№ 12-63/2022
УИД 74RS0030-01-2021-004882-38
РЕШЕНИЕ
г. Магнитогорск 10 марта 2022 года
Судья Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2на постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Челябинской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ
Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области № от 26 августа 2021 года учредитель ООО "ЗАЗ" ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В своей жалобе ФИО2 просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы ссылается на то, что основанием привлечения к административной ответственности явилось то, что при подаче ЗАО "ЗАЗ" заявления формы Р12001 о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, подписанного ФИО2, в нем были указаны недостоверные сведения относительно паспортных данных участников будущего общества с ограниченной ответственностью "ЗАЗ". Считает, что его вины в предоставлении недостоверных сведений нет, поскольку реестр акционеров может вести только лицо, имеющее на это лицензию, то есть держатель реестра (реестродержатель, регистратор). У ЗАО "ЗАЗ" реестродержателем является АО "Независимая Регистраторская Компания Р.О.С.Т.", которое предоставило сведения об акционерах. Согласно требованиям законодательства обязанность по актуализации данных, содержащихся в реестре акционеров, в том числе паспортных данных, лежит на самих акционерах. Вся информация, содержащаяся в реестре акционеров общества, ведение которого осуществляет профессиональный регистратор, является достоверной, она может быть устаревшей, неполной, однако, у ЗАО "ЗАЗ" и у него (ФИО2), как генерального директора, отсутствует законодательно закрепленная возможность устранять недостатки сведений по акционерам общества, содержащимся в реестре. Предоставляя налоговому органу заявление формы Р12001 о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, содержащее паспортные данные участников будущего ООО, он (ФИО2) не знал и не мог знать о недостоверности указанных сведений. Кроме того, представление данных сведений не имело каких-либо негативных последствий, они не были внесены в ЕГЮЛ, права акционеров не нарушены.
ФИО2 о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в свое отсутствие, где указал, что на доводах жалобы настаивает.
Жалоба рассмотрена в отсутствие ФИО2
Защитник Сизинцева Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержала, пояснила, что собранием акционеров юридического лица принято решение о его реорганизации. Реестр акционеров ЗАО "ЗАЗ" АО "Независимая регистраторская компания Р.О.С.Т.", в ЗАО «ЗАЗ» такие сведения отсутствуют. Перед собранием сведения об акционерах были запрошены у реестрадержателя, предоставленные им данные были указаны в заявлении формы Р12001, поданном в налоговый орган. Полагала, что ФИО2, который подавал документы в налоговый орган, не имел права указывать иные сведения, отличные от имеющихся в реестре, иначе они были бы недостоверными. При проверке налоговым органом было установлено, что часть указанных данных не соответствует действительности, однако, поскольку данные получены из официального источника они предоставлены как достоверные, перепроверить их у ФИО2 не имеется законной возможности.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал, что жалоба ФИО2 удовлетворению не подлежит, указав, что на лицо, подающее сведения в налоговый орган, возложена обязанность по предоставлению объективных данных. ФИО2, как должностное лицо, несет ответственность за поданные сведения. При этом, при подаче заявления формы Р12001, им в отношении 13 физических лиц предоставлены недостоверные сведения о паспортных данных, что является нарушением ст.5 ФЗ-129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". При этом ни один нормативный документ не гласит о возможности предоставления в налоговый орган лишь имеющихся сведений, задача ИФНС внести в реестр достоверные сведения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Из пункта 2 статьи 17 названного закона следует, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определено, что документы, предусмотренные данным законом и представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (п.1 ст.25 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ).
Частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
Субъективная сторона охватывает собой умысел виновного на искажение содержащихся в реестре сведений.
Из материалов дела следует, что 24 сентября 2020 года налоговым органом от учредителя ООО "ЗАЗ" ФИО2 было получено заявление о создании юридического лица при реорганизации формы Р12001, где имелась расписка ФИО2, подпись которого удостоверена нотариально, о том, что он подтверждает соответствие установленным законодательством РФ требованиям поданных документов и достоверность сведений в них.
Список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам (право на участие в годовом общем собрании акционеров) ЗАО "ЗАЗ", сформированный по состоянию на 23 апреля 2020 года, юридическому лицу был предоставлен регистратором АО "Независимая регистраторская компания Р.О.С.Т.", имеющим лицензию ФКЦБ России на осуществление деятельности по ведению реестра № от 03 декабря 2002 года. Именно эти сведения были указаны в заявлении формы Р12001, поданном в налоговый орган.
01 октября 2020 года МИФНС России № 17 по Челябинской области на основании п.1 ст.23 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку выявлено: несоответствие сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина РФ, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов (подпункт "к"); представление документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с п.1.1 и абзацем первым п.1.2 статьи 9 № 129-ФЗ (подпункт "ц"); представление документов, содержащих недостоверные сведения (подпункт "ч") принято решение об отказе в государственной регистрации № 34409А.
Данное решение обжаловано ЗАО "ЗАЗ" в УФНС России по Челябинской области, оставлено без изменения.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допустимо в случае, когда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представлены документы, содержащие заведомо ложную информацию, которая повлекла либо могла повлечь за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).
В силу положений ч.ч. 1, 3 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Доказательств того, что указанные в заявлении формы Р12001 данные являются заведомо ложными сведениями и были указаны ФИО2 умышлено, материалы дела об административном правонарушении не содержат. Как и не содержат материалы дела об административном правонарушении сведений о том, что в результате предоставления ФИО2 недостоверных сведений повлекло, либо могло повлечь за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельства постановление должностного лица о назначении наказания подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, в отношении ФИО2 прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, то есть в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
Жалобу ФИО2удовлетворить.
Постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Челябинской области № от 26 августа 2021 года в отношении учредителя ООО "ЗАЗ" ФИО2по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Челябинской областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, путем подачи жалобы через Правобережный районный суд г. Магнитогорска.
Судья