ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-64/19 от 16.09.2019 Харабалинского районного суда (Астраханская область)

№12-64/2019

РЕШЕНИЕ

Астраханская область г.Харабали 16 сентября 2019г.

Судья Харабалинского районного суда Астраханской области Лесникова М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём Нурпейсовой С.М., с участием должностного лица Колтунова С.А. и его представителя Угрюмова Н.А., рассмотрев в помещении суда по адресу: Астраханская область, г.Харабали, ул. Б. Хмельницкого, д.19, в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - заместителя директора по производству ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» Колтунова С.А. на постановление старшего государственного инспектора, заместителя начальника отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного геологического и земельного надзора Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФИО3 от 02 августа 2019г. о привлечении заместителя директора по производству ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» Колтунова С.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора, заместителя начальника отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного геологического и земельного надзора Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФИО3 от 02 августа 2019г. должностное лицо - заместитель директора по производству ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» Колтунов С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП Российской Федерации), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 руб.

В жалобе на постановление должностное лицо ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» Колтунов С.А. указывает, что с постановлением не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Обращает внимание, что в силу ст. 6 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992г. №2395-1 «О недрах» под пользованием недрами понимается геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых. Таким образом, для определения наличия события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП Российской Федерации необходимо установить факт добычи полезных ископаемых с нарушением установленного порядка, для чего выяснить является ли изъятое вещество полезным ископаемым, если да, то каким именно, с какого участка недр (местного или федерального) оно добыто, имел ли факт добычи, а не перемещения недр, способ совершения противоправных действий, размер причинённого ущерба, подлежит ли конкретная выполняемая работа лицензированию, если да, то имелась ли соответствующая действующая лицензия, когда, кем, где и какие именно действия совершены. Необходимо установить и доказать невыполнение либо ненадлежащее выполнение должностным лицом конкретных должностных обязанностей. В связи с этим, имелась необходимость в назначении судебной экспертизы материалов, веществ и изделий, изъятого вещества для определения его вида, является ли оно полезным ископаемым. Ходатайство о назначении соответствующей судебной экспертизы и для установления обстоятельства, подлежащего доказыванию и наличия события административного правонарушения, необоснованно отклонено административным органом. Указанная судебная экспертиза не проведена, каких-либо доказательств того, что перемещаемый грунт является полезным ископаемым не добыто и материалы дела их не содержат. Таким образом, доказательства наличия события административного правонарушения отсутствуют. Административным органом не установлено и не доказано, какие именно должностные обязанности и каким образом не выполнены или выполнялись ненадлежащим образом, в чём это выразилось. Кроме того, согласно материалам дела, в том числе доказательствам, представленным стороной защиты, ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» выполняло по заданию органа местного самоуправления и МКУ «<данные изъяты>» работы по строительству подъездного пути к кладбищу на бугре <данные изъяты>. В соответствии с п. 2.2.2 муниципального контракта (договора) №21 от 28 марта 2019г., заключённого ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» с администрацией МО «<данные изъяты>», место забора грунта, необходимого для строительства подъездного пути, определяется заказчиком в разрешении на забор и вывоз грунта. При этом, с учётом предварительного согласования условий контракта, а также социальной значимости и острой необходимости, представления исполнителю работ гарантий возможности их выполнения, администрацией МО «<данные изъяты>» 19 марта 2019г. за издано распоряжение, которым разрешается ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» забор и вывоз грунта для выполнения работ по строительству подъездного пути к кладбищу на бугре <данные изъяты>, определяется место забора грунта карьер бугор «<данные изъяты>», который, согласно этому же распоряжению и положению об использовании карьеров, отведённых для муниципальных нужд, утверждённому решением Совета МО «<данные изъяты>» от 30 декабря 2013г., является муниципальным, находящийся там грунт используется по распоряжению органа местного самоуправления для муниципальных нужд, к которым относится строительство подъездного пути (дороги) на социально значимом объекте - кладбище на бугре <данные изъяты>. Письмом от 16 мая 2019г. №346 ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» испрашивает у администрации МО «<данные изъяты>» разрешение на забор грунта с земельных участков <данные изъяты> для подсыпки обочин автодороги «Астрахань-Марфино» на съезде к подъездному пути к кладбищу и самого этого подъездного пути. Такое разрешение выдаётся письмом начальника отдела земельных и имущественных отношений, жилищной политики администрации МО «<данные изъяты>» от 16 мая 2019г. . Таким образом, забор грунта производился с карьера, отведённого для муниципальных нужд по разрешению и указанию органов местного самоуправления. При этом, грунт не изымался у собственника, а по его указанию перемещался с одного объекта собственника на другой для муниципальных нужд. Из этого следует, что ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» разработку, добычу и иное использование без лицензии (разрешения) полезных ископаемых не осуществляло, в связи с чем отсутствует состав вменяемого административного правонарушения. Административным органом не добыты доказательства того, что забор грунта осуществлялся на глубину более 5 м, что потребовало бы наличие лицензии, в случае недропользования. Согласно протоколу осмотра места происшествия и фототаблицы к нему, забор грунта производился на глубину меньшую высоты автомобиля МАЗ, высота которого составляет 4 м 10 см. Из чего следует, что в рассматриваемом случае лицензия не требовалась. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014г. №1244 утверждены Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно пункту 8 которых решение о выдаче разрешения должно содержать, в частности, указание об обязанности лиц, получивших разрешение, выполнить предусмотренные статьёй 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации требования в случае, если использование земель или земельных участков привело к порче или уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков. Из анализа норм Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земельного участка на основании разрешения не освобождает лиц, которым выдано такое разрешение, от обязанности соблюдать требования земельного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды. В частности, на этих лиц возлагаются обязанности по приведению земель или земельных участков в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешённым использованием, а также по выполнению необходимых работ по рекультивации таких земель или земельных участков. О необходимости соблюдения требований Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992г. №2395-1 «О недрах» Правила не содержат. Материалами дела подтверждается, что заказчик строительства подъездного пути - администрация МО «<данные изъяты>», являясь пользователем земельного участка, не является коммерческой организацией, а является органом местного самоуправления. Соответственно, его деятельность не связана с осуществлением предпринимательской деятельности, подъездной путь имеет статус дороги общего пользования, и после сдачи в эксплуатацию он останётся на балансе заказчика, её строительство и использование не связано с извлечением прибыли. Если даже извлечённый грунт является общераспространённым полезным ископаемым, то он не переходил от одного лица к другому, из муниципальной и государственной собственности не отчуждался. В соответствии с п. 2.2.2 муниципального контракта (договора) от 28 марта 2019г., заключённого ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» с администрацией МО «<данные изъяты>», место забора грунта, необходимого для строительства подъездного пути, определяется заказчиком в разрешении на забор и вывоз грунта. Из изложенного следует, что грунт для устройства земляного полотна (насыпи) должен предоставляться заказчиком в грунтовом резерве; стоимость грунта как материала подрядчику не оплачивается, оплачивается только работа по устройству насыпи (стоимость механизмов и рабочей силы), а также работа по погрузке и перемещению грунта транспортными средствами подрядчика. Таким образом, из смысла контракта заказчик должен был предоставить подрядчику резерв грунта, а подрядчик должен погрузить материал в автотранспорт, доставить его к месту производства работ, уложить согласно заданным вертикальным отметкам и уплотнить его до проектного коэффициента. Непосредственно за грунт, как за строительный материал, подрядчик денежные средства не получал, а сам грунт не имеет стоимости. То есть, выборка (извлечение) грунта осуществлена для целей, не связанных с осуществлением землепользователем предпринимательской деятельности. То обстоятельство, что разрешение на использование земельного участка, выданное администрацией, предполагало его разработку и вывоз грунта, следует из совокупности сведений, изложенных в переписке между ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» и заказчиком.

Полагает, что ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» могло пользоваться недрами без лицензии, поскольку осуществляло работы на основании договора с землепользователем, который в силу ст. 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992г. №2395-1 «О недрах» вправе без лицензии осуществлять добычу полезных ископаемых в границах своего земельного участка. Субъективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП Российской Федерации является только пользование недрами без лицензии на пользование недрами, а не нарушение иных требований законодательства о недрах. Следовательно, оспариваемым постановлением он привлечён к административной ответственности при отсутствии состава вменённого ему административного правонарушения.

В судебное заседание представитель административного органа не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом и заблаговременно.

Руководствуясь ст. 30.6 КоАП Российской Федерации прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя административного органа.

В судебном заседании должностное лицо Колтунов С.А. и его представитель по доверенности Угрюмов Н.А. доводы жалобы поддержали в полном объёме, просили удовлетворить.

Выслушав должностное лицо и его представителя, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.11 КоАП Российской Федерации судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ч. 1 ст. 7.3 КоАП Российской Федерации пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992г. №2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоёмов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 2.3 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992г. №2395-1 «О недрах» к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространённые полезные ископаемые.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992г. №2395-1 «О недрах», недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых.

На основании ст. 9 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992г. №2395-1 «О недрах» пользователями недр на участках недр местного значения, которые указаны в пункте 1 части первой статьи 2.3 настоящего Закона и которые предоставляются в пользование в соответствии с абзацем восьмым пункта 6 статьи 10.1 настоящего Закона, могут быть юридические лица, с которыми заключены гражданско-правовые договоры на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18 июля 2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно положениям ст. 10.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992г. №2395-1 «О недрах» основаниями возникновения права пользования участками недр являются: принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о: предоставлении без проведения конкурса или аукциона права пользования участком недр местного значения, который указан в пункте 1 части первой статьи 2.3 настоящего Закона, для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключённых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18 июля 2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Статьёй 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992г. №2395-1 «О недрах» предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Из изложенного следует, что установление порядка предоставления и пользования участками недр местного значения, а также порядка оформления государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Астраханской области такой порядок предусмотрен Законом Астраханской области от 19 апреля 2006г. №8/2006-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования недропользования на территории Астраханской области».

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 1 Закона Астраханской области от 19 апреля 2006г. №8/2006-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования недропользования на территории Астраханской области» участки недр местного значения (далее - участки недр) для геологического изучения общераспространённых полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых или для осуществления по совмещённой лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, предоставляются в пользование в виде геологического или горного отвода.

Предоставление участков недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами (далее - лицензия), выданной исполнительным органом государственной власти Астраханской области, уполномоченным осуществлять функции в сфере недропользования (далее - уполномоченный орган).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ с 10 часов 30 минут по 11 часов 25 минут по адресному ориентиру: <адрес>, ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» допустило пользование недрами с целью добычи общераспространённых полезных ископаемых с помощью погрузчика, грузового самосвала с государственным номером RUS, тем самым в нарушение ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992г. №2395-1 «О недрах», осуществляло пользование недрами с целью добычи полезных ископаемых без разрешительных документов, на основании которых возникает право пользования недрами.

В Управление Росприроднадзора по Астраханской области поступила информация о нарушении природоохранного законодательства Российской Федерации, в частности, по факту добычи общераспространённых полезных ископаемых в отсутствие разрешительных документов.

В ходе проведения ОМВД по <данные изъяты> району проверки установлено, что ФИО6, работающий в должности водителя ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие», ДД.ММ.ГГГГ, управляя транспортным средством с государственным номером RUS, на основании распоряжения от 19 марта 2019г. администрации МО «<данные изъяты>» Астраханской области о заборе и вывозе грунта с карьера бугор «<данные изъяты>», осуществил транспортировку общераспространённых полезных ископаемых в отсутствие разрешительной документации, в результате чего был задержан сотрудниками полиции.

Согласно объяснениям от ДД.ММ.ГГГГ старшего мастера по содержанию автодорог ООО «Харабалинское ДРСП» ФИО7 полезные ископаемые на указанном карьере добывались для подсыпки автодороги в рамках ремонтно-строительных работ.

Грузовой самосвал с государственным номером RUS, согласно имеющимся сведениям (свидетельство о регистрации), принадлежит на праве собственности ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие».

Из протокола осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, составленного старшим следователем СО ОМВД России по <данные изъяты> Астраханской области ФИО8, с использованием фотосъёмки, следует, что объектом осмотра является участок местности по адресу: <адрес>. На момент осмотра с северной стороны бугра восточной части обнаружен автомобиль МАЗ-551, г/н , экскаватор. На момент осмотра в кузове автомобиля обнаружен грунт красного цвета, наполненный, рядом на участке вдоль всего склона бугра северной части видно, что осуществляется забор грунта. Далее осмотр переносится на участок подъездного пути к кладбищу на бугре <данные изъяты>, где на участке местности между бугром и автодорогой «Астрахань-Марфино» осуществляется утрамбовка грунта. Грунт на данном месте красного цвета, площадка размерами 120х4 м, высотой примерном 7 м. На данном участке стоит экскаватор красного цвета, который осуществляет утрамбовку грунта.

Согласно перечню общераспространённых полезных ископаемых, утверждённому распоряжением Минприроды и Правительства Астраханской области от 04 июня 2007г. №35-р/319-пр, территория Астраханской области представлена такими полезными ископаемыми как гипс, песок, гравий, известняки, опока, супеси, глина, песчаники, суглинки, сапропель и др. Каких-либо других составляющих общераспространённых полезных ископаемых в Астраханской области не имеется.

ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» не имеет лицензии на право пользования недрами, содержащими общераспространённые полезные ископаемые, на участке недр, расположенным по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ по данному факту в отношении заместителя директора по производству ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» Колтунова С.А. старшим государственным инспектором, заместителем начальника отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного геологического и земельного надзора Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.3 КоАП Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что распоряжением главы администрации МО «<данные изъяты>» ФИО9 «О заборе и вывозе грунта» от 19 марта 2019г. в соответствии с положением об использовании карьеров, отведённых для муниципальных нужд, утверждённого решением Совета МО «<данные изъяты>» от 30 декабря 2013г., в рамках строительства подъездного пути к кладбищу на бугре <данные изъяты> и в связи с письменным обращением ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» от 19 марта 2019г., разрешено произвести забор и вывоз грунта для выполнения работ по строительству подъездного пути к кладбищу на бугре <данные изъяты> ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» в объёме 1000 куб.м. Определить место забора грунта карьер бугор «<данные изъяты>». По завершении выполнить рекультивацию и планировку места забора грунта.

28 марта 2019г. между администрацией МО «<данные изъяты>» (заказчик) и ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» (подрядчик) заключён договор подряда на выполнение работ по обустройству подъездного пути к кладбищу на бугре <данные изъяты>. Согласно условиям договора, подрядчик принимает на себя обязательство по обустройству подъездного пути к кладбищу на бугре <данные изъяты>, а заказчик принимает на себя обязательство произвести оплату выполненных работа, в размерах, формах и условиях, предусмотренных настоящим договором. Срок выполнения обязательств до 30 апреля 2019г.

08 апреля 2019г. между МУК «<данные изъяты>» (заказчик) и ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» (подрядчик) заключён договор подряда на выполнение работ по перевозке и разработки грунта для строительства подъездного пути к кладбищу на бугре <данные изъяты>. Согласно условиями договора, подрядчик принимает на себя обязательство по перевозке и разработке грунта для строительства подъездного пути к кладбищу на бугре <данные изъяты>, а заказчик принимает на себя обязательство произвести оплату выполненных работ, в размерах, формах и на условиях, предусмотренных настоящим договором. Срок выполнения обязательств до 30 мая 2019г. Место забора грунта определяется заказчиком работ в разрешении на забор и вывоз грунта.

В письме от 16 мая 2019г. начальник отдела земельных и имущественных отношений, жилищной политики администрации МО «<данные изъяты>» ФИО10 сообщает, что администрация МО «<данные изъяты>» согласовывает выемку грунта с земельного участка (карьера) из категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», расположенного по адресу: <адрес>, в рамках договора от 08 апреля 2019г., заключённого между МКУ «<данные изъяты>» и ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие», для подсыпки подъезда к бугру «<данные изъяты>», в объёме до 300 куб.м.

Из ответа Департамента по недропользованию по Южному Федеральному округу отдела геологии и лицензирования по Астраханской области от 18 июля 2019г. следует, что в геоморфологическом отношении территория <данные изъяты> района расположена в пределах современной аллювиальной дельтовой равнины с плоским рельефом, осложнённым еричными и ильменными понижениями, останцами хвалынского рельефа - бэровскими буграми, техногенными формами рельефа. Основным рельефообразующим фактором для дельты Волги является сток наносов. В геолого - литологическом строении дельтовой равнины принимают участие современные, хвалынские, хазарские и бакинские отложения. Современные отложения по генезису подразделяются на аллювиальные, аллювиально - морские и частично на делювиальные. Аллювиальные включают полойные, проточные и ильменные. К группе аллювиально-морских отложений относятся култучные и авандельтовые. Полойные отложения представляют поверхностные горизонты аллювиального покрова, их мощность 0,5 - 1,5 м, литологически представлены переслаиванием песка и серого суглинка. Проточные осадки залегают преимущественно под полойными, реже ильменными отложениями и представлены мелкозернистыми и глинистыми песками, реже супесями. Отложения водоёмов представлены суглинками и глинами. Осадки ильменно-култучных впадин распространены на всей площади дельты, встречаясь на глубине 1-7 м. Перекрываются осадки полойными образованиями. Хвалынские отложения не имеют сплошного распространения в дельте, на дневную поверхность выходят в виде бугров Бэра. В зависимости от содержания глинистых частиц, фиксируются две пачки. Нижняя часть толщи отложений слагающих бугры - более глинистая, это средний или тяжёлый суглинок. Верхняя супесчаная пачка, включает в себя прослои супесей и лёгкого суглинка. Соотношение их мощностей меняется в широких пределах. Общая мощность бугровой толщи примерно равна относительной высоте бэровских бугров и изменяется от 1-2м до 15-20м. Ниже залегают хазарские отложения представленные глинами, содержащими прослои песков и супесей различной мощности и бакинские морские осадки, вскрытые на территории современной дельтовой равнины, представлены плотными глинами, иногда с прослоями мелкозернистых песков. В геологическом строении недр участков, расположенных в <данные изъяты> районе Астраханской области, преобладают песчано-глинистые породы: на участке бэровский бугор (карьер) «Бугор Тюрин» - супеси и суглинки и на земельном участке <данные изъяты> (кадастровый ) - супеси и суглинки, глинистые пески.

Приказом от 29 декабря 2018г. ответственным лицом ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» за природоохранную деятельность предприятия назначен заместитель директора по производству Колтунов С.А.

Оценив доказательства в соответствии с требованиямист. 26.11 КоАП Российской Федерации, прихожу к выводу о доказанности виновности должностного лица ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» Колтунова С.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП Российской Федерации.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП Российской Федерации).

Заместитель директора по производству ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» Колтунов С.А. ненадлежащим образом исполнил свои служебные обязанности, в связи с чем его действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 7.3 КоАП Российской Федерации по признакам -пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

Отсутствие лицензии на пользование недрами у ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» и, соответственно, виновность должностного лица в совершении вменяемого правонарушения, подтверждаются имеющимися в деле и приведёнными выше доказательствами, оснований не доверять которым не имеется.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях должностного лица Колтунова С.А. состава административного правонарушения, являются необоснованными.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992г. №2395-1 «О недрах» под использованием для собственных нужд общераспространённых полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

В рассматриваемом случае использование ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» недр без лицензии обусловлено исполнением им обязательств по договорам подряда, заключённым с администрацией МО «<данные изъяты>» и МУК «<данные изъяты>», то есть произведено в ходе осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности при выполнении обязательств в качестве подрядчика по данным договорам.

Ввиду того, что общераспространённые полезные ископаемые ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» планировало использовать за пределами земельного участка, предоставленного органом местного самоуправления, откуда полезные ископаемые были добыты, то исключение, предусмотренное ст. 19 Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992г. №2395-1 «О недрах», в данном случае не применимо, вопреки доводам жалобы.

Доводы жалобы о том, что по делу не была проведена экспертиза, в связи с чем невозможно достоверно утверждать, что ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» были добыты общераспространённые полезные ископаемые, являются несостоятельными, т.к. добыча общераспространённых полезных ископаемых со стороны юридического лица без получения соответствующей лицензии доказана материалами дела.

Доказательств того, что должностным лицом ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» Колтуновым С.А. были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечёт административную ответственность, в материалы дела не представлено и судом не установлено (ст. 2.1 и ст. 2.4 КоАП Российской Федерации).

Каких-либо нарушений требований КоАП Российской Федерации, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу постановления должностного лица, не усматриваю.

Выводы административного органа основаны на исследованных в совокупности доказательствах, которые оценены по правилам ст. 26.11 КоАП Российской Федерации, являются мотивированными.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено должностным лицом административного органа в пределах санкции, установленной ч. 1 ст. 7.3 КоАП Российской Федерации, с учётом конкретных обстоятельств и характера совёршенного правонарушения.

Иные доводы жалобы опровергаются исследованными доказательствами по делу, и не влияют на правильность выводов должностного лица административного органа.

Руководствуясь ст. 30.1 - 30.8 КоАП Российской Федерации, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора, заместителя начальника отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного геологического и земельного надзора Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФИО3 от 02 августа 2019г. о привлечении заместителя директора по производству ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» Колтунова С.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП Российской Федерации оставить без изменения, жалобу должностного лица - заместителя директора по производству ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» Колтунова С.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Харабалинский районный суд Астраханской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Решение отпечатано судьёй в совещательной комнате.

Судья М.А. Лесникова