ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-63/2021 от 28.10.2021 Зубово-полянского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №12-63/2021

РЕШЕНИЕ

р.п. Зубова Поляна 28 октября 2021 г.

Судья Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия Заренкова Л.Н., рассмотрев в помещении Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия, расположенном по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, р.п. Зубова Поляна, ул. Советская, д. 30, жалобу Гусевой О.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия Яшковой О.А. от 25 августа 2021 г. № 20-23/13-2021, которым должностное лицо – заместитель главного бухгалтера федерального казенного учреждения «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» Гусева О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия (далее - УФК по Республике Мордовия, Управление) Яшковой О.А. от 25 августа 2021 г. № 20-23/13-2021 заместитель главного бухгалтера федерального казенного учреждения «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее - ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия) Гусева О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

В жалобе, поданной в суд, Гусева О.В. просит прекратить производство по делу об административном правонарушении с объявлением устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации, указывая, что в связи с отсутствием негативных последствий и причиненного вреда общественным отношениям, совершенное ею правонарушение может быть признано малозначительным.

В судебное заседание Гусева О.В. не явилась, в заявлении от 14 октября 2021 г. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Необходимости в допросе должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, судья не усматривает.

Необходимости избрания протокольной формы рассмотрения дела с учетом положений части 1 статьи 29.8, части 1 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации, при отсутствии ходатайства о ведении протокола, не имеется.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП Российской Федерации, суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП Российской Федерации).

Частью 3 статьи 15.15.7 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 КоАП Российской Федерации, является нарушение должностным лицом установленных сроков постановки на учет бюджетных обязательств.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 219 БК РФ, исполнение бюджета по расходам предусматривает, в том числе, принятие и учет бюджетных и денежных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (абзац 2 пункт 3 статьи 219 БК РФ).

Пунктом 1.7 Устава ФКУ ИК- УФСИН России по республике Мордовия, утвержденного приказом ФСИН России от 16 февраля 2011 г. № 80, установлено, что ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия является получателем бюджетных средств.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 221н утвержден Порядок учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета (далее – Порядок).

Пунктом 7 Порядка определено, что постановка на учет бюджетного обязательства и внесение изменений в поставленное на учет бюджетное обязательство осуществляется в соответствии со Сведениями о бюджетном обязательстве, сформированными на основании документов, предусмотренных в графе 2 Перечня документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, согласно приложению № 4.1 к Порядку.

Согласно пункту 8 Порядка, сведения о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктами 3 - 13 графы 2 Перечня (далее - принятые бюджетные обязательства) формируются: в части принятых бюджетных обязательств, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 графы 2 Перечня и не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, - не позднее трех рабочих дней со дня заключения государственного контракта, договора, указанных в названных пунктах графы 2 Перечня.

На основании приказа УФК по Республике Мордовия от 9 февраля 2021 г. № 7 о/д «О назначении плановой выездной проверки в ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия» проведена плановая выездная проверка в ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия, в результате которой установлен факт нарушения сроков постановки на учет бюджетного обязательства.

Так, между Федеральным бюджетным учреждением «...» и ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд» заключен государственный контракт на оказание услуг от 15 августа 2019 г. № 121 на сумму 20 237 руб. 28 коп. (далее – Контракт).

Согласно извещению о постановке на учет (изменении) бюджетного обязательства в органе Федерального казначейства от 10 сентября 2019 г., указанный Контракт поставлен на учет в Управлении 10 сентября 2019 г. под учетным номером бюджетного обязательства на основании сведений о бюджетном обязательстве от 10 сентября 2019 г., т.е. по истечении 17 рабочих дней со дня заключения Контракта.

За нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленные на учет бюджетное и (или) денежное обязательство, частью 3 статьи 15.15.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Согласно пункту 318 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н, учет обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение) в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований к документам, предусмотренных порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовым органом.

Из пункта 3 Учетной политики ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия, утвержденной приказом ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия от 21 января 2019 г. № 27, следует, что принимаемые бюджетные обязательства по заключенным контрактам подлежат размещению на портале «Электронный бюджет» в подсистеме «Управление расходами».

На основании приказа врио начальника УФСИН России по Республике Мордовия от 30 июля 2018 г. № 338-лс, Гусева О.В. с 31 июля 2018 г. назначена стажером по должности заместителя главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия.

В соответствии с пунктами 4, 5 должностной инструкции заместителя главного бухгалтера, утвержденной начальником ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия ФИО1 15 января 2019 г., заместитель главного бухгалтера Гусева О.В. при исполнении своих должностных обязанностей руководствуется требованиями БК РФ, приказами Министерства финансов Российской Федерации, подчиняется непосредственно главному бухгалтеру ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия.

Пунктом 10 должностной инструкции предусмотрено, что Гусева О.В. осуществляет контроль за организацией бухгалтерского учета в учреждении.

Из пункта 19 должностной инструкции следует, что заместитель главного бухгалтера обязан выполнять отдельные поручения главного бухгалтера.

На основании пункта 26 должностной инструкции заместитель главного бухгалтера несет ответственность за: непрерывный контроль исполнения документов, мероприятий, поручений и обеспечения исполнительской дисциплины; исполнение должностных обязанностей; достоверность бухгалтерского учета хозяйственных операций в учреждении в соответствии с требованиями приказов, инструкций Министерства финансов Российской Федерации, соблюдение типовых форм учета, отражение бухгалтерских операций в бухгалтерском учете своевременно и достоверно с применением компьютерной программы «Парус».

Согласно пункту 2 приказа начальника ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия от 11 января 2018 г. № 2 «О назначении ответственных лиц», в целях осуществления работы на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» «Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ГИИС ЭБ, www.lk.budget.gov.ru), правом электронной подписи наделены начальник ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия ФИО1 и главный бухгалтер ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия ФИО2

Сведения о бюджетном обязательстве от 10 сентября 2019 г. № 60, возникшем на основании контракта от 15 августа 2019 г. № 121 подписаны электронной подписью начальника ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия ФИО1

Из пояснений начальника ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия ФИО1 следует, что постановкой на учет бюджетных обязательств в 2019 г. занималась заместитель главного бухгалтера Гусева О.В., которая с его устного разрешения пользовалась его электронной подписью.

В силу пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», с учетом части 1 статьи 5 настоящего Закона допускается использование третьими лицами принадлежащих участникам электронного взаимодействия ключей электронных подписей с их согласия.

Согласно пояснениям главного бухгалтера ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия ФИО2, с ее устного указания постановкой на учет бюджетных обязательств занималась заместитель главного бухгалтера Гусева О.В.

В пояснении заместителя главного бухгалтера Гусевой О.В. указано, что она с устного указания главного бухгалтера занималась постановкой на учет бюджетных обязательств. Нарушения были допущены по причине большого объема работы.

Статьей 2.4. КоАП Российской Федерации установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Не исполнив должностные обязанности по своевременной постановке на учет принятых бюджетных обязательств, заместитель главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия Гусева О.В. допустила совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 КоАП Российской Федерации.

Факт совершения административного правонарушения и вина Гусевой О.В. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом должностного лица УФК по Республике Мордовия об административном правонарушении от 10 августа 2021 г. в отношении Гусевой О.В. по части 3 статьи 15.15.7 КоАП Российской Федерации, из которого усматривается, что он составлен в соответствии с требованиями КоАП Российской Федерации, в нем приведено событие административного правонарушение, указаны нормы закона, нарушение которых вменяется заявителю, перечислены доказательства этому; государственным контрактом на оказание услуг от 15 августа 2019 г. № 121, заключенным между ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия и ФБУ «...»; извещением о постановке на учет (изменении) бюджетного обязательства в органе Федерального казначейства от 10 сентября 2019 г.; сведениями о бюджетном обязательстве от 10 сентября 2019 г.: копиями должностных инструкций начальника ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия ФИО1, главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия ФИО2, заместителя главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия Гусевой О.В.; уставом ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия; учетной политикой ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия; приказом начальника ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия от 11 января 2018 г. № 2 «О назначении ответственных лиц», и иными материалами дела.

Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены должностным лицом по правилам статьи 26.11 КоАП Российской Федерации.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.

При рассмотрении дела нарушений требований КоАП Российской Федерации, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, допущено не было.

Вопрос о малозначительности совершенного административного правонарушения являлся предметом рассмотрения должностного лица УФК по Республике Мордовия при вынесении постановления. Правильно истолковав положения статьи 2.9 КоАП Российской Федерации, с учетом обстоятельств дела, должностное лицо Управления обоснованно не усмотрело оснований для применения положений статьи 2.9 названного Кодекса и признания малозначительным административного правонарушения, совершенного Гусевой О.В., обязанной соблюдать положения бюджетного законодательства. Оснований для переоценки вывода должностного лица УФК по Республике Мордовия у суда не имеется.

Кроме того, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 КоАП Российской Федерации, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.

Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы и принятия одного из решений, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия Яшковой О.А. от 25 августа 2021 г. № 20-23/13-2021 о привлечении должностного лица – заместителя главного бухгалтера федерального казенного учреждения «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» Гусевой О.В. к административной ответственности по части 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Гусевой О.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Зубово-Полянского

районного суда Республики Мордовия Л.Н. Заренкова

1версия для печатиДело № 12-63/2021 (Решение)