Дело № 12-644/2016
РЕШЕНИЕ
08 июля 2016 года г.Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе судьи Симон Н.Б., при секретаре Куксовой Д.А., рассмотрев дело по жалобе Главного управления строительства, транспорта, жилищно-куммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ Главное управление строительства, транспорта, жилищно-куммунального и дорожного хозяйства Алтайского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Административное правонарушение выразилось в неисполнении должником по исполнительному производству – Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-куммунального и дорожного хозяйства Алтайского края содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Не согласившись с данным постановлением, Главное управление строительства, транспорта, жилищно-куммунального и дорожного хозяйства Алтайского края обратилось с жалобой на постановление, просят его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указали, что решение суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № не исполнено в полном объеме до настоящего времени по независящим от Главного управления причинам. Судебным приставом-исполнителем не были учтены характер подлежащих исполнению требований неимущественного характера, перечень действий которые необходимо совершить по исполнению решения суда. Данные факторы не учитывались службой судебных приставов и при установлении сроков для исполнения решения суда, в связи с чем, данные сроки нельзя признать разумными и обоснованными. Главное управление информировало судебного пристава-исполнителя, что в соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона Алтайского края от 03.09.2007 № 75-ЗС «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае» бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Алтайского края, включенные в адресную инвестиционную программу, отражаются в законе о краевом бюджете на очередной финансовый год. Жилищный фонд социального использования в Алтайском крае не создан, жилые помещения за Главным управлением не закреплены, собственных денежных средств у Главного управления на приобретение жилых помещений нет. Тем более что исполнение данного решения должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. С момента вступления решения суда в законную силу Главным управлением ведется постоянно работа по исполнению решения, предпринимаются все зависящие от него меры по исполнению. Приобретение жилых помещений для дальнейшей передачи их по договорам найма специализированного жилого помещения возможно только в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В настоящее время Главным управлением проводятся мероприятия, связанные с приобретением жилых помещений в собственность Алтайского края. После приобретения и оформления права собственности Алтайского края на приобретенные жилые помещения ФИО3 будет предложено для заселения в жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебное заседание участники процесса не явились, извещены судом надлежащим образом.
Судья находит возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Славгородского межрайонного прокурора Алтайского края в интересах ФИО3 удовлетворены в части. Возложена обязанность на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение не менее 33 кв.м. общей площадью по договору специализированного найма в пределах границ г.Славгорода Алтайского края. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа по делу №, выданного Центральным районным судом г. Барнаула, возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края. Установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.
В срок, установленный для добровольного исполнения должником не предоставлено документов, свидетельствующих об исполнении требований исполнительного документа. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа должником не представлено.
Определением Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ заявление Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края удовлетворено. Предоставлена Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края отсрочка исполнения решения Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах ФИО3 к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края об установлении факта проживания, возложении обязанности предоставить жилое помещение до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Данное определение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП взыскан с должника Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края – исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
В дальнейшем судебным приставом-исполнителем установлен новый срок (до ДД.ММ.ГГГГ).
В срок, установленный судебным приставом-исполнителем до ДД.ММ.ГГГГ, доказательств исполнения требований исполнительного документа не представлено. Требования должником не исполнены, что подтверждается информационным письмом от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела - старшим судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств вынесено постановление о привлечении к административной ответственности Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей в соответствии с ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с данным постановлением, Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в суд подана жалоба на указанное постановление.
В жалобе Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края ссылается, на то, что в действиях Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края отсутствует состав административного правонарушения; решение суда не исполнено в полном объеме до настоящего времени по независящим причинам.
Часть 1 ст. 17.15. КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст.105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Обязательность требований судебного пристава – исполнителя установлена в ст.6 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В качестве окончательных актов, влекущих прекращение совершения исполнительных действий и, следовательно, обязанность должника исполнить требования исполнительного документа, законодательство об исполнительном производстве предусматривает постановления о прекращении исполнительного производства, окончании исполнительного производства, возвращении исполнительного документа. Основания и порядок вынесения указанных постановлений предусмотрены ст.ст.43-46 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Признавая Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края виновным в совершении указанного административного правонарушения, должностное лицо исходило из того, что Главным управлением в установленный судебным приставом – исполнителем срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, требования исполнительного документа не исполнены.
В силу подп. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Судом установлено, что решением суда от 03.06.2015, вступившим в силу 29.07.2015, установлен месячный срок исполнения, который истек 29.08.2015. Судебный пристав-исполнитель, возбуждая исполнительное производство за день до истечения данного срока установил пятидневный срок добровольного исполнения требований исполнительного документа. Указанный срок в силу требований закона подлежит исчислению с даты получения копии определения о возбуждении исполнительного производства. Однако материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о дате получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства. В последующем определением суда от 09.10.2015, вступившим в законную силу 25.10.2015, должнику предоставлена отсрочка исполнения решения суда вплоть до 15 ноября 2015 года. Между тем, достоверно установить дату, с которой подлежит исчислению срок для добровольного исполнения решения суда, и соответственно, возможность применения за неисполнение данного срока такой меры ответственности как взыскание исполнительского сбора, не представляется возможным.
В соответствии с положениями ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
При предоставлении отсрочки исполнения решения суда фактически сделан вывод о наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда.
Принимая оспариваемое постановление, указанные обстоятельства должностным лицом не учтены.
При таких обстоятельствах вывод начальника отдела–старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по АК о наличии в действиях Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ является преждевременным.
В материалы исполнительного производства должны быть представлены сведения о получении постановления о возбуждении исполнительного производства в целях определения возможности взыскания исполнительского сбора до вынесения определения суда о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
В контексте положений ст. 21.1 КоАП РФ вышеприведенные нарушения являются существенными, не позволяющими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ к протоколу № подлежит отмене, а дело об административном правонарушении возвращению на новое рассмотрение в связи с тем, что сроки привлечения к административной ответственности не истекли.
Согласно ст.4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку согласно протоколу постановление о взыскании исполнительного сбора было вынесено ДД.ММ.ГГГГ, то срок привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела в суде не истек.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края удовлетворить.
Постановление начальника отдела - старшим судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ - отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение должностному лицу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня получения.
Судья: Н.Б. Симон