ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-63/19 от 26.04.2019 Барабинского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 12-63/2019, УИД: 54MS0071-01-2019-000790-13

Поступило в суд с материалами 26.04.2019 г.

РЕШЕНИЕ

«31» мая 2019 года г. Барабинск, Новосибирской области

Судья Барабинского районного суда Новосибирской области Титова Ольга Александровна,

рассмотрев жалобу Государственной жилищной инспекции Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное и.о. мирового судьи 3-го судебного участка Барабинского судебного района Новосибирской области – мировой судьей 2-го судебного участка Барабинского судебного района Новосибирской области ФИО3., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ государственная жилищная инспекция Новосибирской области обратилась в Барабинский районный суд с жалобой, посредством почтового отправления через мирового судью (поступила ДД.ММ.ГГГГ), в которой просила отменить постановление и.о. мирового судьи 3-го судебного участка Барабинского судебного района Новосибирской области – мировой судьи 2-го судебного участка Барабинского судебного района Новосибирской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, которым производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы указала, что считает вынесенное постановление незаконным, необоснованным, подлежащим отмене по следующим основаниям:

Мировой судья квалифицирует занимаемые гражданами помещения <адрес>, как жилое помещение, а не комнату в общежитии, в связи с чем, по мнению суда, при начислении размера платы за жилищные и коммунальные услуги, следует принимать площадь с учетом мест вспомогательного использования и применять положения, определяющие расчет размера платы за ЖКУ как за коммунальную квартиру. При этом, общежитие, как индивидуально-определенное здание, состоящее из предусмотренных ч.1 ст. 16 ЖК РФ жилых помещений (комнат, квартир), может относиться как к жилому, так и к многоквартирному дому. Так, для собственников и пользователей помещений в таких зданиях (общежитиях) размер платы за коммунальные услуги определяется в соответствии с п. 50,51,52 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, в зависимости от типа планировочного расположения жилых помещений в здании, в связи с чем, при определении размера платы по коммунальной услуге по отоплению учитывается только площадь комнаты, которая находится в собственности или пользовании у потребителя, без учета вспомогательных помещений.

В части определения размера платы за содержание жилого помещения судом не учтено, что комната находятся в собственности гражданина. Порядок определения размера платы за содержание жилого помещения для собственников приватизированных помещений в таких зданиях (общежитиях) жилищным законодательством не урегулирован. В этом случае, исходя из положений ст. 7 ЖК РФ, возможно применение норм гражданского законодательства, прямо регулирующих такие отношения, а также жилищного законодательства по аналогии при отсутствии таких норм. В связи с чем, МУП ЖКХ г. Барабинска, исходя из положений ст.ст. 244,249, 37,39 ЖК РФ, неправомерно взимает плату в повышенном размере, исходя из площади комнат и вспомогательных помещений, приходящихся на долю жилой площади.

Кроме того, судом не учтено, что в соответствии с п.п. 1,2 ч.1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

- помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

- иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально- бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.

Согласно техническому паспорту, составленному ДД.ММ.ГГГГ здание, расположенное по адресу: <адрес> имеет статус общежития. Согласно поэтажному плану технического паспорта общежития, на этажах расположены изолированные жилые помещения. Также на этажах расположены помещения, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально- бытовых потребностей всех собственников помещений в данном доме, а не конкретных собственников, и являющиеся общим имуществом собственников помещений дома. Указанные помещения не являются изолированными, доступ к которым имеется у всех жителей, проживающих по адресу: <адрес>.

Также в ходе рассмотрения дела судом не установлено, что собственники всех помещений многоквартирного дома согласовали пользование тем или иным помещением вспомогательного назначения конкретными собственниками, как и не было установлено, что собственниками всех помещений было принято решение об уменьшении размера общего имущества.

Исходя из вышеизложенного, управляющая организация, устанавливая размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников и нанимателей комнат общежития <адрес> исходя из площади комнаты и вспомогательных помещений, нарушает права и законные интересы собственников и нанимателей жилых помещений вышеуказанного дома, и такие начисления ведут к неосновательному обогащению управляющей организации.

Представитель ГЖИ Новосибирской области в судебное заседание не явилась, о дате и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть жалобу в её отсутствие, указав при этом, что поддерживает доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.

Представитель директора МУП ЖКХ г. Барабинска Новосибирской области, надлежаще извещенная о дате и месте судебного заседания в письменном отзыве указала, что ФИО1 – директор МУП ЖКХ г. Барабинска, считает, что мировой судьей при рассмотрении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. фактические обстоятельства были установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении. Выводы мирового суда, что плата за коммунальные услуги и по адресу: <адрес> исчисляется верно, исходя из площади занимаемой комнаты и площади помещений вспомогательного использования, приходящейся на долю жилой площади, так как данный многоквартирный дом является общежитием с обособленными блок-секциями, что подтверждается копией паспорта данной комнаты. В связи с чем считает, что при производстве по данному делу юридически значимые обстоятельства мировым судьей определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем законных оснований для отмены постановления не имеется.

Судья, изучив доводы жалобы, материалы дела, приходит к следующему:

Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона, лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором отдела технического надзора в сфере платежей за жилищно- коммунальные услуги Государственной жилищной инспекции Новосибирской области Новосибирской области ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении в отношении МУП ЖКХ г.Барабинска по ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В протоколе указано, что при проведении внеплановой документарной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что управляющая организация МУП ЖКХ г.Барабинск осуществляет управление общежитием по адресу: <адрес>, на основании Постановления Администрации г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, договора управления по лицензии от ДД.ММ.ГГГГ. .

Согласно техническому паспорту, составленному ДД.ММ.ГГГГ., здание, расположенное по адресу: <адрес> имеет статус общежития. Согласно поэтажному плану технического паспорта общежития, на этажах расположены изолированные жилые помещения. Также на этажах расположены помещения, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, являющие общем имущество собственников помещений дома. Указанные помещения не являются изолированными, доступ к которым имеется у всех жителей, проживающих по адресу: <адрес>.

В результате анализа представленных документов установлено, что согласно поквартирной карточке, общая площадь комнаты равна <данные изъяты>..

По имеющейся информации в ГЖИ НСО, в общежитии, расположенном по адресу: <адрес> отсутствует общедомовой прибор учета по отоплению, согласно пояснительной записки исх от ДД.ММ.ГГГГ

Анализируя платежные документы по жилому помещению за период ДД.ММ.ГГГГ проверкой установлено, что МУП ЖКХ г. Барабинска производит начисление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные ресурсы, в целях содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, а также за коммунальные услуги по отоплению, исходя из площади жилого помещения, включая вспомогательные площади, являющимися помещениями общего имущества собственников помещений дома. А именно по жилому помещению (комнате) , расчет произведен исходя из <данные изъяты>., в связи с чем со стороны МУП ЖКХ г. Барабинска выявлены нарушения, предусмотренные п.51, п. 50, п. 42 (1) Правил , ч. 2 ст. 39 ЖК РФ, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ.

Кроме того, МУП ЖКХ г. Барабинска в период ДД.ММ.ГГГГ. производит начисление размера платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, исходя из 1,71 руб. с 1 кв.м. При этом, в Постановлениях администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области «Об установлении платы за содержания и текущий ремонт жилых помещений» ( от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ.) установленный размер платы «за сбор и вывоз твердых бытовых отходов» отсутствует. Протоколов общих собраний собственников помещений общежития, об установления размера платы за «сбор и вывоз твердых бытовых отходов», расположенного по адресу: <адрес>, не предоставлено. Таким образом, по жилому помещению со стороны МУП ЖКХ г. Барабинска выявлено нарушение, предусмотренное ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 Правил № 491.

Также установлено, что МУП ЖКХ г. Барабинска в период ДД.ММ.ГГГГ. производит начисление размера платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению на индивидуальное потребление по жилому помещению (комнате) согласно нормативам установленным приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ. , как для жилых помещений (в том числе общежития) с кухонными мойками и унитазами, канализованием, оборудованные раковинами холодным и горячим водоснабжением.

ДД.ММ.ГГГГ. и.о. мирового судьи 3-го судебного участка Барабинского судебного района Новосибирской области – мировым судьей 2-го судебного участка Барабинского судебного района Новосибирской области вынесено мотивированное постановление по административному делу в отношении директора МУП ЖКХ г.Барабинска по ч.2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

Основанием для прекращения производства по делу мировым судьей согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ явилось то, что учитывая положения ст. 43 ЖК РФ, пункт 51 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354, вышеуказанные постановления администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области о размере платы населением за жилищно-коммунальные услуги, плата за коммунальные услуги МУП ЖКХ г. Барабинска исчислялась верно, исходя из площади занимаемой комнаты ( по <адрес>) и площади мест общего пользования, приходящейся на долю жилой площади.

Судья, при рассмотрении жалобы, с выводом мирового судьи, не соглашается, исходя из следующего.

В соответствии с техническим паспортом здания, расположенного по адресу: <адрес>, следует, что здание является 5-ти этажным, 4-ый этаж - секционного типа с расположением на этажах кухни, санузлов (умывальников, туалетов). В здании расположены комнаты, квартиры в нем отсутствуют. Жилые помещения (комнаты) объединены в блок-секции по две на каждой лестничной площадке; в каждом блоке по 17 комнат, в блок-секции 8-9 комнат.

При этом, согласно техническому паспорту, в здании (жилом доме) имеются только обособленные комнаты – жилые помещения, предназначенные для использования в качестве мест непосредственного проживания граждан в жилом доме, а помещения вспомогательного использования, являются общими и расположены на этажах дома. Жилые помещения в доме не соответствуют характеристикам и виду жилого помещения – квартира, а потому блок-секция не является коммунальной квартирой.

В силу Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ, в жилых домах, построенных по коридорной системе, помещения(квартиры, комнаты), имеющие выход в коридоры и не связанные внутренним сообщением, считаются отдельными. Коридор, как часть помещения, являющаяся средством сообщения с прочими комнатами в помещении, независимо от ширины и освещенности должен учитываться как нежилое помещение.

Положениями статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 1, 2 статьи 39, статьи 158 ЖК РФ, пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08,2006г. № 491 (далее – Правила №491) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.

Абзацем 5 пункта 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 №75, дано определение понятия «размер платы за содержание и ремонт жилого помещения» как платы, включающей в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом, заключенным, собственниками жилых помещений и МУП ЖКХ г. стороны договорились, что оплата услуг по договору рассчитывается в соответствии с решением общего собрания собственников помещений, а при отсутствии такого решения:

– в соответствии со ставками и тарифами, установленными органом местного самоуправления и Департаментом по тарифам Новосибирской области: за содержание, текущий и капитальный ремонт объекта – общая площадь помещения умножается на стоимость обслуживания 1 кв.м. помещения;

-за коммунальные услуги размер платы рассчитывается по тарифам для потребителей, установленный (Департаментом по тарифам Новосибирской области) в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).

Таким образом, размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения определяется в зависимости от тарифа соразмерно доле собственника (нанимателя) в праве общей собственности на общее имущество в определенном по тарифу размере в месяц, из расчета общей площади помещения.

В соответствии с частью 2 статьи 156 ЖК РФ, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от ДД.ММ.ГГГГ даны разъяснения, что в соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Размер платы за содержание и ремонт общего имущества, предъявляемой к оплате собственнику конкретного помещения, пропорционален доле этого собственника в праве общей собственности на общее имущество. При этом указанная доля пропорциональна размеру площади того помещения, которым указанный собственник владеет. Таким образом, для расчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственника в многоквартирном доме используется площадь помещения, которым владеет собственник, вместо площади помещений общего пользования.

Таким образом, полагая, что собственникам комнат (жилых помещений) передано право собственности (общей долевой собственности) не только на комнаты (жилые помещения), но и доля на места общего пользования в коммунальной квартире, которая не выделялась в натуре, МУП ЖКХ г.Барабинска, в целях начисления платы за коммунальные услуги самостоятельно увеличило площадь принадлежащих собственникам (нанимателю) помещений на площадь вспомогательных помещений (умывальник, туалет, кухня).

Между тем, право собственности на доли площадей мест общего пользования у собственников помещений <адрес> отсутствуют (сведений о регистрации такого права в установленном порядке в материалы дела не представлены, а согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, право собственности зарегистрировано за физическими лицами лишь в отношении комнат и и комната принадлежит на праве муниципальной собственности городу Барабинску Барабинского района Новосибирской области).

Согласно части 1 статьи 41 Жилищного кодекса РФ собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (далее - общее имущество в коммунальной квартире).

В силу части 1статьи 42 Жилищного кодекса РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты.

Между тем, в соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение (комната) является частью жилого дома и не является частью квартиры (частью коммунальной квартиры), а следовательно, МУП ЖКХ г.Барабинска при начислении платы за коммунальные услуги не может руководствоваться положениями статей 41 и 42 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с требованиями ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:…4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело…

Допущенные мировым судьей нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, что повлияло на исход дела и привело к его неправильному разрешению, в связи с чем, имеются основания для отмены состоявшегося по делу судебного акта и возвращения дела на новое рассмотрение..

Поскольку на момент рассмотрения Барабинским районным судом Новосибирской области жалобы должностного лица срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, установленный частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел, не истек (1 год со дня совершения), дело подлежит возвращению на новое рассмотрение мировому судье 3-го судебного участка Барабинского судебного района Новосибирской области.

При новом рассмотрении данного дела мировому судье следует учесть изложенное в настоящем решении, оценить доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное постановление.

Руководствуясь ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,

Руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г.Барабинска ФИО1 по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, вынесенное и.о. мирового судьи 3-го судебного участка Барабинского судебного района Новосибирской области – мировой судьей 2-го судебного участка Барабинского судебного района Новосибирской области ФИО3 за отсутствием состава административного правонарушения, отменить, жалобу государственной жилищной инспекции Новосибирской области, удовлетворить.

Возвратить дело об административном правонарушении в отношении директора муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г.Барабинска ФИО4 по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, на новое рассмотрение мировому судье 3-го судебного участка Барабинского судебного района Новосибирской области.

Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья подпись О.А. Титова