Дело №
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
РЕШЕНИЕ
«10» июня 2016 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре ФИО2, рассмотрев жалобу защитника ООО «Шамхор» ФИО3 на постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю № от 31 марта 2016 года о признании Общества с ограниченной ответственностью «Шамхор» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю (далее – зам. руководителя Камчатстат) № от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «Шамхор» (далее – ООО «Шамхор») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с постановлением, защитник ООО «Шамхор» ФИО3 обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с жалобой, просила постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы изложила следующие доводы. Приказом директора ООО «Шамхор» от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении ответственного лица, имеющего право сдавать отчетность в ИФНС, статистику, внебюджетные фонды» ФИО3 назначена ответственной за представление отчетности в ИФНС, статистику, внебюджетные фонды. ООО «Шамхор» ДД.ММ.ГГГГ по телекоммуникационным каналам связи в орган Статистики представлена форма федерального статистического наблюдения № ТОРГ (микро) «Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия» за 2015 год, поэтому не соответствует действительности довод, изложенный в постановлении, о не представлении ООО «Шамхор» формы ТОРГ (микро), фактически имело место несвоевременное представление формы, что ООО «Шамхор» не отрицало, причем, в постановлении не отражен факт представления формы. ООО «Шамхор» не располагало информацией об обязанности представления формы ТОРГ (микро) в орган статистики за 2015 год в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В ООО «Шамхор» не поступала информация в письменной форме о представлении в органы Статистики формы ТОРГ (микро) за 2015 год от органа Статистики в виде почтовой корреспонденции. Обязанность по представлению формы ТОРГ (микро) за 2015 год в органы Статистики возникала у респондентов в 2016 году впервые. Вместе с тем, ответственная за представление отчетности ФИО3, в целях своевременного представления отчетности, ДД.ММ.ГГГГ обращалась на сайт органа Статистики за информацией о представлении статистической отчетности, получила информацию (список) о представлении обязательных форм отчетности и формы при наличии явления. Однако, информация о представлении ООО «Шамхор» статистической отчетности при выборочном методе формы ТОРГ (микро) за 2015 год, расположенная на сайте органа Статистики, отсутствовала, поэтому отсутствовала у ООО «Шамхор» и обязанность по представлению отчетности по форме ТОРГ (микро). Об обязанности представления данной формы ООО «Шамхор» узнало по телефонному звонку в офис от должностного лица органа Статистики лишь ДД.ММ.ГГГГ. Несвоевременное представление формы ТОРГ (микро) в орган Статистики не причинило государству значительный ущерб, так как форма ТОРГ (микро) представлена Обществом на 14-й день после установленного срока представления, что свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, нарушение допущено впервые, неумышленно, ООО «Шамхор» является добросовестным налогоплательщиком, отчетность в налоговые органы, в ПФР РФ, ФСС РФ, органы Статистики представляет своевременно.
Законный представитель ООО «Шамхор» ФИО4 оглы участия в судебном заседании не принимал, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием защитника ФИО5
Защитник ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала изложенные в жалобе доводы, полагала постановление подлежащим отмене по п. 9 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании иных обстоятельств. Указала, что ООО «Шамхор» не согласно со штрафом, так как предоставило форму, но с нарушением срока, на момент вынесения обжалуемого постановления отчетность была предоставлена. Информации о предоставлении отчетности не было, в 2016 году она предоставлялась впервые, поскольку утверждена была в августе прошлого года. ФИО3 пыталась извлечь информацию с интернет-сайта Камчатстата, однако в перечне отчетности, подлежащей к представлению ООО «Шамхор» отсутствовало указание на формы ТОРГ (микро), которая является выборочной, а не обязательной. Так как ООО «Шамхор» не располагало информацией, что их деятельность попала под проверку, в орган Статистики форму ТОРГ (микро) не направляло. Как только по телефону ООО «Шамхор» было уведомлено о необходимости представления отчетности, она сразу же была представлена. Также полагал возможны прекратить производство по делу на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с малозначительность совершенного административного правонарушения, так как отчетность представлена, хотя и с задержкой в 14 дней.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО5, проверив материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
С целью создания правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах, принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Закон об официальном статистическом учете).
Пунктом 1 ст. 8 Закона об официальном статистическом учете установлено, респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Бланки утвержденных в установленном настоящим Федеральным законом порядке форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению предоставляются респондентам субъектами официального статистического учета безвозмездно (пункт 8 статьи 2 данного Закона).
Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определены соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение №).
Пунктом 2 Положения № предусмотрено, что предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением ряда условий, в том числе при доведении субъектами официального статистического учета бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов (подпункт «в»).
В соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 4 Положения № субъекты официального статистического учета размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению на своих официальных сайтах в сети Интернет. Субъекты официального статистического учета доводят до респондентов безвозмездно бланки форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению.
Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения № ТОРГ (микро) «Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия» утверждена форма федерального государственного статистического наблюдения № ТОРГ (микро) «Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия» за 2015 год.
В соответствии с указанным Приказом, юридические лица - микропредприятия, осуществляющие розничную торговлю (включая торговлю автотранспортными средствами, мотоциклами, их узлами и принадлежностями, моторным топливом) и общественное питание, обязаны предоставить отчетность по форме № ТОРГ (микро) за 2015 год в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела статистики торговли, услуг и инвестиций Камчатстат ФИО6 в отношении ООО «Шамхор» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.10-11).
Основанием к составлению протокола послужил факт не представления ООО «Шамхор» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ в Камчатстат форму федерального статистического отчета № ТОРГ (микро) за 2015 год.
Постановлением заместителя руководителя Камчатстат № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Шамхор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно обжалуемому постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Шамхор», в нарушение п. 1 ст. 8 Закона об официальном статистическом учете, п.п. 3,4 Положения №, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ не представило в Камчатстат форму федерального статистического отчета № ТОРГ (микро) за 2015 год. Временем совершения административного правонарушения является ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3-4).
Виновность ООО «Шамхор» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлена зам. руководителя Камчатстат на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств: протокола об административном правонарушении, докладной записки экономиста Камчатстата ФИО7
Вместе с тем, постановление зам. руководителя Камчатстат № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Шамхор» к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нельзя признать законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательства оцениваются по внутреннему убеждению судьи, должностного лица, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения, которое в силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях относится к обстоятельствам, подлежащим установлению по делу об административном правонарушении.
Данные требования Кодекса РФ об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении, в отношении ООО «Шамхор» не соблюдены.
По смыслу нормативных положений, закрепленных Кодексом РФ об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Из разъяснений п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
ООО «Шамхор» вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вместе с тем, в диспозиции данной статьи объективная сторона правонарушения может выражаться в совершении одного из альтернативных действий, закрепленных 2-мя частями, однако в протоколе должностным лицом действия ООО «Шамхор» квалифицированы без ссылки на часть данной нормы.
В силу п. 3 ст. 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Как следует, при рассмотрении дела об административном правонарушении по правилам ст. 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вопрос о привлечении к административной ответственности разрешается административным органом с учетом проверки правильности составления самостоятельного протокола об административном правонарушении.
В соответствии с положениями ст.ст. 29.4, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и разъяснениям данным Пленумом Верховного Суда РФ в абз. 4 и 5 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» возможность возвращения неправильно оформленного протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми он составлен, имеется только при подготовке дела к рассмотрению.
Допущенное начальником отдела статистики торговли, услуг и инвестиций Камчатстат ФИО6 при составлении протокола об административном правонарушении нарушение, выразившееся в не указании части статьи 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, фактически действия ООО «Шамхор» не квалифицированы, обязывало зам. руководителя Камчатстат при подготовке дела к рассмотрению вынести определение о возвращении протокола для устранения существенного процессуального нарушения, однако этого сделано не было.
На стадии рассмотрения настоящей жалобы на постановление такая возможность утрачена, так как в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях возвращение протокола об административном правонарушении возможно только при подготовке дела к рассмотрению.
Вышеизложенные обстоятельства при подготовке дела к рассмотрению зам. руководителя Камчатстат не разрешались, дело рассмотрено с вынесением обжалуемого постановления, в котором действия уже квалифицированы по ч. 1 ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем, у судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края отсутствуют правовые основания для возвращения протокола начальнику отдела статистики торговли, услуг и инвестиций Камчатстат ФИО6, его составившей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выражается в действии или бездействии, состоящем в непредоставлении респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке, или несвоевременном предоставлении, либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
В ходе рассмотрения жалобы защитник ФИО5 поддержала доводы жалобы о том, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Шамхор» по телекоммуникационным каналам связи в орган Статистики представлена форма федерального статистического наблюдения № ТОРГ (микро) «Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия» за 2015 год, поэтому не соответствует действительности довод, изложенный в постановлении, о не представлении ООО «Шамхор» формы ТОРГ (микро).
С целью проверки данного довода в Камчатстат сделан судебный запрос, на который врио руководителя Камчатстата ФИО8 в письменном сообщении исх № от ДД.ММ.ГГГГ указала, что ООО «Шамхор» форму федерального статистического наблюдения № ТОРГ (микро) «Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия» за 2015 год не представило в Камчатстат в установленный законом срок – ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанная форма направлена ДД.ММ.ГГГГ посредством электронной системы сбора отчетности «СБИС», о чем свидетельствует уведомление обработки статистики из ТОГС.
Таким образом, нашел свое подтверждение довод жалобы о несвоевременном представлении ООО «Шамхор» формы федерального статистического наблюдения № ТОРГ (микро) «Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия» за 2015 год. Указанная форма принята в Камчатстат ДД.ММ.ГГГГ.
В протоколе об административном правонарушении в отношении ООО «Шамхор» не отражено надлежащее описание события административного правонарушения, выразившегося, как установлено в судебном заседании, в несвоевременном предоставлении формы федерального статистического наблюдения № ТОРГ (микро) «Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия» за 2015 год, поскольку форма предоставлена ДД.ММ.ГГГГ.
Обжалуемое постановление также не содержит надлежащего описания события административного правонарушения, совершенного ООО «Шамхор», причем необходимая отчетность поступила в Камчатстат до составления протокола об административном правонарушении и вынесения обжалуемого постановления.
Указанный недостаток протокола является существенным, так как согласно ст. 26.1 и ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении формулируется обвинение, предъявляемое лицу, привлекаемому к административной ответственности, за пределы которого судья, должностное лицо, выходить не вправе. Отсутствие в протоколе надлежащего описания события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий лица по указанной в нем норме, нарушает право этого лица на защиту и противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Учитывая, что в ходе производства по делу и его рассмотрении допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, обжалуемое постановление подлежит отмене.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносятся: решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ООО «Шамхор» дела об административном правонарушении имели место ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, срок давности привлечения ООО «Шамхор» к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для такой категории дел, по данному делу об административном правонарушении истек ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку, на день рассмотрения жалобы истек срок давности привлечения ООО «Шамхор» к административной ответственности, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В связи с отменой постановления заместителя руководителя Камчатстат по приведенным выше основаниям, связанным с существенным нарушением процессуальных требований, не подлежат обсуждению иные доводы жалобы защитника ФИО3, в том числе, связанные с прекращением производства по делу на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу защитника ФИО3 – удовлетворить частично.
Постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ о признании Общества с ограниченной ответственностью «Шамхор» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - отменить.
Прекратить производство по настоящему делу, на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения Общества с ограниченной ответственностью «Шамхор» к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Р.П. Лаевская