ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-63/19 от 21.05.2019 Смоленского районного суда (Смоленская область)

Дело № 12–63/2019г.

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Смоленск 21 мая 2019 года

Судья Смоленского районного суда Смоленской области Моисеева О.В. (<...>), при секретаре Вировской Е.В., рассмотрев дело по жалобе директора ООО «СК «Катынь» ФИО1 на постановление от <дата>, вынесенное начальником отдела Ростехнадзора, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.61 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о. начальника отдела государственного энергетического надзора по <адрес> Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № <номер>.№ <номер> должностное лицо - директор ООО «КС «Катынь» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.61 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей (л.д.4-7).

В жалобе, поданной в Смоленский районный суд, ФИО1 просит отменить постановление должностного лица. В обоснование указал, что его вина в совершении правонарушения отсутствует. С момента получения уведомления о необходимости предоставить в АО «АтомЭнергоСбыт» обеспечение исполнения доказательств по оплате электрической энергии, им были направлены соответствующие обращения в банки, которые ответили предприятию отказом. Также обществом были приняты меры к согласованию предоставления муниципальной гарантии с Администрацией Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и Администрацией Сметанинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области. Таким образом, заявителем, были приняты необходимые меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, однако требования закона не были соблюдены по обстоятельствам, от него не зависящим, связанным с отказом в предоставлении соответствующих гарантий. В связи с чем, его вина во вменяемом правонарушении отсутствует. Государственным инспектором не были учтены смягчающие вину обстоятельства.

ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен, его представитель ФИО2 доводы жалобы поддержал.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

По смыслу статьи 23.30 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 14.61 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 14.61 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

В силу абзаца 5 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.61 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата>№ <номер> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц ) дела, указанные в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
Системный анализ приведенного правового регулирования позволяет сделать вывод о том, что абзац 5 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ должен применяться с учетом положений частей 1 и 2 статьи 23.1 названного Кодекса. Указанный вывод подтверждается также правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 39 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № <номер> (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>.

Соответственно, рассмотрение дел о привлечении должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, которые предусмотрены статьями (частями статей), перечисленными одновременно в части 2 и абзаце 5 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, осуществляется административными органами, если они не передали такие дела на рассмотрение в арбитражный суд, или арбитражным судом, если ему соответствующие дела переданы административными органами на рассмотрение.
Таким образом, должностные лица органа, осуществляющего федеральный государственный энергетический надзор, которым является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.61 КоАП РФ. Передача таких дел на рассмотрение судье зависит от необходимости применения более строгой меры наказания, назначение которой отнесено к исключительной компетенции судей.
Учитывая изложенное, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.61 КоАП РФ, в отношении директора ООО «КС «Катынь» ФИО1 рассмотрено и.о. начальника отдела Ростехнадзора ФИО3 с соблюдением правил подведомственности.

При этом по смыслу положений частей 1, 3 статьи 30.1 КоАП РФ рассмотрение жалобы на постановление должностного лица административного органа, вынесенное в отношении должностного лица, должно осуществляться судьей районного суда.

В силу статьи 14.61 КоАП РФ нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.

Диспозиция статьи 14.61 КоАП РФ состоит в нарушении потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.

Объективной стороной правонарушения является неисполнение таким потребителем установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электроэнергии. Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

В соответствии с п. 6 ст. 38 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. Постановлением Правительства РФ от <дата> N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее по тексту - Основные положения), а также Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее по тексту - Правила ограничения).

В силу п. 255 Основных положений потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 442, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.

В соответствии с приложением к Правилам ограничения к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Из материалов дела усматривается <дата> между АО «АтомЭнергоСбыт» и ООО «Коммунальные системы Катынь» заключен договор энергоснабжения № <номер>. Как следует из договора АО «АтомЭнергоСбыт» обязуется поставлять и обеспечивать передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии, а ООО «Коммунальные системы Катынь» обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электроэнергию. Однако условия договора в части оплаты за электроэнергию ООО «Коммунальные системы Катынь» систематически не выполняет, задолженность по оплате за электроэнергию на <дата> составляла 520110,24 руб. Наличие задолженности подтверждается актами сверки взаимных расчетов между АО «АтомЭнергоСбыт» и ООО «Коммунальные системы Катынь».

АО «АтомЭнергоСбыт» направило в адрес ООО «Коммунальные системы Катынь» уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) в срок до <дата>. Данное уведомление ООО «Коммунальные системы Катынь» получило <дата>, о чем свидетельствует уведомление о вручении (материал об административном правонарушении л.д.19-23). В установленный в уведомлении срок ООО «Коммунальные системы Катынь» обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения от <дата>№ <номер> на величину, равную размеру задолженности не предоставило, долг не оплатило.

В соответствии с п. 260 обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) предоставляется потребителем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию и определен гарантирующим поставщиком, в виде выдаваемой банком независимой гарантии, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации (далее - банковская гарантия). Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. По согласованию с гарантирующим поставщиком потребителем может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором. Предоставление обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) не требуется, если до истечения срока, предусмотренного абзацем седьмым пункта 256 настоящего документа, обязательства по оплате электрической энергии (мощности), неисполнение или ненадлежащее исполнение которых послужило основанием для возникновения у потребителя обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, исполнены в полном объеме.

Договором между АО «АтомЭнергоСбыт» и ООО «Коммунальные системы Катынь» конкретных способов обеспечения обязательств не предусмотрено.

Директором ООО «Коммунальные системы Катынь» были предприняты меры для получения банковской и муниципальной гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии.

ФИО1 в адрес ПАО ВТБ, ПАО «Сбербанк», АО АБ «Россия» были направлены письма о предоставлении банковских гарантий, а также в адрес Администрации Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и Администрации Сметанинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (л.д.30,38,41).

Письменными ответами ПАО ВТБ, ПАО «Сбербанк», АО АБ «Россия» в предоставлении банковской гарантии было отказано в связи с наличием кредиторской задолженности, ограничений по расчетным счетам, наличием арестов судебных приставов, наличием приостановлений по расчетному счету (л.д.31,32,33,34,37).

Администрации Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и Сметанинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в предоставлении муниципальной гарантии было также отказано в связи с отсутствием указанных расходов в бюджетах сельских поселений и наличием задолженностей по обязательным платежам (л.д.29,30).

В соответствии с п. 1 ст. 110.2 Бюджетного кодекса РФ от <дата>№ <номер> ФЗ Программа государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации представляет собой перечень предоставляемых государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) с указанием: общего объема гарантий; направления (цели) гарантирования с указанием объема гарантий по каждому направлению (цели); исключен; наличия или отсутствия права регрессного требования гаранта к принципалу, а также иных условий предоставления и исполнения гарантий; общего объема бюджетных ассигнований, которые должны быть предусмотрены на исполнение гарантий Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде, на исполнение муниципальных гарантий в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) по возможным гарантийным случаям.

Согласно п.3 ст. 110.2 указанного кодекса программа государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации является приложением к соответствующему закону (решению) о бюджете.

Согласно приложениям к ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» № 362-ФЗ, Закону Смоленской области №145-з «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 220 годов» предоставление государственных гарантий РФ, субъекта РФ по обеспечению исполнения обязательств по электрической энергии не предусмотрено.

Таким образом, ФИО1 были приняты все зависящие от него меры для предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В примечании к статье 2.4 КоАП РФ указано, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители несут ответственность как должностные лица.

Материалами дела подтверждается, что ФИО1 были приняты все зависящие от него меры для предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии, однако финансовое положение предприятия не позволяет ему получить банковскую и муниципальную гарантию, что свидетельствует об отсутствии объективной возможности исполнения должником требований уведомления АО «АтомЭнергоСбыт», а следовательно, об отсутствии в действиях должника состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ, что в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, постановление от <дата>№ <номер>, вынесенное в отношении директора ООО «СК «Катынь» ФИО1 по делу об административном правонарушении предусмотренном ст. 14.61 КоАП РФ, подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях директора ООО «СК «Катынь» ФИО1 состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу директора ООО «СК «Катынь» ФИО1 - удовлетворить.

Постановление и.о. начальника отдела государственного энергетического надзора по Смоленской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <дата>№ <номер>.№ <номер> о привлечении должностного лица - директора ООО «Коммунальные системы Катынь» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.14.61 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии с подачей жалобы через Смоленский районный суд.

Судья О.В. Моисеева