Дело № 12-643/2021
Р Е Ш Е Н И Е
15 сентября 2021 года г. Симферополь
Судья Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым Федоренко Э.Р. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в <...>) жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Крым на постановление заместителя руководителя Межрегионального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и городу Севастополю ФИО2 № 103-27/05 от 06.07.2021 года о привлечении к административной ответственности по ч.8 ст. 9.16 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением заместителя руководителя Межрегионального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и городу Севастополю ФИО2 № 103-27/05 от 06.07.2021 года Управление Федерального казначейства по Республике Крым признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст. 9.16 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Считая постановление незаконным, Управление Федерального казначейства по Республике Крым подало на него жалобу в Центральный районный суд г. Симферополя в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование жалобы Управление Федерального казначейства по Республике Крым указывает о том, что постановление принято с нарушением норм действующего законодательства, поскольку не были вынесены определения о рассмотрении заявленных уполномоченными представителями Управления ходатайств; не соблюден 15-тидневный срок рассмотрения дела об административном правонарушении со дня получения должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении, предусмотренный статьей 29.6 КоАП РФ; извещения о рассмотрении дела в нарушение положений ч.3 ст. 25.15 КоАП РФ не направлялись в адрес представителей юридического лица; в нарушение ч.1 ст. 29.7 КоАП РФ представителям Управления при рассмотрении дела об административном правонарушении не разъяснялись права и обязанности, в постановлении содержатся недостоверные сведения о том, что представители Управления отказались от подписи в графе права и обязанности. Кроме того, считает, что на момент рассмотрения дела истек срок привлечения к административной ответственности по ч.8 ст. 9.16 КоАП РФ, а также отсутствует событие и состав административного правонарушения. Наказание назначено в максимальном размере санкции, предусматривающем ответственность по ч.8 ст. 9.16 КоАП РФ, при этом сведений о том, что Управление Федерального казначейства по Республике Крым ранее привлекалось к административной ответственности, установлено не было, как не установлено и других обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Учитывая изложенное, просит отменить постановление и прекратить производство по делу.
Представитель Межрегионального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и городу Севастополю в судебном заседании полагал об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, просил оставить постановление без изменения.
Выслушав участников судебного заседания, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков давности привлечения к административной ответственности.
Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности прерывания данного срока.
В силу положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ).
Согласно статье 16 Закона № 261-ФЗ декларации о потреблении энергетических ресурсов в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, обязаны ежегодно представлять органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения.
В соответствии с частью 8 статьи 9.16 КоАП РФ непредставление декларации о потреблении энергетических ресурсов, несоблюдение требований к форме указанной декларации либо нарушение порядка ее представления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 16 Закона № 261-ФЗ порядок представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и форма такой декларации утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от 28.10.2019 № 707 утвержден Порядок представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов.
Согласно п.3 Приказа № 707 (в редакции на момент составления декларации от 28.10.2019 года) декларация составляется в соответствии с формой (приложение № 2 к приказу) на основании сведений о субъекте декларирования и о фактических объемах используемых им энергетических ресурсов, об энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, в которых размещается субъект декларирования.
Сведения о фактических объемах энергетических ресурсов, используемых субъектом декларирования, указываются за отчетный календарный год (с 1 января по 31 декабря).
Согласно п.4 Приказа № 707 (в редакции от 28.10.2019 года) декларация, созданная в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им лица) субъекта декларирования и размещается субъектом декларирования в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее – ГИС «Энергоэффективность») не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
В случае технической неисправности в работе ГИС «Энергоэффективность» декларация, созданная в форме электронного документа и подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им лица) субъекта декларирования, в срок, указанный в настоящем пункте, направляется с сопроводительным письмом в Минэкономразвития России по телекоммуникационным каналам связи (система межведомственного электронного документооборота, электронная почта mineconom@economy.gov.ru) в формате Portable Document Format (PDF).
В случае отсутствия технической возможности составления декларации в форме электронного документа декларация составляется на бумажном носителе и подписывается руководителем (уполномоченным им лицом) субъекта декларирования.
Все листы декларации, составленной на бумажном носителе, нумеруются сквозной нумерацией, прошиваются, скрепляются печатью субъекта декларирования (при наличии) и заверяются на последней странице подписью руководителя (уполномоченного им лица) субъекта декларирования.
Копия декларации на бумажном носителе, заверенная руководителем (уполномоченным им лицом) субъекта декларирования в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, с приложением текстового файла декларации на электронном носителе представляются в Минэкономразвития России по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения либо иным доступным способом, обеспечивающим подтверждение получения Минэкономразвития России копии декларации, в срок, указанный в пункте 4 настоящего Порядка (п.5 Порядка).
Минэкономразвития России в течение 30 календарных дней со дня размещения декларации субъектом декларирования в ГИС «Энергоэффективность» или со дня поступления декларации (копии декларации) в Минэкономразвития России проверяет данную декларацию (копию декларации) на:
а) соответствие поступившей декларации (копии декларации) форме декларации, утвержденной настоящим приказом;
б) соответствие требованиям настоящего Порядка к формату декларации;
в) соблюдение срока представления декларации (копии декларации), предусмотренного настоящим Порядком;
г) соблюдение требований, установленных пунктом 5 Порядка, к оформлению копии декларации (в случае представления копии декларации на бумажном носителе) (п. 6 Порядка).
Декларация (копия декларации), размещенная в ГИС «Энергоэффективность» (представленная в Минэкономразвития России) с соблюдением требований пункта 6 настоящего Порядка, считается принятой Минэкономразвития России (п.7 Порядка).
В случае если декларация (копия декларации) размещена в ГИС «Энергоэффективность» (представлена в Минэкономразвития России) с нарушением требований, предусмотренных подпунктами «а» «б» и «г» пункта 6 настоящего Порядка, Минэкономразвития России в течение срока, предусмотренного пунктом 6 настоящего Порядка, письменно уведомляет субъект декларирования об имеющихся нарушениях по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо по электронной почте (п.8 Порядка).
Субъект декларирования должен устранить допущенные нарушения в течение 15 календарных дней со дня получения письма Минэкономразвития России, направленного в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка, и разместить в ГИС «Энергоэффективность» (представить в Минэкономразвития России) скорректированную декларацию (копию декларации) в соответствии с настоящим Порядком (п.9 Порядка).
В случае устранения субъектом декларирования нарушений, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка в срок, установленный пунктом 9 настоящего Порядка, декларация считается принятой Минэкономразвития России (п. 10 Порядка).
Непредставление Декларации, представление декларации с нарушением требований настоящего Порядка, представление декларации с несоблюдением требований к форме декларации влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из постановления заместителя руководителя Межрегионального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и городу Севастополю ФИО2 № 103-27/05 от 06.07.2021 года, при проверке сведений, указанных в представленной Управлением Федерального казначейства по Республике Крым декларации на соответствие требованиям «Порядка предоставления декларации о потреблении энергетических ресурсов», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 28.10.2019 года № 707 с изменениями на 15.05.2020 года, были выявлены нарушения обязательных норм и правил в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а именно, не заполнен п.12 общих сведений об объеме используемых энергетических ресурсов за 2019 год, чем нарушены требования 3 Порядка; в п.13 общих сведений об объеме используемых энергетических ресурсов не указаны реквизиты документа, подтверждающего соответствие сведений о затратах на использованные энергетические ресурсы за отчетный период, чем нарушены требования 3 Порядка; в п.15 общих сведений об объеме используемых энергетических ресурсов декларации не указано количество зданий, строений, сооружений организации, чем нарушены требования 3 Порядка; в п.10 сведений об объеме используемых энергетических ресурсов декларации не выбраны сведения о проведении энергетического обследования, чем нарушены требования 3 Порядка, и пр.
Согласно протоколу об административном правонарушении № 103-27/05 от 16.06.2021 года, нарушения обязательных норм и правил, обнаруженные 23.10.2020 года в 12-00 час., допущенные юридическим лицом – Управлением Федерального казначейства по Республике Крым, предусматривают ответственность по ч.8 ст. 9.16 КоАП РФ. Время совершения правонарушения – 31.07.2020 года в 9-00 час. (л.д.28-32).
Датой составления Декларации Управлением Федерального казначейства по Республике Крым согласно имеющейся на ней отметке, является 22.04.2020 года.
Согласно отметке почтового отделения, Декларация о потреблении энергетических ресурсов за 2019 год направлена Управлением Федерального казначейства по Республике Крым в Минэкономразвития России 27.04.2020 года (л.д.38).
В силу частей 1 и 2 статьи 4.5 КоАП РФ:
постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения;
при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно абзацу второму пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»: длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Вменяемое правонарушение не является длящимся, поскольку обязанность предоставления декларации согласно п.4 Приказа № 707 (в редакции от 28.10.2019 года) была установлена не позднее 30 апреля, следующего за отчетным периодом, соответственно, исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности должно осуществляться со дня, следующего за днем окончания данного срока, то есть с 01 мая 2020 года.
Приказом Минэкономразвития России от 15.05.2020 № 287, зарегистрированным в Минюсте России 02.06.2020 года, в пункт 4 приказа Минэкономразвития России от 28.10.2019 № 707 был введен абзац, согласно которому размещение в ГИС «Энергоэффективность» деклараций за отчетный 2019 год осуществляется до 30 июля 2020 года.
Между тем, данный приказ от 15.05.2020 № 287 не может распространяться на спорные правоотношения в части исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности, поскольку на момент окончания срока предоставления декларации Управлением Федерального казначейства по Республике Крым, предусмотренного Приказом № 707 (в редакции от 28.10.2019 года), введенные изменения в части увеличения сроков ее размещения, не вступили в силу.
Таким образом, срок давности привлечения Управления Федерального казначейства Республики Крым к административной ответственности истек 01 мая 2021 года.
Между тем постановление по делу об административном правонарушении должностным лицом вынесено 06 июля 2021 года, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств.
Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Межрегионального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и городу Севастополю ФИО2 № 103-27/05 от 06.07.2021 года о привлечении Управления Федерального казначейства по Республике Крым к административной ответственности по ч.8 ст. 9.16 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Федоренко Э.Р.