ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-64/18 от 23.08.2018 Инзенского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 12-64/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

23 августа 2018 года г. Инза

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Талягина Ю.Е.,

при секретаре Климовской Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Крона» Чернецова О.Н. на постановление директора Департамента лесного хозяйства Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Герасимова И.А. от 26 июня 2018 года о признании общества с ограниченной ответственностью «Крона» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением директора Департамента лесного хозяйства Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Герасимова И.А. от 26 июня 2018 года общество с ограниченной ответственностью «Крона» (далее – ООО «Крона») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

Согласно постановлению о назначении административного наказания от 26 июня 2018 года в вину ООО «Крона» вменено то, что на момент проверки 17 апреля 2018 года в нарушение пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», устанавливающего обязанность юридических лиц и граждан, осуществляющих использование лесов, соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования, допустило нехватку и отсутствие некоторых норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров, а именно: 40 погонных метров напорных пожарных рукавов (с характеристиками, предусмотренной документацией на мотопомпу), 1 штуки воздуходувки, 4 штук ранцевых лесных опрыскивателя (ранца противопожарных), 1 штуки электромегафона, 7 штук защитных касок, 4 штук защитных очков, 2 штук средств защиты органов дыхания и зрения, 7 штук плащей из огнеупорной ткани, 7 штук энцефалитных костюмов, 7 комплектов сапог кирзовых (ботинок), 7 комплектов брезентовых рукавиц, 1 штуки зажигательного аппарата.

Не соглашаясь с постановлением, генеральный директор ООО «Крона» Чернецов О.Н., в установленный законом срок обратился в суд с жалобой на указанное постановление, считает его необоснованным и незаконным.

В обоснование жалобы генеральный директор ООО «Крона» Чернецов О.Н. указывает, что в ходе проверки, которая послужила основанием для привлечения к ответственности было установлено не полное отсутствие части средств предупреждения и тушения лесных пожаров, а их некомплектность из-за нахождения непосредственно у членов пожарной бригады, что не исключало их постоянную готовность и возможность своевременного, немедленного использования по целевому назначению.

Кроме того, административный орган, несмотря на вышеуказанные обстоятельства, не рассмотрел вопрос о применении положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, а также о возможности применения наказания ниже низшего предела.

На основании вышеизложенного генеральный директор ООО «Крона» Чернецов О.Н. просит постановление директора Департамента лесного хозяйства Ульяновской области Герасимова И.А. от 26.06.2018 признать незаконным и отменить.

Представитель Департамента лесного хозяйства Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее – Департамент лесного хозяйства) и лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были уведомлены своевременно и надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Представитель юридического лица, привлеченного к административной ответственности, Новиков А.В., доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, просил постановление от 26.06.2018 отменить, дополнив, что проверка была проведена в нарушение Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». ООО «Крона» не было предупреждено о проведении проверки, представителю юридического лица не были вручены копии приказа или распоряжения о проведении проверки, а также не был предоставлен акт проверки, который составляется в 2-х экземплярах и вручается под роспись представителю юридического лица. Таким образом, результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене. Кроме того, защита прав юридических лиц при проведении контроля (надзора) предусматривается приказом Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Более того, при рассмотрении дела об административном правонарушении было нарушено право ООО «Крона» присутствовать при его рассмотрении. Постановление о привлечении к административной ответственности было вынесено без участия юридического лица.

Представитель Баканова Я.В., в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе и доводы, заявленные Новиковым А.В., поддержала в полном объеме, дополнив их следующим.

Квалификация данного административного правонарушения по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ, как нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, и, следовательно, привлечение юридического лица к ответственности, и назначение наказания по данной норме административного кодекса, являются неверными. В постановлении о назначении административного наказания директор департамента сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Герасимов И.А. ссылается на постановление Правительства Ульяновской области от 09.04.2018 № 162-П «О введении на территории Ульяновской области особого противопожарного режима», согласно которому на территории Ульяновской области с 9 апреля 2018 года введен особый противопожарный режим. Однако, в части 1 постановления Правительства Ульяновской области от 09.04.2018 № 162-П «О введении на территории Ульяновской области особого противопожарного режима» указано, что особый противопожарный режим вводится на территории Ульяновской области со дня вступления настоящего постановления в силу до 31 мая 2018 года. Принимая во внимания, что нормы данного постановления распространяются на неопределенный круг лиц, влекут за собой различные юридические последствия, в том числе и привлечение к административной ответственности за правонарушения, ответственность за которые является повышенной, и тем самым непосредственным образом затрагивают права, законные интересы и свободы граждан, физических и юридических лиц в области охраны прав на жизнь, здоровье и защиту окружающей среды, животного и растительного мира, оно (постановление) является нормативным правовым актом. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Ульяновской области 29.11.2005 № 136-30 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» предусмотрено вступление в силу нормативных правовых актов Правительства Ульяновской области одновременно на всей территории Ульяновской области по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен более длительный срок вступления их в силу. В соответствии с частью 1 статьи 5 данного Закона официальным опубликованием нормативных правовых актов считается первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации». Согласно данным официального интернет-портала правовой информации pravo.gov Постановление Правительства Ульяновской области от 09.04.2018 № 162-П «О введении на территории Ульяновской области особого противопожарного режима» было опубликовано 16.04.2018, номер опубликования 7300201804160001. Следовательно, особый противопожарный режим в Ульяновской области введён с 27.04.2018. Данная информация также подтверждается данными, опубликованными на официальном сайте Главного управления МЧС России по Ульяновской области, о введении особого противопожарного режима по Ульяновской области с 27.04.2018 до 31.05.2018. Таким образом, на момент проверки у ООО «Крона» наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров 17.04.2018 особый противопожарный режим по Ульяновской области введён не был. Согласно вышеизложенному, ООО «Крона» считает незаконным квалификацию правонарушения по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ. На основании чего просит суд признать незаконным постановление директора Департамента сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Герасимова И.А. от 26.06.2018 по административному делу в отношении ООО «Крона» и отменить его.

Представитель юридического лица, привлеченного к административной ответственности, Чернецов О.Н. в судебном заседании все доводы жалобы поддержал в полном объеме и просил дело об административном правонарушении прекратить в виду его малозначительности.

Проанализировав доводы жалобы, заслушав представителей лица, привлеченного к административной ответственности, исследовав представленные материалы дела, материалы по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Крона», судья приходит к следующему.

В силу части 3 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.

В соответствии с частью 1 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Состав административного правонарушения должен содержать совокупность следующих элементов: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, заключается в действии или бездействии, нарушающих правила пожарной безопасности в лесах в условиях действия особого противопожарного режима.

Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На основании данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее – Правила пожарной безопасности в лесах).

Пунктом 1 названных Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил пожарной безопасности в лесах).

Таким образом, ответственность за нарушение правил противопожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, лежит на юридическом лице.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ООО «Крона» согласно договору аренды лесного участка от 20.06.2012 № 588 использует лесные участки Валгусского участкового лесничества Инзенского лесничества Ульяновской области общей площадью 13194 га для заготовки древесины.

Пунктом 11 раздела III договора аренды лесного участка от 20.06.2012 № 588 определены обязанности арендатора лесного участка в которые входит, в том числе, использование лесного участка по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; осуществлять за счет собственных средств меры противопожарного обустройства лесов на лесном участке, в том числе пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов.

Приказом Минприроды России от 28 марта 2014 года № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов» утверждены нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующие леса.

Следовательно, ООО «Крона» должно иметь в наличии средства пожаротушения по нормам, установленным указанным приказом Минприроды России от 28 марта 2014 года № 161.

В связи с тем, что площадь арендованного ООО «Крона» лесного участка составляет 13194 га, то к нему применяются нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса с целью заготовки древесины в малолесных субъектах Российской Федерации (площадь земель лесного фонда ниже 30% от общей площади субъекта Российской Федерации) от 10 до 50 тыс. га арендованной площади (часть 2 Приложения № 2 к приказу Минприроды России от 28 марта 2014 года № 161).

В соответствии с вышеуказанными нормативами в наличии ООО «Крона» должны находиться: 200 погонных метров напорных пожарных рукавов (с характеристиками, предусмотренной документацией на мотопомпу), 3 штуки воздуходувки, 3 штуки зажигательного аппарата, 9 штук ранцевых лесных опрыскивателя (ранцы противопожарные), 2 штуки электромегафона, 7 штук защитных касок, 7 штук защитных очков, 7 штук средств защиты органов дыхания и зрения, 7 штук плащей из огнеупорной ткани, 7 штук энцефалитных костюмов, 7 комплектов сапог кирзовых (ботинок), 7 комплектов брезентовых рукавиц – по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров.

В ООО «Крона» для участия в мероприятиях по тушению и недопущению распространения лесных пожаров сформирована группа лиц из 7 человек.

Однако, в нарушение указанных нормативов на момент проверки 17 апреля 2018 года в ООО «Крона» установлена нехватка и отсутствие некоторых норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров, а именно: 40 погонных метров напорных пожарных рукавов (с характеристиками, предусмотренной документацией на мотопомпу), 1 штуки воздуходувки, 4 штук ранцевых лесных опрыскивателя (ранца противопожарных), 1 штуки электромегафона, 7 штук защитных касок, 4 штук защитных очков, 2 штук средств защиты органов дыхания и зрения, 7 штук плащей из огнеупорной ткани, 7 штук энцефалитных костюмов, 7 комплектов сапог кирзовых (ботинок), 7 комплектов брезентовых рукавиц, 1 штуки зажигательного аппарата.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что юридическое лицо ООО «Крона» обязано было принимать меры по соблюдению требований пожарной безопасности в лесах.

Обоснованность привлечения общества к административной ответственности сомнений не вызывает.

Доказательств наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров на момент проверки заявителем в судебное заседание не представлено.

Доводы жалобы в части нахождения недостающих средств предупреждения и тушения лесных пожаров непосредственно у членов пожарной бригады, суд находит несостоятельными.

Кроме того, из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что при вынесении постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении 28.05.2018 и при даче объяснений 28.05.2018 представителем ООО «Крона» Новиковым А.В. никаких возражений и замечаний по выявленному нарушению не заявлено.

Более того, в объяснении 28.05.2018 Новиков А.В. подтвердил установленный проверкой факт установления нехватки и отсутствия некоторых норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров и указал на устранение нарушений путем приобретения недостающих средств предупреждения и тушения лесных пожаров.

Согласно товарным чекам от 18.05.2018 № ... от 22.05.2018 № ... от 24.05.2018 № ... ООО «Крона» приобретены: 7 штук энцефалитных костюмов, 7 комплектов сапог кирзовых (ботинок), 7 штук брезентовых плащей (огнеупорный), 1 штука воздуходувки, 7 штук защитных касок, 1 штука зажигательного аппарата, 140 погонных метров пожарных рукавов, 4 штуки ранцевых лесных опрыскивателя, 1 штука электромегафона, 4 штук защитных очков, 2 штуки респиратора противопылевого и 7 комплектов брезентовых рукавиц.

При рассмотрении данного дела не установлено объективных препятствий для соблюдения юридическим лицом Правил пожарной безопасности в лесах, а равно принятие указанным лицом исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о наличии вины ООО «Крона» в совершении правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Доказательств, подтверждающих принятие ООО «Крона» всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, не представлено.

Данные нарушения выявлены в период действия на территории Ульяновской области особого противопожарного режима и подтверждаются представленными материалами, в том числе справкой начальника отдела лесного контроля и пожарного надзора в лесах Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Микка П.И. о проведении совместной с Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки по вопросу готовности лесопользователей к пожароопасному сезону от 24.04.2018, в которой установлены и зафиксированы нарушения требований Правил пожарной безопасности и указано место выявления данных нарушений, иными доказательствами, оцененными административным органом в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.

Представитель юридического лица ссылается на нарушение Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части проведения проверки без распоряжения или приказа, а также сроков уведомления о проведении проверки, и как следствие, результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований.

Суд не находит подлежащим удовлетворению данный довод заявителя по следующим основаниям.

В части 3 статьи 26.2 КоАП РФ установлен запрет на использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В силу статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки; Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

Из справки начальника отдела лесного контроля и пожарного надзора в лесах Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Микка П.И. от 24.04.2018 усматривается, что проверочные мероприятия проведены Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением сотрудника Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области по вопросу готовности лесопользователей к пожароопасному сезону.

В силу прямого указания в пункте 3 части 3 статьи 1 Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения его не применяются при осуществлении прокурорского надзора.

Следовательно, располагая информацией, полученной в результате проведения проверочных мероприятий, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области реализовало свое право на привлечение к административной ответственности в рамках административного производства, получив доказательства, свидетельствующие о наличии признаков нарушения правил пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 09.04.2018 № 162-П «О введении на территории Ульяновской области особого противопожарного режима» на территории Ульяновской области введен особый противопожарный режим со дня вступления настоящего постановления в силу и до 31 мая 2018 года.

Доводы представителей ООО «Крона» в части того, что на момент проведения проверки и обнаружения вменяемого административного правонарушения, то есть 17.04.2018, особый противопожарный режим в Ульяновской области не действовал в виду того, что постановление Правительства Ульяновской области от 09.04.2018 № 162-П, которым вводился данный режим, вступило в силу только 27.04.2018, то есть по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, так как данное постановление затрагивает вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, суд находит несостоятельными, поскольку данный довод основан на ошибочном толковании закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

Частью 2 статьи 7 Закона Ульяновской области 29.11.2005 № 136-30 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» установлен общий срок вступления в силу нормативных правовых актов, в соответствии с которой если иное не предусмотрено частями 3 и 4 указанной статьи, нормативные правовые акты Губернатора Ульяновской области, Законодательного Собрания Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, органов исполнительной власти Ульяновской области вступают в силу одновременно на всей территории Ульяновской области в сроки, установленные этими актами, но не ранее дня, следующего за днем их официального опубликования.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона от 29.11.2005 № 136-ЗО официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Как установлено в судебном заседании постановление Правительства Ульяновской области от 09.04.2018 № 162-П «О введении на территории Ульяновской области особого противопожарного режима» опубликовано 16.04.2018 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, номер опубликования 7300201804160001. Согласно пункту 1 данного постановления особый противопожарный режим вводится на территории Ульяновской области со дня вступления в силу указанного постановления. Следовательно, к постановлению Правительства Ульяновской области от 09.04.2018 № 162-П применяется общий срок вступления в силу, то есть вступает в силу одновременно на всей территории Ульяновской области после его официального опубликования, если в самом акте не указан иной срок вступления в силу.

Специальный порядок вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина применим к тем законам и нормативным правовым актам, которые приняты непосредственно в целях нормативного регулирования вопросов, названных в пункте «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, тогда как постановление Правительства Ульяновской области от 09.04.2018 № 162-П регулирует вопросы в области охраны окружающей среды и природопользования.

Таким образом, постановление Правительства Ульяновской области от 09.04.2018 № 162-П «О введении на территории Ульяновской области особого противопожарного режима» вступило в силу в установленном вышеназванным законом Ульяновской области порядке, то есть 17.04.2018.

Должностное лицо пришло к правильному выводу о том, что допущенное ООО «Крона» нарушение образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.

Доводы представителя Новикова А.В. о нарушении законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении в части того, что постановление о привлечении к административной ответственности вынесено без участия представителя юридического лица суд признает несостоятельными.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, определение о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении от 07.06.2018 направлено в адрес ООО «Крона» 09.06.2018. Факт уведомления о рассмотрении дела 26.06.2018 представителем ООО «Крона» не оспаривается.

В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В судебном заседании Новиков А.В. подтвердил факт надлежащего извещения о дне рассмотрения дела об административном правонарушении, пояснил, что прибыл для его рассмотрения, но в назначенное время дело не рассматривалось, копия постановления ему была вручена позже в тот же день.

Доказательств того, что представитель прибыл на рассмотрение в указанное время, то есть к 10 часам 00 мин. 26.06.2018, Новиковым А.В. не представлено.

Таким образом, нарушений требований главы 29 КоАП РФ при рассмотрении должностным лицом дела об административном правонарушении допущено не было.

Основания для освобождения от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения, ввиду отсутствия какой-либо угрозы причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде, отсутствуют.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Общественная опасность правонарушения соизмеряется законодателем, в том числе видом и размером установленной за него санкции. Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Между тем, в данном случае, с учетом обстоятельств и характера совершенного правонарушения, объектом которого является пожарная безопасность в лесах в условиях особого противопожарного режима, оснований для признания его малозначительным и освобождения юридического лица от административной ответственности не имеется.

Однако при назначении наказания были не в полной мере учтены требования
главы 4 КоАП РФ, конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, данные об имущественном положении лица, привлекаемого к административной ответственности.

В соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Исходя из изложенного, установленные выше обстоятельства необходимо признать исключительными и, учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ООО «Крона», активное участие в тушении лесных пожаров, недопущение очагов возгорания на арендуемых лесных участках, принятие мер по устранению нарушений законодательства, отсутствие существенных негативных последствий административного правонарушения, считаю, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа в сумме 300000 рублей не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, что с учетом конкретных обстоятельств дела позволяет снизить размер назначенного административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 3 статьи 8.32 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера.

С учетом изложенного, обжалуемое постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении ООО «Крона» подлежит изменению путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 150000 рублей.

Оснований для замены административного штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ не имеется.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

При этом в силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Вместе с тем, нарушение ООО «Крона» правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима само по себе создает реальную угрозу жизни и здоровью работников юридического лица, а также посторонних лиц.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление от 26.06.2018, вынесенное директором департамента лесного хозяйства Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Герасимовым И.А. о привлечении ООО «Крона» к административной ответственности по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания, – изменить, снизив назначенное административное наказание в виде административного штрафа до 150000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд Ульяновской области со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ю.Е. Талягина