ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-649/2017 от 10.04.2017 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 12-649/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 07 ноября 2017 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл
Ершова О.В. с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, - Кузьминых Н.Н., представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Дьяченко О.С., действующей на основании № 01-13/2845 от 10 апреля 2017 года, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кузьминых Н.Н. на постановление
о наложении штрафа по делу об административном правонарушении
№ 02-11/321-17 от 18 августа 2017 года заместителя руководителя – начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Фадеевой М.В., которым:

Кузьминых Надежда Николаевна, <данные изъяты> ранее не привлекавшаяся
к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 7.32.4 КоАП РФ,

установил:

Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Фадеевой М.В. № 02-11/321-17 от 18 августа 2017 года Кузьминых Н.Н. (заместитель директора муниципального предприятия «Сигнал» муниципального образования «Город Йошкар-Ола») признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 17.32.4 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере
12000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Кузьминых Н.Н. обратилась в суд с жалобой, в которой просила указанное постановление отменить и прекратить производство по указанному административному делу
в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В обоснование жалобы Кузьминых Н.Н. указала, что требования законодательства ею нарушены не были, период приема заявок на аукцион определен с 11 мая 2017 года по 04 июня 2017 года, что составляет
25 календарных дней. Также Кузьминых Н.Н. пояснила, что административным органом не указано, в чем конкретно выразилось сокращение сроков приема заявок на участие в аукционе, а также не указано, на сколько дней был сокращен соответствующий срок. Полагает, что административным органом
при производстве по делу об административном правонарушении допущены нарушения в применении норм права, что является основанием для отмены обжалуемого постановления.

В судебном заседании Кузьминых Н.Н. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Дьяченко О.С. полагала об отсутствии оснований для отмены обжалуемого постановления, пояснила, что согласно представленной МП «Сигнал» аукционной документации прием заявок на участие в аукционе осуществляется по месту расположения предприятия в рабочие дни в рабочее время, возможность подачи заявок посредством электронной почты в любое время документацией не определена. Таким образом, потенциальным участникам представлена возможность подавать заявки на протяжении 17 дней, что противоречит определенной законодателем норме в 25 дней.

Исследовав материалы административного дела № 02-11/321-17, представленные материалы, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение участвующих лиц, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 5 ст. 7.32.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка предоставления документации об обязательных в соответствии
с законодательством Российской Федерации торгах, порядка разъяснения такой документации, порядка приема заявок на участие в торгах, заявок на участие в продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 7.30 и 7.32.3 КоАП РФ, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
от двенадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению
по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение
для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого
к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из представленных суду материалов на основании приказа директора МП «Сигнал» МО «Город Йошкар-Ола» № 75 от 04 мая 2017 года принято решение о проведении аукциона, открытого по составу участников и по форме подачи предложений о цене, по продаже муниципального имущества – автомобиля легкового ГАЗ 3102 (VIN 3102003118791).

Положениями п. 1 ст. 217 Гражданского кодекса РФ определено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Отношения, возникающие при приватизации муниципального имущества, регулируются ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в соответствии с п. 4 ст. 18 которого, продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем двадцать пять дней. Признание претендентов участниками аукциона осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока приема указанных заявок. Аукцион проводится не позднее третьего рабочего дня со дня признания претендентов участниками аукциона.

Согласно представленной административному органу, а также суду аукционной документации (п. 8.1) заявки на участие в аукционе принимаются в рабочие дни с 08.00 до 17.00 (перерыв на обед с 12.00 до 13.00), кроме выходных и праздничных дней по месту нахождения МП «Сигнал»: по адресу: <адрес>, с 11 мая 2017 года
по 04 июня 2017 года.

Возможность подачи заявки на участие в аукционе в форме электронного документа в иное, помимо рабочего, время документацией не оговорена.

Согласно ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится
на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что ФЗ
от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не конкретизирует какие (календарные или рабочие) дни используются при установлении срока, последний день подачи заявок на участие
в аукционе с учетом соблюдения минимально оговоренного законодателем срока должен был быть установлен не ранее 05 июня 2017 года.

Таким образом, действия организатора аукциона, сократившего сроки окончания подачи заявок на участие в аукционе, нарушают п. 4 ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Ссылка на Положение об организации и проведении продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 № 860, устанавливающего срок в 25 календарных дней, является некорректной, поскольку регулирует порядок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме. Указание на проведение МП «Сигнал» аукциона в электронной форме в представленной документации не содержится.

Доводы Кузьминых Н.Н. относительно предполагаемой осведомленности потенциальных участников аукциона о возможности подачи заявки в электронной форме, знании положений ст. 193 ГК РФ носят предположительный характер, не находят свое подтверждение в аукционной документации и не основаны на действующем законодательстве.

Действия организатора аукциона, сократившего срок подачи заявок
на участие в аукционе, необоснованно сократили количество участников аукциона в нарушение принципа обеспечения конкуренции, закрепленного
в ст. 8 Закона о контрактной системе, исключив из числа участников аукциона лиц, которые не аккредитованы на электронной площадке, у которых отсутствуют на лицевом счете электронной площадки денежные средства для своевременного, предварительного внесения задатка.

Таким образом, действия организатора аукциона МП «Сигнал», сократившего срок подачи заявок на участие в аукционе, не соответствующие положениям п. 4 ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ
«О приватизации государственного и муниципального имущества», содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного
ч. 5 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Из представленных суду материалов следует, что должностным лицом, ответственным за размещение извещения о проведении аукциона является заместитель руководителя МП «Сигнал» МО «Город Йошкар-Ола»
Кузьминых Н.Н.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что начальником отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл допущены существенные нарушения КоАП РФ и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Все указанные доводы были исследованы должностным лицом, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.

С учетом изложенного, обстоятельства дела об административном правонарушении исследованы полно, объективно, всесторонне, при рассмотрении жалобы существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые могли бы повлиять на объективность и полноту рассмотрения дела, не допущено.

При указанных обстоятельствах вывод административного органа о наличии в действиях Кузьминых Н.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 7.32.4 КоАП РФ, суд признает верным, соглашается с ним.

Административным органом рассмотрено ходатайство Кузьминых Н.Н. о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ, которое признано не подлежащим удовлетворению.

С указанным выводом суд не соглашается. В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании
ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Срок, на который был сокращен срок подачи заявок на участие в аукционе (1 день), является незначительным, указанное не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, не наступили какие-либо вредные последствия, аукцион признан не состоявшимся в связи с наличием единственного участника.

Малозначительность правонарушения может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.

Исходя из оценки указанных обстоятельств совершенного Кузьминых Н.Н. деяния, принимая во внимание крайне незначительный период, на который был сокращен срок подачи заявок, неосторожную форму вины, отсутствие каких-либо существенных негативных последствий, учитывая, что совершенное административное правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений в области реализации муниципального имущества, нарушения прав участников аукциона, имеются основания для признания его малозначительным.

Согласно ч. 1.1. ст. 29.9 КоАП РФ в случае объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 7.32.4 КоАП РФ, в отношении Кузьминых Надежды Николаевны прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Освободить Кузьминых Надежду Николаевну от административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32.4 КоАП РФ и объявить ей устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья О.В. Ершова