ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-645/16 от 18.07.2016 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

№12-645/2016

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул, ул. Папанинцев, 130 18 июля 2016 года

Судья Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края Московка М.С., рассмотрев жалобу защитника ООО «Инженерные сети» Воронковой Т.В. на постановление старшего государственного инспектора Алтайского края в области охраны окружающей среды Управления природных ресурсов и нормирования Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 19.04.2016г., которым

ООО «Инженерные сети», ОГРН 1142224001017, ИНН 2224165228, юридический адрес: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Кулагина 28г

признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 8.41, 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.,

У С Т А Н О В И Л:

согласно протоколам об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ и при проведении административного расследования установлено, что в результате хозяйственной деятельности по адресу .... у ООО «Инженерные сети» образуются отходы I-IV класса опасности, согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Минприроды РФ № 445 от 18.07.2014г. ООО «Инженерные сети» не представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2014-2015года. Данные расчеты не подавались в управление Росприроднадзора по АК и Республике Алтай. В результате деятельности ООО «Инженерные сети» оказывается негативное воздействие на окружающую среду в виде: выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами; выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; размещение отходов производства и потребления. Стационарными организованными источниками выбросов вредных запрещающих веществ в атмосферный воздух в ООО «Инженерные сети» являются: принудительная вентиляция в офисе и складских помещениях; стационарными неорганизованными источниками выбросов вредных запрещающих веществ являются: участок, на котором производилось сжигание мусора открытым способом, открытая стоянка автотранспорта на территории базы и открытая стоянка автотранспорта перед офисом. Расчеты платы за ООО «Инженерные сети» за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов производства и потребления, выброс загрязняющих веществ от стационарных источников) за 2014-2015гг. не производило. Отчетность, предоставляемую в управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке в 2014-2015гг. не предоставляло. ООО «Инженерные сети» не представило декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2014-2015гг. в Управление Росприроднадзора по АК и Республике Алтай в установленные законом сроки.

Указанные действия (бездействия) ООО «Инженерные сети» должностным лицом квалифицированы по ст. 8.41, 8.5 КоАП РФ.

Вышеуказанным постановлением ООО «Инженерные сети» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 8.41, 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ, Кодекс), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

В жалобе на постановление защитник ООО «Инженерные сети» - Воронкова Т.В. просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении по ст.ст. 8.41, 8.5 КоАП РФ прекратить.

В обоснование жалобы указано на процессуальные нарушения как при составлении протоколов об административных правонарушениях, так и при рассмотрении дела об административном правонарушении, полагают, что отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем, постановление подлежит отмене, производство по делу прекращению.

В судебном заседании защитник ООО «Инженерные сети» доводы жалобы поддержала. Пояснила, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения данных правонарушений ООО «Инженерные сети». Юридическое лицо арендует несколько нежилых помещений, расположенных в здании по ул. Кулагина, 28г, в которых расположено офисное помещение, а также здание склада. Юридическое лицо осуществляет деятельность по оптовой торговле оборудованием, заключению договоров. Какую-либо производственную деятельность по данному адресу не осуществляет. Кроме того, помещения в здании по адресу ул. Кулагина, 28 г арендуют несколько юридических лиц, доказательств того, что сжигание мусора и складирование автомобильных покрышек и использованных люминесцентных ламп осуществлялось именно ООО «Инженерные сети» не имеется. Акт осмотра, составлен единолично инспектором, без чьего-либо присутствия. Факт исполнения предписания на правильность оставления и рассмотрения административного материала не влияет.

Представители административного органа в удовлетворении жалобы просили отказать по додам письменных возражений. Не оспаривали, что в здании по ул. Кулагина, 28 г в г.Барнауле, располагается несколько юридических лиц, однако, полагают, что имеющихся в материалах административного дела доказательств достаточно, в подтверждение того, что вменяемые правонарушения совершены ООО «Инженерные сети», поскольку установлено, что данное юридическое лицо не осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду и не предоставило уполномоченному органу декларацию о негативном воздействии на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Выслушав защитника, представителей административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Положениями ст. 8.41 КоАП РФ предусмотрено, что невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В силу положений ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно Приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Расчет) заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (далее - плательщики), осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду.

В определении от 10.12.2002 N 284-О КС РФ, отметил, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние, и носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер. При этом суд также пояснил, что объектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с взиманием платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Субъектами правонарушения являются организации, предприятия, иные юридические лица независимо от форм собственности, а также должностные лица, ответственные за производственную деятельность соответствующих объектов. Объективная сторона данного правонарушения заключается в несвоевременном внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды. Объективную сторону такого правонарушения образуют несколько составов: несообщение (несвоевременное, неполное) сообщение информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке; сокрытие, умышленное искажение указанной информации; искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию. Сокрытием информации является недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на получение или нуждающихся в получении данных, указанных в диспозиции нормы, когда информация была обязательной или была необходима для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду содержит сведения о размере платы и не является информацией о состоянии окружающей среды, в связи с чем непредставление такого расчета не может быть квалифицировано как сокрытие экологической информации.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Из представленного материала усматривается, что поводом к возбуждению административного производства, явилось выявление в ходе рейдового мероприятия нарушений соблюдения обязательных экологических требований при эксплуатации зданий и сооружений, соблюдения нормативов и нормативных документов в области охраны атмосферного воздуха, при обращении с отходами производства и потребления, а именно установлено, что на территории базы по ул. Кулагина, 28г осуществляется складирование отходов, люминесцентных ламп в неустановленном месте, складирование автомобильных покрышек на необорудованных площадках, сжигается мусор, в результате, сжигание которого в атмосферу выбрасываются вредные вещества, имеется открытая стоянка автотранспорта на территории базы и открытая стоянка автотранспорта перед офисом ООО «Инженерные сети». Выявлено, что в результате деятельности ООО «Инженерные сети» оказывает негативное воздействие на окружающую среду в виде: выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами. Стационарными организованными источниками выбросов вредных запрещающих веществ в атмосферный воздух в ООО «Инженерные сети» являются принудительная вентиляция в офисе и складских помещениях.

Выявленные нарушения зафиксированы в Акте обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 29.02.2016 года, а также в фототаблице к данному Акту.

При этом из указанного Акта следует, что со слов «неустановленных лиц», должностным лицом установлено, что данная территория принадлежит ООО «Инженерные сети», сжигание мусора осуществлялось работниками ООО «Инженерные сети».

Вместе с тем, в материалах дела имеется договор аренды от 08.05.2014 года заключенный между ООО «Тяжарматура» и ООО «Инженерные сети», согласно условиям которого, ООО «Инженерные сети» арендует часть нежилых помещений, указанных в договоре.

Следовательно, другая часть нежилых помещений находится в собственности, а также в пользовании иных лиц.

В ходе административного расследования должностным лицом его проводившем указанные обстоятельства не выяснялись, сведения об иных лицах, использующих прилегающую к зданию территорию на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истребованы. Запросы арендатором имеющиеся в административном материале были направлены после рассмотрения дела об административном правонарушении.

При этом представители административного органа, в судебном заседании также не оспаривался факт того, что на данной территории расположено несколько юридических лиц.

Сжигание мусора работниками ООО «Инженерные сети», а также принадлежность бочки с использованными люминесцентными лампами, именно ООО «Инженерные сети» объективными доказательствами не подтверждены.

Вступившим в законную силу постановлением судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 10 мая 2016г. прекращено производство по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Инженерные сети» за отсутствием в действиях состава административного правонарушения. При аналогичных обстоятельствах судом было установлено, что материалы административного дела не содержат, каких-либо доказательств, позволяющих установить, что ООО «Инженерные сети» относится к организации осуществляющей виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Как в протоколе об административном правонарушении, так и в Акте обследования территории указано на нарушения, выявленные на территории «базы». Территория эксплуатируется несколькими юридическими лицами, в ходе административного расследования следовало установить, каким именно юридическим лицом и какие конкретно нарушения допущены, чего должностным лицом сделано не было. В протоколе об административном правонарушении имеется ссылка на выброс вредных запрещающих веществ через принудительную вентиляцию в офисе и складских помещениях, при этом не указано, не исследовано и не установлено, какие именно вредная вещества, в результате чего образующиеся, подлежат выбросу, на основании каких объективных данных должностное лицо пришло к такому выводу. Материалы административного дела не содержат, каких-либо доказательств, позволяющих установить, что ООО «Инженерные сети» относится к организации осуществляющей виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

В данном административном материале также не содержатся доказательства, с достоверностью подтверждающие, что ООО «Инженерные сети» относится к организации осуществляющей виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Также суд соглашается с доводами защитника ООО «Инженерные сети» о том, что проверка проведена без соответствующего распоряжения либо планового (рейдового) задания, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Как пояснил представитель административного органа, определение о возбуждении дела об административном правонарушении было вынесено государственным инспектором после непосредственного обнаружения правонарушения природоохранного законодательства по адресу г.Барнаул ул.Кулагина 28г.

Должностным лицом осуществлялся осмотр закрытой территории, вход на которую осуществляется по пропускам, в ходе осмотра проверялась деятельность юридического лица, в частности был осуществлен осмотр помещений, находящихся во владении ООО «Инженерные сети», что прямо следует из протокола об административном правонарушении, в котором указано на наличие принудительной вентиляции в складских и офисных помещениях, в ходе осмотра опрашивались лица, которые предположительно являются сотрудниками ООО «Инженерные сети». При таких обстоятельствах, указанную проверку нельзя признать мероприятием по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц. Следовательно, при ее проведении должен быть соблюден порядок организации и проведения проверок, установленный Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Таким образом, поскольку доказательств, бесспорно подтверждающих факт нарушения ООО «Инженерные сети» природоохранного законодательства в представленном материале не содержится, оснований для привлечения к административной ответственности суд не усматривает.

Административным органом не представлено доказательств негативного воздействия ООО «Инженерные системы» при изложенных в протоколах обстоятельствах, которое является основанием для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за вменяемый период, а также предоставления соответствующей отчетности компетентному органу.

В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

С учетом указанных обстоятельств факт сдачи расчетов и отчетности платы за негативное воздействие на окружающую среду в управление Росприроднадзора на квалификацию действий (бездействий) ООО «Инженерные сети» не влияет.

Поскольку административным органом надлежащим образом не доказано совершение ООО «Инженерные сети» действий, образующих объективную сторону вменяемых правонарушений, производство по делу подлежит прекращению.

С учетом изложенного, остальные доводы жалобы правового значения для ее разрешения не имеют.

С учетом обращения ООО «Инженерные сети» с жалобой в Арбитражный суд АК и прекращения производства по жалобе, суд полагает возможным ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы удовлетворить.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Алтайского края в области охраны окружающей среды Управления природных ресурсов и нормирования Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 19.04.2016г. отменить, производство по делу в отношении ООО «Инженерные сети» об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.8.5, 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.

Судья М.С. Московка