ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-63/2022 от 22.04.2022 Видновского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е Дело

Видновский городской суд в составе судьи Фишер А.А., при секретаре САД, рассмотрев жалобу ООО «ТСК Сармад» на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Алёшина В.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6. « об административных правонарушениях» от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ООО «Торговая строительная компания Сармад», зарегистрированного по адресу ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Алёшина В.В. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Торговая строительная компания Сармад» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.26 Закона Московской области «Кодекса Московской области об административных правонарушениях» от 4 мая 2016 г. и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Торговая строительная компания Сармад» его обжаловало, просило отменить, производство по делу прекратить. В виду того, что транспортное средство, собственником которого является ООО «Торговая строительная компания Сармад», было передано в аренду другому юридическому лицу.

Представитель ООО «Торговая строительная компания Сармад» ПТН в судебное заседание явилась, поддержала доводы жалобы по основаниям, в ней изложенным.

Свидетель ЧАВ в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ явился, пояснил, что он арендовал у ООО «Торговая строительная компания Сармад» грузовую машину для своих целей.

Свидетель - представитель Министерства экологии и природопользования в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав сторон, суд приходит к следующим выводам.

Согласно обжалуемому постановлениюДД.ММ.ГГГГ. , с использованием транспортного средства марки КАМАЗ государственный регистрационный знак осуществлено перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов (далее - ОССиГ).

Согласно сведениям, содержащимся в подсистеме Электронный талон ОССиГ государственной информационной системы «Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти , государственных органов , органов местного самоуправления муниципальных образований » (далее - подсистема Электронный талон ОССиГ), электронный талон на транспортное средство марки КАМАЗ государственный регистрационный знак на ДД.ММ.ГГГГ , отсутствовал.

Собственником транспортного средства марки марки КАМАЗ государственный регистрационный знак являлась ООО «Торговая строительная компания Сармад», зарегистрированного по адресу

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших его совершению.

В соответствии со ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении указываются дата, место составления постановления, сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья, предусматривающая административную ответственность, мотивированное решение по делу.

Данные требования должностным лицом выполнены.

Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Грунт это любая горная порода или почва, а также твердые отходы производственной и хозяйственной деятельности человека, представляющие собой многокомпонентную систему, изменяющуюся во времени, и используемые как основание, среда или материал для возведения зданий и инженерных сооружений. Классификация грунтов указана в ГОСТе 25100-2020 «Межгосударственный стандарт. Грунты. Классификация», к грунтам относится и плодородный слой почвы.

Частью 1 ст. 6.26 Закона Московской области № 37/2016- 03 «Кодекса Московской области об административных правонарушениях» от 4 мая 2016 г. предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории Московской области, наказание за которое предусматривается для юридически лиц в виде наложения административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

В силу ст. 16 закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-03 (ред. от 20.09.2021) «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 18.12.2014 №17/110- П) юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, или физические лица при осуществлении обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, обязаны соблюдать требования, установленные порядком обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории Московской области, утверждаемым уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды.

Перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, до объектов их обработки, обезвреживания, утилизации и размещения осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с Порядком обращения с отходами строительства и сноса на основании разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, выданного исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды.

Процедура, порядок выдачи и форма разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, устанавливаются уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды.

Согласно п.1.2 Распоряжения Минэкологии МО от 25.02.2021 № 134-РМ (ред. от 29.11.2021) «Об утверждении Порядка обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории Московской области» установленный порядок обязателен для исполнения всеми юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, в результате деятельности которых образуются ОССиГ или осуществляющих деятельность в области обращения с ОССиГ на территории Московской области. Настоящий Порядок подлежит применению в процессе обращения с ОССиГ на всех этапах технологического цикла, от образования до вовлечения извлекаемых вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот в качестве сырья.

Согласно п. 5.2 вышеуказанного распоряжения перемещение ОССиГ по территории Московской области осуществляется отходоперевозчиками на основании разрешения на перемещение ОССиГ, получаемого в соответствии с пунктом 8.1 раздела 8 настоящего Порядка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3.7.1 пункта 3.7 раздела 3 настоящего Порядка. Отходопроизводитель, отходополучатель вправе самостоятельно осуществлять перемещение ОССиГ при наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (при перемещении отходов III-IV классов опасности). Перемещение ОССиГ в рамках разрешения на перемещение ОССиГ подтверждается электронным талоном, сформированным лицом, получившим разрешение на перемещение ОССиГ в соответствии с подпунктом 3.7.2 пункта 3.7 раздела 3 настоящего Порядка либо лицом, указанным в разрешении на перемещение ОССиГ, выданном в соответствии с подпунктом 8.1.4 пункта 8.1 раздела 8 настоящего Порядка в личном кабинете ИС Электронный талон ОССиГ, с указанием: даты перемещения ОССиГ; адреса объекта образования ОССиГ; вида транспортного средства, его государственного регистрационного знака, вместимости кузова (м3); вида или группы однородных ОССиГ (с указанием кодов ФККО) и объема перемещаемого ОССиГ; адреса станции перегруза ОССиГ (при направлении ОССиГ на станцию перегруза ОССиГ в соответствии с подпунктом 3.2.1 пункта 3.2 раздела 3 настоящего Порядка) либо наименования отходополучателя и адреса объекта приема (переработки) ОССиГ.

При этом при интеграции ИС Электронный талон ОССиГ с государственными информационными системами Правительства Москвы формирование электронного талона в рамках разрешения на перемещение ОССиГ, выдаваемого в соответствии с подпунктом 8.1.4 пункта 8.1 раздела 8 настоящего Порядка, в ИС Электронный талон ОССиГ осуществляется в автоматическом режиме с использованием необходимой для формирования электронного талона информации, содержащейся в указанных системах.

Электронный талон формируется на дату, в которую планируется осуществить перевозку ОССиГ, и подлежит учету (погашению) отходополучателем незамедлительно после приема ОССиГ на объекте приема (переработки) ОССиГ или станции перегруза ОССиГ (в ред. распоряжения Минэкологии МО от 29.11.2021 № 1275-РМ).

Согласно п. 5.9 Порядка обращения с ОССиГ нарушением порядка перемещения ОССиГ являются: перемещение ОССиГ без разрешения на перемещение ОССиГ и (или) электронного талона; перемещение ОССиГ с объекта образования ОССиГ на объект приема (переработки) ОССиГ на транспортном средстве, которое не указано в электронном талоне; перемещение ОССиГ с нарушением срока действия электронного талона.

В соответствии со ст. 14 закона Московской области от 08.11.2001 № 171/2001-03 (ред. от 27.12.2021) «Об отходах производства и потребления в Московской области» (принят решением Мособлдумы от 17.10.2001 № 15/148) юридические лица и индивидуальные предприниматели, чья деятельность приводит к образованию отходов или связана с обращением с ними, обязаны, в том числе осуществлять деятельность по обращению с отходами только при наличии разрешительной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации; получать разрешение на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, при их образовании и последующей транспортировке самостоятельно или с привлечением подрядных организаций до объектов обработки, обезвреживания, утилизации и размещения.

Согласно представленному материалу и фотоматериалу, зафиксировавшему перемещение автомобиля марки КАМАЗ 651 15-42 государственный регистрационный знак A560HM7S0, принадлежащего ООО «Торговая строительная компания Сармад», в кузове указанного автомобиля имеется навал, состоящий из отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов (ОССиГ), также представлены фотографии, фиксирующие и дальнейшее перемещение указанного автомобиля в указанный день с указанным содержимым в кузове, что, по мнению суда, безусловно свидетельствует о перемещении ООО «Торговая строительная компания Сармад» на принадлежащем ему транспортном средстве указанных отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, при этом в отсутствие электронного талона на такое перемещение.

Вина ООО «Торговая строительная компания Сармад» в совершении правонарушения подтверждается Запросом из Главного управления региональной безопасности Московской области по сведениям о зарегистрированных транспортных средствах и их владельцах (25Исх-21683), фотоматериалами; выгрузкой из АИС Электронный талон; свидетельством о поверке средства измерения № С-Т/03-08-2021/83799520 (датчик AS5000098), свидетельством об утверждении типа измерений.

Вышеприведенные доказательства согласуются между собой и в совокупности подтверждают совершение заявителем указанного административного правонарушения. Данных, свидетельствующих о том, что названные доказательства получены с нарушением закона, не имеется. Перечисленные доказательства являются допустимыми, получены надлежащим образом, с соблюдением требований административного законодательства.

Довод представителя ООО «Торговая строительная компания Сармад» об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения в связи с заключенным с ЧАВ договором аренды техники без экипажа с физическим лицом от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отклонению, поскольку суду данных о фактическом выбытии автомобиля из владения ООО «Торговая строительная компания Сармад» и передаче его ЧАВ не представлено, при этом заявитель не был ограничен в предоставлении доказательств, все представленные доказательства были приобщены к делу и оценены судом.

Согласно п. 1.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ), доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться доверенность на право управления транспортным средством другим лицом, полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством такого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства, не имеют заранее установленной силы и при осуществлении производства по делу должны быть исследованы и оценены по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ, в совокупности.

Представленный заявителем приходно-кассовый ордер и договор аренды техники без экипажа с физическим лицом не могут служить доказательством фактического выбытия автомобиля из владения заявителя.

Таким образом, учитывая, что достоверных данных о выбытии из фактического владения ООО «Торговая строительная компания Сармад» в рассматриваемый период транспортного средства марки КАМАЗ 65115-42, государственный регистрационный знак A560HM7S0, суду не представлено, оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

Акта приема передачи автомобиля, в соответствии с которым транспортное средство передано арендатору, суду представлено не было.

Кроме того, ООО «Торговая строительная компания Сармад» не воспользовалось предусмотренной п. 5 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ возможностью обратиться в административный орган с заявлением о нахождении транспортного средства во владении другого лица и не обратилось с таким заявлением в уполномоченный орган ГИБДД с целью привлечения к административной ответственности виновного лица в пределах установленного срока давности.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает возможным согласиться с выводом должностного лица о виновности юридического лица, поскольку представленные заявителем документы не могут быть приняты во внимание, так как из них безусловно не следует, что транспортное средство в момент фиксации правонарушения находилось во владении и пользовании иного лица - ЧАВ, и использовалось не в интересах ООО «Торговая строительная компания Сармад».

Помимо этого, заявитель не был лишен возможности уведомить органы ГИБДД о заключенном договоре аренды с ЧАВ с целью избежания возможного привлечения к административной ответственности юридического лица.

Довод заявителя о том, что арендатор ЧАВ может сам считать себя виновным, поскольку он по договору аренды перевозил битый асфальт без получения электронного талона, не может служить основанием для освобождения лица ООО «Торговая строительная компания Сармад» от административной ответственности, поскольку суд не является органом преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. В связи с изложенным, привлечение судом к административной ответственности арендатора по договору аренды ООО «Торговая строительная компания Сармад» недопустимо.

Таким образом, исходя из представленных материалов дела, требуемый в соответствии с п.п. 5.2-5.3 Порядка обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории Московской области, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.02.2021 № 134-РМ, электронный талон ООО «Торговая строительная компания Сармад» получен не был.

В связи с изложенным, суд, приходит к выводу об обоснованности привлечения ООО «Торговая строительная компания Сармад» к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.26 Закона Московской области № 37/2016- 03 «Кодекса Московской области об административных правонарушениях» от 4 мая 2016 г., поскольку судом установлено, что ООО «Торговая строительная компания Сармад» нарушен порядок обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, учитывая, что перемещение указанных объектов и является одним из видов обращения с данными объектами.

Доказательств невозможности исполнения ООО «Торговая строительная компания Сармад» требований закона, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины юридического лица во вменяемом правонарушении применительно к положениям ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Нарушений порядка и сроков привлечения ООО «Торговая строительная компания Сармад» к административной ответственности, а также оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.

Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах, предусмотренных санкцией ч. 1 ст. 6.26 Закона Московской области № 37/2016-03 «Кодекса Московской области об административных правонарушениях» от 4 мая 2016 г.

Порядок привлечения ООО «Торговая строительная компания Сармад» к административной ответственности соблюден, с учетом, в том числе фотофиксации правонарушения.

Нарушений процессуального закона при рассмотрении административного дела не установлено.

Иные доводы жалобы направлены на иную, субъективную оценку обстоятельств произошедшего и собранных по делу доказательств, не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы должностного лица, в связи с чем подлежат отклонению как несостоятельные.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Алёшина В.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.26 Закона Московской области «Кодекса Московской области об административных правонарушениях» от 4 мая 2016 г., в отношении ООО «Торговая строительная компания Сармад», зарегистрированного по адресу , - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Видновский городской суд в течение 10 дней.

Разъяснить, что постановление вступает в законную силу со дня вынесения настоящего решения.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Правонарушитель, не представивший суду в 60-тидневный срок со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу документ, свидетельствующий об уплате штрафа, может быть привлечен к административной ответственности с наложением административного наказания в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа согласно ст. 20.25 КоАП РФ.

Судья Фишер А.А.