.
Поскольку, при рассмотрении жалобы генерального директора ООО «АТК» установлено, что в ООО «АТК» с 15.06.2015 имелся разработанный и утвержденный порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами по объекту - санкционированная свалка (кадастровый номер земельного участка 87:05:00020:06), местонахождение объекта: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, установлено относительно ориентира (на горе Михаила), а ООО «АТК» вменяется в вину именно отсутствие программы производственного экологического контроля для объекта, нахожу, что выводы старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды Управления Росприроднадзора о том, что в ООО «АТК» не разработана и утверждена программа производственного экологического контроля для эксплуатируемого объекта II категории (санкционированная свалка (кадастровый номер земельного участка 87:05:00020:06), местонахождение объекта: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, установлено относительно ориентира (на горе Михаила)), оказываемого негативное воздействие на окружающую среду, не соответствуют обстоятельствам дела.
С учетом установленных по делу обстоятельств, исходя из представленных материалов, прихожу к выводу об отсутствии в действиях ООО «АТК» состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Поскольку оснований для привлечения ООО «АТК» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ не имеется, постановление старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды Управления Росприроднадзора № 02-037/2019 от 17.05.2019 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу № 02-037/2019 от 17.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ? общества с ограниченной ответственностью «Анадырская транспортная компания», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Анадырская транспортная компания» ФИО3, удовлетворить.
Настоящее решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья | (подпись) | А.Н. Жуков |
Копия верна:
Судья А.Н. Жуков