ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-649/2022 от 13.09.2022 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 21-538/2022

№ 12-649/2022

Р Е Ш Е Н И Е

13 сентября 2022 года г. Воронеж

Судья Воронежского областного суда Калугина С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «ЭкоСФЕРА» Лазарева Андрея Борисовича на решение судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 13 июля 2022 года по жалобе на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области – старшего государственного инспектора РФ по Воронежской области Калугиной Н.В. № 99/КН/2022 от 30 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «ЭкоСФЕРА» Лазарева Андрея Борисовича,

(судья районного суда Михина Н.А.),

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области – старшего государственного инспектора РФ по Воронежской области Калугиной Н.В. № 99/КН/2022 от 30 марта 2022 года генеральный директор ООО «ЭкоСФЕРА» Лазарев А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 13 июля 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО «ЭкоСФЕРА» Лазарева А.Б. – без удовлетворения.

В жалобе генерального директора ООО «ЭкоСФЕРА» Лазарева А.Б., поданной в областной суд, содержится просьба об отмене постановления должностного лица от 30 марта 2022 года и решения судьи от 13 июля 2022 года как незаконных и необоснованных, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает, что суд не разобрался в предмете административного правонарушения, на момент проведения проверки у общества отсутствовала обязанность по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, поскольку они устанавливаются комплексным экологическим разрешением (а не в виде отдельного документа), срок на получение которого установлен до 01 января 2025 года.

В судебное заседание явились прокурор Воронежской областной прокуратуры Гарин В.Н., помощник прокурора Воронежской межрайонной природоохранной прокуратуры Харитоничева Е.П.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - генеральный директор ООО «ЭкоСФЕРА» Лазарев А.Б., в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом по указанным адресам места регистрации и места работы посредством почтовой связи. Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по доверенности Ноздрачев Е.О. в судебное заседание также не явился, конверты с извещениями возвращены в суд за истечением срока хранения, в связи с чем прихожу к выводу о возможности рассмотрения жалобы в их отсутствие.

От заместителя руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Перегудова В.И. поступили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя и об отложении рассмотрения жалобы. В удовлетворении ходатайства об отложении отказано.

Выслушав прокурора Воронежской областной прокуратуры Гарина В.Н., помощник прокурора Воронежской межрайонной природоохранной прокуратуры Харитоничеву Е.П., полагавших постановление должностного лица и решение судьи законными и обоснованными, а жалобу – не подлежащей удовлетворению, прихожу к следующему.

Частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов.

В силу требований статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1). Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2).

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1029. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, а также на объектах II категории в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический надзор (пункт 1).

Согласно пункту 3 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории

Нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

В силу пункта 6 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются комплексным экологическим разрешением, выдаваемым территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в соответствии с Правилами рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 143.

Согласно федеральному реестру объектов негативного воздействия на окружающую среду по состоянию на 24.02.2022 ООО «ЭкоСФЕРА» эксплуатирует объекты (код объекта 20-0136-002644-П, код объекта 20-0236-0016-72-П), которые относятся к 1 категории, как объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду.

В ходе проведенной Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования, экологических прав граждан в деятельности ООО «ЭкоСФЕРА» было установлено, что ООО «ЭкоСФЕРА» осуществляется эксплуатация объектов код объекта 20-0136-002644-П (1 категория, категория риска высокая (2), код объекта 20-0236-0016-72-П (1 категория, категория риска значительная (3) в отсутствие нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается данными государственной статистической отчетности № 2-тп (отходы) за 2021 год, согласно которой в ООО «ЭкоСФЕРА» в 2021 году образовалось отходов: III класса опасности – 3,076 тонн, IV класса опасности – 3673,62 тонн, в совокупности с иными доказательствами по делу.

Кроме того, то обстоятельство, что на момент проведения проверки, ООО «ЭкоСФЕРА» не были разработаны нормативы образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, генеральным директором ООО «ЭкоСФЕРА» в жалобе нее оспаривается.

Доводы жалобы о том, что у общества отсутствовала обязанность по разработке и утверждению нормативов, поскольку они устанавливаются комплексным экологическим разрешением (а не в виде отдельного документа), срок, на получение которого установлен до 01 января 2025 года, не могут повлечь отмену решения, поскольку основаны на ошибочном толковании правовых норм.

На основании части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к объектам I и II категорий, до 01.01.2019, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

В силу части 1.1 этой же статьи с 01.01.2019 и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 данной статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 этой статьи.

Из положений статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ, статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ, Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение следует, что при отсутствии комплексного экологического разрешения юридические лица, эксплуатирующие объекты I категории, обязаны иметь иную разрешительную документацию.

Однако ООО «ЭкоСФЕРА» в отсутствие полученного комплексного экологического разрешения для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в территориальный орган Росприроднадзора после изменения законодательства не обратилось.

Таким образом, на момент проведения проверки у ООО «ЭкоСФЕРА» отсутствовало как комплексное экологическое разрешение, так и нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, что является нарушением действующего природоохранного законодательства и влечет административную ответственность, предусмотренную частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод суда о том, что ООО «ЭкоСФЕРА» имея возможность для соблюдения правил охраны окружающей среды, не приняло необходимые и достаточные для этого меры, представляется правильным.

Ответственным за данные нарушения является генеральный директор общества Лазарев А.Б., действия которого правильно квалифицированы по части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

При таких обстоятельствах оснований не согласиться с состоявшимися по делу актами не имеется.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Постановление о привлечении генерального директора ООО «ЭкоСФЕРА» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса, для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы выражают несогласие с постановлением должностного лица и решением судьи, однако не содержат оснований, которые могут повлечь их отмену, по существу аналогичны доводам, которые являлись предметом проверки и были отклонены по мотивам, приведенным в решении районного суда, оснований не согласиться с которыми не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 13 июля 2022 года по жалобе на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области – старшего государственного инспектора РФ по Воронежской области Калугиной Н.В. № 99/КН/2022 от 30 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «ЭкоСФЕРА» Лазарева Андрея Борисовича оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «ЭкоСФЕРА» Лазарева Андрея Борисовича - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья областного суда С.В. Калугина