ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-641/16 от 10.06.2016 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

РЕШЕНИЕ

«10» июня 2016 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре ФИО2, рассмотрев жалобу защитника ООО «Шамхор» ФИО3 на постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю от 31 марта 2016 года о признании Общества с ограниченной ответственностью «Шамхор» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю (далее – зам. руководителя Камчатстат) от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «Шамхор» (далее – ООО «Шамхор») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с постановлением, защитник ООО «Шамхор» ФИО3 обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с жалобой, просила постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы изложила следующие доводы. Приказом директора ООО «Шамхор» от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении ответственного лица, имеющего право сдавать отчетность в ИФНС, статистику, внебюджетные фонды» ФИО3 назначена ответственной за представление отчетности в ИФНС, статистику, внебюджетные фонды. ООО «Шамхор» ДД.ММ.ГГГГ по телекоммуникационным каналам связи в орган Статистики представлена форма федерального статистического наблюдения № ТОРГ (микро) «Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия» за 2015 год, поэтому не соответствует действительности довод, изложенный в постановлении, о не представлении ООО «Шамхор» формы ТОРГ (микро), фактически имело место несвоевременное представление формы, что ООО «Шамхор» не отрицало, причем, в постановлении не отражен факт представления формы. ООО «Шамхор» не располагало информацией об обязанности представления формы ТОРГ (микро) в орган статистики за 2015 год в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В ООО «Шамхор» не поступала информация в письменной форме о представлении в органы Статистики формы ТОРГ (микро) за 2015 год от органа Статистики в виде почтовой корреспонденции. Обязанность по представлению формы ТОРГ (микро) за 2015 год в органы Статистики возникала у респондентов в 2016 году впервые. Вместе с тем, ответственная за представление отчетности ФИО3, в целях своевременного представления отчетности, ДД.ММ.ГГГГ обращалась на сайт органа Статистики за информацией о представлении статистической отчетности, получила информацию (список) о представлении обязательных форм отчетности и формы при наличии явления. Однако, информация о представлении ООО «Шамхор» статистической отчетности при выборочном методе формы ТОРГ (микро) за 2015 год, расположенная на сайте органа Статистики, отсутствовала, поэтому отсутствовала у ООО «Шамхор» и обязанность по представлению отчетности по форме ТОРГ (микро). Об обязанности представления данной формы ООО «Шамхор» узнало по телефонному звонку в офис от должностного лица органа Статистики лишь ДД.ММ.ГГГГ. Несвоевременное представление формы ТОРГ (микро) в орган Статистики не причинило государству значительный ущерб, так как форма ТОРГ (микро) представлена Обществом на 14-й день после установленного срока представления, что свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, нарушение допущено впервые, неумышленно, ООО «Шамхор» является добросовестным налогоплательщиком, отчетность в налоговые органы, в ПФР РФ, ФСС РФ, органы Статистики представляет своевременно.

Законный представитель ООО «Шамхор» ФИО4 оглы участия в судебном заседании не принимал, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием защитника ФИО5

Защитник ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала изложенные в жалобе доводы, полагала постановление подлежащим отмене по п. 9 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании иных обстоятельств. Указала, что ООО «Шамхор» не согласно со штрафом, так как предоставило форму, но с нарушением срока, на момент вынесения обжалуемого постановления отчетность была предоставлена. Информации о предоставлении отчетности не было, в 2016 году она предоставлялась впервые, поскольку утверждена была в августе прошлого года. ФИО3 пыталась извлечь информацию с интернет-сайта Камчатстата, однако в перечне отчетности, подлежащей к представлению ООО «Шамхор» отсутствовало указание на формы ТОРГ (микро), которая является выборочной, а не обязательной. Так как ООО «Шамхор» не располагало информацией, что их деятельность попала под проверку, в орган Статистики форму ТОРГ (микро) не направляло. Как только по телефону ООО «Шамхор» было уведомлено о необходимости представления отчетности, она сразу же была представлена. Также полагал возможны прекратить производство по делу на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с малозначительность совершенного административного правонарушения, так как отчетность представлена, хотя и с задержкой в 14 дней.

Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО5, проверив материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.

С целью создания правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах, принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Закон об официальном статистическом учете).

Пунктом 1 ст. 8 Закона об официальном статистическом учете установлено, респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Бланки утвержденных в установленном настоящим Федеральным законом порядке форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению предоставляются респондентам субъектами официального статистического учета безвозмездно (пункт 8 статьи 2 данного Закона).

Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определены соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение ).

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением ряда условий, в том числе при доведении субъектами официального статистического учета бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов (подпункт «в»).

В соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 4 Положения субъекты официального статистического учета размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению на своих официальных сайтах в сети Интернет. Субъекты официального статистического учета доводят до респондентов безвозмездно бланки форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению.

Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения № ТОРГ (микро) «Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия» утверждена форма федерального государственного статистического наблюдения № ТОРГ (микро) «Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия» за 2015 год.

В соответствии с указанным Приказом, юридические лица - микропредприятия, осуществляющие розничную торговлю (включая торговлю автотранспортными средствами, мотоциклами, их узлами и принадлежностями, моторным топливом) и общественное питание, обязаны предоставить отчетность по форме № ТОРГ (микро) за 2015 год в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела статистики торговли, услуг и инвестиций Камчатстат ФИО6 в отношении ООО «Шамхор» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.10-11).

Основанием к составлению протокола послужил факт не представления ООО «Шамхор» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ в Камчатстат форму федерального статистического отчета № ТОРГ (микро) за 2015 год.

Постановлением заместителя руководителя Камчатстат от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Шамхор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно обжалуемому постановлению от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Шамхор», в нарушение п. 1 ст. 8 Закона об официальном статистическом учете, п.п. 3,4 Положения , в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ не представило в Камчатстат форму федерального статистического отчета № ТОРГ (микро) за 2015 год. Временем совершения административного правонарушения является ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3-4).

Виновность ООО «Шамхор» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлена зам. руководителя Камчатстат на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств: протокола об административном правонарушении, докладной записки экономиста Камчатстата ФИО7

Вместе с тем, постановление зам. руководителя Камчатстат от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Шамхор» к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нельзя признать законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательства оцениваются по внутреннему убеждению судьи, должностного лица, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения, которое в силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях относится к обстоятельствам, подлежащим установлению по делу об административном правонарушении.

Данные требования Кодекса РФ об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении, в отношении ООО «Шамхор» не соблюдены.

По смыслу нормативных положений, закрепленных Кодексом РФ об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.

Из разъяснений п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

ООО «Шамхор» вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вместе с тем, в диспозиции данной статьи объективная сторона правонарушения может выражаться в совершении одного из альтернативных действий, закрепленных 2-мя частями, однако в протоколе должностным лицом действия ООО «Шамхор» квалифицированы без ссылки на часть данной нормы.

В силу п. 3 ст. 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Как следует, при рассмотрении дела об административном правонарушении по правилам ст. 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вопрос о привлечении к административной ответственности разрешается административным органом с учетом проверки правильности составления самостоятельного протокола об административном правонарушении.

В соответствии с положениями ст.ст. 29.4, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и разъяснениям данным Пленумом Верховного Суда РФ в абз. 4 и 5 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» возможность возвращения неправильно оформленного протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми он составлен, имеется только при подготовке дела к рассмотрению.

Допущенное начальником отдела статистики торговли, услуг и инвестиций Камчатстат ФИО6 при составлении протокола об административном правонарушении нарушение, выразившееся в не указании части статьи 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, фактически действия ООО «Шамхор» не квалифицированы, обязывало зам. руководителя Камчатстат при подготовке дела к рассмотрению вынести определение о возвращении протокола для устранения существенного процессуального нарушения, однако этого сделано не было.

На стадии рассмотрения настоящей жалобы на постановление такая возможность утрачена, так как в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях возвращение протокола об административном правонарушении возможно только при подготовке дела к рассмотрению.

Вышеизложенные обстоятельства при подготовке дела к рассмотрению зам. руководителя Камчатстат не разрешались, дело рассмотрено с вынесением обжалуемого постановления, в котором действия уже квалифицированы по ч. 1 ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем, у судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края отсутствуют правовые основания для возвращения протокола начальнику отдела статистики торговли, услуг и инвестиций Камчатстат ФИО6, его составившей.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выражается в действии или бездействии, состоящем в непредоставлении респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке, или несвоевременном предоставлении, либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.

В ходе рассмотрения жалобы защитник ФИО5 поддержала доводы жалобы о том, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Шамхор» по телекоммуникационным каналам связи в орган Статистики представлена форма федерального статистического наблюдения № ТОРГ (микро) «Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия» за 2015 год, поэтому не соответствует действительности довод, изложенный в постановлении, о не представлении ООО «Шамхор» формы ТОРГ (микро).

С целью проверки данного довода в Камчатстат сделан судебный запрос, на который врио руководителя Камчатстата ФИО8 в письменном сообщении исх от ДД.ММ.ГГГГ указала, что ООО «Шамхор» форму федерального статистического наблюдения № ТОРГ (микро) «Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия» за 2015 год не представило в Камчатстат в установленный законом срок – ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанная форма направлена ДД.ММ.ГГГГ посредством электронной системы сбора отчетности «СБИС», о чем свидетельствует уведомление обработки статистики из ТОГС.

Таким образом, нашел свое подтверждение довод жалобы о несвоевременном представлении ООО «Шамхор» формы федерального статистического наблюдения № ТОРГ (микро) «Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия» за 2015 год. Указанная форма принята в Камчатстат ДД.ММ.ГГГГ.

В протоколе об административном правонарушении в отношении ООО «Шамхор» не отражено надлежащее описание события административного правонарушения, выразившегося, как установлено в судебном заседании, в несвоевременном предоставлении формы федерального статистического наблюдения № ТОРГ (микро) «Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия» за 2015 год, поскольку форма предоставлена ДД.ММ.ГГГГ.

Обжалуемое постановление также не содержит надлежащего описания события административного правонарушения, совершенного ООО «Шамхор», причем необходимая отчетность поступила в Камчатстат до составления протокола об административном правонарушении и вынесения обжалуемого постановления.

Указанный недостаток протокола является существенным, так как согласно ст. 26.1 и ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении формулируется обвинение, предъявляемое лицу, привлекаемому к административной ответственности, за пределы которого судья, должностное лицо, выходить не вправе. Отсутствие в протоколе надлежащего описания события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий лица по указанной в нем норме, нарушает право этого лица на защиту и противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Учитывая, что в ходе производства по делу и его рассмотрении допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, обжалуемое постановление подлежит отмене.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносятся: решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ООО «Шамхор» дела об административном правонарушении имели место ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, срок давности привлечения ООО «Шамхор» к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для такой категории дел, по данному делу об административном правонарушении истек ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку, на день рассмотрения жалобы истек срок давности привлечения ООО «Шамхор» к административной ответственности, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В связи с отменой постановления заместителя руководителя Камчатстат по приведенным выше основаниям, связанным с существенным нарушением процессуальных требований, не подлежат обсуждению иные доводы жалобы защитника ФИО3, в том числе, связанные с прекращением производства по делу на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу защитника ФИО3 – удовлетворить частично.

Постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о признании Общества с ограниченной ответственностью «Шамхор» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - отменить.

Прекратить производство по настоящему делу, на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения Общества с ограниченной ответственностью «Шамхор» к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Р.П. Лаевская