№12-63/2017 РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
13 июня 2017 года г. Буй Костромской обл.
Буйский районный суд Костромской области в составе:
судьи Прыгуновой Ю.С.,
при секретаре Соловьевой Ю.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ЗАО «<данные изъяты>» Краснова Евгения Владимировича на постановление по делу об административном правонарушении от 7 апреля 2017 года о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенном старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Костромской области Н.В., генеральный директор ЗАО «<данные изъяты>» Краснов Е.В. привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и на него наложено административное взыскание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с указанным выше постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в котором просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Требования ФИО1 мотивировал следующим.
Согласно постановлению Управления Росприроднадзора, являясь генеральным директором ЗАО «<данные изъяты>» ФИО1 не организовал и не обеспечил исполнение требований природоохранного законодательства, а именно ЗАО «<данные изъяты>» осуществляет свою деятельность в отсутствии утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, до 03.04.2017г. отсутствовал паспорт на отход III класса опасности (код по ФККО-91920401603) обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) с подтверждающими документами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Требования п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" о разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение относится к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности от которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства).
ЗАО «<данные изъяты>» по установленным критериям значений среднесписочной численности работников и дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, а также условиям по доле участия в капитале соответствует субъектам МСП.
Управление Росприроднадзора ссылается на то, что согласно Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы, ЗАО «<данные изъяты>» не отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства. С данным выводом ФИО1 не согласен.
Нормы Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", касающиеся критериев отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства, были изменены положениями Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившими в силу 1 января 2016 года (ч.2 ст. 10 Закона). Внесение указанного противоречивого изменения привело к тому, что все Закрытые акционерные общества оказались исключенными из субъектов малого и среднего предпринимательства ( далее МСП).
Однако, до 01 августа 2016г. в соответствии с частью 10 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам МСП применялись условия, установленные статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 408-ФЗ.
До 31 декабря 2016г. в соответствии с частью 11 статьи 10 Федерального закона N 408-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие условиям отнесения к субъектам МСП, действовавшим до вступления в силу Федерального закона N 408-ФЗ, сохраняют право на поддержку, оказанную таким юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям до 1 августа 2016 года в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие МСП.
03 июля 2016г. Федеральным законом N 265-ФЗ в законодательство уже внесены изменения, в п. 1.1 части 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, которые вступают в силу 01.07.2017 и реализация которых в 2017 году создает возможность для включения акционерных обществ в реестр субъектов МСП.
В настоящее время ЗАО «<данные изъяты>» осуществляется разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а именно заключен договор с ООО <данные изъяты> и произведена оплата работ (копия платёжного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ прилагается).
В отношении второго нарушения, указанного в постановлении - паспорт на отход III класса опасности (код по ФККО-91920401603) - обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) оформлен и представлен с документами, подтверждающими состав отхода, в Управление Росприроднадзора по Костромской области.
В 2016г. обтирочный материал III класса опасности отсутствовал в связи с обновлением тракторно-погрузочной техники и заключением договора на обслуживание с «<данные изъяты>», в отчетности была допущена ошибка специалистом ЗАО «<данные изъяты>».
На основании изложенного, ФИО1 просит суд отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Костромской области Н.В. и прекратить производство по делу.
В судебное заседание ФИО1 не явился, извещен.
Представитель ФИО1 - ФИО2, действуя на основании доверенности, поддержала доводы жалобы. Считает, что ЗАО «<данные изъяты>» по всем критериям относится к МСП, обтирочный материал III класса опасности отсутствовал, в связи с чем Обществом был представлен уточненный отчет по 4-му классу опасности.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) по Костромской области по доверенности ФИО3 просила отказать в удовлетворении жалобы и учесть представленный отзыв ( л. д. 93). Считает, что ЗАО «<данные изъяты>» не относится к МСП, поскольку не подпадает под критерии, установленные статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Старший государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) по Костромской области по доверенности ФИО4 не согласна с доводами жалобы, пояснив, что при рассмотрении административного протокола ФИО1 был представлен паспорт III класса опасности со всеми документами, а также договор на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в связи с чем было назначено минимальное наказание.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, показания свидетеля, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого постановления.
Статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Санкция указанной статьи предусматривает наказание для должностных лиц в виде штрафа от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренногост. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, являются общественные отношения в области обращения с отходами производства и потребления.
Объективной стороной состава правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении конкретных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления».
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти (ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Как следует из материалов дела, в Управление Росприроднадзора по Костромской области из Костромской межрайонной прокуратуры поступило сообщение по обращению граждан по факту осуществления деятельности ЗАО «Экохиммаш» в области обращения с отходами производства и потребления с нарушением природоохранного законодательства, в т.ч. в отсутствии проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
По данному факту было возбуждено дело об административном правонарушении с проведением административного расследования в отношении ЗАО «<данные изъяты>» по ст. 8.2 КоАП РФ, заключающегося в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Из выписки протокола общего собрания акционеров ЗАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО1 избран генеральным директором ЗАО «Экохиммаш» ( л.д.6).
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) по Костромской области Н.В. в отношении генерального директора ЗАО «<данные изъяты>» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, выразившегося в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления ( л. д. 17-26).
В результате административного расследования установлено, что согласно Программе производственного экологического контроля ЗАО «<данные изъяты>» от 2016 года, в процессе производство - хозяйственной деятельности предприятия образуются отходы производства и потребления I - IV класса опасности с подтверждающими документами, за исключением паспорта на отходы III класса опасности - обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами, а также, не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно информации отдела государственной экспертизы и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, для ЗАО «<данные изъяты>» закончился ДД.ММ.ГГГГ.
Также установлено, что паспорт на отходы III класса опасности - обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами, в ЗАО «<данные изъяты>» на момент составления протокола об административном правонарушении отсутствовал.
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) по Костромской области Н.В. вынесено постановление о назначении административного наказания должностному лицу - генеральному директору ЗАО «<данные изъяты>» ФИО1, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, в виде штрафа <данные изъяты> рублей ( л. д. 7-15).
Основанием для привлечения генерального директора ЗАО «<данные изъяты>» ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации послужило то обстоятельство, что ФИО1, являясь генеральным директором ЗАО «<данные изъяты>», при исполнении своих должностных обязанностей, в нарушение экологических требований, своевременно не организовал и не обеспечил исполнение требований природного законодательства и экологических требований при осуществлении производственной, хозяйственной деятельности ЗАО «<данные изъяты>», вследствие чего на предприятии не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, до 03.04.2017г. отсутствовал паспорт на отход III класса опасности - обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами с подтверждающими документами.
Совершенное генеральным директором ЗАО «<данные изъяты>» ФИО1 правонарушение ( в форме бездействия) посягает на общественные отношения, объектом которых является охрана окружающей среды от негативных воздействий в результате деятельности человека по обороту опасной группы веществ и материалов, создания и сохранения экологической безопасности населения и территорий.
Наказание назначено в пределах санкции указанной нормы и с учетом предпринятых мер по представлению паспорта на отходы III класса опасности, а также в связи с заключением договора на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Свидетель О.Н. показала, что ею, О.Н. , как специалистом, первоначально были предоставлены ошибочные сведения по классу опасности - обтирочного материала, загрязненного нефтью или нефтепродуктами, впоследствии был направлен уточненный отчет.
Суд, изучив представленные материалы, критически относится к доводам жалобы ФИО1, поскольку на момент рассмотрения административного протокола имело место фактическое признание вины в виде предоставления необходимого паспорта и совершения действий по разработке указанного выше проекта, а также с учетом требований статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ ( в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года №408-ФЗ), где указаны критерии отнесения хозяйствующего субъекта к МСП. Такими критериями являются не только среднесписочная численность работников и доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, но и требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного капитала юридического лица. ЗАО «<данные изъяты>» не доказан факт отнесения Общества к МСП, о чем также свидетельствуют ответы на запросы МРИ ФНС России №7 по Костромской области ( л. <...>).
Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного генеральным директором ЗАО «Экохиммаш» ФИО1 правонарушения, суд приходит к выводу о законности и обоснованности привлечения его к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) по Костромской области Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ суд признает законным и обоснованным и не подлежащим отмене, а жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку приведенные доводы в жалобе безосновательны.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п. 1, 30.8 КоАП РФ, суд
Р е ш и л:
Постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) по Костромской области Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ в отношении ФИО1 - генерального директора ЗАО «<данные изъяты>», оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд с подачей жалобы через Буйский районный суд в течениедесяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Ю.С. Прыгунова