ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-63/2021 от 23.12.2021 Крутихинского районного суда (Алтайский край)

Дело № 12-63/2021

РЕШЕНИЕ

23 декабря 2021 г. с. Крутиха

Судья Крутихинского районного суда Алтайского края Пряженникова Н.А.,

рассмотрев протест прокурора Крутихинского района Алтайского края на постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, начальника отдела контроля закупок ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника Управления сельского хозяйства Крутихинского района Алтайского края Черепановой Надежды Владимировны, <данные изъяты> о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, начальника отдела контроля закупок ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника Управления сельского хозяйства Крутихинского района Алтайского края Черепановой Н.В. производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Не согласившись с данным постановлением, прокурор Крутихинского района Алтайского края обратился в суд с протестом, в котором просит отменить постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю начальником отдела контроля закупок ФИО3 как незаконное и необоснованное, дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю.

В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения законности при расходовании бюджетных средств, выделенных на подготовку к отопительному сезону, по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в деятельности в Управления сельского хозяйства Крутихинского района, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в отношении Черепановой Н.В. прокурором Крутихинского района возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Так, по результатам проведенной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением сельского хозяйства Крутихинского района Алтайского края (далее-Управление сельского хозяйства) в лице начальника Управления сельского хозяйства Черепановой Н.В. с МУП «Теплоресурс» (адрес местонахождения: <адрес>) (далее-исполнитель) заключен договор № 8 на капремонт водопровода, замену водопроводных сетей от колодца 6 – до колодца – 11 по <адрес> в <адрес> в соответствии с локальной сметой на производство работ являющейся неотъемлемой частью договора. Срок выполнения работ по договору 45 дней со дня подписания, выполненную работу заказчик оплачивает исполнителю в сумме 599 000 (п. 2.1 договора). Оплата производится безналичным путем или в кассу предприятия исполнителя согласно счет-фактурам, актам выполненных работ (п. 2.2. договора) Согласно акта приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ работы выполнены в полном объеме. Оплата произведена за счет средств районного бюджета.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением сельского хозяйства Крутихинского района Алтайского края (далее-Управление сельского хозяйства) в лице начальника Управления сельского хозяйства Черепановой Н.В. с МУП «Теплоресурс» (адрес местонахождения: <адрес>) (далее-исполнитель) заключен договор № 9 на капремонт водопровода, замену водопроводных сетей от колодца 1 – до колодца – 6 по <адрес> в <адрес> в соответствии с локальной сметой на производство работ являющейся неотъемлемой частью договора. Срок выполнения работ по договору 45 дней со дня подписания, выполненную работу заказчик оплачивает исполнителю в сумме 599 000 (п. 2.1 договора). Оплата производится безналичным путем или в кассу предприятия исполнителя согласно счет-фактурам, актам выполненных работ (п. 2.2. договора) Согласно акта приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ работы выполнены в полном объеме. Оплата произведена за счет средств районного бюджета.

Согласно смет на замену водопроводных сетей по договорам № 8,9 работы заключались в разработке грунта экскаватором с ковшом, работа АС-машины, обратная засыпка траншеи с перемещением грунта бульдозером, врезка в существующие сети, механическая резка полиэтиленовых труб, выравнивание концов полиэтиленовых труб фасонных частей, устройство круглых колодцев из сборного железобетона в грунтах мокрых.

Таким образом, договоры от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 1 198 000 руб. заключены путем размещения заказа у единственного поставщика.

Фактически договоры и заключенные начальником Управления сельского хозяйства Черепановой Н.В. образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную 2 самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничения, предусмотренного п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", с целью уйти от соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом, следовательно, указанные договоры совершены с целью прикрытия сделки на выполнение работ по капитальному ремонту водопровода, замене водопроводных сетей по <адрес> в <адрес> для муниципальных нужд на общую сумму 1 198 000 рублей, что является нарушением п.4 ч.1 ст.93, ч.5 ст.24, ч.2 ст.8 Федерального закона и свидетельствует о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника Управления сельского хозяйства Черепановой Н.В. заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, начальника отдела контроля закупок ФИО3 указал, что отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ в виду того, что договоры, заключены на суммы, не превышающие шестьсот тысяч рублей, ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика – не превышение 2 миллионов рублей или пять процентов совокупного годового объема закупок и не превышает более чем 50 миллионов рублей, установленные п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, на сельские поселения не распространяется, а закон не содержит ограничений на осуществление закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на основании п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ услуг.

Однако ссылка должностного лица управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, в обоснование вывода об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, на письмо ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ № ИА/100041/19, неправомерна, поскольку указанное письмо носит не нормативный, а рекомендательный характер.

В судебном заседании прокурор Бондаренко Д.Г. на удовлетворении протеста настаивала по основаниям, изложенным в нем изложенным.

Лицо, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено – начальник Управления сельского хозяйства Черепанова Н.В. не явилась. О времени и месте рассмотрения извещена надлежащим образом, просила рассмотреть протест в ее отсутствие.

Суд, изучив материалы дела и доводы протеста, приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. В соответствии с требованиями ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ установление обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, производится на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ решение по делу должно быть мотивированным.

Частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Статья 93 названного Закона содержит перечень случаев, при которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Из анализа п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что данный пункт не содержит каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих 600 000 руб., в том числе и по одной и той же услуге у одного и того же поставщика (подрядчика, исполнителя), которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного период времени.

Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно ч.1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Крутихинского района Алтайского края проведена проверка соблюдения законности при расходовании бюджетных средств, выделенных Управлению сельского хозяйства Крутихинского района Алтайского края.

В ходе проверки установлено, что начальником Управления сельского хозяйства Крутихинского района Алтайского края назначена Черепанова Н.В. назначенной на должность распоряжением № 74-Л от 26.09.2017администрации Крутихинского района Алтайского края на основании пункта 4 части 1 статьи 93 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключены договоры от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ с МУП «Теплоресурс», а именно:

- от ДД.ММ.ГГГГ на капремонт водопровода, замену водопроводных сетей от колодца 6 – до колодца – 11 по <адрес> в <адрес> в соответствии с локальной сметой на производство работ являющейся неотъемлемой частью договора. Срок выполнения работ по договору 45 дней со дня подписания, выполненную работу заказчик оплачивает исполнителю в сумме 599 000 (п. 2.1 договора). Оплата производится безналичным путем или в кассу предприятия исполнителя согласно счет-фактурам, актам выполненных работ (п. 2.2. договора) Согласно акта приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ работы выполнены в полном объеме. Оплата произведена за счет средств районного бюджета.

- от ДД.ММ.ГГГГ Управлением сельского хозяйства Крутихинского района Алтайского края (далее-Управление сельского хозяйства) в лице начальника Управления сельского хозяйства Черепановой Н.В. с МУП «Теплоресурс» (адрес местонахождения: <адрес>) (далее-исполнитель) заключен договор на капремонт водопровода, замену водопроводных сетей от колодца 1 – до колодца – 6 по <адрес> в <адрес> в соответствии с локальной сметой на производство работ являющейся неотъемлемой частью договора. Срок выполнения работ по договору 45 дней со дня подписания, выполненную работу заказчик оплачивает исполнителю в сумме 599 000 (п. 2.1 договора). Оплата производится безналичным путем или в кассу предприятия исполнителя согласно счет-фактурам, актам выполненных работ (п. 2.2. договора) Согласно акта приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ работы выполнены в полном объеме. Оплата произведена за счет средств районного бюджета.

Таким образом, в течение непродолжительного периода времени начальником Управления сельского хозяйства Крутихинского района Алтайского края Черепановой Н.В., на срок выполнения работ – 45 дней со дня подписания договора, было заключено 2 договора, предметом которых является – капитальный ремонт водопроводных сетей на территории <адрес>, который заключается в разработке грунта экскаватором с ковшом, работа АС-машины, обратная засыпка траншеи с перемещением грунта бульдозером, врезка в существующие сети, механическая резка полиэтиленовых труб, выравнивание концов полиэтиленовых труб фасонных частей, устройство круглых колодцев из сборного железобетона в грунтах мокрых.

Суд, приходит к выводу о том, что должностным лицом в постановлении административного органа не дана надлежащая оценка тождественности предмета договоров, факт их заключения в течение непродолжительного периода времени, а также их единая цель – капитальный ремонт водопровода на территории <адрес>, не учтено в полной мере, что данные договоры направлены на достижение единой хозяйственной цели, приобретателем по ним является одно и то же лицо, имеющее единый интерес, то обстоятельство, что предметом договоров являлись идентичные работы, таким образом, отсутствие надлежащей оценки данным обстоятельствам свидетельствует о не полном, объективном, всестороннем исследовании всех обстоятельств.

Таким образом, должностное лицо УФАС по Алтайскому краю пришло к преждевременному выводу в отношении начальника Управления сельского хозяйства Крутихинского района Алтайского края Черепановой Н.В. об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Указанные выше нарушения, допущенные должностным лицом УФАС по Алтайскому краю при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Черепановой Н.В., являются существенными в связи с чем, вынесенное по делу постановление от ДД.ММ.ГГГГ в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене с возвращением дела должностному лицу на новое рассмотрение, в ходе которого подлежат проверке и оценке обстоятельства дела, с учетом требований ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, начальника отдела контроля закупок ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.29-191/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника Управления сельского хозяйства Крутихинского района Алтайского края Черепановой Надежды Владимировны, отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 данного Кодекса, должностным лицом, вынесшим постановление, либо опротестовано прокурором.

Судья Н.А. Пряженникова