Дело № 12-643/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 11 сентября 2019 года
Судья Первомайского районного суда г. Кирова Щелчков А.А.,
при секретаре Добрыниной М.А.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности - директора МБУ «Дом культуры «Заречный» ФИО2,
защитника Ладода М.О.,
рассмотрев жалобу заместителя начальника департамента финансов администрации г. Кирова ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 68 Первомайского судебного района г. Кирова от 19.07.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении директора МБУ «Дом культуры «Заречный» ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 68 Первомайского судебного района г. Кирова от 19.07.2019 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении директора МБУ «Дом культуры «Заречный» ФИО2 прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью. ФИО2 объявлено устное замечание.
На данное постановление заместителем начальника департамента финансов администрации г. Кирова ФИО1 подана жалоба, в которой он просит указанное постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение, поскольку оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. По мнению заявителя, существенная угроза охраняемым общественным отношениям в рассматриваемом случае заключается в наступлении негативных материальных последствий - причинении ущерба бюджету МО «Город Киров» на сумму (Данные деперсонифицированы), а также в пренебрежительном отношении директора МБУ «Дом культуры Заречный» ФИО2 к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям законодательства. В материалах дела отсутствует информация о мерах, принятых ФИО2, по устранению выявленных нарушений.
В судебное заседание представитель департамента финансов администрации г. Кирова не явился, извещены надлежащим образом.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, - директор МБУ «Дом культуры «Заречный» Жилина Т.С., защитник Ладода М.О., просят постановление мирового судьи судебного участка № 68 Первомайского судебного района г. Кирова от 18.07.2019 оставить без изменения, жалобу департамента финансов администрации г. Кирова без удовлетворения.
В представленных возражениях указали, что в 2018 году бюджетному учреждению как получателю бюджетных средств были доведенные лимиты бюджетных обязательств по соответствующим статьям расходов в т.ч. по налогам (на имущество, земельный налог, транспортный), расходы на коммунальные услуги, без учета дохода от платной деятельности учреждения. Данные расходы были предусмотрены Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год, утвержденным учредителем организации. Субсидии в 2018 году были направлены для выполнения муниципального задания, дополнительных средств из внебюджетных источников не потребовалось. Если бы часть оплаты произвели за счет средств полученных от платной деятельности, следовательно, учреждению пришлось бы перенаправлять часть денежных средств выделенных на уплату налогов (на имущество, земельный налог, транспортный), на оплату коммунальных услуг, на другие статьи расходов, но в любом случае данные денежные средства остались бы на счетах учреждения и были бы направлены на достижение целей, ради которых это учреждение создано, а также на развитие уставной деятельности. Денежные средства, полученные от оказания учреждением платных услуг в 2018 году составили (Данные деперсонифицированы). Всего (Данные деперсонифицированы) рублей, что составило 60% от дохода учреждения от оказания платных услуг. Поскольку на оплату материальных затрат и на развитие учреждение должно быть направлено не менее 40% от дохода учреждения от платных услуг, считают, что денежные средства были направлены на развитие учреждения в большем объеме, чем было предусмотрено положением, что указывает на эффективное расходование денежных средств руководителем учреждения. Просит обратить внимание, что в соответствии с отчетом муниципальное задание на 2018 год выполнено учреждением в полном объеме, расходы осуществлялись в пределах показателей утвержденного Плана финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год, вследствие чего негативных последствий не наступило, ответ по устранению выявленных нарушений был представлен в Департамент финансов администрации города Кирова.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. В то же время судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 15.14 КоАП РФ, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
В соответствии со статьей 69.1 Бюджетного Кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного Кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами устанавливается нормативными правовыми актами местной администрации.
Положение о порядке формирования, организации контроля и финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) для муниципальных учреждений МО «Город Киров» утверждено постановлением администрации города Кирова от 18.07.2011 № 2190-П.
Согласно пункту 3.6 Положения № 2190-П финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальным бюджетным или автономным учреждением осуществляется в виде субсидии из бюджета МО «Город Киров».
Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в рамках муниципального задания с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальным бюджетным или автономным учреждением, или приобретенного муниципальным бюджетным или автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.
В случае если муниципальное бюджетное или автономное учреждение оказывает сверх установленного муниципального задания муниципальные услуги (выполняет работы) для физических или юридических лиц за плату, а также осуществляет иную приносящую доход деятельность (далее - платная деятельность), затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения (в том числе земельные участки), и затраты на содержание не используемого для выполнения муниципального задания, имущества учреждения рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности. Коэффициент платной деятельности определяется как отношение планируемого объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания к общей сумме планируемых поступлений, включающей поступления от субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и доходов от платной деятельности, определяемых исходя из объемов указанных поступлений, полученных в отчетном финансовом году.
Порядок расчета и утверждения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) утвержден постановлением администрации города Кирова от 26.09.2017 № 3598-П.
В соответствии с пунктом 2.1. Порядка № 3598-П нормативные затраты на оказание муниципальной услуги рассчитываются на единицу показателя объёма оказания услуги, установленного в муниципальном задании, на основе базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат, с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, применяемых при расчёте объёма финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальным учреждением.
Согласно пункту 2.3. Порядка № 3598-П базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги состоит из базового норматива: затрат, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги; затрат на общехозяйственные нужды на оказание муниципальной услуги.
В силу пункта 2.2. Порядка № 3598-П значения нормативных затрат на оказание муниципальной услуги утверждается в отношении муниципальных бюджетных или автономных учреждений органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Постановлениями администрации города Кирова от 29.12.2017 № 4999-П «Об утверждении значений нормативных затрат, базовых нормативов затрат на оказание муниципальных услуг, значений корректирующих коэффициентов, применяемых при расчёте нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в сфере культуры, кинематографии, архивного дела, туризма, на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов»; от 07.02.2019 № 231-П «О внесении изменений в постановление администрации города Кирова от 29.12.2017 № 4999-П» утверждены значения нормативных затрат, базовых нормативов затрат на оказание муниципальных услуг, значения корректирующих коэффициентов.
Как следует из материалов дела, решением Кировской городской Думы от 30.11.2017 № 3/1 «О бюджете муниципального образования «Город Киров» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» на выполнение муниципального задания в рамках программы «Развитие культуры в муниципальном образовании «Город Киров», подпрограммы «Создание условий для организации досуга и обеспечение жителей муниципального образования «Город Киров» услугами организаций культуры» для Дворцов и Домов культуры предусмотрено предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям по целевой статье 05 1 00 03200, вид расходов 600 в сумме 81880,7 тысяч рублей, в том числе для МБУ «Дом культуры «Заречный» в сумме 7571,940 тысяч рублей на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).
Согласно пункту 2.3.1. Соглашения № 1 о предоставлении из бюджета МО «Город Киров» субсидии МБУ «Дом культуры «Заречный» на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) от 25.12.2017 МБУ «Дом культуры «Заречный» в лице директора ФИО2 обязуется соблюдать цели, условия и порядок, установленные при предоставлении субсидии.
Размер субсидии на 2018 год утвержден в Приложении к Соглашению от 25.12.2017 в сумме (Данные деперсонифицированы) рублей, с учетом изменений размер субсидии на 2018 год составил (Данные деперсонифицированы) рублей.
Согласно данным оборотно - сальдовой ведомости по счету 17 за 2018 год фактически на лицевой счет учреждения № 07911013029 по КФО 4 «Субсидия на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг», по состоянию на 01.01.2019 поступило (Данные деперсонифицированы) рублей.
При этом МБУ «Дом культуры «Заречный» в 2018 году помимо бесплатных услуг оказывало платные услуги в соответствии с Уставом от 09.08.2011, которые муниципальным заданием не предусмотрены.
Согласно отчету об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности по состоянию на 01.01.2019 доходы от оказания платных услуг за 2018 год составили (Данные деперсонифицированы) рублей 06 копеек.
В результате, имущество, полученное в оперативное управление от муниципального образования и земельный участок, Учреждение, наряду с оказанием муниципальных услуг, также использовало в целях оказания платных услуг, в связи с чем, у Учреждения отсутствовало право оплачивать расходы по содержанию данного имущества исключительно за счет средств субсидии.
Однако, в соответствии с данными бухгалтерского учета (оборотно-сальдовая ведомость по счету 18 «Списание денежных средств со счетов учреждения» по состоянию на 01.01.2019) расходы за коммунальные услуги и налоги из средств субсидии произведены в сумме (Данные деперсонифицированы), при этом по приносящей доход деятельности (собственные доходы), расходы за коммунальные услуги, не производились, за исключением возмещения коммунальных услуг по договорам безвозмездного пользования в сумме (Данные деперсонифицированы).
Распоряжением администрации города Кирова от 16.02.2017 № 124-л на ФИО2 возложено исполнение обязанностей директора МБУ «Дом культуры «Заречный» ФИО2 с 16.02.2017.
Таким образом, директор МБУ «Дом культуры «Заречный» Жилина Т.С. в нарушение статьи 69.1 и 78.7 Бюджетного кодекса РФ, Решения Кировской городской Думы от 30.11.2017 № 3/1 «О бюджете муниципального образования «Город Киров» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ) от 25.11.2017 с изменениями от 17.02.2019, за счет средств бюджета, выделенных Учреждению на выполнение муниципального задания оплатило расходы на коммунальные услуги и налоги (на имущество, земельный налог, транспортный), не связанные с выполнением данного задания на сумму 219765 рублей 33 копейки, т.е. в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным решениями о бюджете, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, что в соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым расходованием бюджетных средств.
Действия должностного лица - директора МБУ «Дом культуры «Заречный» ФИО2 квалифицированы по ст. 15.14 КоАП РФ.
Вина директора МБУ «Дом культуры «Заречный» ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, доказана письменными материалами дела, исследованными в судебном заседании мировым судьей.
Указанные доказательства вины директора МБУ «Дом культуры «Заречный» ФИО2 в совершении административного правонарушения являются допустимыми, так как получены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В совокупности данные доказательства достаточны для установления вины МБУ «Дом культуры «Заречный» и сомнений не вызывают.
Таким образом, как судом первой инстанции, так и судом апелляционной инстанции в действиях директора МБУ «Дом культуры «Заречный» ФИО2 установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 68 Первомайского судебного района гор. Кирова от 18.07.2019 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении директора МБУ «Дом культуры «Заречный» ФИО2 прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ за малозначительностью совершенного административного правонарушения в связи с отсутствием существенного вреда охраняемым общественным отношениям и тяжких последствий.
Вместе с тем, согласиться с данными выводами мирового судьи нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применений Кодекса РФ об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из представленных материалов следует, что допущенное директором МБУ «Дом культуры «Заречный» ФИО2 правонарушение повлекло за собой причинение ущерба бюджету МО «город Киров» на сумму (Данные деперсонифицированы). Однако, мировым судьей надлежащая оценка данным обстоятельствам не дана, вывод о малозначительности совершенного правонарушения фактически сделан без учета размера вреда и тяжести наступивших последствий.
Является ошибочным и вывод мирового судьи о том, что истек срок давности привлечения к административной ответственности по некоторым платежам по оплате коммунальных услуг, так как в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, установлен срок давности привлечения к административной ответственности два года со дня совершения административного правонарушения. Согласно представленным материалам, правонарушение имело место в период с 25.01.2018 по 23.01.2019. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Таким образом, мировым судьей при рассмотрении дела допущены существенные нарушения процессуальных требований, не позволившие полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ не истек, обжалуемое постановление подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу заместителя начальника департамента финансов администрации г. Кирова ФИО1 - удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 68 Первомайского судебного района г. Кирова от 18.07.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении директора МБУ «Дом культуры «Заречный» ФИО2 – отменить, дело об административном правонарушении вернуть мировому судье на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья А.А. Щелчков