ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-63/2022 от 04.04.2022 Выксунского городского суда (Нижегородская область)

Дело №12-63/2022Р Е Ш Е Н И Ег. Выкса 04 апреля 2022 года

Судья Выксунского городского суда Нижегородской области Корокозов Д.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении в отношении Общества с ограниченной ответственностью "МяснОВО", …….

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л :

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республике Мордовия от …. №…… Общество с ограниченной ответственностью "МяснОВО" (далее ООО "МяснОВО") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500000 рублей. Основаниями привлечения к административной ответственности указано, что ООО "МяснОВО" не уплатило в установленный законом срок до ….. экологический сбор за …..год в сумме ……. руб., что является нарушением ч.7 ст.24.2 и ч.2 ст.24.5 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

ООО "МяснОВО" обратилось в суд с жалобой об изменении постановления в части назначенного наказания, заменив его предупреждением по основаниям ст.4.1.1 КоАП РФ.

Законный представитель привлекаемого к ответственности юридического лица Бубнова Л.А. доводы жалобы поддержала, пояснила, что событие правонарушения не оспаривается, нарушение устранено, экологический сбор оплачен, просит учесть несоразмерность неоплаченного экологического сбора размеру штрафа, при отсутствии оснований для замены штрафа предупреждением просит назначить наказание с применением ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, нахожу следующее.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ: Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ст.8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации (пункт 1).

Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно (пункт 3 статьи 24.2 Федерального закона N 89-ФЗ).

Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона (пункт 7 статьи 24.2 Федерального закона N 89-ФЗ).

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора (пункт 9 статьи 24.2 Федерального закона N 89-ФЗ).

В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке (пункт 10 статьи 24.2 Федерального закона N 89-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 24.5 Федерального закона N 89-ФЗ экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.

ООО "МяснОВО" осуществляет производство продукции из мяса убойных животных и мяса птицы (….), самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров не осуществляет, является плательщиком экологического сбора, в установленный срок до ….. экологический сбор за ….. г. оплачен не был, в связи с чем Межрегиональным управлением Росприроднадзора Обществу было направлено требование о добровольном погашении задолженности от ….. №……, которое было вручено ….. экологический сбор в сумме ….. руб. был оплачен ….. (платежное поручение №……).

Указанные обстоятельства подтверждены копией требования с подтверждением вручения, копией формы расчета экологического сбора за …..г. с прилагающимися товарными накладными, копиями деклараций и отчетности, выпиской из ЕГРЮЛ, копией платежного поручения №…..от ……. Событие правонарушения и фактические обстоятельства привлекаемым к административной ответственности юридическим лицом не оспариваются.

О выявленном нарушении …… был составлен протокол об административном правонарушении №……, по итогам рассмотрения которого вынесено оспариваемое постановление, назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 500 000,00 руб.

Законным представителем привлекаемого к административной ответственности юридического лица поставлен вопрос об изменении постановления в части назначенного наказания - о замене административного штрафа предупреждением или о снижении размера штрафа менее минимального размера административного штрафа, установленного санкцией статьи. При рассмотрении дела и решении вопроса о размере наказания должностным лицом не разрешался вопрос о применении положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и назначении штрафа в размере менее минимального, суждения о неприменении данных положений в оспариваемом постановлении отсутствуют.

В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ 1. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: …2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Санкцией ст.8.41.1 КоАП РФ предусмотрено наказание для юридических лиц в виде штрафа минимальный размер которого составляет 500000 руб.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ Некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В рассматриваемом случае объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41.1 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в связи с исполнением установленных нормативно-правовыми актами обязанностей при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, возмещению оказанного негативного воздействия путем уплаты экологического сбора, деяние представляет угрозу причинения вреда окружающей среде, выявлено не в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий, в связи с чем оснований для замены административного штрафа предупреждением не усматривается.

Согласно ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

При рассмотрении дела требования ст.4.1 КоАП РФ должностным лицом выполнены не были, а именно при назначении наказания было указано на отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств и наличие смягчающего ответственность обстоятельства - погашение задолженности, учтено, что Общество впервые привлекается к административной ответственности; имущественное и финансовое положение юридического лица, характер совершенного административного правонарушения, общественная опасность правонарушения и степень нарушения охраняемых законом общественных отношений не учтены, назначенное наказание не соответствует тяжести содеянного и обстоятельствам дела. В связи с чем полагаю необходимым постановление от ……. изменить в части назначенного наказания и снизить размер штрафа.

В соответствии с целями административного наказания, установленными ст. 3.1 КоАП РФ, устанавливаемые КоАП РФ размеры штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения, находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений. В рассматриваемом случае достижение целей административного наказания стало возможным самим фактом привлечения ООО "МяснОВО" к административной ответственности, нарушения в деятельности обращения с отходами устранены, отчетность представлена, задолженность по уплате экологического сбора погашена, заключен договор на оказание услуг по сопровождению производственной деятельности. Также необходимо учитывать, что сам размер экологического сбора, срок уплаты которого был нарушен, составил …… руб., что свидетельствует о явной несоразмерности последствиям в виде штрафа в сумме 500 000 руб. Также при назначении наказания следовало учесть, что по ……. ООО "МяснОВО" относилось к категории микропредприятия, после этого по настоящее время включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, предприятие имеет значительную кредиторскую задолженность, испытывает финансовые трудности.

По указанным основаниям считаю обоснованным, справедливым и соответствующим тяжести содеянного и обстоятельствам дела, данным об имущественном и финансовом положении привлекаемого к административной ответственности лица назначение наказания в виде штрафа в сумме 250000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республике Мордовия от ….. №……. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью "МяснОВО" изменить, снизив размер назначенного наказания в виде административного штрафа до 250000 рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня получения его копии в Нижегородский областной суд.

Судья - Корокозов Д.Н.