ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-641/2022 от 15.07.2022 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

<...> 12-641/2022

УИД: 66RS0003-02-2021-001933-87

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург 15 июля 2022 года

Судья Кировского районного суда г. Екатеринбурга Карапетян Е.А.,

с участием представителя юридического лица - муниципального унитарного предприятия «Тагилдорстрой» ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя МУП «ТДС» ФИО2 на постановление начальника отдела регионального государственного контроля (надзора) по Западному и Горнозаводскому управленческим округам, заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 02.08.2021 №12-08-06/8-П по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия «Тагилдорстрой», представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 02.08.2021, решение министра природных ресурсов и экологии Свердловской области, главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области от 07.09.2021,

установил:

постановлением начальника отдела регионального государственного контроля (надзора) по Западному и Горнозаводскому управленческим округам, заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области ФИО3 от 02.08.2021 №12-08-06/8-П муниципальное унитарное предприятие «Тагилдорстрой» (далее – МУП «ТДС») привлечено к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Согласно постановлению от 02.08.2021 №12-08-06/8-П 24.03.2021 в границах ландшафтного заказника «Черноисточинский пруд с Ушковской канавой и окружающими лесами» (далее – Заказник) в квартале 79 участка Черноисточинский Николо-Павловского участкового лесничества ГКУ Свердловской области «Нижнетагильское лесничество» допущено устройство свалки на территории заказника, а именно складирование уничтоженных лесных насаждений, отходов корчевания пней и порубочных остатков, что является нарушением требований, предусмотренных пунктами 1,3,5 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», статьи 17 Закона Свердловской области от 21.11.2005 №105-ОЗ «Об особо охраняемых территориях областного и местного значения в Свердловской области», подпункта 16 пункта 9 Положения о ландшафтном заказнике «Черноисточинский пруд с Ушковской канавой и окружающими лесами», утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 06.04.2011 №368-ПП.

Кроме того, 02.08.2022 начальником отдела регионального государственного экологического надзора по Западному и Горнозаводскому управленческим округам, заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области ФИО3 в адрес МУП «ТДС» внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением министра природных ресурсов и экологии Свердловской области, главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области от 07.09.2021 ФИО4 вышеуказанное постановление изменено в части назначенного административного наказания. С учетом того, что работы МУП «ТДС» ведутся в рамках государственного контракта от 08.12.2020 по объекту закупки «Очистка от донных отложений ложа Черноисточикского хранилища, источника питьевого водоснабжения города Нижний Тагил, расположенного в поселке Черноисточинского водохранилищ, размер административного штрафа снижен до 150000 рублей.

Представитель МУП «ТДС» ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

Должностные лица Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом и в срок.

При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Согласно абзацу первому преамбулы Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются перечисленные в пункте 2 статьи 2 Закона N 33-ФЗ категории указанных территорий, к числу которых относятся государственные природные заказники.

Режим особой охраны территории Государственного ландшафтного природного заказника областного значения «Черноисточинский пруд с Ушковской канавой и окружающими лесами» установлен Положением о ландшафтном заказнике областного значения «Черноисточинский пруд с Ушковской канавой и окружающими лесами», утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 06.04.2011 № 368-ПП, из подпункта 16 пункта 9 которого следует, что на территории заказника запрещается, в частности, устройство свалок, загрязнение территории бытовыми и промышленными отходами.

Из материалов дела усматривается, что между Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области и МУП «Тагилдорстрой» 08.12.2020 заключен государственный контракт № 10-вода на проведение работ по очистке от донных отложений ложа Черноисточинского водохранилища, источника питьевого водоснабжения города Нижний Тагил, расположенного в поселке Черноисточинск Свердловской области. Согласно проектной документации донные отложения должны транспортироваться от участков очистки до места складирования по пульпопроводу диаметром 500 мм.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области №403 от 05.04.2021 МУП ТДС выдано разрешение на использование земель и земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов под размещение объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации.

Осуществление работ производится МУП «ТДС» в соответствии с проектной документацией «Очистка от донных отложений ложа Черноисточинского водохранилища, источника питьевого водоснабжения города Нижний Тагил, расположенного в поселке Черноисточинск Свердловской области» №112/2.2 ПСД-0185-ПОС (раздел 6. Проект организации строительства).

Согласно разделу 18.5 проектной документации регламентирует мероприятия по размещению отходов в период проведения работ все образующиеся отходы при строительстве, в том числе отходы от вырубки деревьев (отходы древесины от лесоразработок, отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, отходы корчевания пней) будут утилизироваться на полигон ООО «Поток II», согласно полученным согласованиям.

На основании решения и.о. Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора от 22.03.2021 №11, принятого в связи с поступившим обращением гражданина ***8, Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, ТКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» 24.03.2021 проведена проверка требований законодательства об охране окружающей среды, особо охраняемых природных территориях в отношении МУП «ТДС» о возможных нарушениях при производстве работ по очистке донных отложений ложа Черноисточинского водохранилища.

В ходе проверки установлено, что с северо-западной стороны в 1 км от - пос. Черноисточинск Горноуральского городского округа и в 150 м севернее коллективного сада № 10 НТМК МУП «ТДС» ведутся работы по подготовке площадки для складирования донных отложений в геотубах в результате очистки Черноисточинского водохранилища. Площадка расположена на земельном участке с кадастровым номером 66:19:0101006:768, вдоль недействующей узкоколейной железной дороги, вне территории ландшафтного заказника «Черноисточинский пруд с Ушковской канавой» (далее - Заказник).

Для прокладки пульпопровода и проезда спецтехники МУП «ТДС» под линиями электропередач ведется строительство временной дороги шириной 5 м из скальной породы и щебня от точки с географическими координатами N 57.7375, Е 59.8508 (место примыкания к автодороге «г. Нижний Тагил - п. Висимо-Уткинск - д. Усть-Утка) до точки с географическими координатами N 57.7467, Е 59.8410. Согласно данным Публичной кадастровой карты, 550 м строящейся временной дороги расположены на территории государственного ландшафтного заказника областного значения «Черноисточинский пруд с Ушковской канавой и окружающими лесами».

На территории Заказника рядом с просекой под ЛЭП, около обочины построенной дороги обнаружены места складирования уничтоженных лесных насаждений, отходов корчевания пней и порубочных остатков.

Из акта осмотра от 25.03.2021, составленного лесничим Николо Павловского участкового лесничества ГКУ Свердловской области «Нижне-Тагильское лесничество», следует, что при осмотре участка установлены точки №1 координаты широта 57*44,251 долгота Е 059*50,469; №2 координаты широта 57*44,543 долгота Е 059*50,607, согласно которых определено, что обследуемый участок расположен в квартале 79 выделе 41 участок Черноисточинский Николаево-Павловское участковое лесничество ГУ Свердловской области Нижне-Тагильское лесничество» под линией ЛЭП протяженностью 550 м. в защитных лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в лесопарковых зонах), в лесах особо охраняемых природных территорий – ландшафтный заказник Черноисточинский пруд с Ушковской канавой и окружающими лесами). Произведены работы по отсыпке насыпи шириной 4-5 м, площадь насыпи составила 0,275 га. Насыпь проложена дальше, в направлении квартала 13 урочище ГЗЗ «Висимский» Красноуральского участкового лесничества. Вдоль насыпи старые пеньки, срубленные 10 лет назад при расширении линии ЛЭП, выкорчеваны и уложены по обе стороны насыпи к стене леса квартале 79 выдел 40 и в сторону ЛЭП.

22.04.2022 МУП «ТДС» обратилось в Министерство природных ресурсов с запросов об уборке отходов и порубочных остатков, обнаруженных в границах особо охраняемой природной территории заказника.

В ответе на запрос Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области указало, что вопрос об уборке захламления территории заказника будет проработан министерством совместно с ГКУ СО «Нижнетагильское лесничество» с привлечением организации, осуществляющей эксплуатации линии электропередач.

Согласно объяснениям заместителя директора МУП «ТДС» ФИО1 при производстве работ по отсыпке вскрышной породой временной дороги производилось частичное выравнивание участка дороги, прилегающего вдоль охранной зоны ЛЭП. Обнаруженные при проведении проверки порубочные остатки (пни, ветки), расположенные вдоль строящейся временной дороги, образовались там после проведения частичного выравнивания строящейся временной дороги, при котором имеющиеся на полотне предполагаемой дороги старые пни и порубочные остатки сдвигались техникой МУП «ТДС» в сторону от дороги для упрощения производства работ. Работы по корчеванию пней, по рубке лесных насаждений МУП «ТДС» при осуществлении работ по организации временной дороги для прокладки пульпопровода не производились. Работы по уборке сдвинутых в сторону от временной дороги старых пней и порубочных остатков МУП «Тагилдорстрой» не производило, поскольку проведение данного вида работ не предусмотрено условиями заключенного государственного контракта и проектной документацией к нему.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором в отношении МУП «ТДС» дела об административном правонарушении, а впоследствии - для привлечения юридического лица к административной ответственности.

Факт совершения правонарушения подтверждается решением о проведении проверки Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой от 22.03.2021 №11 в отношении МУП «ТДС», справкой по результатам проведения проверки от 29.03.2021, фотоматериалами к ней, актом осмотра от 25.03.2021, постановлением и.о. Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Желябовского Д.С. от 07.06.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП «ТДС», государственным контрактом №10-вода от 08.12.2020, приказом о выдаче разрешения от 05.04.2021 №403, объяснениями заместителя директора МУП «ТДС» ФИО1,, проектной документацией на производство работ по производству очистки ложа Черноисточинского водохранилища (раздел 6. Проект организации строительства), а также иными материалами проверки, которые получили надлежащую оценку должностными лицами.

При таких обстоятельствах должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности МУП «ТДС» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод заявителя о том, что на момент заключения контракта предприятие не могло предвидеть наличие на территории Заказника свалки порубочных остатков лесных нахождений, не свидетельствует об отсутствии в действиях МУП «ТДС» состава административного правонарушения.

Согласно материалам дела работы по государственному контракту начались в феврале 2021 года и, согласно объяснением заместителя директора МУП «ТДС» ФИО1, при производстве работ по обустройству временной дороги, пролегающей вдоль охранной зоны ЛЭП, порубочные остатки (пни, ветки) сдвигались техникой МУД «ТДС» в сторону от дороги для упрощения производства работ. Следовательно, сотрудникам юридического лица было известно о наличии данных порубочных остатков.

Запрос в министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области направлено только после проведения Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проверочных мероприятий. Ранее, вопреки требованиям закона «Об особо охраняемых природных территориях», и подпункта 16 пункта 9 Положения о ландшафтном заказнике «Черноисточинский пруд с Ушковской канавой и окружающими лесами, МУП «ТДС» не предпринято каких-либо мер, направленных на устранение свалки, доказательств обратного суду не представлено.

Вопреки доводам жалобы, факт того, что указанные порубочные остатки образовались до начала производства МУП «ТДС» работ по обустройству временной дороги, не влияет на юридическую квалификацию действий (бездействия) юридического лица.

Также судом не принимаются доводы защитников юридического лица о том, что очистка Заказника от порубочных остатков не предусмотрена условиями контракта, поскольку у предприятия имелась объективная возможность обратиться к заказчику с предложением о внесении корректировок в существующий государственный контракт. Кроме того, указанная обязанность возложена на юридическое лицо в силу вышеуказанных положений Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что МУП «ТДС» обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства совершенного административного правонарушения.

В постановлении содержится мотивированное решение по делу, действия МУП «ТДС» административным органом квалифицированы верно. Само постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении МУП «ТДС» к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Вопреки доводам защитников истечение срока давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы основанием для отмены постановления не является.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено МУП «ТДС» в соответствии с требованиями статьями 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере, предусмотренном санкцией статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым и соразмерным содеянному.

С учетом характера правонарушения основания для признания его малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд находит представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 02.08.2021, законным, обоснованным, вынесенным в рамках имеющихся полномочий.

Законность и обоснованность постановления о назначении наказания МУП «ТДС» в полном объеме проверены Министром природных ресурсов и экологии Свердловской области с соблюдением требований ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание юридическому лицу снижено.

Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления, при рассмотрении дела допущено не было. Оснований к отмене указанного постановления по доводам жалобы не установлено.

Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление начальника отдела регионального государственного контроля (надзора) по Западному и Горнозаводскому управленческим округам, заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 02.08.2021 №12-08-06/8-П по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия «Тагилдорстрой», представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 02.08.2021, решение министра природных ресурсов и экологии Свердловской области, главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области от 07.09.2021 - оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Свердловский областной суд.

Судья: <...> Е.А. Карапетян