ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-64/19 от 17.07.2019 Кармаскалинского районного суда (Республика Башкортостан)

РЕШЕНИЕ

от 17 июля 2019 г. N 12-64/2019

Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Каримовой Е.М.,

с участием прокурора Мухаметова Т.Ф.,

правонарушителя ФИО1,

ее законного представителя ФИО1, защитника в лице адвоката Абакачева А.Б.,

представителей администрации МР Кармаскалинский район РБ ФИО2 и ФИО3, представителя КДН ФИО4, педагога ФИО5,

рассмотрев жалобу Абакачева А.Б. на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав № 78 от 19 апреля 2019 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.3 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

права, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса и положения ст. 51 Конституции РФ разъяснены,

отводов и ходатайств не заявлено,

установил:

23 февраля 2019 года в 6 часов 9 минут в отношении несовершеннолетней ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по тем основаниям, что она в 4 часа 5 минут на ул.Ленина в с.Кармаскалы Кармаскалинского района РБ в нарушение пункта 2.7 ПДД РФ управляла автомобилем марки «Фольксваген поло», государственный регистрационный знак рус, в состоянии алкогольного опьянения, не имея права управления транспортным средством.

19 апреля 2019 года в отношении ФИО1 Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав было вынесено постановление за № 78 о признании ее виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 12.8 Кодекса, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, защитник ФИО1 – адвокат Абакачев подал жалобу в Кармаскалинский межрайонный суд РБ, указывая на то, что при производстве обеспечения процессуальных мер в отношении несовершеннолетней ФИО1 были грубо нарушены ее права: ей не разъяснялись процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса и положения ст. 51 Конституции России, а также о составлении протокола об административном правонарушении и о направлении на медицинское освидетельствование несовершеннолетней на состояние алкогольного опьянения не извещался её законный представитель, при указанных мероприятиях законный представитель также не присутствовал.

В судебном заседании адвокат доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил ее удовлетворить.

Законный представитель ФИО1 и сама ФИО1 настаивали на удовлетворении жалобы, указывая, что законного представителя при обеспечении процессуальных мер не было, права несовершеннолетней не разъяснялись.

Представители Администрации МР Кармаскалинский район РБ ФИО2 и ФИО3, представитель КДН ФИО4 просили отказать в удовлетворении жалобы, поскольку факт опьянения ФИО1 был установлен, не извещение её законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении и о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения не влияет на существо принятого решения, постановление является, по их мнению, законным и обоснованным.

Выслушав стороны, изучив материалы дела и просмотрев в судебном заседании видеозапись, выслушав прокурора, полагавшего, что жалоба подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статьей 25.2 КоАП РФ установлено, что защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.

Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

Согласно ст. 25.3 КоАП РФ защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в производстве по делам об административных правонарушениях осуществляют их законные представители, которые имеют права и несут обязанности, предусмотренные Кодексом в отношении представляемых ими лиц.

В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются сведения, необходимые для разрешения дела. Также при составлении протокола привлекаемому лицу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

По смыслу положений ст. ст. 28.2, 25.1, 25.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его законного представителя.

При этом лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также его законному представителю должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, возражать относительно его существа и обстоятельств.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на момент совершения административного правонарушения ФИО1 не достигла совершеннолетнего возраста.

Поэтому о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего должен быть извещен его законный представитель и сведения о нем должны быть внесены в данный протокол.

Отсутствие в протоколе сведений о законном представителе несовершеннолетнего правонарушителя, не присутствовавшем при составлении протокола и не извещенном о дате и времени его составления, является существенным нарушением указанных положений кодекса, влекущим возвращение материалов дела в орган, составивший протокол.

Кроме того, о направлении на медицинское освидетельствование составляется в соответствии с частями 3 - 5 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол, копия которого вручается лицу, направляемому на медицинское освидетельствование.

При направлении на медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Из протокола об административном правонарушении, и иных протоколов, составленных в отношении несовершеннолетней ФИО1, следует, что данная обязанность сотрудником полиции была не выполнена.

Перечисленные процессуальные действия в отношении несовершеннолетней ФИО1 были совершены без участия законного представителя, что подтверждается процессуальными документами, представленными в материалах дела, отметки об участии законного представителя которые не содержат.

Также в графе «права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, 25.1 КоАП РФ, мне разъяснены и понятны, русским языком владею», указано, что ФИО1 от подписи отказалась. Между тем, из видеозаписи, осуществляемой при фиксации обеспечения процессуальных мер и составлении протокола об административном правонарушении в отношении ФИО1, следует, что инспектором ФИО6 права несовершеннолетней не разъяснялись.

Таким образом, в ходе производства по делу порядок привлечения несовершеннолетней ФИО1 к административной ответственности был нарушен.

При рассмотрении дела по существу Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Кармаскалинского района республики, указанным выше обстоятельствам не была дана надлежащая оценка.

Из вышеизложенного следует, что постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Кармаскалинского района от 19 апреля 2019 года, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, суд

решил:

жалобу адвоката Абакачева, поданную в интересах ФИО1, - удовлетворить.

Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав №78 от 19 апреля 2019 года - отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней с момента получения его копии.

.

. Судья Е.М.Каримова