Судья Церковная Н.В. Дело № 21-459/2022
УИД: 22RS0068-01-2022-001085-61
№ 12-645/2022 (1 инстанция)
РЕШЕНИЕ
21 сентября 2022 года г. Барнаул
Судья Алтайского краевого суда Межевалов Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Администрации города Барнаула на решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 20 июля 2022 года по делу по жалобе защитника Администрации города Барнаула - ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю ФИО2 от 21 января 2022 года, которым
Администрация города Барнаула, расположенная по адресу: , ИНН: <***>, ОГРН: ***,
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 18 января 2022 года, составленному судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее - МОСП) ФИО3, Администрация города Барнаула (далее – Администрация), расположенная по , являясь должником по исполнительному производству ***, возбужденному 11 сентября 2012 года на основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом г. Барнаула 16 августа 2012 года, в срок до ДД.ММ.ГГ, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера о возложении обязанности разработать проектно-сметную документацию по устройству капитальной ливневой канализации в микрорайоне, расположенном в границах от , с учетом расчетов количества собираемых вод в водоотводное устройство и его пропускной способности, осуществлению строительства капитальной ливневой канализации в границах указанного микрорайона.
Бездействие Администрации г. Барнаула квалифицированно по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в Центральный районный суд г. Барнаула 4 февраля 2022 года (копия постановления была получена 28 января 2022 года), защитник Администрации города Барнаула - ФИО1 просила постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что вины учреждения в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа не имеется, поскольку установленный срок нельзя признать разумным, а кроме того с момента вступления в законную силу решения суда Администрацией принимались меры к его исполнению.
В 2010 году АО «Проектный институт «Алтайкоммунпроект» был разработан проект «Схема ливневой канализации и очистных сооружений до 2025 года по г. Барнаулу», которым в вышеуказанном микрорайоне отвод ливневых вод предусмотрен закрытым способом через проектируемую сеть ливневой канализации. В связи с плотной застройкой устройство открытой сети повлечет существенный снос существующих строений, устройство самотечной сети канализации требует изменения профиля дорог улиц со срезкой грунта до метра и более и устройством подпорных стенок, а потому целесообразным является строительство закрытой сети ливневой канализации при поэтапной комплексной застройке микрорайона.
В 2019 году утвержден проект планировки территории в границах улиц Папанинцев, ФИО4, Партизанской и переулка Ядринцева в г. Барнауле, выданы разрешения на строительство застройщикам с планируемым сроком строительства - 2023 год, финансовых средств на исполнение решения суда в бюджете не предусмотрено, проект об их выделении 23 апреля 2021 года Барнаульской городской Думой отклонен, притом, что во вновь установленный срок 8 июня 2021 года было направлено постановление судебного пристава-исполнителя о назначении нового срока второму должнику - Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула.
12 августа 2021 года заместителю председателя Правительства Алтайского края направлены предложения по финансированию работ по исполнению требований исполнительного документа, 9 сентября 2021 года - и.о. министра транспорта Алтайского края предложения по получению инфраструктурного бюджетного кредита, 23 сентября, 25 ноября 2021 года - заместителю министра транспорта Алтайского края направлена информация о потребностях в денежных средствах на исполнение решений судов по вопросам местного значения; в постановлении неверно установлено время совершения вмененного правонарушения - 0 часов 1 минута 2-го, а не 1-го декабря 2022 года.
Решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 28 марта 2022 года постановление отменено, производство по делу было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Алтайского краевого суда от 23 июня 2022 года, оставленным без изменения Постановлением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 августа 2022 года, решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 28 марта 2022 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
После повторного рассмотрения решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 20 июля 2022 года постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю ФИО2 от 21 января 2022 года (к протоколу № 107 от 18 января 2022 года) оставлено без изменения, жалоба защитника Администрации г. Барнаула ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд 04 августа 2022 года (копия решения поступила в орган 29 июля 2022 года), защитник Администрации г. Барнаула ФИО1 просит постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава-исполнителя МОСП от 21 января 2022 года, а также решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 20 июля 2022 года отменить, как незаконные, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь в обоснование на прежние доводы, изложенные в жалобе, поданной в районный суд, о том, что установленный срок для исполнения требований исполнительного документа не отвечает требованиям разумности, не представлено мотивированного обоснования доводов постановления, а также ссылаясь на то, что обжалуемые акты не соответствуют принципам юридической ответственности и задачам законодательства, приводя контрдоводы относительно выводов судьи Центрального районного суда г. Барнаула.
В судебное заседание законный представитель, защитник Администрации города Барнаула, заместитель начальника отдела - заместитель старшего судебного пристава МОСП ФИО2, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Проверив в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы настоящего дела, дела об административном правонарушении, исследовав вышеуказанное исполнительное производство, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, исполнительное производство возбуждено 11 сентября 2012 года в отношении должника - Администрации города Барнаула на основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом г. Барнаула 16 августа 2012 года на основании решения этого же суда от 15 мая 2012 года, вступившего в законную силу 21 июня 2012 года, о возложении обязанности совершить вышеуказанные действия. Копия постановления вручена должнику 20 сентября 2012 года.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, постановлениями судебного пристава-исполнителя от 19 октября 2012 года с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 31 декабря 2012 года.
Впоследствии постановлениями от 14 января, 13 марта, 19 июня, 3 октября 2013 года, 4 февраля, 12 июля 2014 года, 25 февраля, 22 октября 2015 года, 12 мая 2016 года, 31 июля 2017 года, 2 марта, 24 сентября 2018 года, 18 марта, 2 сентября, 17 декабря 2019 года, 5 марта, 15 мая, 20 ноября 2020 года должнику устанавливались новые сроки исполнения требований исполнительного документа.
Постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава МОСП от 25 июня 2013 года, вступившим в законную силу 6 ноября 2013 года, Администрация города Барнаула признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (штраф был уплачен 6 декабря 2013 года).
Постановлениями заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава МОСП от 11 июля 2014 года, 20 февраля 2015 года, вступившими в законную силу, от 16 октября 2015 года, вступившим в законную силу 13 апреля 2016 года, от 12 мая 2016 года, вступившим в законную силу 23 июля 2016 года, от 31 марта 2017 года, вступившим в законную силу 25 июля 2017 года, от 2 марта 2018 года, вступившим в законную силу 13 июля 2018 года (административный штраф уплачен 11 сентября 2018 года) администрация города Барнаула была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Постановлением должностного лица от 3 июня 2021 года должнику вновь был установлен новый срок для исполнения требований вышеуказанного исполнительного документа - до 1 декабря 2021 года. Копия данного постановления своевременно была вручена должнику в тот же день.
Оставляя обжалуемое постановление без изменения, судья Центрального районного суда г. Барнаула правомерно исходил из того, что должником не были приняты все возможные меры для исполнения решения суда, а также тот факт, что решение суда фактически не исполняется с 2012 года, то есть более 9 лет.
Как следует из материалов дела в вину Администрации г. Барнаула вменено бездействие, имевшее место в период с 3 июня до 1 декабря 2021 года.
Согласно ответу от 1 декабря 2021 года о мерах, принятых для исполнения требований исполнительного документа, Администрация города Барнаула в обоснование причин неисполнения решения суда указывала на то, что, исходя из принципа разумности, проектирование и строительство ливневой канализации в настоящее время нецелесообразно, поскольку строительство открытой канализации потребует существенного сноса существующей застройки, а строительство закрытой канализации возможно лишь поэтапно ввиду отсутствия необходимого финансирования; в названном микрорайоне в 2019 году разрешено строительство многоквартирных домов; во вновь установленный срок приняты меры к исполнению требований исполнительного документа, связанные с направлением постановления судебного пристава-исполнителя о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула, а также направлением в Правительство Алтайского края и Министерство транспорта Алтайского края предложений по финансированию исполнительных производств и информации о потребностях органов местного самоуправления в денежных средствах для исполнения решений судов.
Из письма заместителю Правительства Алтайского края от 12 августа 2021 года следует, что в соответствии с поступившим запросом в целях продления до 2030 года периода реализации индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Администрация города Барнаула в качестве одного из дополнительных проектов города Барнаула предложила для реализации в рамках названной программы устройство вышеуказанной ливневой канализации с указанием на необходимое финансирование в размере 510 млн.рублей, а также на отсутствие проектно-сметной документации.
9 сентября 2021 года в ответ на письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2021 года Администрация города Барнаула выразила готовность принять участие в оформлении заявки на получение инфраструктурного бюджетного кредита.
23 сентября и 25 ноября 2021 года направлялась информация в Министерство транспорта Алтайского края о потребностях органов местного самоуправления в денежных средствах для исполнения решений судов по вопросам местного значения.
30 ноября 2021 года получено письмо Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула о том, что для исполнения всех решений судов денежных средств недостаточно, таковые включены в муниципальные программы, в частности разработка вышеуказанной проектно-сметной документации и строительство соответствующей канализации – лишь на 2039-2040 годы.
Вместе с тем, доводы заявителя о нецелесообразности исполнения решения суда с учетом градостроительной ситуации, направлены на оспаривание такового по существу, а потому не имеют правового значения для данного дела об административном правонарушении.
В установленном процессуальным законодательством порядке способ и порядок исполнения решения суда не изменялись, исполнительное производство не прекращалось, отсрочка исполнения решения судом не была предоставлена.
При этом объективно усматривается, что с момента вынесения судебного решения в 2012 году и до настоящего времени Администрацией не была разработана необходимая проектно-сметная документация по устройству капитальной ливневой канализации в микрорайоне, расположенном в границах от ул. Песчаная до ул. Партизанская, от ул. ФИО4 до ул. Ядринцева, с учетом расчетов количества собираемых вод в водоотводное устройство и его пропускной способности.
Во вновь установленный срок всех возможных исчерпывающих и реальных мер к совершению соответствующих действий, направленных на исполнение судебного решения, в том числе, связанных с получением необходимого финансирования, разработкой проектно-сметной документации с очевидностью не было принято.
Само по себе направление постановления судебного пристава-исполнителя об установлении очередного нового срока исполнения требований исполнительного документа второму должнику, равно как и направление вышеуказанных писем должностным лицам, включение в муниципальную программу со сроком исполнения в 2039-2040 годах об этом не свидетельствуют.
Как усматривается из представленного плана исполнения решения суда, утвержденного Администрацией города Барнаула в 2019 году (без даты), срок исполнения первоначального мероприятия по разработке проектно-сметной документации - формирования начальной максимальной цены контракта документации установлен, начиная от даты доведения лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, достоверно установлено, что к разработке проектно-сметной документации по устройству капитальной ливневой канализации в микрорайоне должник так и не приступил с 2012 года до настоящего времени.
Вместе с тем, из материалов дела с очевидностью не следует, что у должника имелись объективные препятствия технического характера к началу работ по проектированию ливневой канализации в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Выводы судьи Центрального районного суда г. Барнаула относительно наличия вины Администрации в совершении вышеуказанного административного правонарушения должным образом и в достаточной степени мотивированы, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана надлежащая правовая оценка, поводов не согласиться с ними не установлено.
При этом в решении суда первой инстанции обоснованно указано, что само по себе недостаточное финансирование, а также длительность проведения организационных мероприятий, направление писем и предложений в органы власти не свидетельствуют о принятии исчерпывающих мер, направленных на исполнение судебного решения, не исполненного с 2012 года, и не освобождают должника от ответственности за неисполнение требований исполнительного документа.
Доводы жалобы Администрации о неверном определении должностным лицом времени совершения административного правонарушения, а также о незаблаговременном извещении Администрации г. Барнаула о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении правомерно признаны судом несостоятельными по приведенным в решении суда первой инстанции обоснованиям.
Деяние верно квалифицировано по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и действующими нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается совокупностью исследованных доказательств по делу.
Установленных законом оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется.
Срок давности и порядок привлечения Администрации к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю ФИО2 от 21 января 2022 года (к протоколу №107 от 18 января 2022 года), решение Центрального районного суда г. Барнаула от 20 июля 2022 года оставить без изменения, жалобу защитника Администрации г. Барнаула – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке статьи 30.14 в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья: Н.А.Межевалов