50RS0029-01-2020-001021-36
№ 12- 63/ 2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Наро-Фоминск 25 марта 2020 г.
Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе:
председательствующего – судьи Жилиной Л.В.,
при секретаре судебного заседания Ермолаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений » Министерства обороны РФ на постановление по делу об административном правонарушении по ст. 6.19, ч. 1 Закона Московской области № 37/2016-ОЗ « Кодекс Московской области об административном правонарушении» в отношении:
ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений » Министерства обороны РФ ( ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России), ИНН 7715033007, КПП №, ОГРН №, фактический адрес: 125284, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 40А, дата и место регистрации юридического лица: ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, КЭУ <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № 34/1471/175 от 10.01.2020 г. по делу об административном правонарушении, вынесенным консультантом территориального отдела № 34 ТУ Госадмтехнадзора Московской области - старшим государственным административно-техническим инспектором Московской области, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Дрингаль Е.Н. ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.19, ч. 1 Закона Московской области № 37/2016-ОЗ « Кодекс Московской области об административном правонарушении» с назначением штрафа в размере 100.000 руб. за нарушение требований ст. 12, 45, 51, 56, 64 Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014 -ОЗ « О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области», что выразилось в следующем: на принадлежащем ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России земельном участке кадастровый номер 50:26:0100213:308 перед домом № 10 в военном городке № 3 Наро-Фоминского городского округа Московской области, где расположена детская игровая площадка и детские игровые элементы, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 50 мин. отсутствовали: информационный стенд с информацией о правилах пользования и возрастных ограничениях, мягкое покрытие, у качелей-балансира амортизирующие части, осветительное оборудование; детские Качели оборудованы жесткими подвесными элементами, деревянные части детских игровых элементов имели механические повреждения, лакокрасочное покрытие игровых элементов нарушено или полностью отсутствует; над поверхностью земли выступает металлическая основа и перемычки качелей и металлические стойки скамеек с перекладинами для крепления с острыми углами, что небезопасно; территория детской площадки не огорожена от придомового проезда и автостоянки, и не убрана.
Не соглашаясь с вынесенным постановлением, юридическое лицо подало жалобу, согласно которой в вынесенном должностным лицом административного органа постановлении неверно указан субъект административного правонарушения, так как собственником недвижимого имущества является Российская Федерации в лице Министерства Обороны РФ, и собственник не наделил ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России полномочиями по содержанию указанного в постановлении административного органа имущества; по договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирные дома переданы в управление и эксплуатацию ООО « Главное управление жилищным фондом»; согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2016 г. № 491 объекты благоустройства в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, включаются в состав общего имущества многоквартирного дома, - что в совокупности свидетельствует о том, что в действиях ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России отсутствует состав вмененного в вину административного правонарушения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя юридического лица согласно поданного в тексте жалобы ходатайства.
Представитель Главного управления Госадмтехнадзора Московской области в судебное заседание не явился, представил письменные пояснения о не согласии с поданной жалобой, указав следующее: доводы жалобы о нахождении детской площадки в ведении ООО « Главное управление жилищным фондом» голословны, поскольку решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.09.2019 данное юридическое лицо признано банкротом; согласно Устава ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России – контроль за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ – основная цель деятельности юридического лица, за которым зарегистрирован земельный участок кадастровый номер 50:26:0100213:308 перед домом № 10 в военном городке № 3Наро-Фоминского городского округа Московской области; несостоятельна ссылка юридического лица на Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, а детская игровая площадка с игровыми элементами перед домом № 10 в военном городке № 3 собственникам квартир не принадлежит, что следует из договора управления данным домом от 01.08.2018; в соответствии с п. 11 ст. 45 Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014 – ОЗ « О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» если лицо, эксплуатирующее площадку, отсутствует, контроль за техническим состоянием оборудования и покрытия площадки, техническим обслуживанием и ремонтом, наличием и состоянием документации и информационным обеспечением безопасности площадки осуществляет правообладатель земельного участка, на котором она расположена, а следовательно, субъект административного правонарушения административным органом определен верно.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 6.19 КоАП МО нарушение требований при монтаже и эксплуатации оборудования детских, игровых и спортивных площадок, в том числе отсутствие необходимой документации на оборудование, несоблюдение норм безопасности при монтаже оборудования, не проведение периодических осмотров и технического обслуживания оборудования и его элементов в установленные сроки, невыполнение требований по информационному обеспечению безопасности эксплуатации оборудования детских, игровых и спортивных площадок - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч.ч. 10, 31 ст. 12 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" (далее - Закон о благоустройстве) обязательный перечень элементов благоустройства территории на детской площадке включает: информационные стенды (таблички), резиновые виды покрытия, элементы сопряжения поверхности площадки с газоном, озеленение, игровое оборудование, скамьи и урны, осветительное оборудование.
Не допускается отсутствие деталей оборудования и наличие механических повреждений (дефектов/неисправностей) элементов оборудования. Не допускается чрезмерный износ подвижных частей оборудования. Крепления подвесных элементов оборудования должны быть надежно зафиксированы. Элементы оборудования (комплектующие), подлежащие периодическому обслуживанию или замене (например, подшипники), должны быть защищены от несанкционированного доступа.
В силу статьи 6.1 Закона о благоустройстве в состав нормируемого (обязательного) комплекса элементов благоустройства территорий вновь возводимых и реконструируемых зданий жилого назначения, который обеспечивается при новом строительстве и реконструкции, входят: проезды хозяйственные для посадки и высадки пассажиров, для автомобилей скорой помощи, пожарных, аварийных служб; детская площадка; площадка отдыха; спортивная площадка или спортивно-игровой комплекс; контейнерная площадка; пешеходные коммуникации; площадка автостоянки; велосипедная парковка; уличная мебель; элементы озеленения (газон, деревья, кустарники, устройства для оформления озеленения); стационарные парковочные барьеры; освещение; домовой знак; информационный стенд дворовой территории; оборудованные места для размещения кондиционеров; урны.
В соответствии с положениями статьи 5 Закона о благоустройстве, собственники (правообладатели) земельных участков осуществляют содержание и мероприятия по развитию благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве. К элементам благоустройства относятся детские игровые площадки.
В соответствии с пунктами 10, 11 статьи 45 Закона о благоустройстве, лицо, эксплуатирующее площадку, является ответственным за состояние и содержание оборудования и покрытия площадки (контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт), наличие и состояние документации и информационное обеспечение безопасности площадки. В случае, если лицо, эксплуатирующее площадку, отсутствует, контроль за техническим состоянием оборудования и покрытия площадки, техническим обслуживанием и ремонтом, наличием и состоянием документации и информационным обеспечением безопасности площадки осуществляет правообладатель земельного участка, на котором она расположена.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 56 Закона о благоустройстве юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, или физические лица обеспечивают содержание принадлежащих им объектов, а также прилегающих территорий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, правилами благоустройства территории муниципальных образований, регламентом содержания объектов благоустройства Московской области. Границы благоустройства (уборки) территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности или иное вещное право на земельный участок, на котором располагаются здания, сооружения, а также прилегающей территории, установленной правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Пунктами 2, 3 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре по управлению многоквартирным домом соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491.
Согласно пункту 10 указанных Правил общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом, а также спорная игровая площадка, расположенные по адресу: Московская область, Наро-Фоминский городской округ, военный городок № 3 находятся на земельном участке, принадлежащем ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России.
Факт наличия выявленных нарушений статьи 12 Закона о благоустройстве, Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014 – ОЗ « О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» и ненадлежащего содержания детской площадки во дворе дома подтверждается материалами дела, в том числе, актом осмотра территории (объекта), приложенной к нему фототаблицей, постановлением военного прокурора Наро-Фоминского гарнизона от 19 декабря 2019 г., сведениями о принадлежности земельного участка кадастровый номер 50:26:0100213:308, Уставом привлеченного к административной ответственности юридического лица, договором управления многоквартирным домом по адресу: г. Наро-Фоминск, военный городок № 3, д. 10 от 01 августа 2018 года., иными материалами дела. В данном случае юридическому лицу вменяется ненадлежащее состояние и содержание игровых элементов на детской игровой площадке, что создает условия для детского травматизма.
Доводы жалобы о том, что детская площадка не принадлежит юридическому лицу, подлежат отклонению, и в данной части суд считает убедительными доводы представителя административного органа со ссылкой на п. 11 ст. 45 Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014 – ОЗ « О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области».
В силу ч. 1 ст. 1.5 настоящего Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательств невозможности соблюдения юридическим лицом требований ст. 12, 45, 51, 56, 64 Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014 -ОЗ « О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» в силу чрезвычайных событий, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины юридического лица во вмененном административном правонарушении. При указанных обстоятельствах в действиях юридического лица имеется событие и состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 6.19 КоАП МО.
При принятии процессуального решения по делу суд учитывает также следующее: в силу п. 39 Распоряжения Госадмтехнадзора Московской области от 09.10.2018 N 531-Р "Об утверждении Административного регламента по осуществлению государственного административно-технического надзора за соблюдением правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства, надлежащим состоянием и содержанием объектов и производством работ на территории Московской области" (далее - Распоряжение N 531-Р) осуществление государственного надзора включает в себя, среди прочего, выполнение систематического наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на территории Московской области. Согласно п.п. 4 п. 93 Распоряжения N 531-Р основанием для систематического наблюдения является непосредственное обнаружение признаков правонарушения в сфере благоустройства
В соответствии с пунктами 85-86 Распоряжения N 531-Р систематическое наблюдение за состоянием и содержанием объектов, расположенных на территории Московской области, независимо от их принадлежности физическим или юридическим лицам, соответствием их установленным требованиям в сфере обеспечения чистоты, порядка и благоустройства включает в себя: 1) визуальный осмотр объекта, в том числе с применением технических средств, имеющих функции фотосъемки, видеозаписи; 2) изучение имеющихся в Госадмтехнадзоре Московской области документов (материалы дел об административных правонарушениях, муниципальные правовые акты Московской области и т.п.). Визуальный осмотр объекта осуществляется, как правило, без участия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, физических лиц, однако при наличии последних на месте осмотра они вправе присутствовать при проведении осмотра и составлении соответствующих документов
Оспариваемое постановление принято административным органом с соблюдением процедуры привлечения заявителя к административной ответственности (статьи 28.2, 25.1, 25.4, 29.7 КоАП РФ), нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены постановления № 34/1471/175 от 10.01.2020.
Каких-либо особых, исключительных обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о малозначительности совершенного обществом правонарушения в данном случае, из доводов общества и документов, имеющихся в материалах дела, не усматривается.
При производстве по делу административным органом не допущено нарушения прав юридического лица, привлекаемого к ответственности. По делу не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о тяжелом имущественном и финансовом положении юридического лица. При таких обстоятельствах суд считает поданную жалобу необоснованной.
Руководствуясь ст. 30.6 КоАП РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление № 34/1471/175 от 10.01.2020 г. по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений » Министерства обороны РФ ( ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России) консультантом территориального отдела № 34 ТУ Госадмтехнадзора Московской области - старшим государственным административно-техническим инспектором Московской области, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Дрингаль Е.Н. по ст. 6.19, ч. 1 КоАП РФ, оставить без изменения, а поданную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд с подачей жалобы через Наро-Фоминский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Л.В. Жилина