ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-63/2016 от 01.09.2016 Пинежского районного суда (Архангельская область)

12-63/2016

Пинежский районный суд Архангельской области

Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Быстрова 19

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

1 сентября 2016 года село Карпогоры

Судья Пинежского районного суда Архангельской области Першина Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Блудова С.И. на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Бугаева Д.В. от 6 июля 2016 года, изготовленного в полном объеме 8 июля 2016 года,

у с т а н о в и л:

Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Бугаевым Д.В., изготовленным в полном объеме 8 июля 2016 года, Блудов С.И. как руководитель территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Пинежского лесничества признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

Блудов С.И., не согласившись с указанным постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Бугаева Д.В., обратился в Пинежский районный суд Архангельской области с жалобой, в которой просит признать указанное постановление №*** недействительными в связи с отсутствием состава правонарушения. В обоснование жалобы указал, что Законом Архангельской области от 27 июня 2007 года № 368-19-ОЗ «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений (в редакции от 27.06.2009 № 54-4-ОЗ) были введены исключительные случаи осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных нужд на основании договоров купли-продажи. Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области. Министерством были подготовлены образцы извещений о проведении аукционов. Лесничество в этих извещениях заполняло ведомость лесных насаждений, выставляемых на аукцион, и направляло их в министерство, где определялась дата проведения аукциона, проверялась правильность его заполнения, и в последующем размещали его на сайте, что подтверждается письмом МПР и ЛПК Архангельской области №*** от 02.02.2012. Самостоятельно размещать извещения на сайте лесничество не имело возможности. В распоряжениях «Об организации аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений», подписанных им как руководителем лесничества, нигде не упоминается о каких-либо ограничениях. В решении ФАС указано, что в извещениях указывался конкретный потребитель, и что победитель аукциона передает древесину по фиксированной цене, и это посчитали ограничением конкуренции. Лесничество выставляло на аукцион лесные насаждения, а не древесину. Древесина появляется после рубки насаждений, и она бывает разная: хлысты, пиловочник, баланс, дровяное долготьё, дрова швырок, а также распределяется по породам хвойные или лиственные. Нигде в извещении не указана конкретная цена на древесину. Порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений определило Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (письма №*** от 02.02.2012, №*** от 25.05.2012). До этого времени проведение лесных аукционов было приостановлено. В письмах указано, что лесничества готовят лишь проект извещения и он направляется в министерство. Закон о проведении лесных аукционов по исключительным случаям принимало правительство Архангельской области, являющимся органом исполнительной власти, а министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере лесных отношений, поэтому у лесничества не возникло сомнений по поводу разъяснений министерства об организации аукционов. Своими действиями как должностное лицо он не противодействовал конкуренции. Конкуренция, как таковая, вообще отсутствовала при проведении лесных аукционов. За весь период с 2012 года по настоящее время все аукционы были признаны несостоявшимися по причине участия в них только одного претендента.

Руководитель Пинежского лесничества Блудов С.И. при рассмотрении жалобы поддержал изложенные в ней доводы, просит постановление отменить за отсутствием состава правонарушения, поскольку нет его вины, так как он действовал в рамках указаний Министерства. Кроме того, полагает, что срок привлечения к ответственности за данное нарушение истек.

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Бугаев Д.В. извещен о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил возражения на жалобу, согласно которым, руководителю Пинежского лесничества Блудову С.И. вменено совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при организации аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений лесопользователям для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения при организации аукционов по извещениям №***, №***, №***, №***, №***, №*** - определении ГАУ Архангельской области «Единый лесопожарный центр» потребителем древесины и установлении условия о передаче победителем аукциона древесины потребителю по фиксированным ценам. Факт нарушения Пинежским лесничеством требований антимонопольного законодательства установлен вступившим в законную силу решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 10.07.2015 по делу №***, оставленным без изменения решением Арбитражного суда Архангельской области от 16.12.2015 по делу №***. Вменяемое нарушение выражено в определении ГАУ АО «Единый лесопожарный центр» потребителем древесины при проведении аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений лесопользователем для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения и установлении условия о передаче потребителем аукциона древесины потребителю по фиксированным ценам, а не в непосредственном опубликовании извещения. Вопросы организации и проведения открытых аукционов на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений отнесены к полномочиям Пинежского лесничества пп. 1 п. 6 раздела II Типового положения о территориальном органе министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и пп. 8 п. 9 раздела II Положения о территориальном органе министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Пинежском лесничестве, утвержденном приказом министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 10.06.2011 № 38. Приказом Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29.02.2012 № 51 руководители территориальных органов минисатерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – лесничеств, лесопарка были назначены ответственными за подготовку к размещению на официальном сайте торгов информации о торгах на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений. То обстоятельство, что решением комиссии Архангельского УФАС России от 12.11.2013 по делу №*** действия министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, способствовавшие формированию аукционных единиц по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений по исключительному случаю: «Осуществление заготовки древесины для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения» под потребителя ГАУ АО «ЕЛЦ» - направление в адрес лесничества письма от 25.05.2012 №*** и направление в адрес лесничеств формы извещения, предполагающего определение потребителя древесины, и содержащего дополнительное условие: «Победители аукциона передают древесину потребителям по фиксированным ценам» (письмо от 12.03.2012 №***), признаны противоречащими ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не исключает нарушение антимонопольного законодательства со стороны Пинежского лесничества при организации аукционов по извещениям №***, №***, №***, №***, №***, №***.

Заслушав Блудова С.И., исследовав материалы дела, а также доводы жалобы, считаю жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении помимо иных данных выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности на основании доказательств, полученных в соответствии с нормами КоАП РФ, которые в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ оцениваются судьей по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в этом Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.9 КоАП Российской Федерации действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в вину заявителю вменяется то, что он, будучи руководителем территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Пинежское лесничество, являясь должностным лицом в силу возложенных на него функций и представленных полномочий, нарушил антимонопольное законодательство, Федеральный закон "О защите конкуренции".

Установлено, что Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области были осуществлены действия по непосредственному опубликованию на официальном сайте torgi.gov.ru извещений о проведения аукционов №***, №***, №***.

16.07.2012 на официальном сайте torgi.gov.ru было опубликовано извещение №*** о проведении 31.07.2012 открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений с целью осуществления заготовки древесины для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения.

Аукцион проводился в отношении одного лота: лесные насаждения в объеме 459 кбм, занимающие площадь 7,17 га, расположенные на территории Келдинского участкового лесничества, квартал №***, выдел <..>, делянка <..>, выдел <..>, <..> - лесовозный ус. Начальная цена - 25250 рублей. Размер задатка - 25250 рублей.

В качестве потребителя древесины было указано ГАУ АО "ЕЛЦ". Дополнительным условием в извещении о проведении аукциона было указано, что победители аукциона передают древесину потребителю по фиксированным ценам.

Согласно протоколу приема заявок от 24.07.2012 на участие в открытом аукционе поступила единственная заявка от ГАУ АО "ЕЛЦ".

Задаток за участие в аукционе за ГАУ АО "ЕЛЦ" по лотам был внесен индивидуальным предпринимателем В. (платежное поручение от 18.07.2012).

В связи с тем, что к окончанию срока подачи заявок поступила единственная заявка, соответствующая установленным требованиям, аукцион был признан несостоявшимся, ГАУ АО "ЕЛЦ" было предоставлено право на заключение договора купли-продажи лесных насаждений по начальной цене.

15.08.2012 между Пинежским лесничеством и ГАУ АО "ЕЛЦ" был заключен договор купли-продажи лесных насаждений №***. В качестве платы по договору был засчитан задаток за участие в аукционе, который соответствовал начальной цене договора.

В последующем, 05.09.2012 между ГАУ АО "ЕЛЦ" и индивидуальным предпринимателем В. был заключен договор купли-продажи древесины №*** в отношении лесных насаждений, составляющих предмет аукциона. Стоимость древесины составила 133110 рублей.

02.08.2012 на официальном сайте torgi.gov.ru было опубликовано извещение №*** о проведении 21.08.2012 открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений с целью осуществления заготовки древесины для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения.

Аукцион проводился в отношении одного лота: лесные насаждения в объеме 1414 куб.м, занимающие площадь 18,3 га, расположенные на территории Келдинского участкового лесничества, квартал №***, выдел <..>, делянка <..>. Начальная цена - 44220 рублей. Размер задатка - 44220 рублей.

В качестве потребителя древесины было указано ГАУ АО "ЕЛЦ". Дополнительным условием в извещении о проведении аукциона было указано, что победители аукциона передают древесину потребителю по фиксированным ценам.

Согласно протоколу приема заявок от 14.08.2012 на участие в открытом аукционе поступила единственная заявка от ГАУ АО "ЕЛЦ".

Задаток за участие в аукционе за ГАУ АО "ЕЛЦ" по лотам был внесен индивидуальным предпринимателем У. (платежное поручение от 07.08.2012 №***).

В связи с тем, что к окончанию срока подачи заявок поступила единственная заявка, соответствующая установленным требованиям, аукцион был признан несостоявшимся, ГАУ АО "ЕЛЦ" было предоставлено право на заключение договора купли-продажи лесных насаждений по начальной цене.

03.09.2012 между Пинежским лесничеством и ГАУ АО "ЕЛЦ" был заключен договор купли-продажи лесных насаждений №***. В качестве платы по договору был засчитан задаток за участие в аукционе, который соответствовал начальной цене договора.

В последующем, 03.09.2012 между ГАУ Архангельской области "ЕЛЦ" и индивидуальным предпринимателем У. был заключен договор купли-продажи древесины №*** в отношении лесных насаждений, составляющих предмет аукциона. Стоимость древесины составила 410060 рублей.

31.08.2012 на официальном сайте torgi.gov.ru было опубликовано извещение №*** о проведении 18.09.2012 открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений с целью осуществления заготовки древесины для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения.

Аукцион проводился в отношении 3 лотов. Лот N 1: лесные насаждения в объеме 1361 кбм, занимающие площадь 11,9 га, расположенные на территории Келдинского участкового лесничества, квартал №***, выдел <..>, делянка <..>. Начальная цена - 45008 рублей. Размер задатка - 45008 рублей. Лот N 2: лесные насаждения в объеме 893 кбм, занимающие площадь 6,96 га, расположенные на территории Келдинского участкового лесничества, квартал №***, выдел <..>, делянка <..>, выдел <..>, лесовозный ус 1, выдел <..>, <..>, <..>, лесовозный ус 2. Начальная цена - 23067 рублей. Размер задатка - 23067 рублей. Лот N 3: лесные насаждения в объеме 2772 кбм, занимающие площадь 17,5 га, расположенные на территории Келдинского участкового лесничества, квартал №***, выдел <..>, делянка <..>, выдел <..>, лесовозный ус. Начальная цена - 81663 рубля. Размер задатка - 81663 рубля.

В качестве потребителя древесины по всем лотам было указано ГАУ АО "ЕЛЦ". Дополнительным условием в извещении о проведении аукциона было указано, что победители аукциона передают древесину потребителю по фиксированным ценам.

Согласно протоколу приема заявок от 11.09.2012 на участие в открытом аукционе по лотам N N 1-3 поступила единственная заявка от ГАУ АО "ЕЛЦ".

Задаток за участие в аукционе за ГАУ АО "ЕЛЦ" по лотам N N 1-3 был внесен ОOO "..." (платежное поручение от 06.09.2012 №***).

В связи с тем, что к окончанию срока подачи заявок поступила единственная заявка, соответствующая установленным требованиям, аукцион был признан несостоявшимся, ГАУ АО "ЕЛЦ" было предоставлено право на заключение договора купли-продажи лесных насаждений по начальной цене, 04.10.2012 между Пинежским лесничеством и ГАУ АО "ЕЛЦ" был заключен договор купли-продажи лесных насаждений №***. В качестве платы по договору был засчитан задаток за участие в аукционе, который соответствовал начальной цене договора.

В последующем, 04.10.2012 между ГАУ Архангельской области "ЕЛЦ" и ООО "..." был заключен договор купли-продажи древесины №*** в отношении лесных насаждений, составляющих предмет аукциона по лотам N N 1-3. Стоимость древесины составила 854420 рублей.

Внесенный платежным поручением от 06.09.2012 №*** задаток за участие в аукционе по лотам N N 1-3 составил 148738 рублей.

Согласно извещению, сумма задатка по лотам N N 1-3 должна была составить 148738 рублей.

На основании ч. 8 ст. 79 ЛК РФ, учитывая, что оплата недостающей части задатка была осуществлена только 19.11.2012 (платежное поручение от 19.11.2012 №***), ГАУ АО "ЕЛЦ" было неправомерно допущено к участию в аукционе №*** и неправомерно приобрело право заключения договора купли-продажи лесных насаждений.

12.10.2012 на сайте torgi.gov.ru было опубликовано извещение №*** о проведении 30.10.2012 открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений с целью осуществления заготовки древесины для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения.

Аукцион проводился в отношении 2 лотов. Лот N 1: лесные насаждения в объеме 3579 кбм, занимающие площадь 26,25 га, расположенные на территории Келдинского участкового лесничества, квартал №***, выдел <..>, <..>, <..>, делянка <..>, выдел <..>, лесовозный ус. Начальная цена - 86570 рублей. Размер задатка - 86570 рублей. Лот N 2; лесные насаждения в объеме 1500 кбм, занимающие площадь 12,45 га, расположенные на территории Келдинского участкового лесничества, квартал №***, выдел <..>, <..>, <..>, квартал №***, выдел <..>, <..>, <..>, <..>, <..>, квартал №***, выдел <..>, <..>, <..>, <..>, квартал №***, выдел <..>, <..>, <..>, <..> - лесовозный ус. Начальная цена - 36998 рублей. Размер задатка - 36998 рублей.

В качестве потребителя древесины по всем лотам было указано ГАУ АО "ЕЛЦ", Дополнительным условием в извещении о проведении аукциона было указано, что победители аукциона передают древесину потребителю по фиксированным ценам.

Согласно протоколу приема заявок от 23.10.2012 на участие в открытом аукционе по лотам N N 1-2 поступила единственная заявка от ГАУ АО "ЕЛЦ".

Задаток за участие в аукционе за ГАУ АО "ЕЛЦ" по лотам N N 1-2 был внесен ООО "..." (платежное поручение от 19.10.2012 №***).

В связи с тем, что к окончанию срока подачи заявок поступила единственная заявка, соответствующая установленным требованиям, аукцион был признан несостоявшимся, ГАУ АО "ЕЛЦ" было предоставлено право на заключение договора купли-продажи лесных насаждений по начальной цене.

12.11.2012 между Пинежским лесничеством и ГАУ АО "ЕЛЦ" был заключен договор купли-продажи лесных насаждений №***. В качестве платы по договору был засчитан задаток за участие в аукционе, который соответствовал начальной цене договора.

В последующем, 03.12.2012 между ГАУ Архангельской области "ЕЛЦ" и ООО "..." были заключены договоры купли-продажи древесины №***, №*** в отношении лесных насаждений, составляющих предмет аукциона по лотам N N 1-2. Стоимость древесины составила 914220 рублей.

26.10.2012 на сайте torgi.gov.ru было опубликовано извещение №*** о проведении 13.11.2012 открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений с целью осуществления заготовки древесины для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения.

Аукцион проводился в отношении 3 лотов. Лот N 1: лесные насаждения в объеме 1124 кбм, занимающие площадь 12,64 га, расположенные на территории Пинежского участкового лесничества, квартал №***, выдел <..>, <..>, делянка <..>, выдел <..>, <..>, <..>, <..>, лесовозный ус, квартал №***, выдел <..>, <..>, <..>, лесовозный ус 2. Начальная цена - 31239 рублей. Размер задатка - 31239 рублей. Лот N 2: лесные насаждения в объеме 394 кбм, занимающие площадь 3,4 га, расположенные на территории, Пинежского участкового лесничества, квартал №***, выдел <..>, делянка <..>. Начальная цена -12509 рублей. Размер задатка - 12509 рублей. Лот N 3: лесные насаждения в объеме 1430 кбм, занимающие площадь 12,35 га, расположенные на территории Пинежского участкового лесничества, квартал №***, выдел <..>, делянка <..>, выдел <..>, лесовозный ус, квартал №***, выдел <..>, лесовозный ус 2. Начальная цена - 44765 рублей. Размер задатка - 44765 рублей.

В качестве потребителя древесины по всем лотам было указано ГАУ АО "ЕЛЦ". Дополнительным условием в извещении о проведении аукциона было указано, что победители аукциона передают древесину потребителю по фиксированным ценам.

Согласно протоколу приема заявок от 07.11.2012 на участие в открытом аукционе по лотам N N 1-3 поступила единственная заявка от ГАУ АО "ЕЛЦ".

Задаток за участие в аукционе за ГАУ АО "ЕЛЦ" по лоту N 1 был внесен индивидуальным предпринимателем Ш. (платежное поручение от 01.11.2012 №***). Задаток за участие в аукционе за ГАУ АО "ЕЛЦ" по лотам N 2, N 3 был внесен индивидуальным предпринимателем К. (платежное поручение от 02.11.2012 №***,№***).

В связи с тем, что к окончанию срока подачи заявок поступила единственная заявка, соответствующая установленным требованиям, аукцион был признан несостоявшимся, ГАУ АО "ЕЛЦ" было предоставлено право на заключение договора купли-продажи лесных насаждений по начальной цене.

26.11.2012 между Пинежским лесничеством и ГАУ АО "ЕЛЦ" были заключены договоры купли-продажи лесных насаждений №***, №***. В качестве платы по договору был засчитан задаток за участие в аукционе, который соответствовал начальной цене договора.

В последующем, 05.12.2012 между ГАУ Архангельской области "ЕЛЦ" и индивидуальным предпринимателем Ш. был заключен договор купли-продажи древесины №*** в отношении лесных насаждений, составляющих предмет аукциона по лоту N 1. Стоимость древесины составила 325960 рублей.

26.11.2012 между ГАУ Архангельской области "ЕЛЦ" и индивидуальным предпринимателем К. были заключены договоры купли-продажи древесины №***, №*** в отношении лесных насаждений, составляющих предмет аукциона по лотам N 2, N 3. Стоимость древесины составила 118200 рублей и 429000 рублей соответственно.

09.11.2012 на сайте torgi.gov.ru было опубликовано извещение №*** о проведении 27.11.2012 открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений с целью осуществления заготовки древесины для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения.

Аукцион проводился в отношении 1 лота: лесные насаждения в объеме 5310 кбм, занимающие площадь 46,66 га, расположенные на территории Келдинского участкового лесничества, квартал №***, выдел <..>, <..>, делянка <..>, квартал №***, выдел <..>, <..>, <..>, квартал №***, выдел <..>, квартал №***, выдел <..>, <..>, <..> - лесовозный ус. Начальная цена - 153356 рублей. Размер задатка - 153356 рублей.

В качестве потребителя древесины было указано ГАУ АО "ЕЛЦ". Дополнительным условием в извещении о проведении аукциона было указано, что победители аукциона передают древесину потребителю по фиксированным ценам.

Согласно протоколу приема заявок от 20.11.2012 на участие в открытом аукционе поступила единственная заявка от ГАУ АО "ЕЛЦ".

Задаток за участие в аукционе за ГАУ АО "ЕЛЦ" был внесен ООО "..." (платежное поручение от 19.11.2012 №***).

В связи с тем, что к окончанию срока подачи заявок поступила единственная заявка, соответствующая установленным требованиям, аукцион был признан несостоявшимся, ГАУ АО "ЕЛЦ" было предоставлено право на заключение договора купли-продажи лесных насаждений по начальной цене.

10.12.2012 между Пинежским лесничеством и ГАУ АО "ЕЛЦ" заключен договор купли-продажи лесных насаждений №***. В качестве платы по договору был засчитан задаток за участие в аукционе, который соответствовал начальной цене договора.

В последующем, 10.12.2012 между ГАУ Архангельской области "ЕЛЦ" и ООО"..." был заключен договор купли-продажи древесины №*** в отношении лесных насаждений, составляющих предмет аукциона. Стоимость древесины составила 955800 рублей.

26.10.2012 на сайте torgi.gov.ru было опубликовано извещение №*** о проведении 13.11.2012 открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений с целью осуществления заготовки древесины для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения.

Аукцион проводился в отношении 6 лотов. Лот N 1: лесные насаждения в объеме 684 кбм, занимающие площадь 9,6 га, расположенные на территории Келдинского участкового лесничества, квартал №***, выдел <..>, делянка <..>. Начальная цена - 31088 рублей. Размер задатка - 31088 рублей. Лот N 2: лесные насаждения в объеме 818 кбм, занимающие площадь 10,5 га, расположенные на территории Пинежского участкового лесничества, квартал №***, выдел <..>, делянка <..>. Начальная цена - 20791 рубль. Размер задатка - 20791 рубль. Лот N 3: лесные насаждения в объеме 638 кбм, занимающие площадь 6,5 га, расположенные на территории Келдинского участкового лесничества, квартал №***, выдел <..>, делянка <..>, выдел <..>, <..> - лесовозный ус. Начальная цена - 18238 рублей. Размер задатка - 18238 рублей. Лот N 4: лесные насаждения в объеме 829 кбм, занимающие площадь 9,34 га, расположенные на территории Пинежского участкового лесничества, квартал №***, выдел <..>, делянка <..>, выдел <..>, <..>, <..>, <..> - лесовозный ус. Начальная цена - 26754 рубля. Размер задатка - 26754 рубля. Лот N 5: лесные насаждения в объеме 554 кбм, занимающие площадь 7,54 га, расположенные на территории Пинежского участкового лесничества, квартал №***, выдел <..>, делянка <..>, выдел <..>, <..>, <..> - лесовозный ус. Начальная цена - 15983 рубля. Размер задатка - 15983 рубля. Лот N 6: лесные насаждения в объеме 1125 кбм, занимающие площадь 10,8 га, расположенные на территории Пинежского участкового лесничества, квартал №***, выдел <..>, делянка <..>, выдел <..> - лесовозный ус. Начальная цена - 29906 рублей. Размер задатка - 29906 рублей.

В качестве потребителя древесины по всем лотам было указано ГАУ АО "ЕЛЦ". Дополнительным условием в извещении о проведении аукциона было указано, что победители аукциона передают древесину потребителю по фиксированным ценам.

Согласно протоколу приема заявок от 11.12.2012 на участие в открытом аукционе по лотам N N 1-6 поступила единственная заявка от ГАУ АО "ЕЛЦ". Задаток за участие в аукционе за ГАУ АО "ЕЛЦ" по лотам N 1, N 3 был внесен индивидуальным предпринимателем Р. (платежное поручение от 10.12.2012 №***, №***). Задаток за участие в аукционе за ГАУ АО "ЕЛЦ" по лоту N 2 был внесен индивидуальным предпринимателем Ш. (платежное поручение от 07.12.2012 №***).

Задаток за участие в аукционе за ГАУ АО "ЕЛЦ" по лотам N 4, N 5, N 6 был внесен индивидуальным предпринимателем К. (платежное поручение от 05.12.2012 №***, №***, №***).

В связи с тем, что к окончанию срока подачи заявок поступила единственная заявка, соответствующая установленным требованиям, аукцион был признан несостоявшимся, ГАУ АО "ЕЛЦ" было предоставлено право на заключение договора купли-продажи лесных насаждений по начальной цене.

28.12.2012 между Пинежским лесничеством и ГАУ АО "ЕЛЦ" были заключены договоры купли-продажи лесных насаждений №***, №***, №***. В качестве платы по договору был засчитан задаток за участие в аукционе, который соответствовал начальной цене договора.

Управление ФАС пришло к выводу, что лица, заинтересованные в приобретении лесных насаждений и имеющие финансовые средства, обеспечивающие возможность участия в аукционе, а также возможность осуществлять заготовку древесины, отказались от участия в аукционе в пользу ГАУ АО "Единый лесопожарный центр", в результате чего лесные насаждения были проданы ГАУ АО "ЕЛЦ" по начальной цене. В свою очередь, древесина была продана ГАУ АО "ЕЛЦ" лицам, внесшим задаток за участие в аукционе и осуществившим заготовку древесины, по значительно более высокой цене.

30.04.2015 в отношении Министерства и Лесничества было возбуждено дело №*** по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон N 135-ФЗ) по факту определения ГАУ АО "ЕЛЦ" потребителем древесины при проведении аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений лесопользователям для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения, и установления условия о передаче победителем аукциона древесины потребителю по фиксированным ценам.

При рассмотрении дела Управление установило, что письмом от 12.03.2012 №*** Министерство направило в адрес руководителей лесничеств в электронной форме руководство по размещению информации на официальном сайте, образцы извещений о проведении аукциона, в том числе извещение о проведении аукциона для достижения государственной политики в сфере содействия занятости населения. В данном извещении таблица "ведомость лесных насаждений, выставляемых на аукцион" включает столбец "потребитель древесины", также извещение содержит раздел "Дополнительные условия: Победители аукциона передают древесину потребителям по фиксированным ценам".

В письме от 25.05.2012 №*** Министерство сообщило руководителям лесничеств, что формирование аукционных единиц для выставления на аукционы по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений по исключительному случаю: "Осуществление заготовки древесины для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения" необходимо производить под потребителя ГАУ АО "ЕЛЦ". Лоты формируются вне зоны местного потребления по свободным от закрепления лесным кварталам. Принятие лесничеством решения о проведении аукциона по данному исключительному случаю осуществляется на основании: заявления ГАУ АО "ЕЛЦ" или заявления заявителя, заинтересованного в приобретении лесных насаждений, с указанием участкового лесничества, в границах которого предполагается осуществить заготовку лесных насаждений.

Решением комиссии Архангельского УФАС России от 12.11.2013 по делу №*** действия Министерства, способствовавшие формированию аукционных единиц по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений по исключительному случаю: "Осуществление заготовки древесины для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения" под потребителя ГАУ АО "ЕЛЦ" -направление в адрес лесничеств письма от 25.05.2012 №*** и направление в адрес лесничеств формы извещения, предполагающего определение потребителя древесины, и содержащего дополнительное условие: "Победители аукциона передают древесину потребителям по фиксированным ценам" (письмо от 12.03.2012 №***), признаны противоречащими части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 10.07.2015 по делу №***, оставленным без изменения решением Арбитражного суда Архангельской области от 16.12.2015 по делу №***, Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Пинежское лесничество, признано нарушившим ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в определении ГАУ Архангельской области «Единый лесопожарный центр» потребителем древесины при проведении аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений лесопользователям для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения, и установлении условия о передаче победителем аукциона древесины потребителю по фиксированным ценам.

Доводы жалобы сводятся к переоценке фактов, установленных указанными вступившими в законную силу решениями уполномоченного антимонопольного органа и Арбитражного суда, пересмотр которых не относится к компетенции суда общей юрисдикции.

Вопросы организации и проведения открытых аукционов на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений отнесены к полномочиям Пинежского лесничества пп. 1 п. 6 раздела II Типового положения о территориальном органе министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и пп. 8 п. 9 раздела II Положения о территориальном органе министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Пинежском лесничестве, утвержденном приказом министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 10.06.2011 № 38.

Приказом Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29.02.2012 № 51 руководители территориальных органов министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – лесничеств, лесопарка были назначены ответственными за подготовку к размещению на официальном сайте торгов информации о торгах на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.

При таких обстоятельствах руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Бугаев Д.В. при вынесении постановления 8 июля 2016 года в отношении Блудова С.И., осуществляющего на момент совершения правонарушения полномочия руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Пинежского лесничества, о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ и наложении взыскания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей пришел к обоснованному выводу, что Блудов С.И., являясь должностным лицом - руководителем территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Пинежского лесничества, в силу своих полномочий осуществляя вопросы организации и проведения открытых аукционов на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, допустил определение в извещении о проведении аукциона потребителем древесины ГАУ АО "ЕЛЦ" и установление условия о передаче победителем аукциона древесины по фиксированным ценам, что повлекло отказ хозяйствующих субъектов от участия в рассматриваемом аукционе.

Вывод должностного лица, вынесшего постановление, в должной степени мотивирован, основан на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела, собранных по делу доказательств и правильном применении материального закона, регулирующего спорные правоотношения.

Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9 названного Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, факт нарушения Пинежским лесничеством ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен решением комиссии УФАС по Архангельской области, изготовленным в полном объеме 10 июля 2015 года, резолютивная часть которого оглашена 7 июля 2015 года.

В силу части 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятое комиссией, подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела. При этом может оглашаться только его резолютивная часть. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части. Копии такого решения немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Закон о защите конкуренции не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме).

Кроме того, статья 52 Закона о защите конкуренции предусматривает, что в случае обжалования решения или предписания антимонопольного органа до вступления решения суда в законную силу приостанавливается лишь исполнение предписания антимонопольного органа. При этом не указано, что обжалование решения откладывает его вступление в законную силу.

С учетом этого необходимо исходить из того, что с момента изготовления решения антимонопольного органа в полном объеме антимонопольный орган вправе возбудить дело об административном правонарушении независимо от того, обжаловано ли соответствующее решение в судебном порядке.

С этой же даты на основании части 6 статьи 4.5 КоАП РФ исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные названными в ней статьями КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ днем вынесения постановления по делу об административном правонарушении следует считать день его составления в полном объеме.

При изложенных обстоятельствах годичный срок давности привлечения к административной ответственности Блудова С.И. по настоящему делу об административном правонарушении начал исчисляться с 10 июля 2015 года и на момент изготовления обжалуемого постановления в полном объеме 8 июля 2016 года не истек.

Доводы жалобы Блудова С.И. направлены на переоценку доказательств по делу и сводятся к необоснованному утверждению об отсутствии его вины как должностного лица, осуществляющего на момент совершения правонарушения полномочий руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Пинежского лесничества, в инкриминируемом правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

Вывод должностного лица, вынесшего постановление, о невозможности признания данного правонарушения малозначительным, является обоснованным. Наказание Блудову С.И. назначено в минимальном размере, оснований для его снижения не имеется.

Предусмотренных законом оснований для отмены постановления должностного лица, как о том просит в жалобе заявитель, не имеется.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Бугаева Д.В., изготовленного в полном объеме 8 июля 2016 года, о привлечении Блудова С.И., осуществляющего на момент совершения правонарушения полномочия руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Пинежского лесничества, к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, оставить без изменения, а жалобу руководителя Пинежского лесничества Блудова С.И. - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии постановления.

Судья Е. А. Першина