ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-644/19 от 11.11.2019 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 12-644/2019

Санкт-Петербург 11 ноября 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Кировского районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: <...>, Сезева О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 313 жалобу защитника ГКУ «Ленводхоз» Гурецкой Д.Ю. на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) ФИО1 №78/7-1861-18-ГУЗ/694/115/766/9 от 02.08.2019 года о привлечении ГКУ «Ленводхоз» к административной ответственности по ст. 5.27.1 ч. 3 КоАП РФ

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) ФИО1 №78/7-1861-18-ГУЗ/694/115/766/9 от 02.08.2019 года ГКУ «Ленводхоз» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 5.27.1 ч. 3 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 55 000 руб. 00 коп.

ГКУ «Ленводхоз» с постановлением не согласно, защитник учреждения Гурецкая Д.Ю. обратилась с жалобой в Кировский районный суд СПб, просит постановление отменить. Из жалобы следует, что согласно постановлению Учреждение привлечено к административной ответственности как правопреемник ГУП «Ленводхоз», которое прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме преобразования 26 апреля 2019 года. Административное правонарушение выявлено 14.09.2018 гола при составлении акта по результатам внеплановой документарной проверки в отношении ГУП «Ленводхоз», однако, протокол об административном правонарушении в отношении ГУП «Ленводхоз» в установленные ст. 28.5 КоАП РФ сроки составлен не был. Протокол был составлен 25.07.2019 года, тогда как протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В связи с пропуском срока составления протокола об административном правонарушении к административной ответственности привлечено юридическое лицо, не совершавшее административного правонарушения. Также из жалобы следует, что Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 02.09.2015 № 238 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. В соответствии с пунктом 2 Перечня составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, а также выносить постановления по делам об административных правонарушениях о назначении административного наказания без составления протокола об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 28.6 КоАП РФ в отношении юридических лиц имеют право: главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители; руководители структурных подразделений Федеральной службы по труду и занятости - главные государственные инспекторы труда, их заместители; главные государственные инспекторы труда в субъектах Российской Федерации, их заместители; руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда - главные государственные инспекторы труда, их заместители; главные государственные инспекторы труда соответствующих государственных инспекций труда; главные государственные инспекторы труда. В отношении Учреждения протокол по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ был составлен государственным инспектором труда (по охране труда), то есть не уполномоченным на то должностным лицом.

В судебное заседание законный представитель ГКУ «Ленводхоз» не явилось, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало, доверил представляться интересы Учреждения защитнику Гурецкой Д.Ю.

В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, «если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела».

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя ГКУ «Ленводхоз».

В судебное заседание явилась защитник ГКУ «Ленводхоз» Гурецкая Д.Ю., действующая на основании доверенности №26 от 07.08.2019 года, которая доводы жалобы поддержала, пояснила, что Учреждением не было организовано обучение и проверка знаний требований охраны труда и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве работника ФИО6, так как для этого не было у Учреждения денежных средств.

В судебное заседание должностное лицо, составившее протокол об АП и вынесшее постановление - ФИО1 не явилась, о дате месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом. В суд поступило ходатайство от и.о. начальника отдела – главного государственного инспектора труда ФИО2, согласно которому обеспечить присутствие ФИО1 в судебном заседании не представляется возможным в связи с производственной загруженностью. В ходатайстве содержалась просьба о рассмотрении жалобы без участия государственного инспектора труда (по охране труда) ФИО1

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие государственного инспектора труда (по охране труда) ФИО1

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника ГКУ «Ленводхоз» Гурецкую Д.Ю., суд считает, что постановление государственного инспектора труда (по охране труда) ФИО1 №78/7-1861-18-ГУЗ/694/115/766/9 от 02.08.2019 года о привлечении ГКУ «Ленводхоз» к административной ответственности по ст. 5.27.1 ч. 3 КоАП РФ подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда и недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Согласно п. 1.5 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29, обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.

Из п. 2.2.1 указанного Порядка следует, что работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.

Согласно п. 2.2.3 Порядка, порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

В соответствии с п. 2.2.4 Порядка, работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.

Из постановления №78/7-1861-18-ГУЗ/694/115/766/9 от 02.08.2019 года следует, что 14.09.2018 года в 11 час. 30 мин. в отношении ГУП «Ленводхоз» расположенного по адресу:<адрес>, проведена внеплановая документарная проверка на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора труда в г. Санкт-Петербурга (по охране труда) ФИО3, в ходе проверки были выявлены нарушения законодательства о труде и об охране труда, а именно: работодателем не организованно обучение и проверка знаний требований охраны труда и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, работника ФИО6; работник организации ФИО6 к работе допущен и не отстранен от ее выполнения, хотя не прошел в 2018г. обучение и проверку знаний требований охраны труда и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, (данные сведения следуют из акта по форме Н-1 от 05.06.2017г.), что является нарушением требований ст. 76, ст. 212 ТК РФ. Действия ГУП «Ленводхоз» квалифицированы по ст. 5.27.1 ч. 3 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что работник ФИО6 был принят на работу в СПб ГУП по очистке и благоустройству водоемов «Ленводхоз» ДД.ММ.ГГГГ на должность рабочий береговой, ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с истечением срока трудового договора, кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на больничном. В связи с вышеуказанным, необоснованно указание в протоколе и постановление на то, что ФИО6 был не отстранен от выполнения работы, так как не прошел в 2018 году обучение и проверку знаний, требований охраны труда и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. В постановлении не указано когда (дата) ФИО6 был допущен к работе и к какой работе он был допущен.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные юридическим лицам направляются по юридическому адресу организации, указанному в ЕГРЮЛ.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в его отсутствие протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица. Должностное лицо должно удостовериться о надлежащем уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности и принять решение о составлении протокола об АП в отсутствие указанного лица, либо об отложении составления протокола.

Судом установлено, что учреждение не было уведомлено о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом, так как составление протокола изначально было назначено на 24.07.2019 года в 09.30 минут, о чем ГКУ «Ленводхоз» было уведомлено, но ходатайствовало о переносе даты составления протокола на 25.07.2019 года на 10.00. Протокол об АП № №78/7-1861-18-ГУЗ/694/115/766/6 был составлен 25.07.2019 года в 09.45, тогда как доказательств уведомления законного представителя о составлении протокола в вышеуказанное время в материалах дела не имеется, кроме того, протокол об АП был составлен в присутствии защитника ГКУ «Ленводхоз» Гурецкой Д.Ю., которая действовала на основании доверенности № 23 от 24.07.2019 года. Указанной доверенностью Гурецкая Д.Ю. не была уполномочена на представление интересов ГКУ «Ленводхоз» в качестве защитника по делам об АП.

О дате, месте и времени рассмотрения дела ГКУ «Ленводхоз» уведомлено путем вручения определения о назначении времени и места рассмотрения дела об АП Гурецкой Д.Ю., которая на основании доверенности № 23 от 24.07.2019 года имеется право получать для передачи уведомления.

Из положений ч.4 ст.28.3 КоАП РФ следует, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Согласно п.2 Приказа Роструда от 02.09.2015 N 238 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" по административным правонарушениям, предусмотренным частью 1 статьи 19.4 Кодекса, а также в отношении юридических лиц по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 5.27, частями 1 - 4 статьи 5.27.1, частью 1 статьи 14.54, статьями 17.7 и 19.4.1 Кодекса, вправе выносить постановления: главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители; руководители структурных подразделений Федеральной службы по труду и занятости - главные государственные инспекторы труда, их заместители; главные государственные инспекторы труда в субъектах Российской Федерации, их заместители; руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда - главные государственные инспекторы труда, их заместители; главные государственные инспекторы труда соответствующих государственных инспекций труда; главные государственные инспекторы труда.

Обжалуемое постановление вынесено государственным инспектором труда (по охране труда) ФИО1, то есть ненадлежащим должностным лицом.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлекли нарушение прав на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и повлияли на законность принятого постановления.

Обжалуемое постановление не соответствует требованиям п. 6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, согласно которому постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным, а также требованиям статьи 26.11 КоАП РФ, согласно которой должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, должно, установив обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, оценить все представленные доказательства на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Вопреки указанным требованиям закона обжалуемое заявителем постановление по делу об административном правонарушении не содержит оценки доказательств, полученных в ходе производства по делу об административном правонарушении с позиции относимости, допустимости и достаточности, в постановлении имеется указание только на одно доказательство – акт проверки, и на неопределенные материалы, представленные в ходе проверки, протокол об АП должностным лицом не рассматривался как доказательство вины юридического лица, в связи с чем, постановление является немотивированным.

Таким образом, при разрешении дела об административном правонарушении в отношении ГКУ «Ленводхоз» допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Поскольку при разрешении дела об административном правонарушении в отношении ГКУ «Ленводхоз» допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление государственного инспектора труда (по охране труда) ФИО1 №78/7-1861-18-ГУЗ/694/115/766/9 от 02.08.2019 года на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежит отмене.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27.1 ч. 3 КоАП РФ в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет 1 год со дня совершения правонарушения.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Срок давности привлечения ГКУ «Ленводхоз» к административной ответственности, предусмотренный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ в настоящее время истек, следовательно, дело об административном правонарушении в отношении ГКУ «Ленводхоз» не может быть направлено на новое рассмотрение, а производство по нему подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.

Довод защитника учреждения Гурецкой Д.Ю. о том, что нарушение сроков составления протокола влечет отмену вынесенного на его основании постановления, суд считает не состоятельным, так как сроки составления протокола об АП, указанные в ст. 28.5 КоАП РФ не являются пресекательными и их нарушение не влечет за собой безусловную отмену постановления, вынесенного на основании такого протокола, в случае, если не пропущен срок давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.4.5, 24.5 ч.1 п.6, 30.6, 30.7 ч.1 п.4 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу защитника ГКУ «Ленводхоз» Гурецкой Д.Ю. удовлетворить.

Постановление государственного инспектора труда (по охране труда) ФИО1 №78/7-1861-18-ГУЗ/694/115/766/9 от 02.08.2019 года о привлечении ГКУ «Ленводхоз» к административной ответственности по ст. 5.27.1 ч. 3 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения ГКУ «Ленводхоз» к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня получения его копии в порядке, установленном ст.ст.30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья О.Б. Сезева