ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-640/2022 от 28.09.2022 Первореченского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 12-592/2022

№ 12-640/2022

РЕШЕНИЕ

28 сентября 2022 года г. Владивосток

Судья Первореченского районного суда <адрес>ФИО8, рассмотрев в судебном заседании жалобы законных представителей федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственного природного биосферного заповедника «Кедровая падь» и «Национального парка «ФИО1» имени ФИО2ФИО3, ФИО4 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция государственного природного биосферного заповедника «Кедровая падь» и национального парка «ФИО1» имени ФИО2 (ФИО1 «ФИО1») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 «ФИО1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

На данные постановления законными представителями ФИО1 «ФИО1» ФИО3, ФИО4 поданы жалобы, в которых они просят постановления изменить, приводя доводы об их незаконности, назначенное административное наказание в виде административного штрафа заменить на предупреждение либо снизить ниже низшего предела.

Определением судьи Первореченского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жалобы ФИО1 «ФИО1» на постановления по делам об административных правонарушениях объединены в одно производство.

Законный представитель ФИО1 «ФИО1» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалоб извещен надлежащим образом.

Защитник ФИО1 «ФИО1» ФИО7, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании, доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Представитель Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенных постановлений.

Заслушав доводы участников процесса, изучив доводы жалоб, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Как следует из материалов дел об административных правонарушениях, должностными лицами Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции приказа от ДД.ММ.ГГГГ) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 «ФИО1» была проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства, по результатам которой составлен акт проверки -А от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, государственный природный биосферный заповедник «Кедровая падь» создан на основании постановления Дальневосточного революционного комитета от ДД.ММ.ГГГГ.

Национальный парк «ФИО1» учрежден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении национального парка «ФИО1».

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ создано ФИО1 «Объединенная дирекция государственного природного биосферного заповедника «Кедровая падь» и национального парка «ФИО1», которое находится в ведении Минприроды России.

Заповедник и национальный парк являются природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем лиановых чернопихтово-широколиственных лесов юго-западного Приморья.

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение о государственном природном биосферном заповеднике «Кедровая падь».

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение о национальном парке «ФИО1».

Согласно утвержденным положениям о государственном природном биосферном заповеднике «Кедровая падь» и о национальном парке «ФИО1» охрану, а также мероприятия по сохранению биологического разнообразия и поддержанию природных комплексов и объектов в естественном состоянии на данной территории осуществляет ФИО1 «ФИО1», находящееся в ведении Минприроды России.

В соответствии с распоряжением Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ-зп Российской Федерацией в постоянное (бессрочное) пользование ФИО1 «ФИО1» представлен лесной участок с кадастровым номером 25:20:011401:2, на котором образовано лесничество – «Государственный природный биосферный заповедник «Кедровая падь». Лесничество расположено в границах Заповедника на территории <адрес> площадью 18085 га с номерами лесных кварталов (лесотаксационных выделов) от 1 до 48. Географические координаты заповедника 43006/ - 43010/ северной широты, 131023/ - 131035/ восточной долготы.

Также распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р и от ДД.ММ.ГГГГ-р, ФИО1 «ФИО1» предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки с кадастровыми номерами 25:10:000000:5211, 25:28:000000:65468, 25:20:000000:3724, 25:20:030101:231, 25:18:020101:13, 25:20:000000:3734, 25:20:000000:3736, 25:18:000000:712.

Территория национального парка «ФИО1» внесена в Единый государственный реестр недвижимости с учетным номером 25.00.2.97 (реестровый .329).

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях») заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям.

В соответствии с ч. 1 и п. б ч. 2 ст. 9 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, а также поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность.

В силу части 2 статьи 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе, размещение скотомогильников (биотермических ям), создание объектов размещения отходов производства и потребления.

Частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация ФИО1, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию (ч. 2 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ).

В соответствии со статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе ФИО1 как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение ФИО1 и почв и иное негативное воздействие на ФИО1 и почвы.

Согласно статье 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации ФИО1, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (пункт 1).

При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации ФИО1 в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 указанной статьи).

В силу пункта 2 статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Требования к сбору, учету, хранению и переработке отходов производства и потребления установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Частью 2 статьи 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплена обязанность юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, представлять отчетность в области обращения с отходами в порядке и сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» (далее – Приказ) (ранее действовал приказ Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления») установлена форма отчетности в области обращения с отходами производства и потребления.

Согласно пункту 2 указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения форму федерального статистического наблюдения -ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» (далее - форма) предоставляют юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Заполненная форма предоставляется респондентом в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения.

Отчет по форме -ТП (отходы) составляется на основании данных учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, паспортов отходов I-IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.

В соответствии с пунктом 4 порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (ранее действовал приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»), учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

В соответствии с пунктом 4 порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В соответствии с приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» отходы от разборки зданий, сооружений «мусор от сноса и разборки зданий несортированный» имеет код 81290101724 и относится к отходам IV класса опасности – малоопасным отходам.

Согласно пункту 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, запрещается засорение леса отходами производства и потребления.

Как установлено в ходе проверки, ФИО1 «ФИО1» осуществляет деятельность по хранению отходов «мусор от сноса и разборки зданий несортированный» ФККО 81290101724 и отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам (бывшая свалка), следовательно, осуществляет деятельность по размещению отходов на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, что является нарушением требований указанного выше законодательства РФ.

В ходе проверки установлено несанкционированное размещение отходов IV класса опасности, а именно: мусор от разборки зданий и сооружений, остатки твердых коммунальных отходов от бывшей свалки расположены в границах национального парка «ФИО1».

В 2016 году в рамках заключенного соглашения между Минприроды России и ФИО1 «ФИО1» от ДД.ММ.ГГГГ № СБ-09-23С/304 «О порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели», согласования совершения крупной сделки Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 297152000,91 рублей, заключенного договора на выполнение работ по проведению природоохранных мероприятий по ликвидации накопленного вреда в период прошлой хозяйственной и военной деятельности с ООО «АКЦЕПТ» от ДД.ММ.ГГГГ-К/2016 за счет субсидий из федерального бюджета на иные цели проводились демонтажные работы по сносу зданий и сооружений.

Проектная документация «Разработка проекта проведения природоохранных мероприятий по ликвидации накопленного в период прошлой хозяйственной и военной деятельности экологического ущерба на загрязненных территориях национального парка «ФИО1» получила заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающее соответствие требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации и инструктивно-методическим документам в области охраны окружающей среды.

В рамках проектной документации (Раздел 1 ПЗ. Пояснительная записка, Раздел 2 ПЗУ Схема планировочной организации земельного участка, Раздел 6 ПОС Проект организации строительства, Раздел 7 Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, Раздел 8 ООС Перечень мероприятий по охране окружающей среды, оценка воздействия на окружающую среду, проект рекультивации нарушенных ФИО1) планировалось в 3 этапа (подготовительный период, основной период (демонтажные работы, технический этап рекультивации, биологический этап рекультивации), работы завершающего периода) произвести работы по демонтажу военных зданий и сооружений и рекультивации нарушенных ФИО1.

В границах особо охраняемой природной территории национальный парк «ФИО1» установлены места размещения отходов производства и потребления, образовавшихся в результате сноса и демонтажа зданий и сооружений, используемых в период прошлой хозяйственной и военной деятельности, а также заброшенные постройки, обладающими признаками капитальных строений.

Вывоз образовавшихся в результате демонтажа, разборки и сноса зданий и сооружений отходов с территории национального парка в полном объеме не произведен. Исходя из актов приемки выполненных работ, а также в результате визуального осмотра компонентного состава складированных отходов установлено, что объекты накопленного вреда не ликвидированы полностью, а именно: отходы от разборки зданий, сооружений (отходы «мусор от сноса и разборки зданий несортированный» ФККО 81290101724), отходы, относящиеся к твердым коммунальным отходам (бывшая свалка), продолжают размещаться несанкционированно на особо охраняемой природной территории.

При этом согласно государственной экологической экспертизе от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Департаментом федеральной службой по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу ФИО1 «ФИО1», указано, что складирование строительных конструкций и строительного мусора на территории национального парка запрещено. Поэтому погрузка демонтируемых конструкций осуществляется непосредственно на автотранспорт. Не предусмотрено повторное использование демонтируемых строительных конструкций. Производится ежедневный вывоз с территории национального парка ТБО на полигон в <адрес>; хранение крупногабаритного строительного мусора (бетона, железобетона, лом черных металлов) не осуществляется, отходы сразу вывозятся по договору на захоронение.

Вместе с тем в ходе проверки было выявлено, что на открытом грунте локально навалом размещены отходы производства и потребления, состоящие преимущественно из строительных отходов в таком виде как: бой бетона и кирпича, лом железобетонных конструкций, черного металла, пластиковой тары загрязненной горюче-смазочными материалами и другое. Каких-либо обустроенных в соответствии с законодательством Российской Федерации объектов временного хранения отходов при осмотре территории не обнаружено, все вышеуказанные опасные отходы размещаются на открытом грунте.

При этом ФИО1 «ФИО1» не эксплуатирует внесенные в государственный реестр объектов размещения отходов объекты хранения отходов, что является нарушением требований части 7 статьи 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которому запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО5 в отношении ФИО1 «ФИО1» протокола об административном правонарушении и вынесения ДД.ММ.ГГГГ постановления о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

Статьей 8.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.

В соответствии п. 11 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, режимом особой охраны особо охраняемых природных территорий.

Согласно требованиям пунктов 2, 6, 8 ст. 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Статьей 24 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что использование лесов осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом и проектом освоения лесов.

Заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов называется лесной декларацией (ч. 1 ст. 26 Лесного кодекса РФ).

В силу ч. 2 ст. 26 Лесного кодекса РФ ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

В соответствии с частью 3 статьи 26 Лесного кодекса РФ форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Соответствующие форма и порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждены Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок ).

Согласно пункту 2 Порядка лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.

В силу абзаца 1 пункта 3 Порядка в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.

Пунктом 4.2 Порядка предусмотрено, что в лесной декларации отражается следующая информация: в таблицах "Объем использования лесов в целях, не связанных с заготовкой древесины и (или) живицы" и "Создание (снос) объектов лесной инфраструктуры, объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры" в строке "Вид(ы) использования лесов" указывается соответствующий вид использования лесов, для которого лесной участок предоставлен в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование, либо используется на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута: заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов, иные виды использования лесов.

Вместе с тем, в нарушение требований лесного законодательства Российской Федерации создание и эксплуатация объектов лесной инфраструктуры, использование лесов, в том числе в части противопожарного обустройства лесов, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, расположенных на территории лесничества заповедника «Кедровая падь», национального парка «ФИО1» ФИО1 «ФИО1» осуществлялось в отсутствие лесной декларации.

В силу ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка является основой осуществления охраны, защиты лесов, расположенных в границах лесничества, который составляется на срок до десяти лет. В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются, в частности, требования к охране и защите лесов. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими охрану и защиту лесов в границах лесничества, лесопарка.

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок разработки, сроки действия и порядка внесения в них изменений, утверждены Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в обязательном порядке включают требования к охране лесов от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия (в том числе нормативы, параметры и сроки проведения мероприятий по предупреждению, обнаружению и ликвидации лесных пожаров); требования к защите лесов от вредных организмов (в том числе нормативы, параметры и сроки проведения профилактических, санитарно-оздоровительных, истребительных и иных мероприятий).

Вместе с тем, в нарушение требований лесного законодательства Российской Федерации ФИО1 «ФИО1» осуществляет использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества заповедника и национального парка в отсутствие лесохозяйственного регламента.

В силу ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, составляют проект освоения лесов, состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, требования которых обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с Лесным кодексом РФ.

Пунктами 4, 7 и 15 приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры" предусмотрено, что работы по проектированию, созданию, содержанию и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры осуществляются на основании: отраслевых и региональных программ развития лесного сектора; лесных планов субъектов Российской Федерации; лесохозяйственных регламентов лесничеств; проектов освоения лесов; государственного задания или государственного (муниципального) контракта. Объекты лесной инфраструктуры проектируются на основании планов их создания, которые содержатся в проекте освоения лесов, разработанном в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Эксплуатация и содержание (в том числе обслуживание и ремонт) объектов лесной инфраструктуры осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, лесохозяйственными регламентами лесничеств, проектами освоения лесов.

Вместе с тем в нарушение требований лесного законодательства Российской Федерации ФИО1 «ФИО1» осуществляет использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества заповедника, в нарушение лесного законодательства Российской Федерации, так как разработанный проект освоения лесов не отвечает требованиям, установленным составом проекта освоения лесов и порядка его разработки, а именно: в границах заповедника проходят линейные объекты, не учтенные в проекте освоения лесов, (линия электропередач в квартале 40 и телефонная линия в квартале 25), а также допускает использование и освоение лесов национального парка «ФИО1» при отсутствии проекта освоения лесов, прошедшего в установленном порядке экспертизу, в частности: для научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности и для создания и эксплуатации лесной инфраструктуры.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО6 в отношении ФИО1 «ФИО1» протоколов №, 12-125/2021, 12-133/2021, 12-137/2021, 12-138/2021, 12-139/2021 об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.27 КоАП РФ, и вынесения ДД.ММ.ГГГГ постановления о назначении административного наказания по ст. 8.27 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства совершенных правонарушений подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; приказом о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции приказа ДД.ММ.ГГГГ); актом проверки -А; актами обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицами; свидетельством на кордон «Кедровая падь»; свидетельством на кордон «Лиственничный»; свидетельством на кордон «Гусевский»; свидетельством на кордон «Овчинниковский»; выписки из реестра объектов НВОС на кордоны «Овчинниковский», «Лиственничный», «Кедровая падь»; договором на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ; договором на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ; проектной документацией организации работ по сносу и демонтажу объектов капитального строительства; программой производственного экологического контроля; сопроводительными письмами об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с приложениями; декларациями о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019, 2020 годы; отчетами 2-ТП (отходы) за 2020 год; отчетом о научно-исследовательской работе; проектами освоения лесов национального парка «ФИО1» и заповедника «Кедровая падь»; государственными лесными реестрами за 2019, 2021 годы; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ФИО1 «ФИО1»; уставом ФИО1 «ФИО1»; положением о ФИО1 «Государственный природный биосферный заповедник «Кедровая падь»; положением о национальном парке «ФИО1».

Собранным доказательствам при вынесении оспариваемых постановлений должностными лицами административного органа дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ установлены все юридически значимые обстоятельства совершения правонарушений, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

Совокупность изложенных доказательств является достаточной для вывода о нарушении ФИО1 «ФИО1» требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, а также требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, и позволяет установить наличие события административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 8.2 и ст. 8.27 КоАП РФ, а также виновность ФИО1 «ФИО1» в их совершении.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что привлеченным к административной ответственности юридическим лицом были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение правил и норм природоохранного законодательства Российской Федерации, в результате чего допущено несанкционированное размещение отходов IV класса опасности, а также не организованы мероприятия по своевременной разработке лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов, не организованы мероприятия по своевременной подаче и получению лесной декларации.

Приведенный в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, довод о том, что в рамках договора -К/2016 подрядчиком ООО «Акцепт» в полном объеме не были выполнены работы по ликвидации накопленного вреда в результате разрушения и разборки зданий и сооружений на территории национального парка, а также по рекультивации нарушенных ФИО1, а после расторжения с ООО «Акцепт» договора выполнение указанных работ без выделения целевых денежных средств не представляется возможным, нахожу несостоятельным, поскольку доказательств принятия ФИО1 «ФИО1» необходимых и достаточных мер по запросу и выделению соответствующего финансирования не представлено, приложенные к жалобе документы данного обстоятельства не подтверждают.

Ссылка на постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1834 "О случаях организации работ по ликвидации накопленного вреда, выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в соответствии которым выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей, а также организацию работ по ликвидации накопленного вреда среде в случаях выявления и оценки таких объектов и организации таких работ на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации, проводит Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, не освобождает ФИО1 «ФИО1» от обязанности по соблюдению требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления на соответствующей территории.

Представленный в ходе рассмотрения жалобы отчет о научно-исследовательской работе «Предварительная оценка воздействия на окружающую среду деятельности по продолжению работ по ликвидации накопленного в период прошлой хозяйственной и военной деятельности экологического ущерба на загрязненных территориях национального парка «ФИО1»» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому повторное использование отходов, образованных при сносе и демонтаже бывших объектов военного назначения, прошедших первичную обработку и представляющих собой вторичные материальные ресурсы, соответствует цели и положениям стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р, подготовлен после проведения проверки и выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, в связи с чем сам по себе не может быть признан в качестве относимого доказательства, опровергающего установленные по делу обстоятельства.

При этом в ходе проверки на территории объекта «Военный свинарник вблизи <адрес>, бывшая свалка твердых бытовых отходов» было установлено захламление иными отходами производства и потребления, в частности: пластиковая и стеклянная тара, бумажная упаковка и другие горючие материалы.

Приведенный в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 КоАП РФ, довод о том, что ФИО1 «ФИО1» предприняты все зависящие от него меры по утверждению лесохозяйственного регламента лесничества заповедника «Кедровая падь», нахожу несостоятельным, поскольку в силу ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент лесничества является основой осуществления охраны, защиты лесов, расположенных в границах лесничества, который составляется на срок до десяти лет, в связи с чем по истечению установленного срока действия лесохозяйственного регламента на юридическом лице лежит обязанность по утверждению нового регламента вне зависимости от иных сопутствующих факторов, обязанность разрешению которых лежит на юридическом лице.

Также вопреки доводам жалобы нахожу обоснованным вывод должностного лица об осуществлении ФИО1 «ФИО1» деятельности на территории лесничества заповедника «Кедровая падь», национального парка «ФИО1» в отсутствие лесной декларации, поскольку осуществляемая юридическим лицом деятельность, в том числе научно-исследовательская, образовательная, рекреационная, непосредственно связана с использованием лесов и предполагает заполнение и подачу лесной декларации в порядке, предусмотренном приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ.

Довод жалобы о том, что лесные участки в границах национального парка «ФИО1» расположены на ФИО1 лесного фонда и в установленном действующим законодательством порядке на каком-либо праве учреждению не предоставлены, а предоставлены как ФИО1 особо охраняемых территорий и объектов, в связи с чем ФИО1 «ФИО1» является ненадлежащим субъектом правонарушения в части выявленных нарушений лесного законодательства, касающихся национального парка «ФИО1», также является необоснованным, поскольку имеющееся противоречие между сведениями Государственного лесного реестра <адрес>, согласно которым лесные участки отнесены к категории ФИО1 лесного фонда, и сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которым земельные участки отнесены к категории ФИО1 особо охраняемых территорий и объектов, не свидетельствует о необоснованности содержащихся в оспариваемом постановлении выводов, поскольку вхождение земельных участков в состав особо охраняемых природных территорий обязывает ФИО1 «ФИО1», которому земельные участки предоставлены в пользование, соблюдать установленные приведенными выше нормами законодательства требования по воспроизводству лесов и лесоразведению.

Оспариваемые постановления вынесены с соблюдением установленного порядка и срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Таким образом, оснований для отмены данных постановлений и прекращения производства по делу не имеется.

Вместе с тем прихожу к выводу о наличии оснований для изменения оспариваемых постановлений по следующим основаниям.

С учетом того, что оспариваемым постановлением от ДД.ММ.ГГГГФИО1 «ФИО1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, и виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.5.2, статьей 8.5, частью 1 статьи 8.32, статьей 8.5, частью 1 статьи 8.32, статьей 8.5, частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.32, статьей 8.5 КоАП РФ, не признавалось, из описательно-мотивировочной части постановления подлежат исключению формулировки и выводы о совершении ФИО1 «ФИО1» административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.5.2, статьей 8.5, частью 1 статьи 8.32, статьей 8.5, частью 1 статьи 8.32, статьей 8.5, частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.32, статьей 8.5 КоАП РФ.

С учетом того, что оспариваемым постановлением от ДД.ММ.ГГГГФИО1 «ФИО1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, при этом виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.4, статьей 8.46, статьей 8.1, частью 9 статьи 8.2, частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, не признавалось, из описательно-мотивировочной части постановления подлежат исключению формулировки и выводы о совершении ФИО1 «ФИО1» административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.4, статьей 8.46, статьей 8.1, частью 9 статьи 8.2, частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ.

Также прихожу к выводу о наличии оснований для изменения оспариваемых постановлений в части назначенного ФИО1 «ФИО1» административного наказания в связи с внесенными в КоАП РФ изменениями, улучшающими положение юридического лица.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ статья 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 6, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Учитывая, что в рассматриваемом деле в рамках одной проверки выявлено 7 административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 4 статьи 8.2, статьей 8.27 КоАП РФ, постановления должностных лиц Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 «ФИО1» подлежат изменению путем назначения указанному лицу административного наказания с учетом требований части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в пределах санкции части 4 статьи 8.2 КоАП РФ.

При этом оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не усматривается ввиду следующего.

В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Исходя из изложенного, действующее законодательство предусматривает наличие обязательных условий для применения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, при отсутствии совокупности которых возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.

Вместе с тем анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены административного штрафа предупреждением в связи с наличием такого основания как отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда объектам животного и растительного мира, окружающей среде.

Также не нахожу оснований для применения положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ о назначении административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 8.2 КоАП РФ, поскольку возможность назначения административного наказания ниже низшего предела поставлена в зависимость от ряда существенных обстоятельств, подлежащих установлению в рамках каждого конкретного дела.

По настоящему делу не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

Административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 8.2 КоАП РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств и характера совершенных правонарушений, не повлечет за собой избыточное ограничение прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Данная мера наказания в виде штрафа является справедливой и соразмерной содеянному, соответствует характеру совершенного административного правонарушения, имущественному и финансовому положению юридического лица.

Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении ФИО1 «ФИО1», изменить:

исключить из описательно-мотивировочной части постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ формулировки и выводы о совершении ФИО1 «ФИО1» административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.4, статьей 8.46, статьей 8.1, частью 9 статьи 8.2, частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

исключить из описательно-мотивировочной части постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ формулировки и выводы о совершении ФИО1 «ФИО1» административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.5.2, статьей 8.5, частью 1 статьи 8.32, статьей 8.5, частью 1 статьи 8.32, статьей 8.5, частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.32, статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

назначить ФИО1 «ФИО1» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 8.2, статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание на основании части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

В остальной части постановления оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.В. Хренков