ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-648/21 от 02.09.2021 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело №12-648/21

Р Е Ш Е Н И Е

02 сентября 2021 года судья Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу управляющего государственным учреждением – региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике ФИО1ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

управляющий государственным учреждением – региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике ФИО1 В.Г. обратилась в суд с жалобой, в которой просила отменить постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике ФИО1 и <адрес>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ.30-264/2021, которым ФИО1 В.Г., как должностное лицо, признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 руб., мотивируя тем, что обжалуемое постановление является незаконным и необоснованным, принято с нарушением норм материального права.

В судебном заседании защитник заявителя поддержала жалобу, представитель административного органа возражала против удовлетворения жалобы.

Изучив материалы, приложенные к жалобе, а также дело об административном правонарушении, суд приходит к следующему заключению.

В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки «Выполнение работ по изготовлению протезов для инвалидов Республики ФИО1».

Заказчиком конкурса является Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике ФИО1.

ООО «Крымский центр протезирования и реабилитации» подана жалоба в Крымское УФАС России на действия комиссии заказчика при проведении закупки, по результатам рассмотрения которой ДД.ММ.ГГГГ Крымским УФАС России вынесено решение о признании жалобы обоснованной, о признании в действиях заказчика нарушений пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, передаче материалов дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

На основании данного решения должностным лицом Крымского УФАС в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ.30-264/2021 по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, а также вынесено обжалуемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ.30-264/2021 о привлечении заявителя к административной ответственности.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона № 44-ФЗ).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (части 1, 2 статьи 54.1 Закона № 44-ФЗ).

Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе (пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии со статьей 32 Закона № 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (часть 1).

В документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок (часть 4).

Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8).

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки установлены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ).

В целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик наряду со стоимостными критериями устанавливает в документации о закупке характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки, в частности, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (подпункт "б" пункт 4 Правил ).

В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Правил N 1085).

Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели: а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг; в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки (пункт 27 Правил).

Согласно пункту 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 данных Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 указанных Правил.

Таким образом, в конкурсную документацию в качестве нестоимостного критерия при установлении порядка рассмотрения и оценки заявок разрешается включать критерии о квалификации участников закупки и об опыте работы, связанного с предметом контракта.

Исходя из приведенных положений Закона № 44-ФЗ и Правил , суд приходит к выводу, что заказчик вправе самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели), в том числе квалификация участника, "опыт", "квалификация трудовых ресурсов", и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Правилами и Законом № 44-ФЗ Фондом в конкурсной документации установлены следующие критерии оценок заявок: стоимостной критерий оценки: "Цена контракта" - предложение участников закупки в отношении цены контракта, значимость критерия % - 60; коэффициент значимости критерия/показателя - 0,6; обозначение рейтинга по критерию/показателю - Ra; нестоимостной критерий оценки: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - квалификация участников закупки (значимость критерия % - 40, коэффициент значимости критерия/показателя - 0,4; обозначение рейтинга по критерию/показателю - Rb), которая включала в себя два подкритерия:

2.1 опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера (коэффициент значимости критерия/показателя - 0,4; обозначение рейтинга по критерию/показателю - b1). По данному показателю оценивается: наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается объем выполненных работ, исчисляемый в количестве предоставленных протезов голени модульных, в том числе при недоразвитии, протезов голени немодульных, в том числе при врожденном недоразвитии, получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в данном конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника. При этом количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 19 штук;

2.2. опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера (коэффициент значимости критерия/показателя - 0,6; обозначение рейтинга по критерию/показателю - b2). По данному показателю оценивается: наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ, исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника. При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 1 719 459,28 рублей. Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения о стоимости выполненных работ.

Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по данному показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.

Таким образом, заказчиком установлены предельные необходимые максимальные значения показателей: 95 шт., исходя из количества изделий в закупке, и 8 597 296,40 руб., исходя из суммарного объема выполненных работ в закупке.

В обжалуемом постановлении Крымского УФАС о привлечении к административной ответственности указано, что установленные максимальные показатели нестоимостного критерия не сопоставимы с объемом работ, стоимостью контракта, что может создать не равные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок, установленные заказчиком максимальные показатели являются завышенными по объему и не сопоставимы с объемом закупки и начальной (максимальной) ценой контракта.

Кроме того, возможность предоставления по показателю «опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера» копий государственных контрактов, заключенных в соответствии с Законом №44-ФЗ, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных или муниципальных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.

Вместе с тем, суд учитывает, что выполнение работ по изготовлению протезов для инвалидов Республики ФИО1 имеет социально значимый характер для получателя протеза, следовательно, заказчик должен убедиться в том, что выполнение данного вида работ будет осуществляться наиболее квалифицированным участником закупки, в связи с чем, требование о предоставлении участниками государственных контрактов, государственных договоров в качестве подтверждения опыта работ связано с тем, что заказчик при рассмотрении и оценке заявок на участие в открытом конкурсе имеет возможность проверить достоверность представленной информации в Единой информационной системе в сфере закупок.

Предельное максимальное количество поставленных протезов по всем контрактам за три года, при оценке участников будет ограничиваться верхним пределом, указанным в критериях оценки заявок, что позволяет исключить предоставление неограниченного количества контрактов крупными компаниями и повысить конкуренцию для остальных участников товарного рынка.

При этом, суд также учитывает, что установленные максимальные показатели по объему и стоимости не являются показателями, которые участник закупки обязательно должен достичь, данные показатели лишь ограничивают количество изделий и суммы контрактов, их превышающих, что, в свою очередь, не ограничивает количество участников.

На основании изложенного, суд приходит в выводу, что документация о проведении конкурса раскрывает содержание указанных заявителем критериев, а также порядок оценки заявок исходя из документов и сведений, предоставленных участниками закупки, предусмотренный для всех участников закупки. При таких обстоятельствах, в данном случае условия конкурсной документации обеспечивают равные возможности для потенциальных участников закупки, имевших намерение участвовать в конкурсе на выполнение работ по изготовлению протезов в соответствии с потребностями учреждения.

Критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при выполнении работ по объекту закупки.

Кроме того, законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, руководствуясь собственными потребностями.

На основании изложенного, суд приходит к вводу, что конкурсная документация заявителя отвечает требованиям, предъявляемым пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона № 44-ФЗ, а именно: в ней описаны критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие, данные критерии соответствуют части 1 статьи 32 Закона № 44-ФЗ и пункту 27 Правил и не устанавливают ограничений количества участников закупки. В размещенной конкурсной документации требования к опыту выполнения работ является только критерием для оценки заявки, что не противоречит статье 32 Закона № 44-ФЗ и Правилам .

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что производство по данному делу в силу положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с отсутствием состава вмененного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.1-30.9 КоАП РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике ФИО1 и <адрес>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ.30-264/2021 в отношении ФИО2 о привлечении к административной ответственности по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ – отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики ФИО1 в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: