ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-63/20 от 19.02.2020 Куйбышевского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

19 февраля 2020 года город Иркутск

Судья Куйбышевского районного суда города Иркутска Смертина Т.М.,

с участием защитника АО Авиакомпания «ИрАэро» <ФИО>1 - по доверенности,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела №12-63/2020 по жалобе защитника АО Авиакомпания «ИрАэро» <ФИО>1 на постановление мирового судьи судебного участка № 9 Куйбышевского района г. Иркутска от 21 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ в отношении:

юридического лица – Акционерного общества Авиакомпания «ИрАэро» <данные изъяты>,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 9 Куйбышевского района г. Иркутска от 21 ноября 2019 года Акционерное общество Авиакомпания «ИрАэро» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, защитник АО Авиакомпания «ИрАэро» <ФИО>1 обратился в Куйбышевский районный суд г. Иркутска с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи от 21.11.2019 года отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях общества состава правонарушения. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что мировой судья в постановлении от 21.11.2019 г. по делу 5-1042/2019 указала, что в аэропорту г. Омска произошла задержка отправления регулярного рейса РД-230 по маршруту «Сочи-Омск-Иркутск» на 06 часов 48 минут, и что резервное воздушное судно не представлялось. Рейс №230 от 13.10.2019 г. по маршруту «Сочи-Омск-Иркутск» выполнял ВС RRJ- 95 №89076. При осуществлении рейса АО Авиакомпании «ИрАэро» №603 от 13.10.2019 г. по маршруту «Сочи-Домодедово» в двигатель ВС RRJ-95 №89034 попала стая птиц. Экипаж совершил вынужденную посадку в аэропорту г. Сочи. Руководством АО Авиакомпании «ИрАэро» было принято решение о направлении резервного ВС RRJ-95 №89001 на выполнение рейсов Московского авиаузла, согласно суточному плану полетов ВС, взамен ВС RRJ-95 №89034. Также руководством Авиакомпании было принято решение о выполнении рейса №603 от 13.10.2019 г. по маршруту «Сочи-Домодедово» экипажем ВС RRJ-95 №89076. Данное решение обусловлено тем, чтобы не допустить цепочку задержек рейсов Московского авиаузла на длительное время. Таким образом, судом первой инстанции не принято во внимание, что действующим законодательством не регулируется временной промежуток предоставления резервного воздушного судна при технической неисправности заявленного ВС, а также аэропорт базирования резервного воздушного судна.

Все требования Федеральных авиационных правил при осуществлении задержки были соблюдены, более того, непосредственно задержка авиарейса была осуществлена в рамках, предписанных Федеральными авиационными правилами. Так же, АО Авиакомпанией «ИрАэро» было подготовлено резервное воздушное судно для предоставления под рейс, что полностью исключает вину АО Авиакомпании «ИрАэро» и исключает возможность привлечения к административной ответственности. Считает, что судом нарушены положения ст. 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности. На основании изложенного, просит суд постановление от 21.11.2019 года отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях АО Авиакомпания «ИрАэро» состава правонарушения.

Согласно ч.1,2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока обжалования постановления, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Учитывая, что жалоба защитником АО Авиакомпания «ИрАэро» <ФИО>1 направлена в Куйбышевский районный суд г. Иркутска через отделение почтовой связи, т.е. в десятидневный срок со дня получения им копии постановления 27.11.2019 г., что следует из расписки на л/д. 63, судья приходит к выводу о том, что срок для подачи жалобы защитником АО Авиакомпания «ИрАэро» <ФИО>1 не пропущен.

В судебное заседание законный представитель АО Авиакомпания «ИрАэро» - генеральный директор <ФИО>2, защитники АО Авиакомпания «ИрАэро» <ФИО>3, <ФИО>4, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явились: генеральный директор <ФИО>2 – представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а защитники <ФИО>3, <ФИО>4 - по неизвестным суду причинам, в связи с чем, настоящее дело в соответствии с п. 3 ст. 25.4 КоАП РФ рассмотрено в отсутствие законного представителя АО Авиакомпания «ИрАэро» - генерального директора <ФИО>2, защитников <ФИО>3, <ФИО>4, при участии в судебном заседании защитника <ФИО>1

В судебном заседании защитник АО Авиакомпания «ИрАэро» <ФИО>1 доводы жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на её удовлетворении, просит суд постановление в отношении АО Авиакомпания «ИрАэро» от 21.11.2019 года отменить по изложенным в жалобе доводам, производство по делу прекратить.

Проверив в соответствии с требованиями п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, заслушав защитника <ФИО>1, судья находит постановление мирового судьи от 21.11.2019 года законным, обоснованным, а жалобу заявителя – не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом в силу части 3 данной статьи судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Исходя из положений ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в числе прочего, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При этом, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Частью 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение авиаперевозчиком лицензионных требований и условий осуществления деятельности, связанной с перевозками пассажиров воздушным транспортом, выразившееся в невыполнении положений действующего законодательства в части обеспечения регулярности полётов.

Изучение материалов дела показало, что мировой судья верно установил юридически значимые факты и обстоятельства по настоящему административному делу, имеющие значение для правильного разрешения дела, обосновал свои выводы о виновности юридического лица АО Авиакомпания «ИрАэро» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, ссылками на доказательства, которым дала надлежащую оценку.

Согласно Уставу АО Авиакомпания «ИрАэро», утверждённому протоколом №2 заседания Совета директоров от 14.08.2015 г. Общество осуществляет деятельность по выполнению авиационных перевозок и работ на воздушном транспорте (п. 4.4 Устава).

АО Авиакомпания «ИрАэро» имеет лицензию на осуществление перевозки воздушным транспортом пассажиров <номер> от 06 июля 2015, выданную Федеральным агенством воздушного транспорта Министерства транспорта РФ.

Согласно Протоколу об административном правонарушении <номер> от 18.10.2019 г., составленному заместителем начальника отдела надзора за аэропортовой деятельностью и организацией воздушных перевозок УГАН НОТБ СФО Ространснадзора <ФИО>5 в отношении юридического лица - АО Авиакомпания «ИрАэро» по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, в отсутствие законного представителя общества, усматривается, что в процессе мониторинга задержек авиарейсов эксплуатантов гражданской авиации на территории Сибирского федерального округа, проводимого УГАН НОТБ СФО Ространснадзора, зафиксировано, что в нарушение расписания вылетов воздушных судов допущена задержка на 06 часов 48 минут в аэропорту Омск регулярного рейса № 230 АО Авиакомпания «ИрАэро» сообщением Омск-Иркутск. Рейс № 230 должен был вылететь по расписанию в 13:55 UTC 13.10.2019, фактически рейс вылетел 13.10.2019 20:43 местного времени, время задержки рейса 06 часов 48 минут. Причина задержки - III 1С, ФОЗ (позднее прибытие ВС под рейс) - согласно классификации, установленной Руководством по обеспечению и учёту регулярности полётов воздушных судов гражданской авиации СССР, утверждённым приказом МГА СССР от 10.01.1990 №6). Тем самым, АО Авиакомпания «ИрАэро» нарушило требования пунктов 6, 72 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утверждённых приказом Минтранса РФ от 28.06.2001 № 82 (далее - ФАП-82).

Перевозка пассажиров указанного выше рейса, задержка которого составила длительное время, должна была быть обеспечена предоставлением резервного воздушного судна. Как следует из объяснительной старшего специалиста 1 - ого разряда ОДДО <ФИО>6 (объяснительная от 14.10.2019) АО Авиакомпания «ИрАэро» не организовало и не обеспечило выполнение рейса № 226 резервным воздушным судном. Также не предоставление резервного ВС подтверждается телеграммой из аэропорта Омск.

Тем самым, АО Авиакомпания «ИрАэро», не организовав предоставление резервного воздушного судна для выполнения договорных обязательств перед пассажирами, нарушило требования Положения о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров в части обеспечения достаточного количества воздушных судов (с учетом резервирования) и их использования для обеспечения регулярности полетов.

Таким образом, Протоколом об административном правонарушении <номер> от 18.10.2019 г. установлено, что юридическое лицо АО Авиакомпания «ИрАэро» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта, с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Обстоятельства, изложенные в Протоколе об административном правонарушении <номер> от 18.10.2019 г., подтверждаются письменными доказательствами: оперативной информацией о событиях в транспортном комплексе по Сибирскому федеральному округу за прошедшие сутки на 09.00 час. (мск) 14.10.2019 г.; Служебной запиской ст./специалиста 1 разряда ОДДО <ФИО>6 от 14.10.2019 г.; Информацией о задержке рейса за 13.10.2019 г.; копией Лицензии <номер> от 06.07.2015 г.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 9 Куйбышевского района г. Иркутска от 21.11.2019 года по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении <номер> от 18.10.2019 г. и приложенных к нему иных письменных доказательств АО Авиакомпания «ИрАэро» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Проанализировав письменные доказательства по данному административному делу в совокупности с письменными доказательствами в деле, каких-либо оснований сомневаться в законности и правомерности вынесенного постановления от 16.09.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, в отношении АО Авиакомпания «ИрАэро» судья не находит.

Доводы жалобы защитника АО Авиакомпания «ИрАэро» <ФИО>1 о том, что судом первой инстанции не принято во внимание, что действующим законодательством не регулируется временной промежуток предоставления резервного воздушного судна при технической неисправности заявленного ВС, а также аэропорт базирования резервного воздушного судна; что все требования Федеральных авиационных правил при осуществлении задержки были соблюдены, более того, непосредственно задержка авиарейса была осуществлена в рамках, предписанных Федеральными авиационными правилами; что поскольку АО Авиакомпанией «ИрАэро» было подготовлено резервное воздушное судно для предоставления под рейс, это полностью исключает вину АО Авиакомпании «ИрАэро» и возможность привлечения к административной ответственности; что судом нарушены положения ст. 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности, - судья отклоняет как не влияющие на законность и обоснованность вынесенного постановления от 21.11.2019 года, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права и фактических обстоятельств дела.

Правилами ст. 9 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством РФ.

Согласно подпунктам «б», «в» пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утверждённого постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 457, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, являются:

- наличие у лицензиата на праве собственности или на ином законном основании воздушных судов с действующим сертификатом лётной годности в количестве, достаточном (с учётом резервирования) для выполнения перевозок воздушным транспортом пассажиров в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программой выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров;

- соблюдение лицензиатом общих правил перевозок воздушным транспортом пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со ст. 102 Воздушного кодекса РФ.

Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиями к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утверждёнными приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г № 82, предусмотрено, что регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке даны расписания движения воздушных судов (п. 72). Опубликованное расписание движения воздушных судов должно отражать информацию по каждому регулярному рейсу, в том числе тип(ы) воздушного судна (п. 73).

Согласно пункта 15 Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил», утверждённых приказом Министерства транспорта РФ от 13.08.2015 г. № 246, заявитель (эксплуатант) для выполнения регулярных коммерческих воздушных перевозок пассажиров и планируемой программы полётов должен располагать воздушными судами в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов с учётом их резервирования, но не менее:

трёх, с количеством пассажирских мест до 55;

восьми, с количеством пассажирских мест 55 и более.

Заявитель (эксплуатант) для выполнения нерегулярных (чартерных) воздушных перевозок пассажиров и планируемой программы полётов на воздушных судах с количеством пассажирских мест более 20 должен располагать воздушными судами в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов с учётом их резервирования, но не менее трёх.

Из указанных норм следует, что на авиаперевозчике лежит обязанность по формированию расписания (графика оборота судов) регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программы выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров с учётом резервирования воздушных судов, находящихся в парке авиаперевозчика.

Как следует из материалов дела, АО Авиакомпания «ИрАэро» в аэропорту Омск-Центральный допустило задержку отправления регулярного рейса 23, BS S.Superjet 100 АО Авиакомпания «ИрАэро», следующего по маршруту Сочи-Омск-Иркутск: время вылета по расписанию – в 13.55 (UTC); фактическое время вылета 20 часов 43 минуты (UTC); время задержки рейса – 0648 час., причина задержки рейса – ППС, Ф03 (позднее прибытие из аэропорта Сочи); резервное воздушное судно не представлялось.

Факт нарушения АО Авиакомпания «ИрАэро» лицензионных требований и условий осуществления деятельности, связанной с перевозками пассажиров воздушным транспортом, выразившийся в невыполнении положений действующего законодательства о необходимости резервирования достаточного количества воздушных судов, послуживший причиной задержки рейса, нашёл своё достоверное подтверждение совокупностью письменных доказательств в деле, которые получили верную правовую оценку в постановлении мирового судьи от 21.11.2019 г. в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ.

Приводимые в жалобе защитником <ФИО>1 доводы о том, что выявленное правонарушение не является нарушением лицензионных требований, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, судья находит несостоятельными, так как из представленных в дело доказательств и норм материального закона, регулирующего спорные правоотношения, установлено, что АО Авиакомпания «ИрАэро» не предприняло надлежащие меры по резервированию воздушных судов для выполнения воздушной перевозки пассажиров в соответствии с расписанием движения воздушных судов, что явилось причиной задержки вылета указанного рейса по техническим причинам. Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы мирового судьи о виновности АО Авиакомпания «ИрАэро» в совершении правонарушения по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, в жалобе заявителя не приведено.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных мировым судьёй обстоятельств и получению иного правового результата по делу.

Действия АО Авиакомпания «ИрАэро» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ. Административное наказание назначено АО Авиакомпания «ИрАэро» в пределах санкции части 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ, с учётом правил части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, что не противоречит установленным по делу фактам и обстоятельствам.

Постановление о привлечении АО Авиакомпания «ИрАэро» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьёй 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Совершенное АО Авиакомпания «ИрАэро» правонарушение не может быть расценено как малозначительное, либо совершённое в состоянии крайней необходимости, в связи с чем, оснований для прекращения производства по делу не установлено.

Поскольку мировым судьёй правомерно с соблюдением требований закона была установлена вина АО Авиакомпания «ИрАэро» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, доводы жалобы о неверной оценке обстоятельств дела при вынесении постановления не нашли своего подтверждения, оснований для отмены постановления в отношении АО Авиакомпания «ИрАэро» судья апелляционной инстанции не усматривает.

Согласно п. 1, 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Каких-либо законных оснований для отмены постановления судом не установлено. Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления в ходе производства по делу, не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, мировым судьёй допущено не было, поэтому постановление от 21.11.2019 г. в отношении АО Авиакомпания «ИрАэро» является законным и обоснованным, вследствие чего оно подлежит оставлению без изменения, а жалоба защитника АО Авиакомпания «ИрАэро» <ФИО>1 - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 9 Куйбышевского района г. Иркутска от 21 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Авиакомпания ИрАэро» (<данные изъяты>) оставить без изменения, а жалобу защитника АО Авиакомпания «ИрАэро» <ФИО>1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, но может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, установленном ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья: Т.М. Смертина