ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-644/2015 от 30.11.2015 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 7-1707-2015 (12-644/2015)

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Симонова Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Борщовым А.В., с участием законного представителя МАУ «Агентство социокультурных проектов» г.Перми генерального директора А., защитника Швецовой Е.В., по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми 30 ноября 2015 года жалобу защитника МАУ «Агентство социокультурных проектов» г.Перми Швецовой Е.В. на постановление судьи Ленинского районного суда г.Перми от 25 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального автономного учреждения «Агентство социокультурных проектов» г.Перми,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Ленинского районного суда г.Перми от 25 сентября 2015 года МАУ «Агентство социокультурных проектов» г.Перми привлечено к административной ответственности по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере ** рублей.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник юридического лица просит отменить постановление судьи районного суда, полагая постановление незаконным и необоснованным, просит производство по делу прекратить. В обоснование доводов указывает на то, что деяние носит временный, устранимый характер, полагает, что когда бездействие, формально содержащее признаки состава административного правонарушения, не повлекло за собой нарушение чьих-либо прав, вредных последствий, не представило угрозы охраняемым общественным отношениям, соответственно имелись основания для применения норм ст.2.9 КоАП РФ. Кроме того, неисполнение предписания надзорного органа вызвано объективными причинами. 01.11.2013 года в адрес учредителя МАУ – Департамента культуры и молодежной политики г.Перми было направлено письмо с просьбой о выделении денежных средств на устранение нарушений, изложенных в предписании. Однако денежные средства Учредителем выделены не были. В конце 2014 года МАУ «АСП» был частично выполнен ремонт здания по одному из видов работ, а именно, внутренней отделке, согласно предписанию, за счет собственных средств. Лишь 18.02.2015 года между МАУ «АСП» и Учредителем было заключено дополнительное соглашение к соглашению от 02.02.2015 года о выделении денежных средств на выполнение нормативных требований, предписаний надзорных органов на сумму ** рублей. После подписания соглашения был направлен запрос автору НПД по реставрации и приспособлению памятника градостроительства и архитектуры «Училище народное (1910-е г.г.)» о перерасчете сметной документации по обозначенным видам работ в ценах текущего года. 02.03.2015 года между МАУ «АСП» и ГЦОП г.Перми был заключен договор на осуществление технического надзора на проверку сметной документации. 10.04.2015 года технический надзор был осуществлен. 13.04.2015 года в сети Интернет выложена конкурсная документация по выполнению ремонтно-реставрационных работ в здании памятника градостроительства и архитектуры «Училище народное (1910-е г.г.)». 15.04.2015 года в связи с заключенным с Учредителем соглашением об уменьшении финансирования на выполнение предписаний надзорных органов, конкурсная документация снята с сайта, извещение о закупке отменено. 29.04.2015 года в сети Интернет повторно размещен конкурс по выполнению ремонтно-реставрационных работ. 27.05.2015 года в адрес МАУ поступило уведомление от 27.05.2015 года Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю на действия МАУ, конкурсной комиссии МАУ при организации и проведении открытого конкурса на право заключить договор по выполнению ремонтно-восстановительных работ. 08.07.2015 года предписание УФАС исполнено. 13.07.2015 года был заключен договор с ООО «***» по выполнению ремонтно-восстановительных работ в здании памятника градостроительства и архитектуры. Полагает, что МАУ «Агентство социокультурных проектов» г.Перми приняло все достаточные, исчерпывающие меры по исполнению предписания, выводы суда о длительности неисполнения своих обязательств ошибочны. Также судом не исследовался вопрос о возможности снижения назначенного административного штрафа ниже низшего предела.

В судебном заседании в краевом суде законный представитель, защитник МАУ «Агентство социокультурных проектов» г.Перми поддержали доводы жалобы, дали пояснения, аналогичные изложенным в ней.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав пояснения законного представителя, защитника юридического лица, судья краевого суда не находит оснований к отмене или изменению оспариваемого судебного постановления.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков - как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч.18 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

На основании распоряжения Губернатора Пермской области от 05.12.2000 года № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения» был утвержден список памятников градостроительства и архитектуры Пермского края регионального значения, в котором под номером ** значится объект культурного наследия регионального значения «Училище народное. 1910-е гг.», расположенное по адресу: ****.

Данный объект передан на основании распоряжения от 15.03.2011 года № ** Департамента имущественных отношений администрации г.Перми в оперативное управление МАУ «Агентство социокультурных проектов» г.Перми.

09.06.2011 года между Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края и МАУ «Агентство социокультурных проектов» г.Перми было заключено охранное обязательство, согласно которому МАУ «Агентство социокультурных проектов» г.Перми обязалось использовать находящийся под охраной государства объект культурного наследия регионального значения «Училище народное, 1910-е гг.» в целях его дальнейшего сохранения как памятника истории и культуры под административные цели с соблюдением условий, предусмотренных действующим законодательством. При этом на МАУ «Агентство социокультурных проектов» г.Перми была возложена обязанность обеспечивать режим содержания памятника, а также проводить ремонтно-реставрационные, консервационные и реставрационные работы, предусмотренные актом технического состояния.

09.09.2013 года инспектором Государственной инспекции по контролю за объектами культурного наследия Пермского края в адрес МАУ «Агентство социокультурных проектов» г.Перми было вынесено предписание в срок до 15.07.2015 года завершить работы по внутренней отделке здания, провести работы по восстановлению кирпичной кладки стен, цоколя, ремонт отмостки, ремонт оконных и дверных заполнений. Работы необходимо было провести в соответствии с действующим законодательством в области охраны памятников истории и культуры (Федеральный закон от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», Закон Пермского края от 07.07.2009 года № 451-ПК «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории Пермского края») на основании разработанной лицензированной организацией проектной документации, разрешений, выданных Госорганом по охране объектов культурного наследия.

31.07.2015 года Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края в результате внеплановой документарной проверки МАУ «Агентство социокультурных проектов» г.Перми был составлен акт, согласно которому МАУ «Агентство социокультурных проектов» г.Перми не в полном объеме выполнено предписание Государственной инспекции по контролю за объектами культурного наследия Пермского края от 09.09.2013 года в установленный в предписании срок – 15.07.2015 года, а именно на момент окончания проверки работы по внутренней отделке здания не завершены, работы по ремонту цоколя, отмостки, оконных и дверных заполнений объекта культурного наследия регионального значения «Училище народное, 1910-е гг., арх.В.В.Попатенко» не выполнены.

В связи с чем, 18.08.2015 года инспектором сектора по государственному контролю отдела по охране объектов культурного наследия Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края был составлен протокол в отношении МАУ «Агентство социокультурных проектов» г.Перми о совершении юридическим лицом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.18 ст.19.5 КоАП РФ.

Признавая МАУ «Агентство социокультурных проектов» г.Перми виновным в совершении вменённого административного правонарушения, судья районного суда обоснованно исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении указанным юридическим лицом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 18 статьи 19.5 КоАП РФ.

Факт совершения данного административного правонарушения и виновность МАУ «Агентство социокультурных проектов» г.Перми подтверждаются изложенными выше доказательствами, а также иными доказательствами, имеющимися в дела об административном правонарушении.

Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей районного суда дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Вывод судьи о том, что МАУ «Агентство социокультурных проектов» г.Перми не выполнило в полном объеме в установленный срок предписание от 09.09.2013 года соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с этим выводом оснований не имеется.

Действия МАУ «Агентство социокультурных проектов» правильно квалифицированы по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.

При назначении наказания судьей районного суда в полной мере учтены все фактические обстоятельства дела, данные о юридическом лице, а также характер совершенного административного правонарушения. Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.

Доводы жалобы не влекут отмену постановления о привлечении МАУ «Агентство социокультурных проектов» к административной ответственности, так как не опровергают правильные выводы судьи районного суда о наличии в действиях юридического лица состава вменённого административного правонарушения, а также не свидетельствуют о наличии по делу оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

В силу ст.26.1, ч.2 ст.26.2 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности событие административного правонарушения, виновность лица в его совершении, которая устанавливается протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопрос о наличии вины МАУ «Агентство социокультурных проектов» г.Перми в совершении вмененного административного правонарушения исследовался судьей районного суда в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в постановлении о привлечении к административной ответственности.

Доводы о принятии достаточных, исчерпывающих мер по исполнению предписания, изложенные в жалобе на постановление судьи районного суда (которые с позиции суда таковыми не являются), не свидетельствует о невиновности МАУ «Агентство социокультурных проектов» г.Перми в совершении правонарушения.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Принимая на себя обязательство по сохранению объекта культурного наследия, учреждение обязано было понимать значимость занимаемого им здания, представляющего уникальную ценность для народа Российской Федерации и являющегося неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, а соответственно в целях реализации конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям, обязано было заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

Довод жалобы о том, что совершенное правонарушение является малозначительным, не влечет отмену состоявшегося по делу судебного акта. Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. С учетом конкретных обстоятельств дела, важности и значимости охраняемых нормой, установленной ст.19.5 КоАП РФ, общественных отношений, а именно правонарушение связано с невыполнением принятого охранного обязательства в виде выполнения ремонтно-реставрационных работ в отношении объекта, охраняемого государством и являющимся культурным и историческим наследием и невыполнение обязательств может привести к утрате памятника культуры и истории, принимая во внимание, что любые нарушения в данной сфере по своей природе являются существенными, о чем свидетельствует значительный размер штрафов и более продолжительные сроки давности привлечения к ответственности за их совершение, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется. Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи, уполномоченного рассматривать дело об административном правонарушении.

В соответствии с п.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ).

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, имущественным и финансовым положением юридического лица, позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ МАУ «Агентство социокультурных проектов» г.Перми не представило. Доказательства, свидетельствующих о тяжелом финансовом положении юридического лица, при котором, уплата им административного штрафа в назначенном размере может повлечь избыточно ограничения прав юридического лица вплоть до ликвидации его деятельности, в материалах дела отсутствуют.

Соответственно оснований для применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ судья краевого суда не усматривает.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении МАУ «Агентство социокультурных проектов» г.Перми допущено не было.

С учётом изложенного оснований для отмены постановления судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Ленинского районного суда г.Перми от 25 сентября 2015 года оставить без изменения, жалобу защитника МАУ «Агентство социокультурных проектов» г.Перми Швецовой Е.В. – без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья –подпись – Симонова Т.В.