ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-64/18 от 03.07.2018 Волховского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 12-64/2018

РЕШЕНИЕ

03 июля 2018 года г. Волхов

Судья Волховского городского суда Ленинградской области И.А. Десятниченко, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации муниципального образования Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области Ермак Н.О. на постановление по делу об административном правонарушении №32-8644-1183/ПС от 23 апреля 2018 года, вынесенное начальником Тосненского отдела по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора О.А. Бересневым, в соответствие с которым должностное лицо-Ермак Н.О., ****** года рождения, гражданка ******, проживающая по адресу: ******, состоящая на должности ****** Ленинградской области привлечена к административной ответственности по ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, Цыганкова И.Н., представляющего интересы Ермак Н.О. по доверенности, которому разъяснены положения ст. 25.5 КоАП РФ,

при отсутствии ходатайств и отводов,

УСТАНОВИЛ:

постановлением №32-8644-1183/ПС от 23 апреля 2018 года, вынесенного начальником Тосненского отдела по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора Бересневым О.А. должностное лицо-Ермак Н.О. подвергнута административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей.

Основанием для привлечения должностного лица Ермак Н.О. к административной ответственности по ст.9.11 КоАП РФ, явилось необеспечение данным должностным лицом обязательных требований «Правил технической эксплуатации энергоустановок потребителей», утверждённых Приказом Минэнерго России № 6 от 13 января 2003 года (ПТЭЭП), зарегистрированных Минюстом России № 4145 от 22 января 2003 года, «Правил устройства электроустановок» (ПУЭ), утвержденных приказом Минэнерго России от 20 мая 2003 года №187, а именно: п.1.2.3, п.1.2.7 (ПТЭЭП) ввиду отсутствия надлежащим образом назначенного ответственного за электрохозяйство и заместителя; п.1.2.6 (ПТЭЭП), ввиду не предоставления должностной инструкции ответственного за электрохозяйство; п. 1.2.7, п. 1.4.5, п. 1.4.23, п. 1.4.28 (ПТЭЭП), ввиду не предоставления документов о прохождении проверки знаний правил работы на электроустановках у ответственного за электрохозяйство и его заместителя; п. 3.5.10 (ПТЭЭП) ввиду не назначения работника ответственного за поддержание исправного состояния, проведении периодических испытаний и проверок переносных и передвижных электроприемников (ручных электрических машин, переносного электроинструмента и светильников), вспомогательного оборудования к ним; п.1.2.2, п.1.2.6, прил.3, 28.1, табл.37 (ПТЭЭП), ввиду не предоставления документов о проведении измерения сопротивления изоляции электропроводок, в том числе осветительных сетей в особо опасных помещений и наружных установках-1 раз в год, в остальных случаях 1 раз в 3 года; п.2.2.17 (ПТЭЭП), связанного с тем, что не производится периодическая очистка оборудования РУ от пыли и мусора; п. 2.2.20, 2.12.5 (ПТЭЭП), п. 1.1.28, 1.1.32 (ПУЭ) связанного с тем, что в щитах и силовых сборках напряжением 0,4 кВ, требуют восстановления знаки безопасности и диспетчерские наименования в соответствии с однолинейной схемой; п.2.2.20, 2.12.5 (ПТЭЭП), поскольку требуется восстановление надписей, указывающих назначение присоединений щитов и силовых сборок напряжением 0,4 кВ.

Данные нарушения были установлены при проведении плановой выездной проверки на основании распоряжения № ****** от 24 ноября 2017 года.

В поступившей жалобе глава администрации МО Староладожское сельское поселение Ермак Н.О. просит отменить постановление, вынесенное должностным лицом, ссылаясь на то, что обжалуемое постановление вынесено без достаточных на то оснований, с нарушением процессуальных норм. Административное правонарушение было выявлено в период проверки с 13 декабря 2017 года по 20 декабря 2017 года, а протокол об административном правонарушении был составлен только 11 апреля 2018 года, что противоречит ст.28.5 КоАП РФ. Постановление о назначении административного наказания было вынесено 23 апреля 2018 года, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

В судебное заседание, назначенное по рассмотрению жалобы, Ермак Н.О., которая была уведомлена о месте и времени проведения судебного заседания, не явилась, направив своего защитника, в связи с чем судья находит возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по административному делу.

Защитник Цыганков И.Н. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, полагая, что, несмотря на выявленные должностным лицом при проведении плановой выездной проверки в период с 13 декабря 2017 года до 20 декабря 2017 года нарушения при эксплуатации электроустановок, привлечение должностного лица к административной ответственности неправомерно, поскольку на момент вынесения должностным лицом постановления срок давности привлечения лица к административной ответственности, учитывая положения ст.4.5 КоАП РФ, истек.

Рассмотрев жалобу Ермак Н.О., исследовав представленные материалы, заслушав пояснения защитника Цыганкова И.Н., судья установил следующее:

Начальником Тосненского отдела по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора Бересневым О.А. было вынесено постановление в связи с выявлением нарушений при проведении плановой выездной проверки в отношении администрации муниципального образования Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, проводимой на основании распоряжения заместителя руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора № ****** от 24 ноября 2017 года. По результатам данной проверки 20 декабря 2017 года был составлен акт № ******, в котором отражены выявленные нарушения «Правил технической эксплуатации энергоустановок потребителей», утверждённых Приказом Минэнерго России № 6 от 13 января 2003 года (далее-ПТЭЭП), зарегистрированных Минюстом России № 4145 от 22.01.2003, «Правил устройства электроустановок» (ПУЭ), утвержденных приказом Минэнерго России от 20.05.2003 г. №187 (далее-ПУЭ).

Протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания были вынесены в отсутствие Ермак Н.О..

Согласно ст. 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении либо нарушении правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

Субъектами правонарушения являются лица, на которых действующим законодательством возложена обязанность соблюдать вышеуказанные правила.

В силу п. 3 ч. I ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно Уставу муниципального образования Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области к полномочиям администрации поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования, управление муниципальной и иной переданной в управление муниципального поселения собственностью.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится организация в границах муниципального района электроснабжения поселений.

В соответствии с ч.3 ст.7 Федерального закона от 26 марта 2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, обеспечивают выполнение, технологических требований к техническим устройствам сетей, а также согласованные режимы работы Единой энергетической системы России.

В силу ст.2.4 КоАП РФ - административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с Уставом муниципального образования Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области глава администрации осуществляет общее руководство деятельностью администрации поселения, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации; заключает от имени поселения договоры в пределах компетенции администрации, установленной Уставом.

Согласно контракту от 26 мая 2016 года, имеющемуся в материалах дела, Ермак Н.О., назначенная на должность главы администрации Староладожского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области на основании решения совета депутатов муниципального образования Староладожского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области от 01 декабря 2004 года №10 берет на себя обязательства, связанные с осуществлением полномочий по должности главы администрации сроком на пять лет.

Приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 года №6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее ПТЭЭП).

Указанные ПТЭЭП имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии. Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000В (далее - Потребители). Они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно. Правила не распространяются на электроустановки электрических станций, блок-станций, предприятий электрических и тепловых сетей, эксплуатируемых в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей.

В соответствии с п.1.2.1. ПТЭЭП эксплуатацию электроустановок потребителей должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал. В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок у потребителей создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией. При этом в силу п.1.2.2 Правил потребитель обязан обеспечить помимо прочего обучение и проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала.

Согласно пункту 1.2.3. ПТЭЭП, для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель Потребителя (кроме граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В) соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации (далее - ответственный за электрохозяйство) и его заместителя. Ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов Потребителя. При наличии у Потребителя должности главного энергетика обязанности ответственного за электрохозяйство, как правило, возлагаются на него.

Согласно пунктам 1.2.6., 1.2.7. ПТЭЭП, назначение ответственного за электрохозяйство и его заместителя производится после проверки знаний и присвоения соответствующей группы по электробезопасности: V - в электроустановках напряжением выше 1000 В; IV - в электроустановках напряжением до 1000 В.

Согласно пункту 1.2.6. ПТЭЭП, ответственный за электрохозяйство обязан: организовать разработку и ведение необходимой документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок; организовать обучение, инструктирование, проверку знаний и допуск к самостоятельной работе электротехнического персонала; организовать безопасное проведение всех видов работ в электроустановках, в том числе с участием командированного персонала; обеспечить своевременное и качественное выполнение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и профилактических испытаний электроустановок; организовать проведение расчетов потребности Потребителя в электрической энергии и осуществлять контроль за ее расходованием; участвовать в разработке и внедрении мероприятий по рациональному потреблению электрической энергии; контролировать наличие, своевременность проверок и испытаний средств защиты в электроустановках, средств пожаротушения и инструмента;обеспечить установленный порядок допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электроустановок; организовать оперативное обслуживание электроустановок и ликвидацию аварийных ситуаций; обеспечить проверку соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным с отметкой на них о проверке (не реже 1 раза в 2 года); пересмотр инструкций и схем (не реже 1 раза в 3 года); контроль замеров показателей качества электрической энергии (не реже 1 раза в 2 года); повышение квалификации электротехнического персонала (не реже 1 раза в 5 лет); контролировать правильность допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранной зоне линий электропередачи.

Согласно пунктам 1.4.5.,1.4.20.,1.4.23. ПТЭЭП, проверка знаний правил, настоящих Правил, правил пожарной безопасности и других нормативных документов должна производиться в следующие сроки: для электротехнического персонала, непосредственно организующего и проводящего работы по обслуживанию действующих электроустановок или выполняющего в них наладочные, электромонтажные, ремонтные работы или профилактические испытания, а также для персонала, имеющего право выдачи нарядов, распоряжений, ведения оперативных переговоров, - 1 раз в год; для административно-технического персонала, не относящегося к предыдущей группе, а также для специалистов по охране труда, допущенных к инспектированию электроустановок, - 1 раз в 3 года.

Согласно пункту 1.4.28. ПТЭЭП, проверка знаний у ответственных за электрохозяйство Потребителей, их заместителей, а также специалистов по охране труда, в обязанности которых входит контроль за электроустановками, проводится в комиссии органов госэнергонадзора.

Согласно пункту 3.5.10. ПТЭЭП, для поддержания исправного состояния, проведения периодических проверок переносных и передвижных электроприемников, вспомогательного оборудования к ним распоряжением руководителя Потребителя должен быть назначен ответственный работник или работники, имеющие группу III. Данные работники обязаны вести Журнал регистрации инвентарного учета, периодической проверки и ремонта переносных и передвижных электроприемников, вспомогательного оборудования к ним.

Согласно пункту 2.2.17. ПТЭЭП, оборудование РУ должно периодически очищаться от пыли и грязи. Сроки очистки устанавливает ответственный за электрохозяйство с учетом местных условий. Уборку помещений РУ и очистку электрооборудования должен выполнять обученный персонал с соблюдением правил безопасности.

Согласно пункту 2.2.20. ПТЭЭП, на дверях и внутренних стенках камер ЗРУ, оборудовании ОРУ, лицевых и внутренних частях КРУ наружной и внутренней установки, сборках, а также на лицевой и оборотной сторонах панелей щитов должны быть выполнены надписи, указывающие назначение присоединений и их диспетчерское наименование.

Согласно пункту 2.12.5. ПТЭЭП, на лицевой стороне щитов и сборок сети освещения должны быть надписи (маркировка) с указанием наименования (щита или сборки), номера, соответствующего диспетчерскому наименованию. С внутренней стороны (например, на дверцах) должны быть однолинейная схема, надписи с указанием значения тока плавкой вставки на предохранителях или номинального тока автоматических выключателей и наименование электроприемников. Автоматические выключатели должны обеспечивать селективность отключения потребителей, получающих от них питание.

Согласно пункту 1.1.28. Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 08 июля 2002 года № 204 (ПУЭ) в электроустановках должна быть обеспечена возможность легкого распознавания частей, относящихся к отдельным элементам (простота и наглядность схем, надлежащее расположение электрооборудования, надписи, маркировка, расцветка).

В соответствии 1.1.32. ПУЭ электроустановки по условиям электробезопасности разделяются на электроустановки напряжением до 1 кВ и электроустановки напряжением выше 1 кВ (по действующему значению напряжения).Безопасность обслуживающего персонала и посторонних лиц должна обеспечиваться выполнением мер защиты, предусмотренных в гл. 1.7.

Факт нахождения обследуемых электроустановок в собственности муниципального образования по делу не оспаривается.

Виновность главы администрации муниципального образования Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области Ермак Н.О. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ, подтверждается письменными доказательствами: распоряжением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 24 ноября 2017 года № ******, актом проверки от 20 декабря 2017 года № ******, в ходе которой зафиксированы нарушения, уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 27 марта 2018 года, протоколом об административном правонарушении от 11 апреля 2018 года № ******; сопроводительным письмом о направлении копии протокола от 11 апреля 2018 года № ******; контрактом с главой администрации муниципального образования Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области от 26 мая 2016 года и иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Как видно из материалов дела, с целью уведомления о месте и времени составления протокола об административном правонарушении 11 апреля 2018 года Тосненским отделом по государственному энергетическому надзору 02 апреля 2018 года Ермак Н.О. было вручено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. 11 апреля 2018 года главе администрации муниципального образования Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ермак Н.О. было направлено уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, и 23 апреля 2018 года обжалуемое постановление вынесено в отсутствие главы администрации Ермак Н.О., которая направила в адрес Тосненского отдела сведения об ее отсутствии при рассмотрении дела об административном правонарушении, ходатайств об отложении рассмотрения дела от которой не поступало. Таким образом, протокол об административном правонарушении и постановление вынесены в отсутствие Ермак Н.О. при наличии сведений о надлежащем ее уведомлении о времени и месте составления процессуальных документов.

Оценив данные доказательства в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу о доказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление и о наличии в действиях главы администрации муниципального образования Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ермак Н.О. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.9.11 КоАП РФ. Каких-либо доказательств, опровергающих выводы о виновности Ермак Н.О. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ, с жалобой не представлено, и в материалах дела не имеется.

Ссылка в жалобе на нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, установленного ч.2 ст.28.5 КоАП РФ, не может быть принята во внимание, так как указанный срок не является пресекательным, в связи с чем его нарушение не влечет признание протокола об административном правонарушении в качестве недопустимого доказательства. Из разъяснений, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих в судах при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, нарушение установленных в статье 28.5 КоАП РФ сроков не относится к существенным недостаткам протокола.

Поскольку протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом административного органа и соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, предъявляемым к его содержанию и порядку составления; все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, событие правонарушения должным образом описано, данный протокол является допустимым доказательством по делу.

Доводы жалобы заявителя о том, что постановление контролирующего органа не соответствует требованиям КоАП РФ, своего подтверждения не нашли. Вопреки доводам жалобы, в постановлении должностного лица отражена оценка имеющихся в деле доказательств и обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, выводы должностного лица мотивированы и содержат ссылки на нормы права, подлежащие применению.

В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.9.11 КоАП РФ, составляет 1 год со дня его обнаружения.

Как следует из материалов дела, вмененное правонарушение выявлено в ходе проведения проверки-20 декабря 2017 года. Следовательно, на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении от 23 апреля 2018 года срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Наказание назначено в пределах установленной санкции, соответствует характеру правонарушения и иным обстоятельствам, указанным в ст.4.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах доводы жалобы не могут являться основанием к отмене вынесенного по делу постановления.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.30.6, ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление начальника Тосненского отдела по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора Береснева О.А. от 23 апреля 2018 года, вынесенное в отношении главы администрации муниципального образования Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области Ермак Н.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу главы администрации муниципального образования Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области Ермак Н.О. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения копии настоящего решения.

Судья: И.А. Десятниченко