Дело № 12-63/2016
РЕШЕНИЕ
09 декабря 2016 года с.Верхнеяркеево
Илишевский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Миннебаевой Л.Я.,
с участием заявителя - директора МБОУ СОШ <адрес> муниципального района <адрес>ФИО1,
ведущего специалиста - эксперта Нефтекамского территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МБОУ СОШ <адрес> муниципального района <адрес>ФИО1 на постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта ФИО3 Минэкологии РБ ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением ведущего специалиста-эксперта ФИО3 Минэкологии РБ ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания директор МБОУ СОШ <адрес> муниципального района <адрес>ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ – ему назначено наказание в виде штрафа в сумме <данные изъяты>
Постановление в отношении ФИО1 вынесено по материалам проверки, проведенной в МБОУ СОШ <адрес>, в ходе которой обнаружены следующие нарушения:
- в образовательном учреждении разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, но не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, что является нарушением требований п. 1 ст. 22 Федерального закона « Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, и п.п. 2 и 3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, ФИО1 обратился в суд с рассматриваемой жалобой, ссылаясь на то, что указанные в Акте проверки и постановлении о привлечении к административной ответственности нарушения являются незначительными, не причиняют ущерба и вреда окружающей среде. Учреждением заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ЭкоТрансСити» на выполнение разработки проекта ПДВ, паспортизации отходов 1-4 класса опасности, ПНООЛР, однако исполнитель не выполнил условия контракта в срок. Кроме того, большую трудность вызвало то, что в районе нет организации, имеющей лицензию на транспортировку мусора. Просит также учесть, что он ранее к административной ответственности не привлекался.
Основываясь на вышеизложенное, директор МБОУ СОШ <адрес>ФИО1 просит постановление ведущего специалиста-эксперта ФИО3 Минэкологии РБ ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания отменить, квалифицировать его действия как малозначительное правонарушение, учитывая то, что какой-либо вред его действиями (бездействием) окружающей среде не нанесен, негативные последствия не наступили.
В ходе судебного заседания ФИО1 доводы своей жалобы поддержал и дополнительно пояснил суду, что в настоящее время находится на стадии завершения установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Ведущий специалист - эксперт Нефтекамского территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан ФИО2 возражал удовлетворению жалобы ФИО1, ссылаясь на то, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным, нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования не может квалифицироваться малозначительным правонарушением; нарушение, указанное в постановлении по делу об административном правонарушении, является основанием для квалификации административного правонарушения по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Выслушав главу директора МБОУ СОШ <адрес>ФИО1, ведущего специалиста - эксперта Нефтекамского территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ст. 18 вышеназванного Федерального закона, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, МБОУ СОШ <адрес> допущено нарушение требований статьей 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при обращении с отходами производства.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что основанием привлечения директора вышеуказанного Учреждения ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, явилось не установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для Учреждения.
Из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Установлено, что в момент проведения проверки ведущим специалистом - экспертом Нефтекамского территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан ФИО2 заявитель жалобы ФИО1, будучи директором МБОУ СОШ <адрес> являлся должностным лицом со специальными полномочиями, осуществляющим организационно-распорядительные функции, между тем, не принял необходимых мер для соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, чем допустил нарушения норм действующего законодательства.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, актом проверки, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, оцененными должностным лицом в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, ФИО1, являясь директором МБОУ СОШ <адрес>, в силу закрепленных за ним полномочий, выступал должностным лицом, осуществляющим руководство текущей деятельностью Учреждения.
Суд находит, что действия ФИО1 правильно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях ФИО1 формально содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Однако суд находит, что в указанном выше случае действия ФИО1, формально содержащие признаки административного правонарушения, являются малозначительным правонарушением, так как какие-либо вредные последствия эти действия не повлекли. Кроме того, как установлено в ходе судебного заседания, Учреждением сам проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разработан, в настоящее время находится на стадии завершения установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Исходя из вышеизложенного, учитывая также характер совершенного правонарушения и роли правонарушителя, принимающего всевозможные меры с его стороны для исполнения условий муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «ЭкоТрансСити», учитывая также отсутствие негативных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, привлечение впервые к административной ответственности, суд считает возможным действия и бездействие ФИО1, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, квалифицировать как малозначительное правонарушение, и считает возможным освободить его от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В связи с изложенным, суд считает возможным постановление государственного инспектора, ведущего специалиста-эксперта ФИО4 Минэкологии Республики Башкортостан ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания отменить, на основании ст. 2.9 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и освободить его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта ФИО3 Минэкологии РБ ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в отношении директора МБОУ СОШ <адрес> муниципального района <адрес>ФИО1 отменить.
На основании ст. 2.9 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и освободить его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Миннебаева Л.Я.