ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-647/2014 от 31.07.2014 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

 Дело № 12-647/2014 г.

 Р Е Ш Е Н И Е

 31 июля 2014 г.                                    г. Пермь

 Ленинский районный суд г. Перми в составе:

 председательствующего судьи Мехряковой Л.И.,

 при секретаре ФИО2,

 с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1,

 представителей Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае ФИО3, ФИО4, ФИО5, действующих на основании доверенностей,

 рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление исполняющего обязанности руководителя Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении директора некоммерческой организации «Пермский фонд развития предпринимательства» ФИО1,

 установил:

 Постановлением исполняющего обязанности руководителя Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае (далее по тексту ТУ ФСФБН) № от ДД.ММ.ГГГГ директор некоммерческой организации «Пермский фонд развития предпринимательства» ФИО1, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

 ФИО1 обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, просит постановление отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что ТУ ФСФБН полномочиями по контролю в финансово-бюджетной сфере в части соблюдения юридическими лицами условий договоров (соглашений) о предоставлении субсидий из бюджета Пермского края не обладает, поскольку субсидия предоставлена не за счет средств федерального бюджета. Полагает, что нарушение бюджетного законодательства заявителем не допускалось, поскольку выплата гранта молодым предпринимателям полностью соответствует цели предоставления субсидии. При этом указала, что НО «Пермский фонд развития предпринимательства» (далее по тексту Фонд) участвовал в отборе на право получения субсидии из бюджета Пермского края на реализацию отдельных мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы». Порядок отбора и предоставления указанной субсидии утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 31.10.2012 г. № 1225-п, во исполнение условий Порядка между Министерством развития предпринимательства и торговли Пермского края и НО «Пермский фонд развития предпринимательства» заключено соглашение № от 29.11.2012г. Пунктом 3 приложения № к Соглашению предусмотрено мероприятие «защита проектов участников. Участники защищают проекты. Определены 20 финалистов для награждения призами». Договор на предоставление гранта, который указан ТУ ФСБН в качестве нецелевого использования субсидии заключен с молодым предпринимателем по итогам конкурсного отбора бизнес - проектов среди участников программы по содействию развитию молодежного предпринимательства. Также обращает внимание, что отчет о целевом использовании субсидии по итогам реализации мероприятия по содействию развитию молодежного предпринимательства принят главным распорядителем бюджетных средств - Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края без замечаний, что свидетельствует о признании расходов целевыми.

 ФИО1 в судебном заседании настаивала на удовлетворении жалобы по доводам изложенным в жалобе. Полагает, что поскольку средства из федерального бюджета поступили в бюджет Пермского края, а Фонд уже получил их из бюджета Пермского края, в связи с чем, оснований для привлечения к ответственности не имеется, так как Фонд распоряжался уже средствами бюджета Пермского края, а не средствами федерального бюджета. Считает, что согласно нормам Бюджетного кодекса РФ денежные средства, пришедшие в Пермский край, становятся краевыми и далее предоставляются как краевые. Соглашение о предоставлении средств из федерального бюджета с Фондом не заключалось, ТУ ФСБН не вправе был проводить проверку, составлять протокол и рассматривать настоящее дело. Также пояснила, что Фонд получил субсидию по результатам участия в конкурсном отборе в рамках заключенного соглашения о предоставлении бюджетной субсидии определено восемь мероприятий, среди них – развитие молодежного предпринимательства, к указанному соглашению приложены задания. В рамках данного соглашения Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края издан приказ, в котором указана структура мероприятий, а также детализированы действия Фонда. Фондом при планировании структуры мероприятий, утвержден план закупок Фонда, которым предусмотрено направление по выплате призов молодым предпринимателям в сумме 1 млн. 400 тыс. рублей до декабря 2014 г. Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ субъект проводит конкурсы и выплачивает гранты, при этом размер гранта не должен превышать 20% от общего размера субсидии. В пункте 3 приложения № к Соглашению предусмотрена выдача призов победителям участников программы «Ты – предприниматель», в результате чего было отобрано 20 проектов, которые награждены призами. Формулировка «призы» следует из задания, нашла отражение в плане закупок, и в приказе Минэкономразвития РФ. На основании этих документов Фондом издано Положение о порядке проведения отбора. Участникам предоставлены гранты в сумме <данные изъяты> тыс. рублей. Поскольку законодательного определения понятиям «приз» и «грант» нигде не содержится формулировка понятий «грант», «субсидия», «призы» везде трактуется по-разному. Фонд под выплатой призов понимал денежные призы, поскольку в плане закупок указано «призы в размере 1 млн. 400 тыс. рублей». Полагает, что факт целевого использования денежных средств также подтверждается разъяснением Министра промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края. Факт привлечения ее к административной ответственности в качестве должностного лица не оспаривала.

 Представители ТУ ФСБН в судебном заседании с доводами жалобы не согласны, полагают, что постановление ТУ ФСБН вынесено на законных основаниях. В обоснование возражений указали, что ТУ ФСБН руководствуется Постановлением Правительства № 1092, в тексте соглашение и в тексте задания указано о том, что Фонду предоставлены средства из федерального бюджета. Субсидии предоставлены в соответствии с ч. 1 ст. 131 Бюджетного кодекса РФ, определяются в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами РФ. Правила распределения субсидий на государственную поддержку развития малого и среднего предпринимательства, утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 178. В п.25 данного нормативно-правового акта указано, что контроль за целевым использованием субсидий осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. ТУ ФСФБН проведена проверка целевого использования денежных средств, в результате которой выявлено нарушение в виде нецелевого использования Фондом выделенных денежных средств. Нецелевое расходование средств, выразилось в том, что Фонд направил денежные средства на цели, не предусмотренные Соглашением. В рамках задания в приложении № Соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ Фонду предоставлены средства как из бюджета Пермского края, так и из федерального бюджета расходование денежных средств федерального бюджета на гранты не предусмотрено. Полагают, что призы и гранты – разные понятия. Согласно Постановлению Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № грант – это субсидия, предоставляемая субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат. Грант предоставляется в рамках данного Соглашения только в задании в приложении №4; финансирование по данному заданию осуществлялось за счет средств бюджета Пермского края. В отчете, который предоставлял Фонд в Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края, не указано, что гранты перечислены за счет средств федерального бюджета, но они не должны были перечисляться, поскольку финансирование грантов по данному заданию не предусмотрено. Наличие данных о том, что Министерство приняло данный отчет, не говорит о том, что денежные средства были израсходованы в целевом порядке.

 Заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив жалобу, исследовав материалы административного дела, считаю, что постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба - без удовлетворения.

 Согласно ст.38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

 В соответствии со ст. 306.1 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

 В силу ст. 10 БК РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

 Статьей 78 БК РФ установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

 Согласно ч. 1 ст. 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

 В соответствии ч.3 ст. 132 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

 Согласно пункту 25 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № контроль за целевым использованием субсидий осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

 В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

 В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 на момент совершения административного правонарушений являлась должностным лицом – директором Некоммерческой организации «Пермский фонд развития предпринимательства», что подтверждается протоколом заседания Правления НО «Пермский фонд развития предпринимательства» № и участниками судебного разбирательства не оспаривается.

 ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ТУ ФСФБН в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, выявленном в ходе плановой выездной проверки целевого использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета бюджету Пермского края на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

 ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя ТУ ФСФБН вынесено постановление № в отношении ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.

 Из материалов дела об административном правонарушении также следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством развития предпринимательства и торговли Пермского края и Фондом заключено соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении субсидий из бюджета Пермского края на реализацию отдельных мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы». Предметом данного соглашения является предоставление субсидий из бюджета Пермского края Фонду на реализацию отдельных мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы». Неотъемлемой частью данного соглашения являются, в том числе и приложения № и № 4.

 Приложение № содержит в себе задание на реализацию мероприятий по содействию развитию молодежного предпринимательства на 2012 год, согласно которому размер предоставляемой субсидии составил <данные изъяты> тыс. руб. за счет средств бюджета Пермского края и <данные изъяты> тыс. за счет средств источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета.

 Приложение № содержит в себе задание на реализацию мероприятий по предоставлению грантов субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с реализацией ими проектной деятельности на 2012 год, согласно которому размер предоставляемой субсидии составил <данные изъяты> тыс. рублей за счет средств бюджета Пермского края.

 Согласно Приложению № к Соглашению № на реализацию мероприятия по предоставлению грантов субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с реализацией ими проектной деятельности на 2012 год, субсидии из федерального бюджета Фонду не предусматривались и не предоставлялись.

 В пункте 3 Приложения № к Соглашению предусмотрено предоставление грантов субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с реализацией ими проектной деятельности по итогам реализации мероприятий. В связи с чем, финансирование мероприятий по предоставлению грантов, должно осуществляться за счет средств бюджета Пермского края.

 Пунктом 3 приложения № к Соглашению предусмотрено награждение призами лучших участников программы «Ты – предприниматель» за счет средств бюджета Пермского края и федерального бюджета.

 Фондом 29.12.2013г. заключен договор № о предоставлении гранта участникам программы «Ты – предприниматель» с ООО «ЗАПРАВКА» о предоставлении гранта на реализацию бизнес-проекта «Создание сети эспрессо-баров» на сумму 100 000 рублей.

 Фактическая оплата по договору № от ДД.ММ.ГГГГ произведена Фондом ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается платежным поручением за счет средств, источником которых являются субсидия из федерального бюджета.

 Вместе с тем, как в тексте Соглашения, так и в тексте задания, являющегося приложением № к Соглашению указано о том, что Фонду предоставлены средства бюджета Пермского края, источником финансового обеспечения которых являются субсидия из федерального бюджета. Кроме того, п. 1.2 Соглашения установлено, что субсидии предоставляются Фонду в соответствии со ст. 78.1 БК РФ.

 Бюджетный кодекс РФ не содержит понятий как грант и приз, вместе с тем, согласно Постановлению Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №1463-П «Об утверждении порядка предоставления грантов субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат, связанных с реализацией ими проектной деятельности», грант - субсидия, предоставляемая субъектам малого и среднего предпринимательства на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат, связанных с реализацией ими проектной деятельности. Вместе с тем, суд полагает, что гранты выделены субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках указанного соглашения могут быть направлены только на целевое финансирование мероприятий указанных в приложении № и только из бюджета Пермского края. Исходя из буквального толкования положений соглашения и приложений у нему, суд полагает, что понятие «приз» является более широком и может выражаться как в денежном эквиваленте, так и в другой форме. При этом приз может быть направлен как на реализацию проекта, так и использован в ином порядке.

 Ссылки ФИО1 на разъяснения Министра промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края, согласно которым Министерство считает понятие приз и грант идентичными, суд считает несостоятельными, поскольку данные разъяснения являются мнением лица относительно толкования понятий «приз» и «грант», в то время как, суд вправе использовать свое свободное политико-правовое усмотрение при толковании права. Поскольку, выше суд пришел к выводу о том, что понятия грант и приз не являются идентичными и несут различную смысловую нагрузку, следовательно, доводы ФИО1 в данной части несостоятельны.

 В связи с чем, действия ФИО1 правильно квалифицированы по ст. 15.14 КоАП РФ, поскольку она, заключив договор ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении гранта в рамках программы «Ты – предприниматель» допустила нецелевое использование средств федерального бюджета.

 Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается постановлением № от 04.06.2014г., протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ г., служебной запиской от ДД.ММ.ГГГГ г., договором о предоставлении гранта участникам программы «Ты - предприниматель» от ДД.ММ.ГГГГ г., платежным поручением, пояснениями, соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ г., протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ г., приказом № от ДД.ММ.ГГГГ г.

 Таким образом, суд считает, что постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ г., является законным и обоснованным. Каких-либо нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, наказание назначено в пределах санкции указанной статьи.

 Доводы жалобы заявителя об отсутствии у ТУ ФСФБН полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере в части соблюдения юридическими лицами условий договоров (соглашений) о предоставлении субсидий из бюджета Пермского края судом признаются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

 Доводы ФИО1 о то, что при распределении бюджетных средств Фонд руководствовался Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации", Порядком реализации программы Федерального агентства по делам молодежи «Ты – предприниматель» утвержденным Приказом Федерального агентства по делам молодежи № от ДД.ММ.ГГГГ г., судом во внимание не принимаются, поскольку в данном случае при распределении денежных средств ФИО1, как должностному лицу, следовало руководствоваться Соглашением № СЭД-03.04-36-167 от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении субсидий из бюджета Пермского края на реализацию отдельных мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы», которое является правовым основанием для представления указанных средств. Соглашением прямо предусмотрены цели предоставления средств федерального бюджета, а именно: на выплату приза. Представление средств федерального бюджета на выплату гранта соглашением не предусмотрено.

 Ссылки на приказ Минэкономразвития России от 23.04.2012г. №223, судом также отвергаются как несостоятельные, поскольку правовым основанием для предоставления денежных средств в виде приза в данном случае являлось соглашение, а не данный акт.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

 решил:

     постановление исполняющего обязанности руководителя Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении директора некоммерческой организации «Пермский фонд развития предпринимательства» ФИО1, – оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

 На решение суда может быть подана жалоба в течение 10 суток в Пермский краевой суд, через Ленинский районный суд г. Перми.

 Судья:         (Л.И.Мехрякова)