Дело №
РЕШЕНИЕ
05 февраля 2019 года
Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе судьи Бояриновой Е.В.,рассмотрев в судебном заседании в помещении суда жалобу ИП ФИО3 на решение начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по РО – заместителя главного государственного инспектора РО по использованию и охране земель по делу № года от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 по ч.1 ст. 8.8 КРФ об АП,
УСТАНОВИЛ:
Решением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по РО – заместителя главного государственного инспектора РО от 20.12.2018 года постановление о назначении административного наказания от 05.12.2018 года в отношении ИП ФИО3 по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ – оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
ИП ФИО3 не согласившись с решением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ, подал жалобу на данное решение, ссылаясь на то, что при вынесении постановления должностным лицом отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра законодательные и нормативные акты применительно к его фактической деятельности с использованием собственного имущества, его доказательства и доводы отсутствия нарушения, основанные на в том числе перечисленных ниже нормах права, не рассматривались, не применялись, были проигнорированы, либо применялись частично, или трактовались в смысле позволяющем должностному лицу вынести незаконное решение о его невиновности.
ИП ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Представитель ИП ФИО3 – ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить. Дал пояснения, аналогичные изложенным в жалобе.
Представитель Управления Росреестра по РО – ФИО5 считает решение вынесено законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.
Суд, выслушав сторон, исследовав материалы дела, руководствуясь ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об АП, признал необходимым постановление от 05.12.2018 года оставить без изменения, а жалобу ИП ФИО3 – без удовлетворения. Основания данного вывода следующие.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об АП судья, вышестоящее должностное лицо, не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
На основании п.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об АП, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об АП установлено, что по делу об административном правонарушении надлежит выяснить: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Существо правонарушения, согласно постановлению о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, состояло в следующем.
ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой, выездной проверки индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ№-р, завершена внеплановая выездная проверка в отношении индивидуального предпринимателя ФИО3 ИНН №, по результатам которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером: 61:44:0022831:8, расположенный по адресу: <адрес>, площадью: 627 кв.м, принадлежит на праве собственности гр. ФИО3, о чём в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
Вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером № в ЕГРН - «Для эксплуатации индивидуального жилого дома».
Согласно сведениям ЕГРН в границах земельного участка с адресом: <адрес>, с кадастровым номером: № зарегистрированы объекты капитального строительства:
- жилой дом, общей площадью 57,4 кв.м, литер А этажностью: 1, с кадастровым номером № принадлежащий на праве собственности гр. ФИО1, о чем в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №;
- жилой дом, общей площадью 156,5 кв.м, литер В, этажностью: 3, с кадастровым номером № принадлежащий на праве собственности гр. ФИО1, о чем в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №;
- жилой дом, общей площадью 324 кв.м, этажностью: 3, с кадастровым номером 61:44:0022831:41, принадлежащий на праве собственности гр. ФИО1, о чем в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
В соответствии со сведениями ЕГРН договоров передачи в аренду земельного участка с кадастровым номером: № а также расположенных на нем объектов капитального строительства с кадастровыми номерами № в пользу третьих лиц не зарегистрировано, и в рамках проверки подконтрольным субъектом не предоставлено.
Указанные обстоятельства позволили должностному лицу к выводу о том, что в действиях ИП ФИО3 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об АП.
Решением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по РО – заместителя главного государственного инспектора РО от 20.12.2018 года постановление о назначении административного наказания от 05.12.2018 года в отношении ИП ФИО3 по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ – оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
Глава 8 Кодекса Российской Федерации об АП направлена на охрану общественных отношений в области охраны окружающей среды и природопользования.
По ч.1 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об АП следует квалифицировать использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученной посредством запроса на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» https://egrul.nalog.rii/, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО3 ИНН № является индивидуальным предпринимателем, основным видом деятельности которого является: «деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания», а к дополнительным видам деятельности отнесены в том числе «деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания».
Согласно сведениям, полученным посредством запроса в информационно-телекоммуникационной сети интернет www.travel.ru - по адресу: <адрес>, осуществляет деятельность «отель мира», предоставляющий услуги для временного проживания, а также услуги ресторана и сауны.
Визуальным осмотром, при проведении проверки установлено, что территория земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, с кадастровым номером: 61:44:0022831:8 частично огорожена, в границах земельного участка расположены:
- объект капитального строительства этажностью 3, фактически используемый в качестве гостиницы - «отель Мира», что подтверждается вывеской, расположенной на указанном строении, а также информацией, полученной на официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети Интернет (https:// www.travel.ru /), а также фототаблицей.
- объект капитального строительства этажностью 2 - жилой дом, что подтверждается фототаблицей.
- объект капитального строительства этажностью 1 - жилой дом, что подтверждается фототаблицей.
Согласно п.1 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
При этом, как следует из п.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В Постановлении от 17.12.1996 № 20-П и Определении от 11.05.2012 № 833-0 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что юридическое лицо, в отличие от гражданина - физического лица, имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам именно этим имуществом, тогда как гражданин - индивидуальный предприниматель использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод, и в этом смысле его имущество юридически не разграничено.
В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 4 ст. 23 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу ст. 2.4 Ко АП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет коммерческую деятельность в виде ФИО2 собственным недвижимым имуществом на указанном земельном участке.
Таким образом, в действиях ИП ФИО1 ИНН № по результатам проверки выявлены факты нарушения ст. ст. 7, 40, 42 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), за которое законодательством РФ предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Абзацем 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Кроме того, в силу п.3 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
При этом, в случае фактического изменения вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах данные сведения подлежат учету путем их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с п.п. 8, 9 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Виды разрешенного использования устанавливаются градостроительными регламентами в пределах границ соответствующей территориальной зоны.
На основании п.3 ч.2 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты являются составной и неотъемлемой частью правил землепользования и застройки и применяются только вместе с данным актом градостроительного зонирования.
На территории города Ростова-на-Дону документом градостроительного зонирования, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными и областными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ростовской области, Уставом города Ростова-на-Дону, в соответствии с положениями Генерального плана города Ростова-на-Дону, а также с учетом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития города, охраны его культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, являются Правила землепользования и застройки, утвержденные Решением Ростовской-на-Дону городской думы №87 от 26.04.2011 года.
В соответствии с п. 4.1. ГОСТ Услуги малых средств размещения - малые средства размещения включают в себя в том числе и меблированные комнаты.
Согласно п. 3.8. ГОСТ Услуги малых средств размещения - меблированные комнаты: помещения, предназначенные для проживания туристов, с ограниченным перечнем оказываемых услуг, как правило, без услуг питания и других дополнительных услуг.
Согласно п. 5.2. ГОСТ Услуги малых средств размещения - малые средства размещения располагаются в отдельно стоящем здании или могут занимать часть здания с отдельным входом. За исключением меблированных комнат и гостевых комнат, которые могут располагаться в части здания, подъезде жилого дома, на разных этажах и иметь общий вход с жильцами дома.
Согласно "ГОСТ Р 55322-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. Общие требования к малым средствам размещения для постоянного проживания" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1607-ст).
- малые средства размещения для постоянного проживания: Средства размещения жилищного фонда площадью до 500 м2, используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для предоставления услуг размещения населению с возможностью постоянного проживания.
- исполнитель услуг малых средств размещения: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги малых средств размещения на собственной или арендованной материальной базе.
- потребитель услуг малых средств размещения: Физическое лицо, пользующееся или имеющее намерение пользоваться услугами малых средств размещения.
- услуги размещения: Предоставление населению удобств для отдыха, сна и гигиены.
- постоянное проживание: Длительное проживание граждан в средстве размещения сроком более шести месяцев.
В соответствии с п. 4.2.8. Услуги в малых средствах размещения для постоянного проживания граждан оказывают по договорам найма, аренды, договорам на проживание (размещение), заключенным между исполнителем и потребителем услуг малых средств размещения.
Согласно п. 7.1. Малые средства размещения для постоянного проживания могут быть расположены в отдельно стоящих зданиях или занимать часть жилого или общественного (нежилого) здания.
Исходя из изложенного, фактически ИП ФИО3, осуществляя предпринимательскую деятельность по предоставлению в наем меблированных комнат, согласно договоров найма представленными ИП ФИО3 в рамках рассмотрения дела, предоставляет гостиничные услуги в малых средствах размещения расположенных в жилом доме принадлежащем ему на праве собственности, о чем в ЕГРН сделаны записи.
В силу ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилой дом - это индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Основным критерием отнесения жилого дома к объектам индивидуального жилищного строительства согласно ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации является его предназначение для проживания одной семьи.
По смыслу п. 2 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник или иной гражданин может лишь совмещать проживание в жилом помещении и осуществление какой-либо профессиональной также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них.
Согласно представленному ИП ФИО3 «Акту обследования и категорирования гостиницы», индивидуальному средству размещения «Меблированные комнаты «Hotel Mira»» присвоена четвертая категория опасности, с количеством номеров: 5, и 8 мест.
Основанием для проведения указанного обследования явилось постановление Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов» (далее - Постановление № 447), устанавливающее обязательные для выполнения требования к обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, разработки паспорта безопасности, а также вопросы осуществления контроля за выполнением указанных требований.
Понятие «гостиница и иное средство размещения» используется в значении, указанном в Правилах предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2015 г. № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (далее - Правила предоставления).
Согласно Правил предоставления - "гостиничные услуги" - комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице, включая сопутствующие услуги, перечень которых определяется исполнителем;
"гостиница и иное средство размещения" - имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для оказания гостиничных услуг (далее - гостиница);
"малое средство размещения" - гостиница с номерным фондом не более 50 номеров.
Согласно п. 3.1 «ГОСТ Р 54606-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги малых средств размещения. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 740-ст) (далее - ГОСТ Услуги малых средств размещения) - малое средство размещения: помещения, используемые организациями различных организационно-правовых форм, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, оборудованные для предоставления услуг размещения с номерным фондом не более 50 номеров.
Согласно п. 3.4. ГОСТ Услуги малых средств размещения - исполнитель услуг малого средства размещения: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, оказывающие услуги малых средств размещения на собственной или арендованной ими материальной базе.
(предпринимательской) деятельности: адвокатской или нотариальной практики, репетиторской деятельности и т.д.
В силу ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по оказанию гостиничных услуг может осуществляться лишь после перевода жилого помещения (или совокупности жилых помещений) в нежилое.
Согласно п. 6 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51185-2014 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 ноября 2014 года N 1542-ст) гостиницы и аналогичные средства размещения (далее - гостиницы) и услуги, предоставляемые в них, должны соответствовать требованиям, приведенным в приложениях А, Б и В.
Таким образом, в приведенной связи, использование собственником принадлежащего ему объекта в качестве гостиницы, т.е. для временного заселения посторонних граждан на возмездной основе, в силу закона не может рассматриваться как наем (аренда) жилого помещения, так как противоречит как п. 3 ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и п. 2 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о том, что имеется существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пользовании ИП ФИО1№ земельным участком с нарушением вида разрешенного использования, предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации, и длительном невыполнении возложенных на лицо обязанностей. Данное правонарушение может быть совершено только в умышленной форме, поскольку неосторожная форма вины совершения подобных деяний не может образовать состав правонарушения и повлечь за собой наступление административной ответственности.
ИП ФИО3 не представил каких-либо доказательств того, что им предпринимались исчерпывающие меры по внесению изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, либо возникли непреодолимые препятствия при оформлении документов.
В соответствии со ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об АП, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
При таких обстоятельствах, судья не усматривает оснований для изменения или отмены решения от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об АП, судья
РЕШИЛ:
Решение начальника отдела государственного земельного надзора ФИО2 по РО – заместителя главного государственного инспектора РО по использованию и охране земель по делу № года от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об АП, – оставить без изменения, жалобу ИП ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Ростовский областной суд через Первомайский суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья