ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-642/20 от 03.12.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Бегунова Т.И. № 12-642/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара 03 декабря 2020 года

Судья Самарского областного суда Чемерисова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании защитника Вадченко А.В. в интересах должностного лица – начальника отдела развития потребительского рынка администрации г.о. Тольятти Тюлин В.А. на постановление судьи Центрального районного суда г.о. Тольятти Самарской области от 06 октября 2020 года, которым

должностное лицо – начальник отдела развития потребительского рынка администрации г.о. Тольятти Тюлин В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей;

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением исполняющего обязанности прокурора города Тольятти младшим советником юстиции Морозовым Д.К. от 10.07.2020 возбуждено в отношении должностного лица – начальника отдела развития потребительского рынка администрации г.о. Тольятти Тюлин В.А. дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ.

Материалы дела с вышеуказанным постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении направлены в Центральный районный суд. Г. Тольятти.

06 октября 2020 года судьей Центрального районного суда г.о. Тольятти Самарской области вынесено вышеуказанное постановление.

Не согласившись с постановлением суда, защитник Вадченко А.В. в интересах должностного лица Тюлина В.А ( по доверенности) обратилась в Самарский областной суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления районного суда, прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения. Считает, что судом не принято во внимание, что общее поздравление «С Новым годом!», размещенное на рекламных конструкциях, носит поздравительный характер и преследует собой цель содействия духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, указывает на традиции народа и поддерживает семейные ценности, данное информирование отвечает признакам социальной рекламы.

Проверив материалы дела, заслушав доводы заявителя жалобы защитника Вадченко А.В. в интересах Тюлина В.А., изучив возражения исполняющего обязанности прокурора г. Тольятти Исаева В.А. на жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Частью 1 ст. 15.14 КоАП РФ установлено, что нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

В силу ст. 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, что предусмотрено статьей 162 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой г.о.Тольятти по обращению депутата Думы г.о.Тольятти Архангельского Е.А. проведена проверка целевого расходования администрацией г.о.Тольятти бюджетных средств на размещение социальной рекламы в период 2019 года в рамках заключенного муниципального контракта на выполнение работ по изготовлению и размещению социальной рекламы на местах, незаполненных коммерческой рекламой.

Постановлением мэрии г.о.Тольятти Самарской области от 21.10.2016 года № 3307-п/1 утверждена муниципальная программа «Развитие потребительского рынка в городском округе Тольятти на 2017 - 2021 годы» (далее - Программа).

Указанной Программой обозначена необходимость наличия социальной рекламы в г.о. Тольятти. Согласно положениям Программа повышает значимость данного вида рекламы и ставит задачи ее дальнейшего развития необходимость решения следующих наиболее актуальных социальных проблем в городе: курение, алкоголизм, наркомания; предупреждение чрезвычайных ситуаций; насилие в семье; обязанности граждан и их права; аборты; личная безопасность граждан. Социальная реклама носит явно выраженный провокационный характер, который привлекает внимание общественности в основном на эмоциональном уровне, с целью пробудить социальную ответственность, изменить мнение большинства по актуальной проблеме, привить ценности, что говорит о необходимости ее наличия и развития на территории городского округа Тольятти.

Пунктом 1.2.4 перечня мероприятий Программы предусмотрены мероприятия по изготовлению и размещению социальной рекламы, на реализацию которых на 2019 год для отдела развития потребительского рынка администрации г.о. Тольятти предусмотрены средства местного бюджета в сумме 168 000 рублей.

Решением Думы г.о. Тольятти Самарской области от 11.12.2018 года №88 «О бюджете городского округа Тольятти на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрено финансирование мероприятий Программы на 2019 год в сумме 1 146 тыс.рублей по главному распорядителю бюджетных средств - отделу развития потребительского рынка администрации городского округа Тольятти (приложение №№ 6, 12).

Постановлением мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 06.05.2015 года № 1503-п/1 «Об установлении отдельных расходных обязательств городского округа Тольятти» (далее - Постановление № 1503-п/1), установлено, что расходное обязательство г.о. Тольятти на производство и распространение социальной рекламы на территории г.о. Тольятти исполняется г.о.Тольятти за счет средств бюджета г.о. Тольятти и в пределах средств, предусмотренных в бюджете городского округа Тольятти.

В 2019 году в рамках реализации мероприятий Программы на основании протокола подведения итогов электронного аукциона № 0842300004019000011-3 от 26.02.2019 года администрацией г.о.Тольятти с ООО «Колор-принт» заключен муниципальный контракт от 19.03.2019 года № 08423000040190000110002 на выполнение работ по изготовлению и размещению социальной рекламы на местах, незаполненных коммерческой рекламой (далее - Контракт), на сумму 135.000 рублей.

В соответствии с условиями Контракта Исполнитель согласовывает с Заказчиком эскизы изображений рекламных материалов, изготавливает и размещает социальную рекламу на местах, незаполненных коммерческой рекламой (п.3.1.1 МК), а также демонтирует и утилизирует демонтированную социальную рекламу после окончания срока ее размещения (п. 3.1.7 МК).По условиям технического задания выполнение работ осуществляется на основании письменной заявки Заказчика Исполнителю. Исполнитель согласовывает с Заказчиком эскизы изображений рекламных материалов, предполагаемые для изготовления, уведомляет заказчика о готовности к приему-сдаче выполненных работ. Тематика размещаемой рекламы техническим заданием не установлена.

Распоряжением от 27.09.2019 года № 8788-р-а/1 Тюлин В.А. назначен на должность начальника отдела развития потребительского рынка администрации г.о. Тольятти.

Согласно п.п.3.9 его должностной инструкции, утвержденной 26.09.2018 года первым заместителем главы г.о. Тольятти, в функциональные обязанности Тюлина В.А. входит, в том числе реализация бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета в соответствии с действующим законодательством.

На основании заявки начальника отдела развития потребительского рынка администрации г.о.Тольятти Тюлина В.А. от 03.12.2019 года №993/2.6. ООО «Колор-принт» выполнены работы по изготовлению и монтажу социальной рекламы - баннер «С Новым годом» в количестве 16 штук. Выполненные работы приняты Заказчиком по акту от 16.12.2019 года № 690 на сумму 64 962,40 рублей, подписанному начальником отдела Тюлиным В.А. и оплачены по платежному поручению от 19.12.2019 года № 29 на сумму 64 962,40 рублей.

Изготовленные ООО «Колор-принт» баннеры по муниципальному контракту содержат надпись «С Новым годом» и соответствующие надписи и празднику изображения (ёлочная игрушка, снежинки, ёлка, снег).

Рассматривая дело, судья районного суда пришёл к выводу, что изготовленный баннер с надписью «С Новым город» носит исключительно поздравительный характер и при этом не носит социальной направленности: не имеет письменной, либо визуальной информации, прямо направленной на содействие духовно-нравственному воспитанию детей, молодежи, поддержку семейных ценностей, достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства, в связи с чем, основная цель социальной рекламы - решение какой-либо социальной проблемы, создание общественного резонанса - посредством ее размещения не достигнута.

Также, суд в постановлении указал, что в нарушение ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ, а также Постановления 1503-п/1 «Об установлении отдельных расходных обязательств городского округа Тольятти», 19.12.2019 года начальником отдела развития потребительского рынка администрации г.о.Тольятти Тюлиным В.А. в нарушение принципа адресности и целевого характера использования бюджетных средств, произведена оплата работ по изготовлению и монтажу информационного материала: - баннеров в количестве 16 шт. по теме «С Новым годом», не несущего социальной направленности и не являющегося социальной рекламой, в сумме 64 962 рубля 40 коп., чем нарушены требования статей 38, 162 Бюджетного кодекса РФ.

Данные обстоятельства и послужили основанием для привлечения должностного лица Тюлина В.А. к административной ответственности, предусмотренной статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, суд апелляционной инстанции полагает, что данные выводы районного суда являются ошибочными в силу следующего.

В соответствии с п. 11 ст. 3 ФЗ РФ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», под социальной рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Отличительным признаком социальной рекламы является ее некоммерческое, социальное содержание, направленность на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Социальная реклама - вид некоммерческой рекламы, направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума. Предназначение социальной рекламы - гуманизация общества и формирование нравственных ценностей. Миссия социальной рекламы - изменение поведенческой модели общества. Социальная реклама разрешает важнейшие задачи, и в частности формирует общественное мнение, привлекает внимание к актуальным проблемам общественной жизни, стимулирует к действиям по решению проблем общественной жизни, поддерживает государственную политику, укрепляет институт гражданского общества, изменяет поведенческие модели в обществе. В связи с этим социальная реклама выполняет следующие функции: образовательную, воспитательную, агитационную, информационную. Отличительным признаком социальной рекламы является ее некоммерческое, социальное содержание, направленность на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Федеральный закон от 13.03.2006 38-ФЗ «О рекламе», не устанавливает запретов или ограничений, касающихся размещения органом местного самоуправления в рамках социальной рекламы информации о проведении общегородских культурно-массовых мероприятий или официальных государственных праздников.

Главным признаком социальной рекламы является то, что она представляет общественные и государственные интересы. Она не ставит перед собой какой-либо цели коммерческого характера.

Общегородские праздничные мероприятия являются эффективной формой культурной деятельности населения и в том числе молодежи, проводятся в интересах неопределенного круга лиц, являются социально значимыми мероприятиями, нацеленными на воспитание патриотизма гражданственности, чувства гордости за любимый город, страну, то есть имеют общественные полезные цели.

Учитывая понятия, заложенные в федеральном законе, размещение информации о проведении общегородских мероприятий, посвященных городскими и государственными праздникам, не противоречит понятию «социальная реклама».

Суд апелляционной соглашается с доводами жалобы о том, что праздничное оформление города, размещаемое по тематическим планам в соответствии с постановлениями и распоряжениями администрации г.о.Тольятти относится к видам рекламы и информации, размещаемой на территории г.о.Тольятти в соответствии с постановлением мэрии г.о.Тольятти от 10.07.2015 № 2183-п/1 «Об утверждении требований к рекламным конструкциям, допустимым к установке на территории г.о.Тольятии».

Также, суд апелляционной инстанции полагает, что социальная реклама способствует не только социальной поддержке и повышению грамотности населения, но и построению здорового гражданского общества. Иными словами, социальная реклама передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление.

Социальная реклама – вид некоммерческой рекламы, направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимание к проблемам социума. Предназначение социальной рекламы – гуманизация общества и формирование нравственных ценностей. Миссия – изменение поведенческой модели общества.

В связи с этим, поздравление с государственными праздниками, к которым относится «Новый Год», выполняет как информационную так и воспитательную функцию, укрепляя институт гражданского общества, в частности объединяет граждан, укрепляет новогодние традиции: отмечать празднование, дарить подарки, исполнять мечты и т.д.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общее поздравление «С Новым Годом!», размещенное на рекламных конструкциях, носит информационно-поздравительный характер, которое преследует собой цель содействия духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, указывает на традиции народа и поддерживает семейные ценности, что отвечает признакам социальной рекламы.

Таким образом, вина должностного лица Тюлина В.А. в совершении административного правонарушения не подтверждается собранными по делу доказательствами. Факт допущения нецелевого использования бюджетных средств также не нашел своего подтверждения.

Учитывая вышеуказанное, полагаю, что выводы судьи о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, являются ошибочными.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесенное по настоящему делу постановление в отношении начальника отдела развития потребительского рынка администрации г.о. Тольятти Тюлина В.А. подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Центрального районного суда г.о. Тольятти Самарской области от 06 октября 2020 года делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела развития потребительского рынка Администрации г.о. Тольятти Тюлин В.А., – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела развития потребительского рынка Администрации г.о. Тольятти Тюлин В.А. – прекратить.

Жалобу защитника Тюлина В.А., Вадченко А.В. – удовлетворить.

В соответствии со ст. 30.12 КоАП РФ решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Самарского областного суда О.В. Чемерисова

.

.

.