Судья Согданова Е.Е. № 7-115/2022
№ 12-63/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Элиста 27 июня 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиева Б.Т.,
при секретаре Манжиковой А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия (далее – УФК по РК) от 10 февраля 2022 г. №*** и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 4 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК ФИО1,
у с т а н о в и л:
постановлением руководителя УФК по РК от 10 февраля 2022 г. №*** заместитель министра строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 4 апреля 2022 г. постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, ФИО1 просит отменить решение судьи городского суда и вынести новое решение об отмене постановления должностного лица. Указывает, что при рассмотрении дела должностным лицом не дана оценка его доводам о том, что ответственными за сроки выполнения дорожных работ по объектам, расположенным на территории города Элисты, является Администрация г. Элисты. Заказчиком работ выступило Управление городского хозяйства и административно-технического контроля Администрации г. Элисты, контроль за их выполнением осуществлялся Администрацией г. Элисты. При рассмотрении дела не было принято во внимание, что причиной срыва сроков ремонта дорожного покрытия также послужили действия МУП «Водоканал», которое в то же время проводило работы на улицах Партизанская и Николаева по замене сетей водопровода и канализации. Кроме того, должностной регламент заместителя министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия не предусматривает его ответственности за реализацию мероприятий национального проекта безопасные и качественные автомобильные дороги. В связи с этим полагает, что в его действиях отсутствует состава административного правонарушения.
В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы жалобы, дополнив, что нарушение сроков заключения контрактов на выполнение дорожных работ не привело к нарушению сроков их исполнения и не повлекло других негативных последствий.
Представители УФК по Республике Калмыкия ФИО2и ФИО3 возражали против удовлетворения жалобы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела и дела об административном правонарушении №****, прихожу к следующему.
Частью 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет.
Общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом РФ, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Положениями статей 6, 129, пункта 1 части 1 статьи 132.1 Бюджетного кодекса РФ определено, что межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации. Иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в случае софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не урегулированных федеральными законами и законами субъекта РФ.
Как следует из представленных материалов дела и установлено должностным лицом и судьей городского суда, основанием для привлечения заместителя министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ явилось не обеспечение заключение контрактов по исполнению мероприятий, предусмотренных региональным проектом, в сроки, обеспечивающие своевременное достижение результатов федерального проекта, при следующих обстоятельствах.
14 марта 2019 года за №*** между Федеральным дорожным агентством РФ (далее - агентство) и Правительством Республики Калмыкия заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Республики Калмыкия.
Предметом соглашения являлось предоставление из федерального бюджета в 2019 - 2021 годах бюджету Республики Калмыкия иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на достижение результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение результатов федерального проекта "Дорожная сеть" (далее - федеральный проект) в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (далее - иной межбюджетный трансферт), в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными агентству как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов (далее - коды БК): по коду главного распорядителя средств федерального бюджета 108 "Федеральное дорожное агентство", по разделу/подразделу 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)", по целевой статье 24 2 R1 "Федеральный проект "Дорожная сеть", по подстатье 53930 "Финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", по коду вида расходов бюджета подгруппы 540 "Иные межбюджетные трансферты" в рамках федерального проекта государственной программы РФ "Развитие транспортной системы".
Согласно пункту 6.1.1. соглашения от 14 марта 2019 года за №**** уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Агентством, на который со стороны субъекта возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) настоящего Соглашения и представление отчетности является Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.
В силу пункта 4.3.8.2 Соглашения субъект обязался обеспечить заключение контрактов на выполнение мероприятий, предусмотренных региональным проектом, в сроки, обеспечивающие своевременное достижение результатов федерального проекта.
Приложением №1 к паспорту регионального проекта «Дорожная сеть (Республики Калмыкия)» предусмотрен план мероприятий по реализации регионального проекта в соответствии с которым, плановая дата достижения контрольной точки «Для оказания услуги (выполнения работы) подготовлено материально-техническое (кадровое) обеспечение» - 31.05.2020 г.
Пунктом 1.2 раздела 5 «Динамика достижения контрольных точек «Сведения о достижении результатов, контрольных точек и мероприятий» Отчета о ходе реализации регионального проекта на 2020 год по контрольной точке «Для оказания услуги (выполнения работы) подготовлено материально-техническое (кадровое) обеспечение» фактическая дата исполнения указана 27.07.2020 г., при плановом значении 31.05.2020 г. 18 января 2021 года указанный отчет подписал руководитель регионального проекта ФИО1 (своей электронной подписью).
Выездной плановой проверкой УФК по РК (приказ УФК по РК от 09 июля 2021 года № ** и акт выездной проверки от 31.08.2021 года) установлено, что министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК не обеспечено заключение контрактов по исполнению мероприятий, предусмотренных региональным проектом, в сроки, обеспечивающие своевременное достижение результатов федерального проекта.
В связи с этим 30 декабря 2021 года главным контролером – ревизором контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере УФК по Республике Калмыкия ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении №17-10/8619 в отношении заместителя министра по строительству, дорожному хозяйству и транспорту Республики Калмыкия ФИО1 по ч. 3 ст. 15.15. 3 КоАП РФ.
Выявленные обстоятельства позволили административному органу и судье городского суда сделать вывод о том, что ФИО1, как руководителем регионального проекта, не выполнены определенные пунктом 4.3.8.2 Соглашения от 14 марта 2019 года за №*** обязательства по обеспечению заключения контрактов на выполнение мероприятий, предусмотренных региональным проектом, в сроки, указанных в пункте 1.2 раздела 5 Отчета о ходе реализации регионального проекта на 2020 год (фактическая дата исполнения - 27.07.2020 г., вместо планового значения 31.05.2020 г.).
Указанные действия ФИО1 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.
Доводы ФИО1 о том, что он не является субъектом данного правонарушения, противоречат закону и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Но основании распоряжения главы Республики Калмыкия от 22 августа 2018 №183-рг ФИО1 занимал должность заместителя министра по строительству, дорожному хозяйству и транспорту РК с 22 августа 2018 г. по 7 апреля 2021 г.
В силу должностного регламента заместителя министра по строительству, дорожному хозяйству и транспорту Республики Калмыкия, утвержденного приказом Министерство по строительству, дорожному хозяйству и транспорту Республики Калмыкия №**-п от 4 декабря 2017 года, данное должностное лицо в соответствии со своими должностными обязанностями несет установленную действующим законодательством ответственность, в том числе за: качество и своевременность выполнения задач и функций, возложенных на него; за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно паспорту регионального проекта «Дорожная сеть (Республики Калмыкия)» в 2020 году ФИО1 являлся руководителем данного проекта и лицом, ответственным за предоставление отчетов о ходе его реализации в 2020 году.
Таким образом, ФИО1, являясь указанным уполномоченным должностным лицом, и имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не предпринял все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом финансового органа и судьей городского суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, на основании которых они пришли к обоснованному выводу о ненадлежащем исполнении ФИО1 своих обязанностей и, как следствие, о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы ФИО1 не опровергают наличие в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с примененными должностным лицом и судьей нормами процессуального и материального закона, не свидетельствует о том, что по делу допущены нарушения закона, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В частности, доводы жалобы ФИО1 о том, что ответственной за сроки выполнения работ по объектам, расположенным на территории г. Элисты, является Администрация г. Элисты, являются несостоятельными, поскольку стороной в межбюджетных отношениях по предоставлению иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации мероприятий, направленных на достижение результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение результатов федерального проекта "Дорожная сеть" в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" является Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК, как уполномоченный орган исполнительной власти субъекта. Соответственно ответственность за соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов лежит на данной стороне соглашения. Администрация г. Элисты стороной Соглашения не является и в указанных межбюджетных отношениях не участвует.
Указание в жалобе на отсутствие в должностном регламенте заместителя министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК возможности привлечения данного лица к ответственности за реализацию мероприятий национального проекта безопасные и качественные автомобильные дороги, являлись предметом рассмотрения судьей городского суда, обоснованно опровергнуты им по основаниям, приведенным в соответствующем судебном решении, и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановления должностного лица и состоявшегося судебного акта.
Доводы ФИО1 о необходимости прекращения производства по делу ввиду отсутствия материальных последствий в виде причинения вреда или имущественного ущерба, основаны на неправильном толковании норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, который не содержит таких оснований для прекращения производства по данному делу об административном правонарушении.
В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей, что имело место в данном случае (доказательства наличия иной причины неисполнения соответствующей обязанности должностным лицом в материалах дела отсутствуют).
Кроме того, допущенное министром сельского хозяйства Республики Калмыкия административное правонарушение посягает на установленный порядок предоставления (расходования) субсидий, в том числе на эффективное использование средств бюджетов, обеспечение гласности и прозрачности в сфере предоставления (расходования) субсидий, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
При выборе ФИО1 меры ответственности в полной мере учтены данные о его личности, обстоятельства дела, характер административного правонарушения, совершение которого нарушает охраняемые государственные интересы, связанные с порядком предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов и субсидии и пришло к обоснованному выводу о назначении наказания в нижних пределах санкции части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи городского суда не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановлениеруководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия №*** от 10 февраля 2022 года и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 4 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Б.Т. Сангаджиева